Консультация для педагогов "Подготовка к обучению грамоте в дошкольном образовании"
консультация

Жижина Ольга Владимировна

Грамота –  это умение писать и читать.

Обучение грамоте – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов, но и смысл текста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_sovet.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области  

средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр»

имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т.  Стройкерамика

муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

«Подготовка к обучению грамоте в дошкольном образовании»

В соответствии с ФОП ДО у воспитателей групп общеразвивающей направленности для детей с трех до семи лет появилось новое направление работы: формирование навыков звукового анализа и подготовка к обучению грамоте.

Сам ФОП ДО гласит, что обучение грамоте — это прямая обязанность школы, но детский сад должен провести определенную работу по подготовке детей к школе.

Грамота –  это умение писать и читать.

Обучение грамоте – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов, но и смысл текста. Обучение грамоте, как правило, начинается не раньше 5 лет при условии готовности ребёнка.

Исходя из этих определений, считается правильным, использовать в детском саду термин «подготовка к обучению грамоте».

Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов:

  • Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп: звуки раннего онтогенеза, свистящих (с.з.ц), шипящих (ш, ж), африкатов (ч, щ), соноров (л, р);
  •  Сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
  • Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу, т.е. умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове: Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.

Характерные методические ошибки при обучении грамоте

Ошибка 1. Смешивание понятий «звук» и «буква», что затрудняет процессы звукобуквенного анализа и синтеза;

Ошибка 2.  Наблюдается произвольное и хаотичное знакомство с буквами без учета закономерностей развития.

Ошибка 3. Не учитываются возрастные и функциональные фонетико-фонематические недостатки (недостатки звукопроизношения и различения звуков).

Ошибка 4.  Названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции [бэ, эм, ка, эль], что может допускаться только после четкого различения ребенком понятий «звук» и «буква». Это приводит к соответствующему воспроизведению фонетического ряда читаемого слова [эмаэма] или [мэамэа] вместо слова МАМА, [сэтэулэ] вместо слова СТУЛ;

Ошибка 5. Изучение букв с помощью алфавита с картинками. Заучивание ребенком букв с помощью картинок надолго создает в детском сознании устойчивую связь буквы и привязанного к ней изображения. Цветные иллюстрации помогут выучить алфавит, но создадут трудности при чтении. Ребенку будет трудно понять, почему слово «КОТ» получается сложением нескольких понятий, например, «КЕНГУРУ», «ОБЛАКО» и «ТЕЛЕФОН».

Ошибка 6. Отсутствие системы. Еще одной ошибкой при обучении ребенка являются бессистемные занятия. Заниматься следует регулярно, но не более 15 минут в день. Память детей достаточно кратковременна, поэтому для закрепления навыка требуется череда повторений.

Ошибка 7. Недостаточный уровень готовности ребенка к обучению грамоте.  

Занятия в детском саду по подготовке к обучению грамоте являются базой, которая облегчает ребенку непосредственное овладение письмом и чтением.

Основой для обучения грамоте является общее речевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду – развитие связной речи, словаря, грамматического строя, звуковой культуры речи, фонематических процессов, а также развитие общей и мелкой моторики.

Процесс подготовки детей к обучению грамоте начинается ещё в младших группах детского сада, однако, наибольший акцент на данный вид работы приходится на старшие подготовительные группы.

Подготавливая ребенка к обучению в школе, нужно учесть некоторые компоненты: физическая готовность, речевая, психологическая готовность.

Физическая готовность к обучению — это состояние здоровья ребенка, определенный уровень морфофункциональной зрелости его организма, необходимая степень становления двигательных навыков и качеств, физическая и умственная работоспособность.

Психологическая готовность к обучению — это уровень психического развития ребенка, который состоит из таких показателей: развитие познавательной сферы, её интересов, развитие произвольной регуляции и социальной позиции ребёнка. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка. Зона ближайшего развития определяется тем, чего ребенок может достичь совместно со взрослым, в то время, когда без его помощи он этого выполнить ещё не

Речевая готовность к обучению – это полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка, сформированность фонетической стороны речи, готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, способность использовать различные методы словообразования, умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Задачи по подготовке обучению грамоте в разных возрастных группах

Дети от 3 до 4 лет.

  1. Развивать у детей фонетико-фонематическую (правильное звукопроизношение и умение различать звуки) сторону речи с целью подготовки к обучению звуковому анализу.
  2. Детей необходимо знакомить со звуками окружающего мира, звуком, как единицей речи. Учить вычленять звук из общего потока, распознавать, кто или что издает их. Термины, характеризующие звук (гласные, согласные) не используются. Учить выделять гласный звук голосом вслед за взрослым, что подготавливает детей к интонационному выделению любого звука в слове.
  3. Упражнения на развитие дыхания.
  4. Необходимо и развитие мелкой моторики (движений кистей и пальцев рук) с целью стимулирования речевого развития и подготовки руки к письму.

Дети от 4 до 5 лет.

  1. Развивать фонематическую сторону (различение звуков) речи с целью подготовки детей к овладению звуковым анализом слов.
  2. Учить выделять отдельные звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова с определенным звуком и различать на слух твердые и мягкие согласные (без употребления самих терминов). Для детей этого возраста можно называть согласные твердые звуки «старшим», а еще лучше «сердитым» братом (братиком, братцем), согласные мягкие звуки – «младшим», а еще лучше «ласковым» братом. Тогда потом детям будет легко перейти к терминам «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук».
  3.  Давать представление о протяженности слов (короткие и длинные), знакомить с делением слов на слоги на основе выделения гласных звуков (термин «слог» не употребляется). Делят слова на части (кусочки), отстукивая, отхлопывая и т. д. ритмико-слоговую структуру. В качестве вспомогательного средства используются заместители (мелкие фишки, игрушки), наглядно изображающие отдельные части слов, что является прообразом графической записи слов.
  4. Учатся голосом выделять некоторые согласные звуки – звуки, которые   можно произнести протяжно  (М – МЬ, В – В, Ф – ФЬ, Н – НЬ, Х – ХЬ; затем свистящие, шипящие, а потом Л –ЛЬ, Р – РЬ).

При условии, что дети произносят те из них, которые предлагаются для выделения. Затем для интонационного выделения голосом предлагаются звуки, которые нельзя тянуть голосом: взрывные, губные и др. (Ч, Щ, Д – ДЬ, Т – ТЬ, Г – ГЬ, П – ПЬ, Б – БЬ, Й).

  1. Формировать движения кистей и пальцев рук с целью подготовки детей к письму.
  2. Развивать дыхание.
  3. Развивать звуковую культуру речи.

Дети от 5 до 6 лет.

  1. Развивать фонематическую сторону речи.
  2. Определять протяженность слов (измерять слоговую структуру слов хлопками, шагами). Можно вводить термин «слог» и делать графическую запись слогового деления.
  3. Необходимо продолжать интонационное выделение заданных звуков в словах, подбирать слова на определенные звуки, вычленять первый звук в слове. Умение выделять звуки в словах помогает детям анализировать звуковой состав слов. А это уже первая ступень обучения грамоте и предупреждение в дальнейшем пропуска букв при письме.
  4. Вводить термин «гласный звук» и его обозначение красными фишками, затем термин «согласный звук» с его делением на «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук» и с обозначением их синими и зелеными фишками (сигналами) соответственно. С помощью дидактического материала (фишки, сигналы, схемы) дети могут строить условно-символические модели различной сложности, что делает звуковой анализ материализованным и вполне доступным детям данного возраста.
  5. Формировать графические умения (готовить руку дошкольника к письму). К этому возрасту дошкольники уже могут произвольно управлять кистями и пальцами рук. Графические умения хорошо формируются в процессе специальных упражнений и конструирования различных предметов по аналогии, словесному образцу, памяти, замыслу. В ходе упражнений дети цветными карандашами выполняют обводку контуров предметов, штриховку и т. п.
  6. Развивать дыхание.
  7. Развивать звуковую культуру речи.

Дети от 6 до 7 лет.

Если дети с 3 до 5 лет осваивали звуковую сторону речи, то с 6 лет они с большим интересом уже могут заниматься знаковой стороной речи, то есть учиться читать. Но чтение не рождается автоматически на знании алфавита.

  1. Продолжать развитие звуковой стороны речи, то есть продолжать развивать у детей навыки звукового анализа и синтеза.
  2. Знакомить детей со знаковой системой языка (буквами).
  3. Вести подготовку руки дошкольника к письму. (К упражнениям по обводке, штриховке и т. п. добавляется «письмо» печатных букв, конструирование букв из отдельных элементов, изображение письменных букв по точкам и т. д. Обучение письму в полном объеме – только в школе).
  4. Развивать дыхание.
  5. Развивать звуковую культуру речи.

Весь материал для чтения и «письма» на начальных периодах обучения грамоте необходимо подбирать таким образом, чтобы его написание полностью совпадало с произношением. Учить читать сначала прямые и обратные слоги, затем трехбуквенные односложные (СОК, СУК) слова. Затем можно учить читать двусложные (УСЫ, ОСЫ, УХА; САНИ, КОСЫ и т. д.) слова, потом трехсложные (МАЛИНА) слова, а затем слова с двумя рядом стоящими согласными (СТУК, САНКИ, ВОЛК и т. д.).
Необходима работа с индивидуальными разрезными азбуками, так как процесс обучения идет более эффективно, если ребенок «пропускает» буквы и слоги через пальцы. При этом взрослый дает ребенку буквы и слоги к каждому занятию в нужной последовательности, но ни в коем случае не все сразу.
Большое место отводится развитию фонематического слуха детей, т. е. умения различать в звуковом потоке отдельные слова, составлять из звуков слоги и слова. Дети должны научиться выделять слова в связном коротком предложении, уметь указать в нём количество слов, составить предложение из данных слов.

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Консультация для родителей "Обучение грамоте детей дошкольного возраста"

Прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Возраст от 2 до 5 лет сензитивен к звуковой стороне речи,...

Консультация для родителей по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, т.к. является залогом успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной.Поэтому при по...

Консультация для воспитателей и родителей «Подготовка и обучение грамоте детей дошкольного возраста».

Осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоте. Создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционально...

Консультация для родителей по обучению грамоте детей дошкольного возраста

Обучение грамоте   - это важный этап в жизни ребенка.Систематизация знаний родителей по подготовке детей к обучению грамоте.Укрепление взаимодействия педагогов детского сада с семьей. Соверш...

Консультация для воспитателей дошкольного учреждения на тему: «Обучение грамоте в дошкольной образовательной организации».

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то е...

Семинар "Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Программы Нищевой Н.В. по подготовке к обучению грамоте дошкольников

Семинар для воспитателей ДОУ. Посвящен обзору программ Н.В. Нищевой по обучению грамоте и основным правилам обучения грамоте дошкольников....