Проект социального- коммуникативного партнерства для детей младшей группы и подготовительной группы «Давайте жить дружно»
проект
В нашем современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Поэтому в целях создания системы взаимовыгодного сотрудничества с социумом усилиями педагогов дошкольного образовательного учреждения детский сад №309 был запущен долгосрочный проект Взаимодействие между группами «Солнышко» и «Сказка .
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №309»
Территория социального- коммуникативного партнерства для детей младшей группы «Сказка» и подготовительной группы «Солнышко»
г. Красноярск
2024г.
Вид партнерства : Творческий, групповой.
Срок реализации: 1год
Участники: Дети младшей группы «Сказка» и подготовите группы «Солнышко», воспитатели, родители,
Возраст детей: 3-7 лет.
Продукт совместной деятельности: концерты, праздники, совместные занятие, взаимопомощь, спортивных соревнованиях, итоговые тематические мероприятия.
Постановка проблемы: в нашем современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители наших детей, это поколение 90-х годов, у которого были потеряны нравственные ориентиры и отсутствовало патриотическое воспитание. Многие родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным, чтобы стал настоящим гражданином своей страны. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях.
Для детского сада очень важно привлекать к процессу воспитания все дополнительные образовательные ресурсы. Одним из таких резервов является институт социального партнерства.
Поэтому в 2023 году в целях создания системы взаимовыгодного сотрудничества с социумом усилиями педагогов дошкольного образовательного учреждения детский сад №309 был запущен долгосрочный проект Взаимодействие между группами «Солнышко» и «Сказка .
«Детский народный календарь» дополнительная образовательная программа направлена:
- привлечение учащихся к познанию родной природы;
- изучение традиций народа, его истории, творчества, культуры.
- на воспитание детей в духе следования национальным культурным традициям в рамках народного календаря;
Данная дополнительная образовательная программа является по уровню усвоения – общеразвивающей, по цели обучения – познавательная, по форме комплексная.
Основанием для разработки дополнительной образовательной программы послужило необходимость интерактивного изучения народного календаря, как культурного наследия, осознание духовного опыта народа, эстетической цельности, единства народного искусства. Народный календарь – это историческая и культурная память, дневник народной жизни, многие страницы которого посвящены детям, их яркому, непосредственному творчеству; сезонным играм и забавам, развлечениям и игрушкам-самоделкам, связанных со временем года. Народный календарь – это стройная череда православных праздников и трудовых будней, обрядов, обычаев и примет, замкнутых в годовом круге, основанном на земледельческом календаре. Ребята привлекались к посильным домашним и хозяйственным работам, были участниками всех календарных праздников и обрядов. Кроме того, у них был свой собственный календарь, традиции которого тоже переходили от старших к младшим.
Обращение к народному творчеству, детскому народному календарю на современном этапе служит средством передачи духовного опыта русского народа, традиций народной педагогики в воспитании нового поколения.
Актуальность данной дополнительной образовательной программы состоит в том, что на основе изучения народного календаря создается взаимосвязь поколений, воспитывается патриотизм, коллективизм, сплоченность, доверие, гостеприимство, доброта и взаимопомощь, родственное чувство к окружающим людям и природе, и на этой основе формируется творческая личность, ее духовно-нравственная основа.
Новизна данной дополнительной образовательной программы является её экологическая направленность, так как привлечение детей к познанию родной природы и бережное отношение, идет через изучение «месяцеслова" – народного календаря. Который даёт не только знания о конкретных циклических явлениях в природе, но и развивает наблюдательность и внимание, уважение и преклонение перед Природой, воспитывает гуманное отношение к природе в рамках традиций народа, его истории.
Цель программы: создание условий для развития творчески активной, экологически грамотной личности средствами декоративной деятельности, поэтического и обрядово-игрового народного творчества на основе культурных традиций русского народа.
Задачи программы:
дать знания о способах художественного отображения культурных
традиций в декоративно-прикладном творчестве;
- обучить учащихся основам техники и технологии изготовления
изделий традиционной игрушки, связанной со временем года;
- научить их использовать знание различных техник декоративного и
художественного изображения при усвоении нового материала;
- развить интерес к устному народному творчеству, обычаям, обрядам,
праздникам народного календаря;
- активизировать способность к самостоятельному творческому
решению найденного образа; собственному восприятию обрядово-календарного и устного народного творчества произведений русских писателей;
- сформировать потребность в познании и понимании культуры,
истории своей Родины;
- развить и сформировать социально-ценностных компетенций у
учащегося.
Содержание образовательной деятельности
Обучение по программе «Детский народный календарь» проводится по направлениям:
Декоративная деятельность с использованием природного материала;
подвижные и обрядовые игры, поэтический фольклор;
экологическая деятельность;
проектно-исследовательская деятельность:
воспитательная деятельность.
В связи с тем, что народное творчество одного вида тесно связано с другими видами и помогает более полному раскрытию его содержания, проводятся занятия по поэтическому и обрядово-игровому фольклору одновременно.
Знакомство с праздниками, бытом, обрядами, обычаями, трудом, природой является стержнем занятия и рассматривается в его вводной части по всем направлениям деятельности.
Народный календарь
Тема народного календаря является базовой, на которой строится содержание всех видов деятельности программы. Каждое событие в народном календаре приурочено к определенному времени года, месяцу и дню. Программа знакомит с верованиями древних людей, олицетворением природы, растений, животных, представлениями об устройстве мира, положенными в основу культуры и традиций русского народа.
На занятиях рассказывается праздниках русского народа: образ жизни, поведение и отношения в семье и общине, традиции общения и воспитания. Учащиеся знакомятся с приметами и поверьями, помогавшими людям в трудовой и хозяйственной деятельности, в быту: когда делать ту или иную работу, как спасти скотину от напастей и т.д.).
Ребята изучают детский поэтический фольклор, узнают, в какие игры играли их предки и как они связаны с сезонами, обрядами и праздниками.
В программе изготовление предметов из природного материала, составляет основное содержание программы которые исстари мастерили дети и взрослые – разнообразных сезонных игрушек и обрядовых предметов: рябиновых бус, погремушек, овощных игрушек, кукол-зернушек и пр., а также обрядовой выпечки, расписных яиц и других забытых «игрушек из лукошка». Такие предметы очень просты в исполнении и не требуют больших затрат времени и материалов. Учащимся доступно их изготовление дома, что способствует развитию интереса родителей к творчеству ребенка, приобщает их к народной культуре и совместной деятельности.
В народной жизни большое внимание уделялось игре. Подвижная игра является упражнением, готовящем ребёнка к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают детей к определённым умственным и физическим усилиям. Подвижная игра – незаменимое средство пополнения воспитанником знаний и представлений об окружающем мире, развития смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. В процессе игры учащиеся не только упражняются в уже имеющихся навыках, закрепляют их, но и формируют новые навыки, развивают новые качества личности.
В программу входят игры, являющиеся частью народных праздников и обрядов: на Пасху – «Катание яиц» и «Расшибалки», на Масленицу – «Горелки», «Горыныч», «Долгая Арина», на Троицу – «Александровская берёза», на Покров – «Бояре», «Прошибки».
В подвижных играх используются:
- считалки,
- приговорки,
- песенки.
В обрядах:
- заклички,
- песенки,
- напевы,
- речёвки,
- зазывалки,
- колядки,
- приговоры,
- припевы,
- песенки-подражалки.
Занятия могут проходить в форме:
- игры;
- экскурсии;
- беседы;
- выставки;
- конкурса;
- мастер-класса;
- фольклорного праздника;
- посещения музея;
- вариативного занятия.
Особый интерес вызывают народные праздники, завершающие определенный цикл природного календаря, объединяющие все виды деятельности детей в коллективе при подготовке к нему. Учащиеся наблюдают за состоянием природы, изучают приметы и поверья, связанные с праздником и трудом людей, изготавливают обрядовые предметы, разучивают песни, хороводы, игры, обряды
Материально-технические условия:
Материалы: бумага гофрированная, бумага цветная, картон, картон цветной, клей ПВА; «Титан», клей силиконовый, калька, краски акварельные, гуашь, карандаши цветные, ленты, тесьма, ткани, украшения, пластилин, сухоцветы, крупы разные..
Растительный материал:
дикорастущие виды растений (душица обыкновенная, пижма, рогоз широколистный, цмин песчаный и другие);
Декоративные плоды растений (барбарис, семена, шишки различные, ягоды, стручки бобовых и другие)
Организационные условия учебного процесса:
- Программа рассчитана на 1 год обучения
Количество часов в месяц – 1 час.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема |
| Раздел № I. Народный календарь. Вводное занятие |
| Раздел № II. Осень Осенние народные праздники "Батюшка Покров,натопи нашу хату без дров" |
| Тема: Осенины 22 сентября |
2 | Вводное занятие – народный календарь осени. Осенины. История праздника. Сбор природного материала. Заготовка материала и подготовка его к работе. |
3 | Сушка, сортировка, хранение материала. Экскурсия. Сбор ягод рябины, шиповника, ранетки. Изготовление бус, колец, венков из ягод. |
| Тема: Воздвижение 27 сентября |
4 | История праздника Воздвижение. Капусницы. Осенние игры и забавы. Обычаи и приметы. |
5 | Ознакомление с основами техники изготовления поделок и игрушек из овощей. (Капуста, тыква, кабачки, картофель, морковь, рябина, ранетка) |
| Тема: Покров 14 октябрь |
6 | Покров - история праздника. Обычаи и приметы. Загадки. Отработка технологи изготовления поделок из овощей. (Кабачки, морковь, рябина) |
7 | Праздник Покров. Конкурсы, аукцион. Выставка «Осенние забавы», Игрушки из лукошка: игрушки из овощей. |
8 | Отработка технологии изготовления из природного материала (шишки, мох, листья) |
9 | Кукла- зернушка (сухое зерно или крупу для заполнения куклы - мешочка, кукла - крестушка (из ткани и прутиков,щепок,палочек. |
| Тема: Зиновий-синичник 12 ноября |
10 | Зиновий-синичник - история праздника. Обычаи и приметы. Загадки. Экологическая акция «С каждого по зернышку» |
11 | Ознакомление с основами техники изготовления плоской аппликации из природного материала.Печатный узор на ткани(делаем штампы из морковки и картофеля) Изготовлен панно «Дары осени», «Матушка Осенина» |
12 | Игрушки из лукошка: изготовление куклы-желаньицы. Работа с соломой, сухоцветами. |
13 | Экологическая акция «Подкормите птиц зимой» Изготовление и роспись кормушек, и развешивание кормушек, листовок о птицах. |
| Раздел № III. Зима. Зимние народные праздники Коляда , Коляда, ты подай пирога! |
| Тема: Екатерина-санница 7 декабря |
14 | Вводное занятие – народный календарь зимы. История зимних русских праздников. Обычаи и приметы. Зимние игры и забавы. Загадки |
15 | Екатерина-санница - история праздника. Катание на горке. Зимние гадания. |
| Тема: Никола зимний 19 декабря |
16 | Игрушки из лукошка. Изготовление декоративной ёлочки, новогодних игрушек. История праздника «Никола зимний» |
17 | Рождество – история праздника. Колядки. Изготовление рождественской звезды из бумаги или газетных трубочек. |
| Тема: Крещение 19 января |
18 | Святки. Крещение - история праздника. Обычаи и приметы. |
19 | Ознакомление с основами техники изготовления Насыпного коллажа. Изготовление коллажа «Матушка Зима», «Рождество». |
20 | Ознакомление с основами технологии и техники изготовления домашних оберегов-домовушек. |
21 | Отработка технологии изготовления оберега коса-домовушка. |
22 | Ознакомление с основами изготовления и выполнения пирамиды-иллюминации (исследовательская работа-это развлечение было описано в автобиографической записке В.И.Даля" ) |
| Тема: Стретенье 15 февраля |
23 | Стретенье – история праздника. Обычаи и приметы.Ознакомление с основами технологии и техники изготовления объёмной композиции. Изготовление композиции «Зима с весной встречается». |
24 | История и празднование масленицы. Традиции масленичной недели.Чаепитие на ранней масленичной недели с песнями и пословицами. |
| Раздел № IV. Весна. Весенние народные праздники Жаворонки , прилетите! Красну вёсну принесите! |
| Тема :Встречаем весну.Лепим жаворонки. |
25 | Вводное занятие – народный календарь весны. История весенних русских праздников. Обычаи и приметы. Загадки. Весенние игры и забавы. |
26 | Ознакомление с основами технологии и техники изготовления из солёного теста. Изготовление поделок -жаворонки,сушим и расписываем. |
27 | Отработка технологии изготовления аппликации из соломки с введением флористических деталей. |
28 | Изготовление каргопольских тетёрок (используем пластилин),но учим технику изготовления витого печенья. |
| Тема: Благовещение 7 апреля |
29 | Благовещение – история и традиция празднования. Обычаи и приметы. Загадки о птицах. Игрушки из лукошка: изготовление обрядовых подвесок, мобиле птички из природного материала, бумаги, тесьмы. |
| Тема: Вербное воскресенье 5 апреля |
30 | Ознакомление с основами технологии и техники окрашивания яиц. (природными трафаретами, крапанки, природными красителями) |
| Тема: Пасха 12 апреля |
31 | Пасха - история и традиция празднования. Обычаи и приметы. Пасхальные игры. Игрушки из лукошка: пасхальная композиция (гнездо) |
| Тема: Красная горка 19 апреля |
32
33 | Красная горка - история и традиция празднования. Обычаи и приметы. Игры и забавы.
Егорьев день- история праздника.Изготовление бумажных зверей и украшение из одуванчика. |
| Раздел № V. Лето. Летние народные праздники Белая берёзынька,Иди с нами гулять,Пойдём песни играть! |
34 | Вводное занятие – народный календарь лета История летних русских праздников. Обычаи и приметы. Загадки. Игры и забавы. |
35 | Печём лесенки .Рецепт теста к празднику Вознесению и Троице.(Изделие из солёного теста). |
Методическое обеспечение образовательной программы
Учебно-теоретические:
Детский народный календарь Галина Дайн 2010г. Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. – М., 2011
Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество. – М., 2000.
Вспомним забытые игры. – М., 2018
Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. – М., 2016.
Григорьев В.М. Народная педагогика игры. Часть 1–2. – М., 1996.
Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. – М., 1994.
Дайн Г.Л. Детский народный календарь. – М., 2001.
Народная детская поэзия (прибаутки, небылицы, считалки, детские игры). Сост. Новицкая М.Ю. – М., 1999.
Некрасова М.А. Народное искусство России. – М., 1983.
Русская мысль о музыкальном фольклоре. – М., 1979.
Русская частушка. Фольклорный сборник. – М., 1993.
Семёнова М. Мы – славяне! Популярная энциклопедия. – СПб., 1998.
Шпикалова Т.Я., Некрасова М.А.. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. Вып. 1.– М., 1991.
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.,1996.
Энциклопедия русских обычаев. Русская народная поэзия. Обрядовая поэзия. Сост. Юдина Н.А. – Л.,1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе « Давайте жить дружно!»
Конспект занятия в подготовительной группе« Давайте жить дружно!» Цель занятия: социальное развитие личности, освоение детьми разнообразных сфер социальной жизни и сферы отношени...

КОНСПЕКТ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО»
КОНСПЕКТ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО»...

Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей подготовительной группы в процессе игры» Выполнила: Балахонкина Наталья Илларионовна, воспитатель СП ГБОУ гимназии «ОЦ «Гармония» г.о. Отрадный Самарской области «Детский сад №13»
Введение.Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира.Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых краскахи трепетных звуках, в сказке, в игре, в собственном творч...

Проект "Социально - коммуникативное развитие детей подготовительной группы в процессе игры"
У большинства детей старшего дошкольного возраста наблюдаются проблемы в общении со сверстниками.В детском коллективе присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Есть дети с низким ...

Конспект занятия в подготовительной группе "Давайте жить дружно"
Формирование у детей принадлежности к группе, умения устанавливать и поддерживать контакты....

Конспект НОД: «По дороге дружбы» с детьми второй младшей группы (в рамках проекта «Давайте жить дружно»)
Конспект НОД: «По дороге дружбы» с детьми второй младшей группы (в рамках проекта «Давайте жить дружно»)...
Методическая разработка образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Давайте жить дружно»
В методической разработке рассматриваются вопросы развития социального интеллекта посредством «рефлексивного круга». В разработке представлены особенности проведения «рефлексивного к...
