Развитие предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал

Нартдинова Фаниса Фангатовна

Данный материал предназначен для проведения семинара-практикума для педагогов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chit_gram.pptx2.66 МБ
Файл tekst_k_chit_gram.docx34.48 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста Югорск 202 5

Слайд 2

Функциональная грамотность «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» А.А. Леонтьев

Слайд 3

Читательская грамотность Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Слайд 4

Предпосылки ЧГ в дошкольном детстве формирование у детей интереса к чтению, мотивации к обучению чтению, воспитание будущего читателя становление и развитие у детей смыслового восприятия фольклора и художественной литературы, процесса понимания на слух и интерпретации информации из текстов различных жанров стимулирование детской активности в применении извлеченной информации в самостоятельной игровой, творческой, бытовой деятельности

Слайд 5

Технологии способствующие развитию читательской грамотности детей дошкольного возраста

Слайд 6

Смысловое (осмысленное) чтение Школа смыслового чтения Елены Матвеевой: выстроенная методика работы с текстовой информацией – основы смыслового или осмысленного чтения Серия «Читаем, играем, общаемся с таксой Ламбой » Серия «Читаем с удовольствием» Серия «Смысловое чтение» Серия «Читаем с таксой Ламбой »

Слайд 7

Технологии способствующие развитию читательской грамотности детей дошкольного возраста ТЕХНОЛОГИЯ СКРАЙБИНГ — в переводе с английского означает набросать эскизы или рисунки, это процесс визуализации содержания простым и доступным способом, во время которого зарисовка образов происходит прямо во время передачи информации.

Слайд 8

Рисованный скрайбинг - р ука человека рисует картинки, схемы, записывает ключевые слова параллельно с текстом. На примере стихотворения Н. Нищевой Перед нами ёлочка: Шишечки, иголочки. Шарики, фонарики, Зайчики и свечки, Звёзды, человечки.

Слайд 10

Аппликативный скрайбинг - н а лист бумаги или любой другой фон выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту. Составление рассказа о полезном питании

Слайд 11

Магнитный скрайбинг - похож на аппликационный, единственное различие – готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску. Рассказывание сказки «Кот, лиса и петух»

Слайд 13

«Ёлочка» Н.Нищевой .

Слайд 14

СТОРИТЕЛЛИНГ – в переводе с английского означает «рассказывание историй». Технология сторителлинг , которая лежит в основе игры «Кубики историй» открывает уникальные возможности для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запомнить сюжета, эффективна в процессе рассуждения.

Слайд 15

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «КУБИК БЛУМА» Назови. Если выпадает эта сторона, то детям предлагают обозначить предметы или явления. Например, назвать главных героев сказки. Почему. Здесь задаются вопросы, которые показывают причину тех или иных явлений. Например, почему в сказке «Гадкий утёнок», главный герой был так не любим всеми? Объясни. Здесь идёт уточнение тех проблем, которые возникают в теме. Например, Как ты думаешь, обитатели двора были справедливы к гадкому утёнку? Предложи. Ребёнок может предложить свою версию сказки. Придумай. Проявляется фантазия ребенка. Можно придумать, например, друзей утёнку. Поделись. В данном вопросе дети делятся своими эмоциями по поводу пройденного произведения, выражают свою точку зрения.

Слайд 16

Приём «Тонкие и толстые вопросы» Приём «Ассоциации» Приём «Мозговой штурм» Приём «Письмо с дырками» Приём «Чтение с остановками» Приём “ Верные - неверные утверждения” Приём «Уголки»

Слайд 17

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРИЁМ «МНЕМОТЕХНИКА» Ходит осень в нашем парке, Дарит осень Всем подарки: Бусы красные – Рябине, Фартук розовый – Осине, Зонтик желтый – Тополям, Фрукты осень - дарит нам. И. Винокуров

Слайд 19

Книги должны быть разнообразны, грамотно подобраны и соответствовать возрасту ребёнка. Поддерживая интерес к чтению, важно беседовать о прочитанном, поддерживать похвалой, советовать, помогать ребёнку соотносить действия героев с жизненной ситуацией.

Слайд 20

Уникальная методика по тренировке зрительной памяти По рзеузльаттам илссоевадний одонго анлигсйокго унвиертисета , не иеемт занчнеия , в каокм проякде рсапжоолены бкувы в солве . Галовне , чотбы преавя и пслонедяя бквуы блыи на мсете . Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке , все-рвано ткест чтаитсея без побрелм . Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиаетм кдаужю бкуву по отдльенотси , а все солво цлиеком .

Слайд 21

Рысь В тмнёом луес , у лесной тирниокп , зёлаг зьвре . Это рысь – кшкоа рсотом с бшоьлую скбоуа . Хвост у неё кйтоорки , уши с кчоктисаим , шкура в пняыакштх . Житёв лемот рысь на тослотм суку и ждтё . Она с дерева так и бссритоя на добычу.

Слайд 22

Найдите и прочитайте 6 слов, начинающихся с буквы А АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ АПТЕКА АНАНАС АСТРА АКРОБАТ АТЛАС АСФАЛЬТ

Слайд 23

Найдите и прочитайте 7 слов, в которых все буквы О МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛО МОЛОКО НОС НОСОРОГ РОГ СОК КОЛ ГОЛОС

Слайд 24

Прочитайте слова без лишнего слога тюсалень леонапард лягушлика дязател инжидюк кастфурюля скотывородка повабурёшка серчавиз кадыпуста уктюроп петщерушка

Слайд 25

Читай только первые слоги канат лентяй дача рисунок = сани ракета фантазия = концерт феникс тарелка = фикус аллея карандаш = ка лен да ри са ра фан кон фе та фи ал ка

Слайд 26

Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадку и отгадайте. L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T Один костёр - весь мир согревает. (солнце)

Слайд 27

Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно По печи узнают человека. Терпенье и прут всё перетрут. Здоровому - грач не нужен. Торопливый человек дважды одно тело делает.

Слайд 30

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



Предварительный просмотр:

Развитие предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста.

«Как хорошо уметь читать»! Большинство родителей дошкольников стремятся, чтобы ребенок еще в детском саду научился читать, имел интерес к чтению, считая это умение одним из основных показателей его готовности к школе. И это стремление не лишено смысла.

Дошкольное детство — именно то время, когда стоит приобщать ребенка к книге. Речь идет не столько об обучении детей дошкольного возраста чтению, а прежде всего, о формировании интереса к этому процессу, об умении и желании работать с книгой, воспитание читательской культуры.

  К сожалению, сегодня реализовать эту задачу становится все сложнее. Стремительный темп жизни влияет не только на взрослых, но и на детей.  Огромное значение оказывает разнообразие мультимедийных развлечений, доступных современному дошкольнику. Целая совокупность различных факторов влияет на снижение интереса ребенка к книге, чтению.

Задача взрослого — помочь ребенку осознать, что книга является одним из средств познания нового, а художественное слово — высоким искусством.

Кроме того, по мнению многих ученых, прежде чем ребенок начнет читать, он должен хорошо овладеть речью и иметь интерес к чтению.

Ребенок должен освоить звуковую культуру речи: иметь развитые артикуляционный аппарат, речевое дыхание и слух; уметь четко и правильно произносить звуки родного языка, понимать, как звуки складываются в слова; идентифицировать звуки в окружающей среде (голоса животных, шум транспорта, музыку и т. д).

У ребенка должен быть богатый словарный запас; грамматически правильная речь (умение согласовывать слова в роде, числе, падеже, строить различные типы предложений); развита связная речь (способность спросить и ответить на поставленный вопрос, пересказать текст, составить рассказ и др.) согласно возрастным возможностям.

Сначала следует научить ребенка слушать, говорить, воспринимать, понимать речь других, а только потом — читать и писать.

Только, опираясь на такой фундамент, заложенный в дошкольном детстве, можно вырастить грамотного, заинтересованного читателя.

СЛАЙД 5

Существует огромное число технологий  развивающих интерес к книге и чтению.

Я хочу остановиться на некоторых.

СЛАЙД 6       Смысловое чтение.

СЛАЙД 7       Технология скрайбинг, Известно, что мышление дошкольника наглядно-образное, любой педагог понимает о необходимости наглядности в любой деятельности.

В детстве все немного «скрайберы». Ребенок сначала учится рисовать, и лишь затем - писать. Каждый ребенок через свои рисунки пытается донести информацию до взрослых. Недаром  рисование – это один из самых любимых видов деятельности в дошкольном возрасте.

СЛАЙД 8      

На примере стихотворения «Ёлочка» Н. Нищева

Перед нами ёлочка:

Шишечки, иголочки.

Шарики, фонарики,

 Зайчики и свечки,

Звёзды, человечки.

СЛАЙД   9 примеры сказок      

Практическая часть.

1 задание Я предлагаю вам стать скрайберами, послушать рассказ «Галка»

Л.Н. Толстого, зарисовать его и проговорить.

- Пока я буду читать, вы уже можете делать зарисовки.

«Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше, и можно было пить»

- Что же у Вас получилось? Молодцы!

11   СЛАЙД  

2 задание   Аппликативный – магнитный скрайбинг сказки Курочка Ряба.

14 СЛАЙД

3 задание Сторителлинг. Сказка Репка

15 СЛАЙД  Кубик Блума

16 Слайд  Приёмы критического мышления

4 задание

                                Уважаемые коллеги!

 Приём «Мнемотехника». Дошкольники не умеют читать и писать, поэтому  целесообразно применить текст в рисунках или хорошо известные мнемотаблицы.

17 Слайд  Пример на экране:

Ходит осень в нашем парке, 
Дарит осень
Всем подарки:
Бусы красные – Рябине,
Фартук розовый – Осине,
Зонтик желтый – Тополям,
Фрукты осень - дарит нам.

18 Слайд  Пересказ рассказа  
Итак, вашему вниманию предложены тексты стихотворений, вам нужно составить мнемотаблицы.

  1. Компот
    Будем мы варить компот,
    Фруктов нужно много. Вот.
    Будем яблоки крошить,
    Грушу будем мы рубить.
    Отожмем лимонный сок,
    Слив положим и песок.
    Варим, варим мы компот,
    Угостим честной народ.

  1. Много мебели в квартире  
    Раз, два, три, четыре, 
    Много мебели в квартире. 
    В шкаф повесим мы рубашку, 
    А в буфет поставим чашку. 
    Чтобы ножки отдохнули, 
    Посидим чуть-чуть на стуле. 
    А когда мы крепко спали, 
    На кровати мы лежали. 
    А потом мы с котом, 
    Посидели за столом. 
    Чай с вареньем дружно пили. 
    Много мебели в квартире.
  2. Нос, умойся!

Кран, откройся!

Нос, умойся!

Мойтесь сразу, оба глаза!

Мойтесь, уши,

Мойся, шейка!

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся!

Грязь, смывайся!

Грязь, Смойся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс для педагогов «Транслирование опыта развития математической грамотности детей дошкольного возраста через активное внедрение информационных ресурсов в условиях новой парадигмы образовании».

Модернизация системы образования стала отличительным признаком развития современного российского общества. Динамичная технологизация и всеобъемлющая информатизация – процессы, требующие от образ...

Использование интерактивных игр для развития финансовой грамотности детей дошкольного возраста

Интерактивные технологии все более плотно входят в нашу жизнь. Сейчас в дошкольных образовательных учреждениях идет активная практика внедрения интерактивного оборудования в образовательный процесс. О...

Презентация "Развитие читательской грамотности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"

Презентация "Развитие читательской грамотности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"...

Формирование и развитие функциональной грамотности детей дошкольного возраста

laquo;Формирование и развитие функциональной грамотности детей дошкольного возраста путем ознакомления с художественной литературой, театрализацией и музыкой. Новые технологии в художественно &ndash...

Игры для развития финансовой грамотности детей дошкольного возраста

В ходе образовательной деятельности у ребенка воспитывается ценност-ное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. Дошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между фина...

Отражение в РППС ДОУ приоритетного направления по развитию финансовой грамотности детей дошкольного возраста

Отражение в  РППС ДОУ приоритетного направления по развитию финансовой грамотности детей дошкольного возраста...

Развитие математической грамотности детей дошкольного возраста посредством дидактической игры и занимательного материала.

Регулярное использование игр и занимательного материала математического содержания повышает у дошкольников  качество математической подготовленности, позволяет более уверенно ориентироваться в пр...