«Экскурсия в музей русского быта»
план-конспект занятия

Гладышко Наталья Викторовна

                      «Экскурсия в музей русского быта»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_v_muzey.docx897.66 КБ

Предварительный просмотр:

                      «Экскурсия в музей русского быта»

Подготовительная группа.

Цель: формирование представлений о жизни и быте русского народа.

Задачи: 

Познавательное развитие:

-познакомить детей с историей и культурой русского народа;

-познакомить детей с музеем;

- закрепить знания детей о профессии экскурсовод;

Социально – коммуникативное:

-воспитывать любовь к родному краю, уважению к нашим предкам.

Речевое развитие:

- учить детей отвечать на поставленные вопросы;

- активизировать словарь детей русскими пословицами и поговорками;

-воспитывать любовь и интерес к художественному слову.

Художественно – эстетическое развитие:

 - развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту.

Словарная работа: печь, кочерга, чугунок, прялка, лапти.

Материалы и оборудование: музейные экспонаты.

Предварительная работа: знакомство с предметами быта русского народа, показ детям иллюстраций с предметами быта; беседа с детьми о русских традициях и обычаях; чтение художественной литературы по данной теме.

Ход занятия:

Педагог: -Дети, нас пригласили в музей. А вы знаете, что такое музей? (ответы детей). 

Музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и выставкой предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Сегодня мы отправимся в музей предметов старинного быта.

Посмотрите, на двери висит замок, а ключи какие странные.

Да это вовсе не ключи, а задание. Если мы с ним справимся, то замок откроется. Слушайте внимательно. C:\Users\User\Desktop\Новая папка\IMG20250314090706.jpg

-Что такое утварь? (ответы детей). Утварь – это совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе.

-Кто такой экскурсовод? (ответы детей). Экскурсовод- это тот, кто проводит экскурсии.

Педагог: Замок открылся и мы можем войти.

Что-то никого не видно. Смотрите, записка для нас.

Читает записку: «Дорогие ребята. Приношу свои извинения, но все работники музея уехали за новым экспонатом».

Может вы мне разрешите побыть вашим экскурсоводом?  Прежде чем начнется экскурсия, давайте вспомним правила поведения в музее (ответы детей). Правила: не кричать и не шуметь, не трогать экспонаты руками. Не перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой. По залам музея следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать недопустимо. В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.

Ну вот, правила мы повторили, теперь можно начинать экскурсию.

 Педагог: В старину дом на Руси называли …(дети: избой).  Избы на Руси строили из дерева- сосны или ели. В избу вели деревянные ступени. Входя в избу, волей- неволей каждый должен был поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить. Дверь-то в избу низкая, а порог, наоборот, высокий- чтобы меньше дуло и тепло не уходило. Заходите к нам в избу.

(Дети проходят в музей). C:\Users\User\Desktop\IMG20250314090718.jpg

 -Заходите, проходите.

Как вы уже заметили, в доме всего одна комната, ее называют горницей.

-Что занимает центральное место в избе? (ответы детей).

Большую часть избы занимает печь. «Без печи изба- не изба», говорили в старину.

Печь ставили посреди горницы. О ней говорили: «Печь- всему голова», голова- значит самая главная.

Педагог: Почему печь в избе самая главная? (ответы детей).

Печь ставили с северной стороны, напротив входа, так как с севера дули холодные ветра и эту сторону старались обогреть. Печь не только обогревала людей, в ней готовили пищу.

С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. «Кормилицей, матушкой» называли ласково печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей- в ней пекли хлеб, варили кашу, щи. А где сейчас готовят? (ответы детей).

-А как сейчас обогреваются наши дома? (ответы детей: центральное отопление, обогреватель, камин).

-На печи можно было даже спать, и сколько сказок было рассказано долгими зимними вечерами. Давайте вспомним, в каких сказках упоминается печь? (ответы детей: «По щучьему веленью», «Гуси- лебеди», «Колобок»).

Педагог: Хоть печь в доме и самая главная, но сама то она готовить не умеет. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадаете и узнаете, с помощью чего хозяйка готовит обед семье.

Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит, отдает,
А сам в угол идет
.           (Ухват)

Педагог: А вот и ухват (показывает). Ухват- это длинная деревянная палка с металлической рогаткой на конце. Ухватом ставили в русскую печь чугунки.

Без работы – холодная она,
А после работы – красна от огня.
 (Кочерга)

Педагог: А это кочерга, она сделана из металла. Кочергой перемешивают горящие дрова в печи.

В печи стоит, закрытый крышкой…

Огонь ласкает твёрдый бок.

Печь освещает пламя вспышкой.

Щи варит в печке   (Чугунок).

Педагог: Чугунок- это крупный сосуд из чугуна, для тушения и варки в русской печи. Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете? (ответы детей). Да, правильно. Потому что в старину семьи были большие. Во время обеда рассаживались за стол на лавки.

Почему лавки длинные и широкие? (ответы детей).

На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места в избе не хватало.

 Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду.

Педагог:  А теперь отгадайте еще одну загадку.https://avatars.mds.yandex.net/i?id=f948011b3686a42d1778ca0c2d76423493cb34ee-5491132-images-thumbs&n=13

И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
 
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает.  
(Самовар)

 За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Педагог:- А это про что загадка?https://avatars.mds.yandex.net/i?id=376e2e6e161e47e1363658f9b7d238ca23018d8c-4012375-images-thumbs&n=13

«Всех кормлю с охотою, 

А сама безротая»    (ложка).

 В крестьянской семье  у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой.  Даже поговорку сложили: «Запасливый гость без ложки не ходит».

Педагог: Дети, посмотрите какой интересный предмет? Как вы думаете, что это? (ответы детей). Я вам дам подсказку. Для этого вам нужно отгадать еще одну загадку.https://avatars.mds.yandex.net/i?id=e3238cb2c60df2e9746c994260feaa9a2cadff29-5236641-images-thumbs&n=13

«В Полотняной стране по реке Простыне

Плывет пароход, то назад, то вперед,

А за ним гладь-

Ни морщинки не видать»    (Утюг).

Так что это? Это первый утюг. Он называется рубель. Позже, когда люди научились обрабатывать металл, появились вот такие чугунные утюги.

Педагог: -Дети, а отгадайте еще одну загадку.

 Мы раньше обувью служили. https://avatars.mds.yandex.net/i?id=65db1a02067a072223aeedb32fcacb25d013784a-10733191-images-thumbs&n=13

Крестьяне нами дорожили. (Лапти)

 Из чего плелись лапти? (Ответы детей: из лыка) Лыко – это тонко надранные из липы ленты. Про липу существовала такая загадка: «На какое дерево можно забраться разутым, а спуститься обутым?» Получается, что за лапти ничего не надо платить, поэтому их носили самые бедные люди, не имеющие возможность купить сапоги.

Доброй славой пользовались в народе умельцы. О мастере, который никакой работы не боялся, говорили: «Мастер – золотые руки». Вот такой мастер сделал эту прялку (показываю прялку), которую вы видите. C:\Users\User\Desktop\IMG20250314095127.jpg

-Дети, а как вы думаете, для чего нужна была прялка в крестьянском доме? (ответы детей).C:\Users\User\Desktop\IMG20250314095142.jpg

- С помощью прялки из овечьей шерсти пряли нитки для вязания.

 А для хранения вещей и одежды использовали сундуки.

Посмотрите, какой красивый сундук хранится в нашем музее.

Сундуки были разные: большие и маленькие, простые и украшенные драгоценностями, деревянные и железные.

Педагог:- Дети, а давайте вспомним, что мы знаем о том, как жили раньше люди. Поиграем в игру «Что было, что стало». 

(педагог задает вопросы, дети отвечают)

-.Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги).

-Раньше в печи готовили, а сейчас (на плите). 

-Раньше на лавках спали, а теперь (на кровати).

-Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас (в шкафу).

-Раньше воду из  колодца носили, а теперь льется (из водопровода). 

Педагог:- Вот такую интересную экскурсию мы с вами совершили в музей русского быта. Теперь вы знаете как жили наши предки. Спасибо всем за внимание, до свидания.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-музей "Музей русского быта"

Музей создан для ознакомления дошкольников с условиями жизни русского народа в старину....

Музей русского быта "Русская изба"

Музей русского быта "Русская изба"...

Конспект ООД "Экскурсия в музей русского быта".

Формирование представлений о жизни и быте русского народа....

Экскурсия в музей народного быта "Русская изба".

Воспитание любви к родному краю невозможно без знаний истории, традиций и культуры своего родного края. Знакомя с родным краем, ребенок приобщается к богатствам национальной культуры....

«Экскурсия в музей русского быта».

laquo;Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем...

Экскурсия по музею Русской избы: знакомство с Русской печью

Конспект содержит материал для знакомства с мини-музеем крестьянского быта....

Экскурсия в музей русского быта в ЦВР ДОП «Алиса»

Экскурсия в музей русского быта в ЦВР ДОП «Алиса»Русь деревянная – края дорогие,...