Проект социального- коммуникативного партнерства для детей младшей группы и подготовительной группы «Давайте жить дружно»
проект

Нетесова Татьяна Сергеевна

           В нашем современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Поэтому  в целях создания системы взаимовыгодного сотрудничества с социумом усилиями педагогов дошкольного образовательного учреждения детский сад №309 был запущен долгосрочный проект Взаимодействие между группами «Солнышко» и «Сказка .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  №309»

                               

                         

                             

Территория социального- коммуникативного  партнерства для детей младшей группы  «Сказка» и подготовительной группы «Солнышко» 

                      «Давайте жить дружно»

                                                                                                     

                                   

г. Красноярск

2024г.

Вид партнерства : Творческий, групповой.

Срок реализации: 1год

Участники: Дети  младшей  группы «Сказка» и  подготовите группы «Солнышко», воспитатели, родители,

Возраст детей: 3-7 лет.

Продукт совместной деятельности: концерты, праздники, совместные занятие, взаимопомощь,  спортивных соревнованиях,   итоговые тематические мероприятия.

Постановка проблемы: в нашем современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители наших детей, это поколение 90-х годов,       у которого были потеряны нравственные ориентиры и отсутствовало патриотическое воспитание. Многие родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным, чтобы стал настоящим гражданином своей страны. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях.

Для детского сада очень важно привлекать к процессу воспитания все дополнительные образовательные ресурсы. Одним из таких резервов является институт социального партнерства.

Поэтому в 2023 году в целях создания системы взаимовыгодного сотрудничества с социумом усилиями педагогов дошкольного образовательного учреждения детский сад №309 был запущен долгосрочный проект Взаимодействие между группами «Солнышко» и «Сказка .

 «Детский народный календарь» дополнительная образовательная программа направлена:

  • привлечение учащихся к познанию родной природы;
  • изучение традиций народа, его истории, творчества, культуры.
  • на воспитание детей в духе следования национальным культурным традициям в рамках народного календаря;

Данная дополнительная образовательная программа является по уровню усвоения – общеразвивающей, по цели обучения – познавательная, по форме комплексная.

Основанием для разработки дополнительной образовательной программы послужило необходимость интерактивного изучения народного календаря, как культурного наследия, осознание духовного опыта народа, эстетической цельности, единства народного искусства. Народный календарь – это историческая и культурная память, дневник народной жизни, многие страницы которого посвящены детям, их яркому, непосредственному творчеству; сезонным играм и забавам, развлечениям и игрушкам-самоделкам, связанных со временем года. Народный календарь – это стройная череда православных праздников и трудовых будней, обрядов, обычаев и примет, замкнутых в годовом круге, основанном на земледельческом календаре. Ребята привлекались к посильным домашним и хозяйственным работам, были участниками всех календарных праздников и обрядов. Кроме того, у них был свой собственный календарь, традиции которого тоже переходили от старших к младшим.

Обращение к народному творчеству, детскому народному календарю на современном этапе служит средством передачи духовного опыта русского народа, традиций народной педагогики в воспитании нового поколения.

Актуальность данной дополнительной образовательной программы состоит в том, что на основе изучения народного календаря создается взаимосвязь поколений, воспитывается патриотизм, коллективизм, сплоченность, доверие, гостеприимство, доброта и взаимопомощь, родственное чувство к окружающим людям и природе, и на этой основе формируется творческая личность, ее духовно-нравственная основа.

Новизна данной дополнительной образовательной программы является её экологическая направленность, так как привлечение детей к познанию родной природы и бережное отношение, идет через изучение «месяцеслова" – народного календаря. Который даёт не только знания о конкретных циклических явлениях в природе, но и развивает наблюдательность и внимание, уважение и преклонение перед Природой, воспитывает гуманное отношение к природе в рамках традиций народа, его истории. 

Цель программы: создание условий для развития творчески активной, экологически грамотной личности средствами декоративной деятельности, поэтического и обрядово-игрового народного творчества на основе культурных традиций русского народа.

Задачи программы:

дать знания о способах художественного отображения культурных

традиций в декоративно-прикладном творчестве;

  • обучить учащихся основам техники и технологии изготовления

изделий традиционной игрушки, связанной со временем года;

  • научить их использовать знание различных техник декоративного и

художественного изображения при усвоении нового материала;

  • развить интерес к устному народному творчеству, обычаям, обрядам,

праздникам народного календаря;

  • активизировать способность к самостоятельному творческому

решению найденного образа; собственному восприятию обрядово-календарного и устного народного творчества произведений русских писателей;

  • сформировать потребность в познании и понимании культуры,

истории своей Родины;

  • развить и сформировать социально-ценностных компетенций у

учащегося.

Содержание образовательной деятельности

Обучение по программе «Детский народный календарь» проводится по направлениям:

Декоративная деятельность с использованием природного материала;

подвижные и обрядовые игры, поэтический фольклор;

экологическая деятельность;

проектно-исследовательская деятельность:

воспитательная деятельность.

В связи с тем, что народное творчество одного вида тесно связано с другими видами и помогает более полному раскрытию его содержания, проводятся занятия по поэтическому и обрядово-игровому фольклору одновременно.

Знакомство с праздниками, бытом, обрядами, обычаями, трудом, природой является стержнем занятия и рассматривается в его вводной части по всем направлениям деятельности.

Народный календарь

Тема народного календаря является базовой, на которой строится содержание всех видов деятельности программы. Каждое событие в народном календаре приурочено к определенному времени года, месяцу и дню. Программа знакомит с верованиями древних людей, олицетворением природы, растений, животных, представлениями об устройстве мира, положенными в основу культуры и традиций русского народа.

На занятиях рассказывается праздниках  русского народа: образ жизни, поведение и отношения в семье и общине, традиции общения и воспитания. Учащиеся знакомятся с приметами и поверьями, помогавшими людям в трудовой и хозяйственной деятельности, в быту: когда делать ту или иную работу, как спасти скотину от напастей и т.д.).

Ребята  изучают детский поэтический фольклор, узнают, в какие игры играли их предки и как они связаны с сезонами, обрядами и праздниками.

В программе изготовление предметов из природного материала, составляет основное содержание программы которые исстари мастерили дети и взрослые – разнообразных сезонных игрушек и обрядовых предметов: рябиновых бус, погремушек, овощных игрушек, кукол-зернушек и пр., а также обрядовой выпечки, расписных яиц и других забытых «игрушек из лукошка». Такие предметы очень просты в исполнении и не требуют больших затрат времени и материалов. Учащимся доступно их изготовление дома, что способствует развитию интереса родителей к творчеству ребенка, приобщает их к народной культуре и совместной деятельности.

В народной жизни большое внимание уделялось игре. Подвижная игра является упражнением, готовящем ребёнка к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают детей к определённым умственным и физическим усилиям. Подвижная игра – незаменимое средство пополнения воспитанником знаний и представлений об окружающем мире, развития смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. В процессе игры учащиеся не только упражняются в уже имеющихся навыках, закрепляют их, но и формируют новые навыки, развивают новые качества личности.

В программу входят игры, являющиеся частью народных праздников и обрядов: на Пасху – «Катание яиц» и «Расшибалки», на Масленицу – «Горелки», «Горыныч», «Долгая Арина», на Троицу – «Александровская берёза», на Покров – «Бояре», «Прошибки».

В подвижных играх используются:

  • считалки,
  • приговорки,
  • песенки.

В обрядах:

  • заклички,
  • песенки,
  • напевы,
  • речёвки,
  • зазывалки,
  • колядки,
  • приговоры,
  • припевы,
  • песенки-подражалки.

Занятия могут проходить в форме:

  • игры;
  • экскурсии;
  • беседы;
  • выставки;
  • конкурса;
  • мастер-класса;
  • фольклорного праздника;
  • посещения музея;
  • вариативного занятия.

Особый интерес вызывают народные праздники, завершающие определенный цикл природного календаря, объединяющие все виды деятельности детей в коллективе при подготовке к нему. Учащиеся наблюдают за состоянием природы, изучают приметы и поверья, связанные с праздником и трудом людей, изготавливают обрядовые предметы, разучивают песни, хороводы, игры, обряды

Материально-технические условия:

Материалы: бумага гофрированная, бумага цветная, картон, картон цветной, клей ПВА; «Титан», клей силиконовый, калька, краски акварельные, гуашь, карандаши цветные, ленты, тесьма, ткани, украшения, пластилин, сухоцветы, крупы разные..

Растительный материал:

дикорастущие виды растений (душица обыкновенная, пижма, рогоз широколистный, цмин песчаный и другие);

Декоративные плоды растений (барбарис, семена, шишки различные, ягоды, стручки бобовых и другие)

Организационные условия учебного процесса:

  1. Программа рассчитана на 1 год обучения

Количество часов в месяц – 1 час.

Календарно-тематическое планирование

Тема

 

Раздел № I. Народный календарь.

Вводное занятие

 

Раздел № II. Осень

Осенние народные праздники

"Батюшка Покров,натопи нашу хату без дров"

 

Тема: Осенины 22 сентября

2

Вводное занятие – народный календарь осени.

Осенины. История праздника. Сбор природного материала. Заготовка материала и подготовка его к работе.

3

Сушка, сортировка, хранение материала.

Экскурсия. Сбор ягод рябины, шиповника,

ранетки. Изготовление бус, колец, венков из ягод.

 

Тема: Воздвижение 27 сентября

4

История праздника Воздвижение. Капусницы. Осенние игры и забавы. Обычаи и приметы.

5

Ознакомление с основами техники изготовления поделок и игрушек из овощей. (Капуста, тыква, кабачки, картофель, морковь, рябина, ранетка)

 

Тема: Покров 14 октябрь

6

Покров - история праздника. Обычаи и приметы. Загадки. Отработка технологи изготовления поделок из овощей. (Кабачки, морковь, рябина)

7

Праздник Покров. Конкурсы, аукцион. Выставка «Осенние забавы», Игрушки из лукошка: игрушки из овощей.

8

Отработка технологии изготовления из природного материала (шишки, мох, листья)

9

Кукла- зернушка (сухое зерно  или крупу для заполнения куклы  - мешочка, кукла - крестушка (из ткани и прутиков,щепок,палочек.

 

Тема: Зиновий-синичник 12 ноября

10

Зиновий-синичник - история праздника. Обычаи и приметы. Загадки. Экологическая акция «С каждого по

зернышку»

11

Ознакомление с основами техники изготовления

плоской аппликации из природного материала.Печатный узор на ткани(делаем штампы из морковки и картофеля)

Изготовлен панно «Дары осени», «Матушка Осенина»

12

Игрушки из лукошка: изготовление куклы-желаньицы. Работа с соломой, сухоцветами.

13

Экологическая акция «Подкормите птиц зимой»

Изготовление и роспись кормушек, и развешивание кормушек, листовок о птицах.

 

Раздел № III. Зима.

Зимние народные праздники

Коляда  , Коляда, ты подай пирога!

 

Тема: Екатерина-санница 7 декабря

14

Вводное занятие – народный календарь зимы. История зимних русских праздников. Обычаи и приметы. Зимние игры и забавы. Загадки

15

Екатерина-санница - история праздника. Катание на горке. Зимние гадания.

 

Тема: Никола зимний 19 декабря

16

Игрушки из лукошка. Изготовление декоративной ёлочки,

новогодних игрушек. История праздника «Никола зимний»

17

Рождество – история праздника. Колядки.   Изготовление рождественской звезды из бумаги или газетных трубочек.

 

Тема: Крещение 19 января

18

Святки. Крещение - история праздника. Обычаи и приметы.

19

Ознакомление с основами техники изготовления

Насыпного коллажа. Изготовление коллажа «Матушка Зима», «Рождество».

20

Ознакомление с основами технологии и техники изготовления домашних оберегов-домовушек.

21

Отработка технологии изготовления оберега коса-домовушка.

22

Ознакомление с основами изготовления  и  выполнения пирамиды-иллюминации (исследовательская работа-это развлечение было описано в автобиографической записке В.И.Даля" )

 

Тема: Стретенье 15 февраля

23

Стретенье – история праздника. Обычаи и приметы.Ознакомление с основами технологии и техники изготовления объёмной композиции. Изготовление композиции «Зима с весной встречается».

24

  История и празднование масленицы. Традиции масленичной недели.Чаепитие на  ранней масленичной недели с песнями и пословицами.

 

Раздел № IV. Весна.

Весенние народные праздники

Жаворонки  , прилетите! Красну вёсну принесите!

 

Тема :Встречаем весну.Лепим жаворонки.

25

Вводное занятие – народный календарь весны. История весенних русских праздников. Обычаи и приметы. Загадки. Весенние игры и забавы.

26

Ознакомление с основами технологии и техники изготовления из солёного теста. Изготовление поделок -жаворонки,сушим и расписываем.

27

Отработка технологии изготовления аппликации из соломки с введением флористических деталей.

28

Изготовление  каргопольских тетёрок (используем пластилин),но учим технику изготовления витого печенья. 

 

Тема: Благовещение 7 апреля

29

Благовещение – история и традиция празднования. Обычаи и приметы. Загадки о птицах. Игрушки из лукошка: изготовление обрядовых подвесок, мобиле птички из природного материала, бумаги, тесьмы.

 

Тема: Вербное воскресенье 5 апреля

30

Ознакомление с основами технологии и техники окрашивания яиц. (природными трафаретами, крапанки, природными красителями)

 

Тема: Пасха 12 апреля

31

Пасха - история и традиция празднования. Обычаи и приметы. Пасхальные игры. Игрушки из лукошка: пасхальная композиция (гнездо)

 

Тема: Красная горка 19 апреля

32

 

33

Красная горка - история и традиция празднования. Обычаи и приметы. Игры и забавы.

 

Егорьев день- история праздника.Изготовление бумажных зверей и украшение из одуванчика.

 

Раздел № V. Лето.

Летние народные праздники

Белая берёзынька,Иди с нами гулять,Пойдём песни играть!

34

Вводное занятие – народный календарь лета История летних русских праздников. Обычаи и приметы. Загадки. Игры и забавы.

35

 Печём лесенки .Рецепт теста к празднику Вознесению и Троице.(Изделие   из солёного теста).

 

Методическое обеспечение образовательной программы

Учебно-теоретические:

 

Детский народный календарь Галина Дайн 2010г.                                                    Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. – М., 2011

Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество. – М., 2000.

Вспомним забытые игры. – М., 2018

Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. – М., 2016.

Григорьев В.М. Народная педагогика игры. Часть 1–2. – М., 1996.

Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. – М., 1994.

Дайн Г.Л. Детский народный календарь. – М., 2001.

Народная детская поэзия (прибаутки, небылицы, считалки, детские игры). Сост. Новицкая М.Ю. – М., 1999.

Некрасова М.А. Народное искусство России. – М., 1983.

Русская мысль о музыкальном фольклоре. – М., 1979.

Русская частушка. Фольклорный сборник. – М., 1993.

Семёнова М. Мы – славяне! Популярная энциклопедия. – СПб., 1998.

Шпикалова Т.Я., Некрасова М.А.. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. Вып. 1.– М., 1991.

Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.,1996.

Энциклопедия русских обычаев. Русская народная поэзия. Обрядовая поэзия. Сост. Юдина Н.А. – Л.,1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе « Давайте жить дружно!»

Конспект  занятия в подготовительной группе« Давайте жить дружно!» Цель занятия: социальное развитие личности, освоение детьми разнообразных сфер социальной жизни и сферы отношени...

КОНСПЕКТ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО»

КОНСПЕКТ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА  ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО»...

Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей подготовительной группы в процессе игры» Выполнила: Балахонкина Наталья Илларионовна, воспитатель СП ГБОУ гимназии «ОЦ «Гармония» г.о. Отрадный Самарской области «Детский сад №13»

Введение.Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира.Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых краскахи трепетных звуках, в сказке, в игре, в собственном творч...

Проект "Социально - коммуникативное развитие детей подготовительной группы в процессе игры"

У большинства детей старшего дошкольного возраста наблюдаются проблемы в общении со сверстниками.В детском коллективе присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Есть дети с низким ...

Конспект занятия в подготовительной группе "Давайте жить дружно"

Формирование у детей принадлежности к группе, умения устанавливать и поддерживать контакты....

Конспект НОД: «По дороге дружбы» с детьми второй младшей группы (в рамках проекта «Давайте жить дружно»)

Конспект НОД: «По дороге дружбы» с детьми второй младшей группы (в рамках проекта «Давайте жить дружно»)...

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Давайте жить дружно»

В методической разработке рассматриваются вопросы развития социального интеллекта посредством «рефлексивного круга». В разработке представлены особенности проведения «рефлексивного к...