Рассказ – эссе педагогического опыта «Нестандартные приемы использования игровых наборов «Дары Фрёбеля» в дидактических играх с детьми старшего дошкольного возраста» для участия во всероссийском конкурсе «Педагогические секреты».
методическая разработка

Рассказ – эссе  педагогического опыта «Нестандартные приемы использования игровых наборов «Дары Фрёбеля» в дидактических играх с детьми старшего дошкольного возраста»  для участия во всероссийском конкурсе  «Педагогические секреты».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассказ – эссе  педагогического опыта «Нестандартные приемы использования игровых наборов «Дары Фрёбеля» в дидактических играх с детьми старшего дошкольного возраста»  для участия во всероссийском конкурсе  «Педагогические секреты».

Автор работы: Дышлюк Евгения Петровна, старший воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка  детский сад № 4 «Солнышко» ГО Спасск – Дальний Приморский край.

Общеизвестно, что образовательный процесс должен строиться  на эффективных формах работы с детьми. А ведущим видом деятельности дошкольников и основной формой работы с ними является игра. Игра оказывает многогранное  влияние  на психическое и волевое развитие ребенка, на формирование его познавательных потребностей и познавательной активности.

С детьми подготовительной к школе группы на начало учебного года  мы провели диагностику по методике Ирины Владимировны Мальцевой  по определению исходного уровня сформированности познавательной активности в математическом развитии. По результатам диагностики было выявлено, что у 27% воспитанников  высокий показатель сформированности познавательной активности в усвоении взаимосвязи между явлениями и процессами, хорошая запоминаемость, стремление понять и воспроизвести усвоенное, 53% детей имеют частично сформированный уровень – они имеют слабое желании узнать больше, преодолеть затруднения, участвовать в процессе игровых действий и в заданиях. Особенно западает уровень  познавательной активности у 20% детей – именно в стремлении понять материал, недостаточная концентрация внимания и отсутствие личной заинтересованности в выполнении задания.

Встала проблема, как организовать обучение ребенка, чтобы он рос любознательным, умным и сообразительным? Чтобы  все его возможности могли реализоваться, а способности раскрыться. Пришли к выводу о необходимости создания организационно-методических условий, которые предполагают стимулирование познавательной активности к математическому развитию дошкольников через игровую деятельность.  

Усовершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в  группе  послужил  дидактический игровой  набор  «Дары Фрёбеля».  Привлекла мобильность данных игровых наборов, которые полностью соответствуют требованиям ФГОС ДО. Комплект легко применим, сделан из экологически чистого продукта – дерево и текстиль, что безопасно для  применения ребенком, создаёт условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно - исследовательской деятельности детей.  Ведь одним из средств развития познавательной активности у дошкольников является опытное экспериментирование и развивающие  интеллектуальные  игры.  

В  набор  «Дары Фрёбеля» входят разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки  для  выкладывания.  Все игры Фребеля отличаются предельной логичностью и четкостью построения.

С помощью системы игр Ф. Фребеля у детей:

- формируются представления об окружающем мире, а также элементарные математические представления, сенсорные эталоны;

- развиваются пространственное и логическое мышление;

- обогащаются социальные и коммуникативные навыки;

- активизируется познавательно-исследовательская деятельность;

- совершенствуются творческие и конструктивные навыки.

Дары Фридриха Фрёбеля – самый первый в мире обучающий материал для детей дошкольного возраста, который известен с середины 19 века  и актуален до сих пор. Многие известные педагоги-практики, такие как Мария Монтессори, Даниил Борисович Эльконин,  Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины  использовали идеи немецкого педагога Ф. Фрёбеля и его подходы к системе создания образовательных средств и развивающего пространства.

Исходя из актуальности обозначенной темы, поставлена была цель работы: развитие  познавательной активности в математической деятельности старших дошкольников посредством  дидактических игр с использованием игрового набора  «Дары Фребеля».

Для достижения поставленной цели  были разработаны  задачи, соответствующие Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования:

  • овладеть  методикой работы с игровыми наборами «Дары Фрёбеля», изучить методические рекомендации современных педагогов в практическом применении игрового дидактического оборудования; определить  целевые ориентиры по ФГОС ДО;
  • создать условия для усовершенствования развивающей среды в групповом пространстве для  построения ребёнком целостной образно-смысловой картины мира;
  • развить познавательный интерес у воспитанников, мелкую моторику, игровые и исследовательские навыки в дидактических играх математической направленности.

На основании целевых ориентиров ожидаемые результаты освоения поставленных задач для детей на промежуточном этапе  покажут, что:  

  • у детей повысится познавательный интерес, расширится творческое мышление и воображение в  дидактических играх, они приобретут игровые и исследовательские навыки и умения;
  • воспитанники активно используют в самостоятельной игровой деятельности наборы «Дары  Фребеля», применяя полученные знания;
  •  у детей сформируется  умение  логически мыслить, находить выход из проблемной игровой ситуации.

Разрабатывая приемы работы по технологии  использования игрового набора «Дары Фребеля»,  выделили  несколько этапов:

1 этап - изучение методики работы с «Дарами Фребеля» и ознакомление детей с игровыми наборами на занятиях по ФЭМП;

2 этап - практическое применение «Даров» в дидактических играх во всех образовательных областях;

3 этап – подведение итогов проведенной работы;

4 этап – перспектива дальнейшего развития.

Для успешного результата нашей работы в данном направлении применяем  формы и способы взаимодействия с детьми, связанные между собой:  

Групповая – когда все работают над одной темой;

Подгрупповая – дети по одной теме выполняют разные задания;

Индивидуальная – выполнение детьми заданий по карточкам и схемам в определенной области;

Самостоятельная – самостоятельный выбор деятельности по желанию ребенка;

Сотворчество взрослых и детей – индивидуальная работа педагога в паре с ребенком;

Досуговая – конкурс, викторина, игра - эстафета.

Особое внимание уделяем индивидуальной форме работы с детьми. Очень важно выслушать мнение каждого ребенка, поддержать и поощрить его, ведь каждый ребенок уникален по – своему, он – индивидуальность. Обязательно делаем акцент на том, что ребенок имеет возможность сделать выбор интересной для него деятельности, проявить инициативу и самостоятельность в дидактической игре. Работая в паре, дети обсуждают интересные факты и открытия, важные достижения.

Выбирая формы взаимодействия с детьми, руководствуемся принципами комплектования групп,  при этом:

- учитываются  интересы  и способности  детей

- их добровольное участие

- психофизические  особенностей детей.

Организовывая игровую деятельность наших воспитанников, применяем  методы и приемы: 

- Игровой метод - дидактические игры: «Геометрическое ожерелье», «Самоцветы», «Выложи сказку» (используются карточки - схемы, мнемотаблицы);

- Наглядный метод – демонстрация  дидактических пособий и предметов, просмотр презентации «Дары Фрёбеля»;

- Практический метод – проблемная игровая ситуация, игра - эстафета, викторина, эксперимент, «говорящий стол».

Первые занятия были посвящены знакомству с дарами. После того как дети познакомились с игровыми наборами - рассмотрели, потрогали, поэкспериментировали в свободной деятельности, мы приступили  к первому этапу работы в нашем направлении.

 В области познавательного развития работа шла по формированию элементарных математических представлений с применением данного дидактического материала, например, сравнение палочек по длине, формирование и закрепление знаний о геометрических телах, фигурах и  формах.  В дальнейшем изучали часть и целое, закрепляли количество и счет, работали с кубиками из третьего набора Ф. Фребеля, считали их слева направо и наоборот, сверху вниз  и снизу-вверх, решали логические задачи, направленные на формирование пространственно-ориентировочных представлений.

Чтобы заинтересовать детей и сделать образовательный процесс  увлекательным и  познавательным,  возникла  идея проводить дидактические игры математического развития в разных образовательных областях.

В организации игр  в области «Познавательное  развитие» нам помогают  карточки - схемы, которые в процессе решения логических задач развивают продуктивное воображение и творческое мышление.

Например, в дидактической игре «Геометрическое ожерелье», предлагаем детям по карточке - схеме составить ожерелье из объёмных геометрических фигур, в определённой последовательности по цвету и форме, нанизывая каждую фигуру на шнурок. При этом у детей развивается мелкая моторика, умение соотносить последовательность с  цветом и формой, внимание, усидчивость. В дидактической игре «Гербы и флаги», знакомим детей с государственной символикой России и других стран. Так, ребята закрепляют знания количественного счета, ориентировки на плоскости, цветового  соотношения, развивают  внимание и память.

В области «Социально – коммуникативного развития» мы с детьми обыгрываем ситуации, ставим проблемы и решаем их. Организовываем эстафеты и викторины. Например, игра «Правила дорожного движения»,  здесь дети развивают умение создавать дорожную ситуацию. Используют геометрические объёмные и плоскостные фигуры, разрезанные цилиндры, палочки, кольца и полукольца. При создании макета дорожной ситуации, учатся определять назначение дорожных знаков и их формы. Таким образом, в игре происходит закрепление навыка ориентировки в пространстве и на плоскости,  совершенствование конструктивных навыков. У детей формируется интерес к совместным играм и основам безопасности.

В области «Речевого развития» применяем приемы моделирования в  составлении схем и мнемотаблиц к стихам, сказкам, используя игровые модули. В обучении грамоте -  дети составляют буквы, слова (обозначая гласные – красным цветом, согласные – синим цветом). Например, игра «Выложи сказку» - детям читают сказку, а они выкладывают сюжет этой сказки, используя мнемотаблицу, здесь же мы закрепляем звуки гласные, согласные в именах героев по цвету. При составлении схемы мнемотаблицы дети определяют длину палочек, ширину и высоту. Мы берём в этой игре несколько наборов (палочки, кольца, полукольца, точки, мелкие кубы и арки). При этом обращаем внимание на  развитие монологической речи и звуковую культуру речи – закрепляем  гласные и согласные звуки.

Мы вместе с детьми сами придумываем и разрабатываем схемы для запоминания тем, заучивания стихотворений, пересказа сказок.

В области «Физического развития» используем игровые эстафеты, такие, как:  «Пронеси, не уронив». Задачи игры-эстафеты: закрепить названия объёмных геометрических фигур (куб, шар, цилиндр), упражнять в ловкости движений, в равновесии, быстроте бега и развитии внимания. Детям дается задание: обойти конусы,  удерживая в руках крышку от коробки игрового набора, не уронив геометрическую фигуру (или несколько фигур), которые лежат на крышке, и вернуться назад, передавая следующему участнику. Побеждает та команда, которая, быстрее всех выполнит задание. Используем в этой игре два набора - объёмные тела и текстильные мячики.

В таких игровых эстафетах у детей закрепляются  знания об объемных телах через развитие двигательной активности. Развиваются  навыки равновесия, ребята заряжаются положительными эмоциями от успешного результата.

В области «Художественно – эстетического развития» практикуем сюжетно-дидактические игры,  например «Отгадай и выложи картинку». В этой игре детям загадываются  загадки. Например, о животном. Дети, отгадав загадку, выкладывают картинку  этого животного из геометрических фигур, точек и палочек. В этой игре используются три игровых набора из «Даров Фрёбеля». Дети проявляют свои творческие способности, фантазию и развивают мелкую моторику. А так же ребята закрепляют название плоскостных геометрических фигур в процессе общения между собой, развивают  интерес к изобразительному творчеству.

Ещё один приём, который мы используем с детьми на закрепление темы, это «Говорящий стол» - по теме недели или теме дня, для заучивания стихотворений или пересказа сказок. В перспективе работы запланировали создание «Говорящей доски» на липкой основе.

Помогает в выборе темы разработанная  картотека  дидактических  игр по всем образовательным областям.

Во всех дидактических играх дети развивают креативное мышление,  учатся взаимодействовать друг с другом, у них закрепляется понятие сотрудничества и  работы  в команде.  

 Не остались в стороне и родители, которых мы вовлекли в работу по данному направлению. Для них был организован  мастер-класс, разработан презентационный буклет «Дары Фрёбеля». Ведь лучший способ увлечь детей – это увлечь их родителей, и это нам удалось, некоторые из них приобрели в дальнейшем игровые наборы «Дары Фрёбеля».

В данной работе по усовершенствованию знаний о методике применения в работе игрового дидактического материала помогали  коллеги детского сада. Для них я разработала методические материалы по практическому использованию дидактических игр в математическом развитии у старших дошкольников, подготовила презентацию «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста».

Итоговая  диагностика с детьми подготовительной к школе группы на конец учебного года, показала, что уровень сформированности познавательной активности в математическом развитии улучшился в сравнении с первичными показателями по следующим критериям:

- у детей значительно укрепилась память в запоминании материала;

-улучшилась концентрация внимания в игре, появилась инициативность, стремление узнать больше;

- дети научились преодолевать затруднения, стали усидчивыми и внимательными, проявляли  самостоятельность.

В результате: высокий уровень сформированности у 58%  воспитанников; 42% детей показали частичный уровень сформированности, низкий уровень  отсутствует.

Очень важно отметить тот факт, что хороший результат могут показывать все ребята, которые находятся внутри умело организованного пространства. И мы, педагоги, при помощи развивающей среды добиваемся поставленной цели. Важно отметить, что применение игровых модулей внесло разнообразие в образовательный процесс и объединило занятие с игрой, при этом создало условие для полного самовыражения ребенка в определенной деятельности. Работа по данному направлению актуальна во все времена, так как Дары Фрёбеля – это дидактический материал для детей дошкольного возраста, который  используется  как   развивающий потенциал не только для формирования элементарных математических представлений и развития логических способностей у детей, но и в сенсорном развитии, развитии мелкой моторики. А также в познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.  

Инновационная составляющая наших открытий в методике работы с «Дарами Фрёбеля» заключается в  развитии познавательного интереса у детей, в запоминании материала ребенком в игровой форме; ребенок уверен в своих силах, он легче адаптируется к новой обстановке, лучше подготовлен к школе. Игры с использованием развивающих комплектов применяются во всех образовательных областях и развивают креативное мышление, дети учатся принимать нестандартные решения поставленных задач, проявляют творческий подход в игровой ситуации, у них  развиваются социальные и коммуникативные умения, дети учатся договариваться между собой.

В заключение хочется отметить, что практическая значимость  педагогического опыта работы в том, что он  может использоваться в любом дошкольном образовательном учреждении. Каждый воспитатель, имея у себя в группе дидактический игровой набор «Дары Фрёбеля», может применять его в работе с детьми во всех образовательных областях, начиная с группы раннего возраста и до подготовительной группы.

Фотоматериалы:                     Работа с мнемотаблицами

                                     Работа по схемам

Игры по карточкам – схемам «Состав числа», «Гербы и флаги»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к опыту работы "Использование игровой материал " Дары Фрёбеля" в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.

Игровой набор  " Дары фрёбеля" это одна из новых форм организации процесса обучения и проведения непосредственной образовательной деятельности с детьми. Набор позваляет решать за...

Опыт работы " Использование игрового набора " Дары Фрёбеля" в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста"

Представление педагогического опыта на городских педагогических чтениях  в форме мастер - класса по теме " Использование игрового набора " Дары Фрёбеля" в образовательной дея...

Доклад Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

Доклад Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста...

Педагогический опыт: «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»

Педагогический опыт:  «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»...

Мастер - класс на тему: "Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста"

Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали еще педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребенка, был известный немецкий педагог 19 век...