Детско-родительский проект как средство ознакомления воспитанников младшего дошкольного возраста с предметами ближайшего окружения
статья (младшая группа)

Проектная деятельность в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальная, перспективная деятельность, которая должна занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Но проект достаточно трудно организовать с воспитанниками младшего дошкольного возраста без участия их родителей. Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении. Поэтому большую актуальность приобретает форма совместной деятельности, как детско-родительский проект.

В данной статье раскрывается понятие "детско-родительский проект", как его организовать с детьми младшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детско-родительский проект как средство ознакомления воспитанников младшего дошкольного возраста с предметами ближайшего окружения

Младший дошкольный возраст самое благоприятное время для познавательного развития, для накопления представлений об окружающем мире и социальном окружении. Познавательная активность детей младшего дошкольного возраста формируется, прежде всего, в процессе предметной деятельности. Таким образом, большое внимание уделяется ознакомлению детей с предметным миром.

Важной особенностью проектной деятельности в дошкольном образовании является то, что она носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги детского сада, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители выступают для ребенка не только как источник информации, а являются еще и помощниками ребенку и педагогу в процессе работы над проектом. Таким образом, родители воспитанников становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Преимущества совместной проектной деятельности педагогов и родителей заключаются в формировании компетентности родителей в вопросах воспитания их детей, установлении партнерского взаимодействия с родителями воспитанников. Совместная проектная детско-родительская деятельность имеет развивающий потенциал, который заключается в развитии коммуникативной и эмоционально-мотивационной сфер всех участников проекта.

В свою очередь, у обучающихся наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии, и личностный рост, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения, воспитанники приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между воспитанниками и родителями. Родители становятся интересными для воспитанников как партнеры по совместной деятельности.

В младшем дошкольном возрасте возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающей жизни, а так же самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности. Все это входит в познавательное развитие обучающихся, которое именно и предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира и т.д. Познавательная активность детей младшего дошкольного возраста формируется в процессе предметной деятельности, которая является основой для ознакомления с окружающим. Соответственно, ознакомление - это действие по назначению и результат такого действия, т.е. мы должны научить воспитанника правильному действию с предметами и закрепить на практике это самое действие.

Большое значение для развития ребенка имеют предметы. Они окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь. Ещё до того, как ребенок начинает действовать с предметами, они уже входят в его жизнь, обеспечивают ему выживание, помогают адаптироваться в новой социальной среде, в которую ребенок попадает с момента рождения. В предметах материализован многовековой опыт человечества, который предстает перед ребенком в обобщенном виде, раскрывающемся в физических и динамических свойствах, качествах и отношениях.

Проектная деятельность позволяет достичь дидактическую цель через детальную разработку значимой для обучающихся проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом в виде некоего конечного продукта.

Проектная деятельность в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальная, перспективная деятельность, которая должна занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Но проект достаточно трудно организовать с воспитанниками младшего дошкольного возраста без участия их родителей. Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении. Поэтому большую актуальность приобретает форма совместной деятельности, как детско-родительский проект.

Детско-родительский проект -

- это такая система обучения, которая предусматривает получение знаний и умений самим ребенком в процессе выполнения практических заданий;

- это взаимодействие в системе «ребёнок-взрослый», построенное на соучастии.

- это общение на равных, где никто не указывает, не контролирует, не оценивает.

Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей является одной из важных задач, стоящих перед коллективами дошкольных учреждений. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Одной из форм сотрудничества является проектная деятельность. Особенность детско-родительского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги.

По многим отзывам педагогов младший дошкольный возраст находится на первом этапе проектной деятельности. Он называется подражательско-исполнительский. Роль направляющего берёт на себя взрослый, создавая мотивацию, вызывая интерес детей к той или иной теме, побуждая к деятельности детей в центрах активности. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Многие педагоги, работающие с детьми младшего дошкольного возраста, отмечают, что реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе - создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Включение семьи в проектную деятельность детей считают необходимым элементом процесса. Поэтому с ранних лет родители должны учить своего ребёнка ставить конкретную цель, придумывать действия для её достижения и добиваться результата.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В работе с детьми младшего дошкольного возраста педагоги используют подсказку, наводящие вопросы. Выбор темы - это первый шаг воспитателя в работе над проектом. Второй шаг - это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т. д. На этапе разработки содержания непосредственно-организованной образовательной деятельности, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом.

Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей.

I этап разработки проекта - целеполагание: в младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики.

II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта). Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Здесь важно, проявить терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, спрашиваем: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя.

После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом - его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления предлагаем решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.

Заключительным этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: для детей младшего дошкольного возраста - это фотовыставки, выставки рисунков, оформление альбомов, тематические развлечения.

Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.

Результатами сотрудничества с родителями может быть:

- создание детско-взрослого сообщества;

- накопление материалов по взаимодействию ДОУ с семьей;

- оказание родителями помощи в создании развивающей среде;

- активное участие родителей на утренниках, открытых мероприятиях.

Использованные источники и литература:

1. Волгина, С.И. Проектная деятельность в дошкольном образовании [Текст] / С.И. Волгина, Н.А. Смирнова, М.Н. Хорина, // Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании Материалы XVIII Международной научно-практической конференции. – М., 2017. - с. 320-322.

2. Киселева, Л. С. [и др.]. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ [Текст]: Л. С. Киселева [и др.]. – М.: АРКТИ, 2011 – 96 с.

3. Бирюкова, Н.Г. Проектная деятельность в рамках гуманизации дошкольного образования [Электронный ресурс] / Н.Г. Бирюкова. – Режим доступа: (дата обращения ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Маленькие Эйнштейны» с воспитанниками младшего дошкольного возраста

С целью оптимизации воспитательно-образовательной работы педагогов с детьми младшего дошкольного возраста, был разработан педагогический проект «Маленькие Эйнштейны», направленный на развитие познават...

по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с предметами мебели «Домик для лисы».

Методическая разработка  на тему "Мебель" представляет собой комплексное занятие по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с предметами мебели и ее значением.Занятие включает ...

Экологический детско-родительский проект "В гости к деревьям". Младший дошкольный возраст.

Экологический поисково-исследовательский детско-родительский проект "В гости к деревьям" для второй младшей группы. Цель проекта: активизировать развитие речи детей, пробудить интерес к окружающему ми...

Детско - родительский образовательный проект "Чудесное лукошко" для детей среднего дошкольного возраста.

Часто в общении с детьми выясняется, что они не знают о том, где и как произрастают овощи. Ребятам необходимо объяснять, что овощи обязательно нужно употреблять в пищу. Важно научить детей навыкам сам...

педагогический проект "Ознакомление детей раннего возраста с предметами ближайшего окружения"

в проекте представлен опыт работы по ознакомлению детей раннего возраста с предметами ближайшего окружения и обогащению словаря....

Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с цветом и формой предметов средствами дидактических игр

Сенсорное воспитание включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства. Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом...

Народные сказки как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с традициями русского быта

Народные сказки как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с традициями русского быта  «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крох...