«Экскурсия в музей русского быта»
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
«Экскурсия в музей русского быта»
Подготовительная группа.
Цель: формирование представлений о жизни и быте русского народа.
Задачи:
Познавательное развитие:
-познакомить детей с историей и культурой русского народа;
-познакомить детей с музеем;
- закрепить знания детей о профессии экскурсовод;
Социально – коммуникативное:
-воспитывать любовь к родному краю, уважению к нашим предкам.
Речевое развитие:
- учить детей отвечать на поставленные вопросы;
- активизировать словарь детей русскими пословицами и поговорками;
-воспитывать любовь и интерес к художественному слову.
Художественно – эстетическое развитие:
- развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту.
Словарная работа: печь, кочерга, чугунок, прялка, лапти.
Материалы и оборудование: музейные экспонаты.
Предварительная работа: знакомство с предметами быта русского народа, показ детям иллюстраций с предметами быта; беседа с детьми о русских традициях и обычаях; чтение художественной литературы по данной теме.
Ход занятия:
Педагог: -Дети, нас пригласили в музей. А вы знаете, что такое музей? (ответы детей).
Музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и выставкой предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Сегодня мы отправимся в музей предметов старинного быта.
Посмотрите, на двери висит замок, а ключи какие странные.
Да это вовсе не ключи, а задание. Если мы с ним справимся, то замок откроется. Слушайте внимательно.
-Что такое утварь? (ответы детей). Утварь – это совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе.
-Кто такой экскурсовод? (ответы детей). Экскурсовод- это тот, кто проводит экскурсии.
Педагог: Замок открылся и мы можем войти.
Что-то никого не видно. Смотрите, записка для нас.
Читает записку: «Дорогие ребята. Приношу свои извинения, но все работники музея уехали за новым экспонатом».
Может вы мне разрешите побыть вашим экскурсоводом? Прежде чем начнется экскурсия, давайте вспомним правила поведения в музее (ответы детей). Правила: не кричать и не шуметь, не трогать экспонаты руками. Не перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой. По залам музея следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать недопустимо. В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.
Ну вот, правила мы повторили, теперь можно начинать экскурсию.
Педагог: В старину дом на Руси называли …(дети: избой). Избы на Руси строили из дерева- сосны или ели. В избу вели деревянные ступени. Входя в избу, волей- неволей каждый должен был поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить. Дверь-то в избу низкая, а порог, наоборот, высокий- чтобы меньше дуло и тепло не уходило. Заходите к нам в избу.
(Дети проходят в музей).
-Заходите, проходите.
Как вы уже заметили, в доме всего одна комната, ее называют горницей.
-Что занимает центральное место в избе? (ответы детей).
Большую часть избы занимает печь. «Без печи изба- не изба», говорили в старину.
Печь ставили посреди горницы. О ней говорили: «Печь- всему голова», голова- значит самая главная.
Педагог: Почему печь в избе самая главная? (ответы детей).
Печь ставили с северной стороны, напротив входа, так как с севера дули холодные ветра и эту сторону старались обогреть. Печь не только обогревала людей, в ней готовили пищу.
С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. «Кормилицей, матушкой» называли ласково печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей- в ней пекли хлеб, варили кашу, щи. А где сейчас готовят? (ответы детей).
-А как сейчас обогреваются наши дома? (ответы детей: центральное отопление, обогреватель, камин).
-На печи можно было даже спать, и сколько сказок было рассказано долгими зимними вечерами. Давайте вспомним, в каких сказках упоминается печь? (ответы детей: «По щучьему веленью», «Гуси- лебеди», «Колобок»).
Педагог: Хоть печь в доме и самая главная, но сама то она готовить не умеет. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадаете и узнаете, с помощью чего хозяйка готовит обед семье.
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит, отдает,
А сам в угол идет. (Ухват)
Педагог: А вот и ухват (показывает). Ухват- это длинная деревянная палка с металлической рогаткой на конце. Ухватом ставили в русскую печь чугунки.
Без работы – холодная она,
А после работы – красна от огня. (Кочерга)
Педагог: А это кочерга, она сделана из металла. Кочергой перемешивают горящие дрова в печи.
В печи стоит, закрытый крышкой…
Огонь ласкает твёрдый бок.
Печь освещает пламя вспышкой.
Щи варит в печке (Чугунок).
Педагог: Чугунок- это крупный сосуд из чугуна, для тушения и варки в русской печи. Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете? (ответы детей). Да, правильно. Потому что в старину семьи были большие. Во время обеда рассаживались за стол на лавки.
Почему лавки длинные и широкие? (ответы детей).
На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места в избе не хватало.
Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду.
Педагог: А теперь отгадайте еще одну загадку.
И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает. (Самовар)
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
Педагог:- А это про что загадка?
«Всех кормлю с охотою,
А сама безротая» (ложка).
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили: «Запасливый гость без ложки не ходит».
Педагог: Дети, посмотрите какой интересный предмет? Как вы думаете, что это? (ответы детей). Я вам дам подсказку. Для этого вам нужно отгадать еще одну загадку.
«В Полотняной стране по реке Простыне
Плывет пароход, то назад, то вперед,
А за ним гладь-
Ни морщинки не видать» (Утюг).
Так что это? Это первый утюг. Он называется рубель. Позже, когда люди научились обрабатывать металл, появились вот такие чугунные утюги.
Педагог: -Дети, а отгадайте еще одну загадку.
Мы раньше обувью служили.
Крестьяне нами дорожили. (Лапти)
Из чего плелись лапти? (Ответы детей: из лыка) Лыко – это тонко надранные из липы ленты. Про липу существовала такая загадка: «На какое дерево можно забраться разутым, а спуститься обутым?» Получается, что за лапти ничего не надо платить, поэтому их носили самые бедные люди, не имеющие возможность купить сапоги.
Доброй славой пользовались в народе умельцы. О мастере, который никакой работы не боялся, говорили: «Мастер – золотые руки». Вот такой мастер сделал эту прялку (показываю прялку), которую вы видите.
-Дети, а как вы думаете, для чего нужна была прялка в крестьянском доме? (ответы детей).
- С помощью прялки из овечьей шерсти пряли нитки для вязания.
А для хранения вещей и одежды использовали сундуки.
Посмотрите, какой красивый сундук хранится в нашем музее.
Сундуки были разные: большие и маленькие, простые и украшенные драгоценностями, деревянные и железные.
Педагог:- Дети, а давайте вспомним, что мы знаем о том, как жили раньше люди. Поиграем в игру «Что было, что стало».
(педагог задает вопросы, дети отвечают)
-.Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги).
-Раньше в печи готовили, а сейчас (на плите).
-Раньше на лавках спали, а теперь (на кровати).
-Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас (в шкафу).
-Раньше воду из колодца носили, а теперь льется (из водопровода).
Педагог:- Вот такую интересную экскурсию мы с вами совершили в музей русского быта. Теперь вы знаете как жили наши предки. Спасибо всем за внимание, до свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-музей "Музей русского быта"
Музей создан для ознакомления дошкольников с условиями жизни русского народа в старину....

Конспект ООД "Экскурсия в музей русского быта".
Формирование представлений о жизни и быте русского народа....

Экскурсия в музей народного быта "Русская изба".
Воспитание любви к родному краю невозможно без знаний истории, традиций и культуры своего родного края. Знакомя с родным краем, ребенок приобщается к богатствам национальной культуры....

«Экскурсия в музей русского быта».
laquo;Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем...

Экскурсия по музею Русской избы: знакомство с Русской печью
Конспект содержит материал для знакомства с мини-музеем крестьянского быта....

Экскурсия в музей русского быта в ЦВР ДОП «Алиса»
Экскурсия в музей русского быта в ЦВР ДОП «Алиса»Русь деревянная – края дорогие,...











