Развивающая деятельность
рабочая программа (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №46 с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей» (МБДОУ «Д/с № 46»)
Принято на заседании ППк Протокол № _____________ от «____» ___________2024г. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ «Д/с № 46» ________________С.В. Синкевич «______»________________2024г. |
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Составители и участники реализации программы
Старший воспитатель:
учитель-логопед:
педагог-психолог:
Воспитатели: Кутузова С.В.
Черепанова О.В.
Согласовано:
Родитель (законный представитель) обучающегося
_______________/ ___________________________
подпись (Фамилия, имя, отчество)
«________»____________________2024г
I Целевой раздел
1.1Пояснительная записка
Общие сведения | |
Информация о ребенке, родителях, специалистах ДОО | ФИО ребенка: Дата рождения: Адрес проживания: Мать: ФИО Отец: ФИО Воспитатели: Черепанова Олеся Васильевна, Кутузова Светлана Васильевна Педагог-психолог: Учитель-логопед: |
Заключение ПМПК | Протокол от (дата). № По результатам психолого-медико-педагогического обследования: - имеет особенности в психическом развитии. - не имеет особенности в физическом развитии. - не имеет отклонений в поведении. - нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов; - является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. |
Программа обучения | Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи |
Форма получения образования | В организациях, осуществляющих образовательную деятельность (вторая младшая группа комбинированной направленности) |
Формы и методы психолого – медико педагогической помощи | Индивидуальный подход. Использование интересного и красочного дидактического материала, и средств наглядности. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность. |
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования | Не нуждается |
Предоставление услуг ассистента (помощника) | Не нуждается |
Обеспечение доступа в здания организаций | Не нуждается |
Другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательной программы | Чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами. |
Сроки реализации АОП, наличие инвалидности | Период обучения по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи: первый год Начало реализации программы учителем-логопедом: Начало реализации программы педагогом-психологом: Завершение реализации программы_________ на основании___________ |
Заключение и рекомендации ППк ДОО | |
Основные особенности развития ребенка, заключение по результатам комплексной диагностики | |
Результаты педагогического обследования | Социально-коммуникативное развитие. Ведущая рука – правая. Навыки самообслуживания сформированы частично: может одеваться в неправильной последовательности. Умывается и вытирается полотенцем после напоминания взрослого, самостоятельно принимает пищу, избирателен в еде. Участвует в посильном труде, после неоднократного личного обращения. После игры убирает игрушки только после напоминания взрослого. Предпочитает играть самостоятельно, иногда забирает игрушки у сверстников, не умеет договариваться и делиться. Не всегда откликается на игру, предложенную взрослым, предпочитает быть пассивным участником. Не проявляет желание самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители, нуждается в помощи взрослого. Неэмоционален в процессе самостоятельной двигательной деятельности, а также игровой деятельности, не реагирует на развитие действий в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых. Познавательное развитие. Усвоение программного материала идет на низком уровне. К занятиям по познавательной деятельности не проявляет интереса, но достаточно усидчив, внимание не устойчивое. Запас знаний и представлений об окружающей действительности, природе, семье и о себе не соответствуют возрастной норме. Называет свое имя. Не может назвать свой возраст, имя мамы, бабушки. Не показывает геометрические фигуры, не может их назвать. Не сформированы понятия: высокий – низкий, узкий – широкий, длинный – короткий. Не может разложить картинки по порядку по знакомому сюжету (Репка, Теремок). Пирамидку из пяти колец самостоятельно складывает в хаотичном порядке. Ребенок не умеет ориентироваться на листе бумаги. Показывает основные цвета, может сгруппировать предметы по цвету. Не узнает предметы по определенному признаку, не объединяет их в группы с опорой на выделенный признак. Показывает животных, но не называет их. Может произнести звуки, которые они издают, не разделяет на диких и домашних. Не умеет ориентироваться в контрастных частях суток: день – ночь, утро – вечер. Ребенок не определяет, не выражает словами место нахождения предмета по отношению к другим предметам. Речевое развитие. Простые словесные инструкции выполняет только после многократного повторения. Речь не соответствует возрасту. Проявляет интерес к слушанию сказок или рассказов, рассматривает картинки. Не всегда называет части предметов, их качества, не называет обобщающие слова. Говорит отдельные слова, короткие фразы. Редко употребляет в речи предлоги. На вопросы педагога отвечает одним словом. Художественно-эстетическое развитие. К продуктивной деятельности проявляет интерес, знает, что карандашами, красками и кистью можно рисовать. В продуктивной деятельности требуется помощь взрослого. Карандаш держит правильно. Рисует неуверенно линии в разных направлениях, нажим карандаша слабый. Затрудняется использовать разные приемы лепки. Мелкая моторика развита недостаточно. Физическое развитие. Не проявляет достаточной активности. Не всегда принимает участие в утренней зарядке, подвижных играх, только по настроению. При индивидуальном общении может повторить за педагогом движения. Пытается прыгать на двух ногах. Отмечается средняя двигательная активность. |
Результаты медицинского обследования | 1 группа здоровья |
Результаты логопедического обследования | Особенности поведения: Мальчик спокойный. Контакт с незнакомыми и малознакомыми взрослыми идет с осторожностью. В игровую деятельность включается постепенно. Строение и подвижность артикуляционного аппарата. Строение артикуляционного аппарата без грубой патологии. Губы правильной формы. Язык обычный, объем движения языка ограничен. Зубы расположены по челюстной дуге. Артикуляционные позы по инструкции, по показу взрослого не всегда выполняет. Моторные навыки: Общая, мелкая и артикуляционная моторика развиты недостаточно. Замедлен темп выполнения движений. По показу губы «трубочкой» вытягивает. Ведущая рука правая. Словарный запас: Никита речь окружающих понимает, но по возрасту понимание речи недостаточное. Выполняет задания по словесным инструкциям. Из двух заданных предметов дает названную игрушку. Показывает части тела, знакомые окружающие предметы. Понимает некоторые обобщающие понятия (игрушки, одежда, птицы). В словаре присутствуют лепетные слова. Звукоподражанием может назвать некоторых животных (корова - «му»). Не показывает основные цвета. Показывает геометрические формы, кубик, шарик. Пирамидку из 4 - х колец складывает без учета величины колец. Звукопроизношение: Общеупотребительная речь отсутствует. По заданию за взрослым не повторяет гласные звуки. Фонематическое восприятие: Направление услышанного звука определяет. Допускает ошибки при узнавании звучания музыкального инструмента. Связная речь: не сформирована. Короткая фраза отсутствует. Динамика незначительная Предварительное заключение: Общее недоразвитие речи 1 уровня. |
Результаты психологического обследования | Внешний вид и поведение в ситуации обследования: внешний вид опрятный, контакт полноценный. Ситуацию диагностики воспринимает безразлично. Чаще всего инструкцию взрослого не понимает. Нуждается в стимуляции в большинстве заданий. Помощь взрослого не всегда принимает. Темп и продуктивность деятельности: при поощрении и одобрении чаще не демонстрирует положительные эмоции. Можно отметить, что темп деятельности медленный. Общая осведомленность ребенка: (социально-бытовая ориентировка) знает своё имя, откликается на него. Временные, пространственные представления и представления об окружающем сформированы ниже возрастной нормы. Особенности латерализации: ведущая рука правая. Характеристика моторики: мелкая моторика не достаточно развита. Особенности внимания (результаты диагностики): Концентрация внимания на одном задании не достаточная. Переключаемость затруднена, общий уровень развития произвольного внимания не соответствует возрастной норме. Объем слухоречевой кратковременной памяти: информацию не запоминает. Воспроизведение затруднено. Восприятие целостное восприятие предметов: показывает (круг, квадрат), из величин знает (большой-маленький), цвет (красный, синий). С помощью педагога выстраивает в ряд по возрастанию. Пирамидку собирает самостоятельно методом проб. Особенности игровой деятельности: игровая деятельность не продолжительная. Особенности мышления: Понятие «один-много» сформировано. Собирает картинку из 3-х частей с направляющей помощью. Из палочек не конструирует. Обобщающие понятия не сформированы. Счет не сформирован. Особенности речевого развития: во время диагностики ребенок молчал. Заключение: данные обследования свидетельствуют о нарушении речевого развития при сохранности невербального интеллекта. Динамика: не значительная. |
- Цели и задачи реализации Программы
Цель | Организация комплексного сопровождения ребёнка специалистами направленного на познавательное и речевое развитие способствующего личностному развитию дошкольника. |
Задачи | Обогащать и активизировать словарь. Формировать и развивать подражательную функцию речи во всех ее проявлениях. Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие. Развивать артикуляционный праксис и формировать звукопроизношение (постановка и автоматизация звуков) Развивать лексико-грамматические средства языка, простой фразы, связанной речи. Расширять регуляторный компонент с применением двигательных техник. Развивать предметно-игровую деятельности на основе развития подражательных способностей. Расширять вербальный компонент деятельности. Научить управлять эмоциональным состоянием и реакциями. Развивать сенсомоторные навыки посредствам развития представлений о сенсорных эталонах. |
- Принципы и подходы к формированию Программы
Реализуются в соответствии с АОП ДО для обучающихся с ТНР
1.2 Предполагаемый результат работы
Специалист | |
Учитель – логопед | Понимает и выделяет из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами: «Овощи», «Фрукты», «Хлеб», «Профессии», «Домашние животные», «Дикие животные», «Домашние птицы», «Дикие птицы», «Одежда», «Моя семья», «Зима». Называет некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т. д.); Обозначает наиболее распространенные действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния (холодно, тепло, больно и т. д.); Выражает желания с помощью простых просьб, обращений; Отвечает на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов. При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление. |
Педагог –психолог | Ребенок выполняет предложенные задания предложенные педагогом используя образец. У ребенка проявляется самоконтроль в деятельности и поведении Устанавливает контакт со сверстниками и взрослыми. Концентрируется при выполнении простых мыслительных операций и доводить начатое дело до конца. |
Воспитатели |
|
Социально-коммуникативное развитие | Умеет одеваться и раздеваться в правильной последовательности. Умеет играть, договариваясь со сверстниками и делиться игрушками во время игры. Игровые действия сопровождаются речью. |
Познавательное развитие | Называет свой возраст, имя мамы, бабушки. Показывает домашних и диких животных. Определяет овощ или фрукт. Показывает геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Определяет, каких предметов больше, меньше. Определяет время суток (день и ночь). Определяет и выражает словами место нахождения предмета по отношению к другим. Раскладывает картинки по сюжету сказки. |
Речевое развитие | Ребенок проявляет речевую активность. Пополняется активный словарь. Повторяет за воспитателем пальчиковую гимнастику. Показывает персонажей любимых сказок. |
Художественно-эстетическое развитие | Владеет навыками лепки из пластилина. Штрихует и закрашивает предметы не выходя за контур рисунка. Правильно держит карандаш и кисть. |
Физическое развитие | Развита крупная моторика, владеет основными движениями. |
II Содержательный раздел
2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей, представленными в пяти образовательных областях.
Образовательные области «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие» реализуются в соответствии с АОП ДО для обучающихся с ТНР
2.2 Формы работы с воспитанником в рамках программы:
Группа | Педагог | Форма работы | Продолжительность занятия |
Учитель – логопед | Индивидуальная, подгрупповая | 15 мин; 3 раза в неделю | |
Воспитатель | Индивидуальная, индивидуальный подход на занятиях | 15 мин; 2 раза в неделю | |
Педагог-психолог | Индивидуальная, подгрупповая | 15 мин; 1 раз в неделю |
2.3 Учебный план
Составлен на пятидневную учебную неделю. Продолжительность непосредственной образовательной деятельности – 15 минут
Образовательные области | Разделы программы | Количество занятий в неделю/год | Длительность занятий/ в неделю (минут) |
Социально-коммуникативное развитие | «Ребенок в обществе» | 1/40 | 15/15 |
Познавательное развитие | «Развитие сенсорных эталонов, познавательных действий и математических представлений» | 1/40 | 15/15 |
«Ознакомление с окружающим миром/ Природа» | 1/40 | 15/15 | |
Речевое развитие | «Развитие речи» | 1/40 | 15/15 |
Художественно-эстетическое развитие | «Изобразительная деятельность: лепка/аппликация» | 1/40 | 15/15 |
«Приобщение детей к искусству/рисование» | 1/40 | 15/15 | |
«Музыка» | 2/80 | 15/30 | |
Физическое развитие | «Физическая культура» | 2/120 | 15/30 |
Всего | 10/400 | 15/150 | |
Занятия с учителем-логопедом | 3/120 | 15/45 | |
Занятия с педагогом-психологом | 1/40 | 15/15 | |
Всего | 4/160 | 15/60 | |
Итого | 14/560 | 15/210 | |
2.4 Форма участия родителей в реализации программы
Содержание работы | Сроки реализации | Предполагаемый результат |
Участие в составлении АОП | В начале года | Оценка возможностей ребенка и социального окружения (родителей/законных представителей). Утверждение АОП. |
Середина и конец года | Оценка динамики развития ребенка и эффективности АОП с точки зрения родителей. | |
Осуществление коррекционно-развивающего взаимодействия с ребёнком в соответствии с рекомендациями специалистов детского сада. | В течение всего периода | Закрепление знаний, приобретённых в ходе индивидуальной коррекционно-развивающей работы со специалистами детского сада Родители информированы в вопросах коррекции проблем в развитии детей с ОВЗ, о результатах коррекционно-развивающей работы с ребенком |
Посещение совместных детско-родительских занятий, консультаций специалистов: обучение родителей эффективным приемам взаимодействия с ребенком | В течение всего периода по мере необходимости | Повышение педагогической компетентности родителей Получение квалифицированной психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ; адекватности установок в отношении перспектив ребенка; Получение психологической поддержки по гармонизации детско-родительских отношений. |
2.5 Содержание психолого-педагогической помощи ребенку
Циклограмма рабочего времени коррекционно-развивающей работы Приложение 1
Коррекционно-развивающая работа: учитель-логопед Приложение 2
Коррекционно-развивающая работа: психолог Приложение 3
Коррекционно-развивающая работа: воспитатели Приложение 4
III Организационный раздел и IV Дополнительный раздел Программы реализуются в соответствии с АОП ДО для обучающихся с ТНР
Литература
- Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - 2-е изд. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье.- М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. СПб.: Издательский дом ЛИТЕРА, 2008.
- Ткаченко Т. А. Речь и моторика. – М.: ЭКСМО, 2007.
- Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Младшая группа. Домашняя тетрадь — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
- Бардышева Т. Ю. , Моносова Е. Н. Логопедические задания для детей. 3 - 4 лет. СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «СКРИПТОРИЙ 2003», 2016.
- Нищева Н.В., родителям о речи ребенка, ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2016.
- Ткаченко Т.А Развитие фонематического восприятия. М.: «Эксмо» 2010.
- Ковалева А. Играем со звуками: 3-4 года. М.: «Сфера», 2017.
- Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для малышей 2-4 года. СПб.: «Корона»,2014
- Наборы картинок
- Папки с картинками с обобщающими понятиями
- Игрушки: пирамидки, кубики, машинки, мячики, звучащие.
- Блоки Дьенеша.
- Настольный театр
- Пособия по развитию дыхания
- Пособия на развитие психических процессов (память, внимание, мышление, воображение).
Приложение 1
Циклограмма рабочего времени
индивидуальной коррекционно-развивающей работы
на 2024 – 2025 учебный год
Ф. И. ребенка
Дата рождения
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
08.30 – 08.45 Индивидуальное коррекционное занятие с учителем-логопедом | 08.30 – 08.45 Индивидуальное коррекционное занятие с учителем-логопедом | |||
16.00 – 16.15 Коррекционное занятие с воспитателем | 15.30 – 15.45 Индивидуальное коррекционное занятие с учителем-логопедом | 16.00 – 16.15 Коррекционное занятие с воспитателем |
Приложение № 2
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда
на сентябрь-май 2024-2025.
ФИО ребенка
Дата рождения:
Содержание деятельности | Задачи коррекционной работы | Результат усвоения |
Развитие понимания речи | 1.Учить находить предметы, игрушки. | |
2.Учить по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки. | ||
3.Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого. | ||
4.Учить понимать слова обобщающего значения. | ||
5.Учить показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией. | ||
6.Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него). | ||
7.Учить дифференцированно воспринимать вопросы: кто?, куда?, откуда?, с кем?. | ||
8.Учить понимать грамматические категории числа существительных, глаголов. | ||
9.Учить различать на слух обращения к одному или нескольким лицам. Лексические темы: «Овощи», «Фрукты», «Профессии», «Домашние животные», «Дикие животные», «Домашние птицы», «Дикие птицы», «Одежда», «Моя семья», «Зима». | ||
Развитие активной подражательной речевой деятельности | 1.Учить называть родителей, родственников (мама, папа, бабушка). | |
2.Учить называть имена друзей, кукол. | ||
3.Учить подражанию: • голосам животных; • звукам окружающего мира; • звукам музыкальных инструментов | ||
Развитие внимания, памяти, мышления | 1.Учить запоминать и выбирать из ряда предложенных взрослым игрушки и предметы (2—4 игрушки). | |
2.Учить определять из ряда игрушек ту, которую убрали или добавили. | ||
3.Учить запоминать и раскладывать игрушки в произвольной последовательности (в рамках одной тематики). | ||
4.Учить запоминать и раскладывать игрушки в заданной последовательности (2—3 игрушки одной тематики). | ||
5.Учить запоминать и проговаривать 2—3 слова по просьбе логопеда (мама, папа; мама, папа, тетя). | ||
6.Учить находить из ряда картинок (предметов, игрушек) «лишнюю»: шарик, мяч, кисточка; шапка, панама, яблоко; яблоко, груша, стол. | ||
7.Учить находить предмет по его контурному изображению. Учить узнавать предмет по одной его детали. | ||
Развитие артикуляционного праксиса | 1.Развивать подвижность артикуляционного аппарата: нормализация моторики артикуляционного аппарата и мышечного тонуса лица, губ, языка. | |
2.Учить выполнять артикуляционную гимнастику, способствующую нормализации мышечного тонуса, которую ребенок выполняет самостоятельно после объяснения и показа логопедом. | ||
Развитие речевого дыхания | 1.Учить упражнениям на развитие силы воздушной струи и направленности воздушной струи; специальной дыхательной гимнастики. | |
Развитие мелкой моторики | 1.Учить понимать потешки и пестушки, выполнять их с движениями. | |
2.Учить пальчиковые игры и упражнения. | ||
3.Учить элементам нейрогимнастики. |
дата
Учитель-логопед
Приложение № 3
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога
на сентябрь-май 2024-2025.
ФИО ребенка
Дата рождения:
Содержание деятельности | Задачи коррекционной работы | Игры и упражнения по коррекции выявленных нарушений | Результат усвоения |
Развитие предметно-игровой деятельности на основе развития подражательных способностей | - снижение эмоционального напряжения; - обучение приёмам саморегуляции. - формирование продуктивного взаимодействия между детьми и взрослыми (как знакомыми так и не знакомыми) | - упражнения на эмоции и эмоциональные контакт; - арт-терапия; - психогимнастика - использование песен, потешек. | |
Развитие регуляторного компонента с применением двигательных и когнитивных техник. | - развитие общей моторики и координации; - развитие мыслительной деятельности; - развитие зрительного восприятия | - дыхательные упражнения; - глазодвигательные упражнения; -телесные упражнения; - упражнения для развития моторики рук. «Змейка», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос». | |
Развитие сенсомоторных навыков на основе расширения представлений о сенсорных эталонах | -развивать пространственные представления; - развивать восприятие формы, цвета, величины. | - дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия. - д/и и упражнения на развития понятия величины, закрепление понятия формы, цвета. - рассматривание, сравнение, анализ и синтез реалистических изображений предмета. | |
Развитие вербального компонента деятельности | Установление тактильных контактов с ребенком. Снятие эмоционального напряжения | Игры с песком, водой. |
дата
Педагог-психолог
Приложение № 4
Коррекционно-развивающая работа воспитателя
сентябрь-декабрь 2024г.
ФИО ребенка
Дата рождения:
Образовательные области | Дефицит | Деятельность | Планируемый результат |
Социально-коммуникативное развитие | Не достаточно сформированы навыки самообслуживания, может одеваться и раздеваться в неправильной последовательности и при помощи педагога. Предпочитает играть самостоятельно, может забирать игрушки у сверстников, не умеет договариваться и делиться. Не всегда откликается на игру, предложенную взрослым. Неэмоционален в процессе самостоятельной двигательной деятельности, а также игровой деятельности, не реагирует на развитие действий в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых. | Игра «Ау», «Эхо», «Оденься по сезону», «Помоги другу», «Кто к нам в гости пришел», «Назови себя», «Прятки с платочками», «Прилетела птичка». | Умеет одеваться и раздеваться в правильной последовательности. Умеет играть, договариваясь со сверстниками и делиться игрушками во время игры. Игровые действия сопровождаются речью. |
Познавательное развитие | К занятиям по познавательной деятельности не проявляет интереса, внимание не устойчивое. Не называет свой возраст, имя мамы, бабушки. Не определяет, каких предметов больше, меньше. Не может разложить картинки по порядку по знакомому сюжету (Репка, Теремок). Не умеет ориентироваться на листе бумаги. Не показывает геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Показывает животных, но не называет их. Не разделяет на диких и домашних. Не разделяет овощи и фрукты. Не умеет ориентироваться в контрастных частях суток. Не определяет, не выражает словами место нахождения предмета по отношению к другим предметам. | Дидактические игры: «Какой овощ?», «Назови ошибку», «Найди пару», «Какое время года» , «День-ночь», «Собери сказку», «Прятки». | Называет свой возраст, имя мамы, бабушки. Показывает домашних и диких животных. Определяет овощ или фрукт. Показывает геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Определяет, каких предметов больше, меньше. Определяет время суток (день и ночь). Определяет и выражает словами место нахождения предмета по отношению к другим. Раскладывает картинки по сюжету сказки. |
Речевое развитие | Речь не соответствует возрасту. Не проявляет интереса к слушанию сказок. Затрудняется повторять пальчиковую гимнастику. | Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Киска лакает молоко», «Слоник»; Дыхательная гимнастика: «Вертушка», «Дудочка», «Надуй шарик». Пальчиковая гимнастика: «Алые цветки», «Собираем листочки», «Котята», «Мы посуду моем». Д/И «Кто в домике живет», «Скажи какой», «Угадай игрушку», «Про кого я говорю». | Ребенок проявляет речевую активность. Пополняется активный словарь. Повторяет за воспитателем пальчиковую гимнастику. Показывает персонажей любимых сказок. |
Художественно-эстетическое развитие | Нажим карандаша слабый. Не правильно держит карандаш. Испытывает трудности при лепке из пластилина. | Упражнение: раскраски; обводки. Лепка (колбаска, шарик) | Владеет навыками лепки из пластилина. Штрихует и закрашивает предметы не выходя за контур рисунка. Правильно держит карандаш и кисть. |
Физическое развитие | Не проявляет достаточной активности. Не всегда принимает участие в утренней зарядке, подвижных играх, только по настроению. Не умеет действовать совместно в подвижных играх и физических упражнениях, согласовывать движения. Навыки в основных видах движений не сформированы. Испытывает затруднения в работе с мячом, прыжках. | Подвижные игры: «Беги ко мне», «Зайка серенький сидит», «Держи равновесие», «Попади в цель», «Подбрось – поймай», « Жили-были лягушата». | Развита крупная моторика, владеет основными движениями. |
Воспитатели: Кутузова С.В.
Черепанова О.В.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №46 с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей» (МБДОУ «Д/с № 46»)
Принято на заседании ППк Протокол № _____________ от «____» ___________2025г. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ «Д/с № 46» ________________С.В. Синкевич «______»________________2025г. |
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Составители и участники реализации программы
Старший воспитатель:
Учитель-дефектолог:
Учитель-логопед:
Педагог-психолог:
Воспитатели: Кутузова С.В.
Черепанова О.В.
Согласовано:
Родитель (законный представитель) обучающегося
_______________/ ___________________________
подпись (Фамилия, имя, отчество)
«________»____________________2025г
I Целевой раздел
1.1Пояснительная записка
Общие сведения | ||
Информация о ребенке, родителях, специалистах ДОО | ФИО ребенка: Дата рождения: Домашний адрес: Мать: ФИО Отец: ФИО Воспитатели: Черепанова Олеся Васильевна, Кутузова Светлана Васильевна Учитель-дефектолог: Учитель-логопед: Педагог-психолог: | |
Заключение ПМПК | Протокол от (дата), № По результатам психолого-медико-педагогического обследования: - имеет особенности в психическом развитии. - не имеет особенности в физическом развитии. - не имеет отклонений в поведении. - нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов; -является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. | |
Программа обучения | Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития | |
Форма получения образования | В организациях, осуществляющих образовательную деятельность (2-я младшая группа комбинированной направленности) | |
Формы и методы психолого-медико- педагогической помощи | Коррекционно-развивающая направленность воспитания и обучения, способствующая как общему развитию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития. | |
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования | Не нуждается | |
Предоставление услуг ассистента (помощника) | Не нуждается | |
Обеспечение доступа в здания организаций | Не нуждается | |
Другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательной программы | Индивидуально-дифференцированный подход, снижение темпа обучения, структурная простота содержания занятий, циклический возврат к уже изученному материалу и обогащение его новым содержанием. Обогащать сенсорный опыт, развивать целенаправленное восприятие и самостоятельное обследование окружающих предметов (объектов) с опорой на разные органы чувств; развивать способы решения поисковых задач в самостоятельной и совместной со сверстниками и взрослыми деятельности; обогащать элементарные математические представления о количестве, числе, форме, величине предметов, пространственных и временных отношениях; обучать сравнению и группировке предметов на основе признаков. | |
Результаты медицинского обследования | 2 группа здоровья, наблюдение по рекомендациям: врач-невролог, врач-ортопед, врач-оториноларинголог | |
Сроки реализации АОП, наличие инвалидности | Период обучения по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития: первый год Начало реализации программы учителем-дефектологом: Начало реализации программы учителем-логопедом: Начало реализации программы педагогом-психологом: Завершение реализации программы_________ на основании______ | |
Заключение и рекомендации ППк ДОО | ||
Основные особенности развития ребенка, заключение по результатам комплексной диагностики | ||
Результаты педагогического обследования | Социально-коммуникативное развитие. Ведущая рука – правая. Ручная моторика недостаточно развита. Навыки самообслуживания недостаточно сформированы: одевается и раздевается в неправильной последовательности и при помощи педагога. Умывается и вытирается полотенцем под присмотром и после напоминания взрослого. Самостоятельно принимает пищу, но не всегда аккуратно. Участвует в посильном труде, не всегда выполняет простейшие элементарные поручения. Предпочитает играть самостоятельно, иногда забирает игрушки у сверстников, не умеет договариваться и делиться. Не всегда откликается на игру, предложенную взрослым, предпочитая быть пассивным участником. В конце игры убирает игрушки после напоминания взрослого. Может по своему желанию самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители. Проявляет положительные эмоции в процессе самостоятельной двигательной деятельности. Эмоционально, но не заинтересованно следит за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых. Познавательное развитие. Усвоение программного материала идет на низком уровне. К занятиям по познавательной деятельности не проявляет интерес, неусидчива, внимание не устойчивое. Запас знаний и представлений об окружающей действительности, природе, семье и о себе не соответствуют возрастной норме. На свое имя отзывается, называет свое имя, свой возраст, имя мамы и папы. Пирамидку из 6 колец собирает. Показывает геометрические фигуры, не может их назвать. Не сформированы понятия: высокий – низкий, узкий – широкий, длинный – короткий. Не может разложить картинки по порядку по знакомому сюжету (Репка, Теремок). Ребенок не умеет ориентироваться на листе бумаги. Показывает основные цвета, но не называет их. Может сгруппировать предметы по цвету. Узнает предметы по определенному признаку, может объединить их в группы с опорой на выделенный признак. Показывает животных, называет их, может произнести звуки, которые они издают. Не разделяет на диких и домашних. Ориентируется в контрастных частях суток: день – ночь. Не определяет, не выражает словами или жестами место нахождения предмета по отношению к другим предметам. Речевое развитие. Не всегда может выполнить простую инструкцию. Необходимо неоднократное повторение, иногда с демонстрацией действия. Речь не соответствует возрасту. Может повторить за взрослым отдельные слова. Свои просьбы выражает преимущественно с помощью указательных жестов, голосовых реакций. Не проявляет интерес к слушанию сказок или рассказов, любит рассматривать картинки, иногда показывает знакомых персонажей и может назвать их. Затрудняется и не всегда желает выполнять пальчиковую и артикуляционную гимнастику. Художественно-эстетическое развитие. К продуктивной деятельности проявляет интерес, знает, что карандашами, красками и кистью можно рисовать. В продуктивной деятельности требуется помощь взрослого. Рисует неуверенно линии в разных направлениях, нажим карандаша слабый, карандаш держит кулаком. Затрудняется использовать разные приемы лепки, не может раскатывать кусок пластилина прямыми и круговыми движениями рук. Мелкая моторика развита недостаточно. Обычно делает не по заданию педагога, а по своему желанию. Физическое развитие. Неактивна в подвижных играх. Очень редко принимает участие в утренней зарядке и на занятиях физической культурой. Не повторяет за педагогом движения. Общая моторика развита недостаточно: наблюдается неловкость, трудности в сохранении равновесия. Умеет прыгать на двух ногах через веревочку, предмет, положенные на пол. Умеет наклонять туловище вперед, в стороны. Умеет бросать мяч двумя руками, правой и левой рукой. Поднимается по лестнице и спускается приставным шагом, держится за перила одной рукой. | |
Результаты дефектологического обследования | Результаты обследования: Внешний вид: благоприятный, ребенок чисто и аккуратно одет. Во время диагностики ведет себя спокойно, но отвлекается на внешние раздражители. Задания, принимает, но не всегда понимает цель и не анализирует способы выполнения. Помощь использует только обучающую или прямую подсказку, самостоятельно за помощью не обращается. Понимание инструкции, воспринятой на слух: инструкции к предложенным заданиям понимает после разъяснения. Обучаемость: уровень обучаемости снижен (ребёнок нуждается в помощи педагога при выполнении задания по алгоритму, требуется неоднократный обучающий эксперимент). Особенность организации деятельности: испытывает затруднение при организации и развитии сюжетной линии игры, требуется внешний контроль. Особенности внимания: испытывает трудности произвольности внимания, устойчивость и переключаемость затруднена. Общение: вступает в контакт постепенно, к чужим людям относится настороженно; адекватно реагирует на предлагаемые задания, на замечания реагирует адекватно, при предъявлении задания, которое не нравится или вызывает затруднение – отказывается от выполнения. Представления о себе и ближайшем окружении: на свое имя откликается, называет (Иса), называет возраст (четыре), фамилию не называет. На оба вопроса «Ты мальчик?», «Ты девочка?» кивает головой. Показывает части тела и лица. Называет имя мамы, папы, брата, не внятно проговаривая слова. На вопрос «Где ты живешь?» ответила «Дома». Представления об окружающем мире: называет изображенные на картинках предметы из категорий: игрушки, мебель, посуда, одежда, обувь, транспорт, овощи и фрукты, дикие и домашние животные, домашние птицы, обобщение недоступно. При обследовании понимания ребенком обобщенной речи и функционального назначения предметов, изображенных на картинках, задание выполнять отказалась. На предметах и игрушках задание выполнила. Знает, что карандашом рисуют, суп едят ложкой, в кровать спят, шапку надевают на голову, а рукавички на руки и другое. Зрительное восприятие: находит парные картинки в наборе из четырех картинок самостоятельно, соотносит картинку с игрушкой в наборе из четырех игрушек. Деятельность игровая: возрасту не соответствует, преобладает манипулятивная игра. Интересуется разнообразными игрушками, предпочитает игру с посудой, муляжами продуктов питания, предметами ухода (салон красоты), речью игру сопровождает редко. Чаще всего наблюдает за игрой детей, предпочитает играть в одиночку, рядом с другими детьми. Может использовать в качестве орудия сачок для вылавливания, палку для выталкивания. Умеет нанизывать предметы на шнур, стержень. Завинчивает и отвинчивает руками гайки, крышки. Предметы сжимает пальцами. Умеет открывать и закрывать предметы, молнии, липучки, замки различного типа, вставлять предметы в отверстия, складывать, перекладывать, вынимать предметы из емкости. Нажимает на кнопки игрушек пальцем. ИЗО: мелкая моторика развита недостаточно. Карандаш, ручку держит неправильно, в кулаке, захват слабый. Уровень развития предметного рисунка: черкание, каракули. Интерес к рисованию не стабильный, при затруднении – теряет интерес к заданию. Дорожку, ниточку к шарику способна нарисовать по последовательной речевой инструкции, солнышко – по показу отраженно, заборчик – рука в руке. Конструктивная деятельность: умеет конструировать по показу, по образцу, по собственному замыслу. Наблюдается заинтересованность в выполнении задания, помощь взрослого не требуется, полный перенос способа действий, точность и дифференцированность движений пальцев рук. Темп работы нормальный, заинтересованность в результате. Из палочек по образцу самостоятельно сконструировала совочек, домик, молоток. Разрезные картинки из двух и трех частей собирает, ориентирует части на плоскости. Из строительного материала по образцу сконструировала домик из 3 деталей, заборчик из 8 кирпичиков, узкую и широкую дорожку сконструировать затруднилась, диванчик из трех кубиков и трех кирпичиков конструировать отказалась. Показывает названные детали конструктора (кубик, кирпичик, крыша. Находит такую же: призма, цилиндр, конус). Особенности познавательной деятельности: низкий уровень познавательной деятельности характеризуется пассивностью в ознакомлении с окружающим миром, низким познавательным интересом, неспособностью сосредоточиться на предлагаемых заданиях. Сенсорное развитие: показывает и находит подобные геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат), но не называет; различает большой, маленький, средний предметы, показывает, выставляет по размеру; цвета не называет и не показывает, но может находить предметы такого же цвета. Мышление: группировку игрушек по Л.А. Венгера выполнять отказалась. Парные картинки по Н.Н. Павловой и Л.Г. Руденко нашла и назвала все. В игры «Угадай, чего не стало», «Подарки» и «Запомни слова» играть отказалась. Складывает самостоятельно доску Сегена из пяти элементов, пирамидку из шести колец, пятисоставную матрёшку, полые стаканчики из восьми элементов, коробку форм с шестью прорезями. Наблюдается нормальный темп работы, принятие задания сразу, понимание словесной инструкции, способ действия – промеривание параллельно со зрительным соотнесением, движение рук точны, движение пальцев дифференцировано. Количественный признак: ориентируется в понятиях «один» - «много» - «ни одного»; наблюдается умение ориентироваться в реальном пространстве (задания «сделай шаг вперед», «сделай шаг назад», «посмотри вверх, вниз» - выполнила); предлоги «в», «на», «из», «за», «под» понимает, не употребляет, контрастные части суток понимает, показывает картинки с изображением дня и ночи. Речевое развитие: наблюдается понимание речи, звукопроизношение нарушено, преимущественно звукоподражание и лепетная речь, нечетко произносит отдельные слова. Общая моторика развита недостаточно: наблюдается неловкость, трудности в сохранении равновесия. Умеет прыгать на двух ногах через веревочку, предмет, положенные на пол. Умеет наклонять туловище вперед, в стороны. Умеет бросать мяч двумя руками, правой и левой рукой. Поднимается по лестнице и спускается приставным шагом, держится за перила одной рукой. Мелкая моторика развита недостаточно: мелкие движения рук не точны, согласованность движений рук развита недостаточно. Ведущая рука – правая. Карандаш держит в вертикальной позиции: в кулаке. Умеет опускать маленький предмет в маленькое отверстие, разворачивать предмет. Захват предметов – щипковый. Навыки самообслуживания частично сформированы: умеет мыть руки с мылом, вытирать руки и лицо полотенцем, умеет по подражанию чистить зубы. Навыки туалета сформированы. Прием пищи – самостоятельно, не всегда аккуратно, пользуется салфеткой в конце еды, держит чашку одной рукой, пьет самостоятельно. Частично самостоятельно умеет одеваться и раздеваться. Надевает обувь самостоятельно, путает правую и левую сторону; носки надевает с незначительной помощью, не вычленяя пятку; снимает и надевает пуловер, футболку, штаны с незначительной помощью, не всегда определяет переднюю и заднюю сторону, с незначительной помощью выворачивает брюки и шорты. Не умеет застегивать разъемную молнию, пуговицы, кнопки. | |
Результаты логопедического обследования | Особенности поведения. Идет на контакт избирательно, к малознакомым людям относится настороженно. Много и быстро отвлекается, не может себя организовать, помощь принимает не всегда. В игровую деятельность включается с удовольствием. Если что-то не нравится, то проявляет упрямство, отказывается выполнять задание. Предпочитает для выполнения задания игрушки, книги, с картинками чаще всего отказывается выполнять задание. Внимание неустойчивое, поверхностное, быстро истощается, Для переключения с одного задания на другое требуется сопряженное выполнение этого задания. Понимает и использует для общения отдельные слова, жесты, мимику. Любит индивидуальные занятия в кабинете, просится на занятия. Часто мешает заниматься с другими детьми в группе, требуя внимание только к себе. Строение и подвижность артикуляционного аппарата. Строение артикуляционного аппарата без патологии. Губы правильной формы. Язык обычный, объем движения языка ограничен. Твердое и мягкое нёбо без патологий. Зубы расположены по челюстной дуге. Саливация нормальная. Наблюдаются синкезии. Артикуляционные позы по инструкции, по показу взрослого выполняет крайне редко, по настроению. Правильно выполняет упражнения «Улыбочка», «Заборчик», «Лопаточка», «Иголочка», «Часики», облизывает языком верхнюю и нижнюю губу, статично держать широкий язык на нижней губе затрудняется; не выполняет упражнение «Лошадка», «Трубочка» и «Бублик» (при выполнении может держать сама себя за щеки ладошками). Мимические движения по подражанию выполняет. Моторные навыки. Общая моторика развита недостаточно, наблюдается нарушение координации при стоянии и прыжках на одной ноге, трудности в переключаемости с одного движения на другое, наблюдается смена мышечного тонуса, присутствуют синкезии. Мелкая моторика развита недостаточно. Наблюдается неточность движений, замедлен темп выполнения, переключаемость – задержанная, статическую позу не всегда удерживает, объем выполнения заданий не полный, движения выполняет по желанию, наличие сопутствующих лишних движений. Ведущая рука правая. Ориентируется в окружающем пространстве относительно себя и своего тела, может узнать и выложить целостное изображение из частей. Ритм не воспроизводит. Знание о себе. Понимает, откликается на свое имя, называет его, называет свой возраст, называет имя мамы, папы. Показывает части тела на себе и игрушке, сама называет не все части тела. Понимание обращенной речи. Понимает обращенную речь, показывает названные игрушки и изображенные на картинках предметы, называет их. Функциональное назначение предметов на картинках не обозначает, в задании с игрушками – выполняет (что наденем кукле на голову, когда пойдем гулять? Шапку. и т.п.) Понимание слов, обозначающих действие и падежных вопросов с опорой на картинки затруднено (отказывается выполнять задание). Слова, обозначающие признаки предмета понимает, категорию числа существительных не понимает. Сформированность фонематического слуха. Направление услышанного звука определяет. Узнает звучания музыкального инструмента. Дифференцирует разные неречевые звуки. Дифференцирование звуков не производит (картинки названных слов мышка – мишка, уши – усы, рожки – ложки не показала). Звукоподражание животных выполняет, на вопрос «Кто кричит Му? Ме? Мяу? и другие» отвечает правильно. Словарный запас. Предметный словарь развит, называет с нарушением звукопроизношения или частью слова продемонстрированные предметы, части тела, части игрушки, предметы одежды. Обобщающие понятия не доступны. Называет с опорой на картинки действия. Называет признаки предмета по величине, цвет не определяет и не называет. Слоговая структура. Слова с двумя открытыми словами повторяет, в словах отсутствуют некоторые звуки (пила – иа, рыба – ыба, часы – тити). Слова с тремя открытыми слогами произносятся с отсутствием или заменой звуков (сапоги – самаги, молоко – маако, корова – кавова). Слова односложные без стечения согласных произносятся не полностью (мяч – мя, лук – лу, нож – но). Слова двусложные с закрытым слогом произносятся не полностью, с заменой или отсутствием звуков (диван – ива, лимон – мо, батон – ато). Слова двусложные со стечением согласных в середине произносятся с пропуском звуков (ложка – лока, мишка – мика, туфли – тули). Активная речь. Обыгрывание знакомого сюжета сказки не производит, стихотворения не рассказывает. В речи присутствуют звукоподражания, отдельные слова, предложения из двух слов. Темп речи средний, голос тихий, разборчивость речи нарушена, дыхание не затруднено, упражнения на развитие речевого дыхания выполняет, сила и продолжительность выдоха недостаточны, щеки надуваются, губы вперед не всегда вытягиваются (после напоминания), наблюдаются синкезии (поднимаются плечи, попытки заменить воздушную струю на действие пальцев). Звукопроизношение. Нарушено, речь не внятная. Наблюдается замена звука З на В, звука ЗЬ на ВЬ, смягчение твердых звуков Д, С, звуки Ф, П, ПЬ, Б, БЬ, Н, произносится не во всех словах, звуки ХЬ и ЛЬ – отсутствуют Связная речь: не сформирована. Короткая фраза отсутствует. | |
Результаты психологического обследования | Внешний вид и поведение в ситуации обследования: Контакт на момент обследования устанавливает легко, стабильный. Ситуацию диагностики воспринимает спокойно. Не всегда понимает инструкцию, в этом случае наблюдается уход от выполнения заданий. Темп работы и работоспособности: темп деятельности средний. Предложенную помощь не всегда принимает. На занятиях непосредственно организованной деятельности не всегда сразу включается в работу. Переключаемость с одного вида на другой требует личного внимания педагога, спад работоспособности наблюдается в конце занятий. Общая осведомленность ребенка (социально-бытовая ориентировка): знает свое имя. Знает и показывает части тела. Недостаточно сформированы временные и пространственные представления, представления об окружающем. Характеристика моторики, в т.ч. графической деятельности: ведущая рука правая. Графическая деятельность не сформирована в соответствии с возрастом. Карандаш чаще держит не правильно. Особенности памяти: зрительно запоминает и воспроизводит из 4 предложенных картинок 2; на слух не запоминает и не воспроизводит слова. Преобладает зрительная память. Удерживает короткие словесные инструкции взрослого. Особенности восприятия: самостоятельно собирает картинку из 3-х частей. Различает и группирует основные цвета и геометрические фигуры (цвета не называет). Путает левую и правую руку. Сформированы понятия большой - маленький, один - много. С помощью педагога выстраивает в ряд по возрастанию и убыванию. Доску Сегена собирает самостоятельно методом зрительного соотнесения. Конструирование по образцу затруднено. Внимание: обнаруживаются признаки неустойчивости внимании, характерна быстрая истощаемость внимания. Ослабление концентрации. Мышление: преобладает тип мышления наглядно-действенный. Классификацию и обобщение не выполняет, не выделяет лишний предмет из множества. Самостоятельно собирает пирамидку из 6 колец, зрительно соотнося. Затрудняется в установлении элементарных причинно-следственные связи. Особенности речевого развития: речь не развита, малопонятна для окружающих. Особенности эмоционально-личностной сферы: эмоциональный фон на протяжении всего обследования адекватный, негативных реакций не проявляет. Настроение сохраняется в течение продолжительного периода. Во время занятий не всегда слушает педагога, часто отвлекается. | |
- Цели и задачи реализации Программы
Цель | Организация комплексного сопровождения ребёнка специалистами направленного на познавательное и речевое развитие способствующего личностному развитию дошкольника. |
Задачи | Обогащать и активизировать словарь. Развивать подражательную функцию речи во всех проявлениях. Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие. Развивать артикуляционный праксис и формировать правильное звукопроизношение (постановка и автоматизация звуков). Формировать и развивать лексико-грамматические средства языка, простую фразу и навыки связной речи. Формировать, расширять, обогащать и систематизировать представления об окружающем мире. Включать освоенные представления, умения и навыки в практическую и игровую деятельность. Восполнять пробелы в освоении дошкольной образовательной программы. Развивать регуляторный компонент с применением двигательных и когнитивных техник. Развивать эмоциональное и продуктивное взаимодействие. Развивать сенсорно-перцептивную деятельность. Развивать вербальный компонент. |
- Принципы и подходы к формированию Программы
Реализуются в соответствии с АОП ДО для обучающихся с ЗПР
1.2 Предполагаемый результат работы
Специалист | |
Учитель-дефектолог | Сенсорное развитие 1.Формирование перцептивной деятельности. Ознакомление с разными способами обследования предметов и объектов. 2.Формирование внимания к неречевым звукам, умения узнавать и различать неречевые звуки (две контрастно звучащие музыкальные игрушки; два контрастных звука, издаваемых бытовыми предметами). 3.Развитие зрительного восприятия, умения сравнивать и различать контрастные по величине (большой-маленький), форме (круглый-квадратный), цвету (красный-желтый-зеленый-синий) предметы. 4.Формирование умения узнавать предметы на ощупь. Развитие психических функций 1.Воспитание слухового внимания при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи. 2.Воспитание слухоречевой памяти при восприятии одно- и двухступенчатых инструкций. 3.Развитие зрительного внимания и памяти в работе с парными и разрезными картинками, простыми пазлами. 4.Развитие наглядно действенного и наглядно-образного мышления при группировке и классификации хорошо знакомых предметов (игрушек, одежды, обуви, туалетных принадлежностей). Окружающий мир 1.Ознакомление с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями. 2.Формирование первичных представлений о смене времен года. Развитие временных, пространственных и элементарных математических представлений 1.Освоение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и форм предметов (круглый, квадратный). Обучение различению объемных форм и плоских фигур (круг-шарик, квадрат-кубик). 2.Обучение группировке предметов по цвету, величине, форме. 3.Подбор и сравнение контрастных по величине предметов путем наложения и приложения. Обучение использованию слов большой, маленький. 4.Выявление отношений групп предметов по количеству и числу (много, мало, один, ни одного). Обучение пониманию вопроса сколько? 5.Обучение ориентировке в схеме собственного тела и основных направлениях от себя (вверху, внизу, спереди, сзади). 6.Формирование умения ориентироваться в частях суток (день, ночь), различать и называть их. |
Учитель – логопед | Понимает и выделяет из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами. Называет некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т. д.); Обозначает наиболее распространенные действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния (холодно, тепло, больно и т. д.); Выражает желания с помощью простых просьб, обращений; Отвечает на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов. При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление. |
Педагог –психолог | Ребенок выполняет предложенные задания предложенные педагогом используя образец. У ребенка проявляется самоконтроль в деятельности и поведении Устанавливает контакт со сверстниками и взрослыми. Концентрируется при выполнении простых мыслительных операций и доводить начатое дело до конца. |
Воспитатели |
|
Социально-коммуникативное развитие | Умеет одеваться и раздеваться в правильной последовательности. Умеет играть, договариваясь со сверстниками и делиться игрушками во время игры. Подбирает атрибуты для игры самостоятельно. Игровые действия сопровождаются речью. Осознает свою половую принадлежность. |
Познавательное развитие | Называет свой возраст, имя бабушки. Показывает домашних и диких животных и разделяет их. Разделяет овощи и фрукты. Показывает и называет геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Выделяет один, наиболее яркий признак предмета, и, ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Определяет предметы: высокий-низкий, длинный-короткий, узкий-широкий. Раскладывает картинки по знакомому сюжету. Ориентируется в частях суток, различает времена года. |
Речевое развитие | Пополнение пассивного и активного словаря. Повторяет за воспитателем пальчиковую и артикуляционную гимнастику. Показывает персонажей любимых сказок. Слушает сказки и рассказы. |
Художественно-эстетическое развитие | Владеет навыками лепки из пластилина. Штрихует и закрашивает предметы, не выходя за контур рисунка. Правильно держит карандаш и кисть. Создает образ из готовых деталей в аппликации. Проявляет интерес к прослушиванию музыкальных произведений. Повторяет движения за взрослым под музыку. |
Физическое развитие | Развита крупная моторика, владеет основными движениями. Может действовать совместно в подвижных играх. Соблюдает элементарные правила игры. Сформированы навыки в основных видах движений. Выполняет упражнения с мячом. |
II Содержательный раздел
2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей, представленными в пяти образовательных областях.
Образовательные области «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие» реализуются в соответствии с АОП ДО для обучающихся с ЗПР
2.2 Формы работы с обучающимся в рамках программы:
Группа | Педагог | Форма работы | Продолжительность занятия |
Учитель – дефектолог | Индивидуальная | 15 мин; 2 раза в неделю | |
Учитель – логопед | Индивидуальная | 15 мин; 3 раза в неделю | |
Воспитатель | Индивидуальная, индивидуальный подход на занятиях | 15 мин; 2 раза в неделю | |
Педагог-психолог | Индивидуальная, подгрупповая | 15 мин; 1 раз в неделю |
2.3 Учебный план
Составлен на пятидневную учебную неделю. Продолжительность непосредственной образовательной деятельности – 15 минут
Образовательные области | Разделы программы | Количество занятий в неделю/год | Длительность занятий/ в неделю (минут) |
Социально-коммуникативное развитие | «Ребенок в обществе» | 1/40 | 15/15 |
Познавательное развитие | «Развитие сенсорных эталонов, познавательных действий и математических представлений» | 1/40 | 15/15 |
«Ознакомление с окружающим миром/ Природа» | 1/40 | 15/15 | |
Речевое развитие | «Развитие речи» | 1/40 | 15/15 |
Художественно-эстетическое развитие | «Изобразительная деятельность: лепка/аппликация» | 1/40 | 15/15 |
«Приобщение детей к искусству/рисование» | 1/40 | 15/15 | |
«Музыка» | 2/80 | 15/30 | |
Физическое развитие | «Физическая культура» | 2/120 | 15/30 |
Всего | 10/400 | 15/150 | |
Занятия с учителем-дефектологом | 2/80 | 15/30 | |
Занятия с учителем-логопедом | 3/120 | 15/45 | |
Занятия с педагогом-психологом | 1/40 | 15/15 | |
Всего | 6/240 | 15/60 | |
Итого | 16/640 | 15/210 | |
2.4 Форма участия родителей в реализации программы
Содержание работы | Сроки реализации | Предполагаемый результат |
Участие в составлении АОП | В начале года | Оценка возможностей ребенка и социального окружения (родителей/законных представителей). Утверждение АОП. |
Середина и конец года | Оценка динамики развития ребенка и эффективности АОП с точки зрения родителей. | |
Осуществление коррекционно-развивающего взаимодействия с ребёнком в соответствии с рекомендациями специалистов детского сада. | В течение всего периода | Закрепление знаний, приобретённых в ходе индивидуальной коррекционно-развивающей работы со специалистами детского сада Родители информированы в вопросах коррекции проблем в развитии детей с ОВЗ, о результатах коррекционно-развивающей работы с ребенком |
Посещение совместных детско-родительских занятий, консультаций специалистов: обучение родителей эффективным приемам взаимодействия с ребенком | В течение всего периода по мере необходимости | Повышение педагогической компетентности родителей Получение квалифицированной психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ; адекватности установок в отношении перспектив ребенка; Получение психологической поддержки по гармонизации детско-родительских отношений. |
2.5 Содержание психолого-педагогической помощи ребенку
Циклограмма рабочего времени коррекционно-развивающей работы Приложение 1
Коррекционно-развивающая работа: учитель-дефектолог Приложение 2
Коррекционно-развивающая работа: учитель-логопед Приложение 3
Коррекционно-развивающая работа: педагог-психолог Приложение 4
Коррекционно-развивающая работа: воспитатели Приложение 5
III Организационный раздел и IV Дополнительный раздел Программы реализуются в соответствии с АОП ДО для обучающихся с ЗПР
Литература
- Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - 2-е изд. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье.- М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. СПб.: Издательский дом ЛИТЕРА, 2008.
- Ткаченко Т. А. Речь и моторика. – М.: ЭКСМО, 2007.
- Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Младшая группа. Домашняя тетрадь — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
- Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Логопедические задания для детей. 3 - 4 лет. СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «СКРИПТОРИЙ 2003», 2016.
- Нищева Н.В., родителям о речи ребенка, ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2016.
- Ткаченко Т.А Развитие фонематического восприятия. М.: «Эксмо» 2010.
- Ковалева А. Играем со звуками: 3-4 года. М.: «Сфера», 2017.
- Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для малышей 2-4 года. СПб.: «Корона»,2014
- Наборы картинок
- Папки с картинками с обобщающими понятиями
- Игрушки: пирамидки, кубики, машинки, мячики, звучащие.
- Блоки Дьенеша.
- Настольный театр
- Пособия по развитию дыхания
- Пособия на развитие психических процессов (память, внимание, мышление, воображение).
Приложение 1
Циклограмма рабочего времени
индивидуальной коррекционно-развивающей работы
на 2024 – 2025 учебный год
Ф. И. ребенка
Дата рождения
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
08.15 – 08.30 Индивидуальное коррекционное занятие с учителем-логопедом | 07.45 – 08.00 Индивидуальное коррекционное занятие с учителем-дефектологом | 07.45 – 08.00 Индивидуальное коррекционное занятие с учителем-дефектологом | 08.15 – 08.30 Индивидуальное коррекционное занятие с учителем-логопедом | |
16.00 – 16.15 Коррекционное занятие с воспитателем | 15.15 – 15.30 Индивидуальное коррекционное занятие с учителем-логопедом | 16.00 – 16.15 Коррекционное занятие с воспитателем |
Приложение 2
Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога
Февраль – май 2025 г.
ФИО
Дата рождения:
Содержание деятельности | Задачи коррекционной работы | Игры и упражнения по коррекции выявленных нарушений | Результат усвоения |
Сенсорное развитие | 1.Формирование перцептивной деятельности. Ознакомление с разными способами обследования предметов и объектов. 2.Формирование внимания к неречевым звукам, умения узнавать и различать неречевые звуки (две контрастно звучащие музыкальные игрушки; два контрастных звука, издаваемых бытовыми предметами). 3.Развитие зрительного восприятия, умения сравнивать и различать контрастные по величине (большой-маленький), форме (круглый-квадратный), цвету (красный-желтый-зеленый-синий) предметы. 4.Формирование умения узнавать предметы на ощупь. | «Пощупай и скажи» «Твердый, мягкий, пушистый, колючий» «Что звучит?» «Откуда звук?» «Большой и маленький» «Геометрическое лото» «Чудесный мешочек» «Коробка ощущений» | |
Развитие психических функций | 1.Воспитание слухового внимания при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи. 2.Воспитание слухоречевой памяти при восприятии одно- и двухступенчатых инструкций. 3.Развитие зрительного внимания и памяти в работе с парными и разрезными картинками, простыми пазлами. 4.Развитие наглядно действенного и наглядно-образного мышления при группировке и классификации хорошо знакомых предметов (игрушек, одежды, обуви, туалетных принадлежностей). | «Тихо-громко» «Что звучало сначала, что потом?» «Что за чем?» «Парные картинки» «Лото» «Разрезные картинки» «Назови одним словом» «Собери семейку предметов» | |
Окружающий мир | 1.Ознакомление с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями. 2.Формирование первичных представлений о смене времен года. | «Назови предмет» «Что для чего нужно?» «Время года» «Что бывает осенью? Зимой?» «Что за чем?» | |
Развитие временных, пространственных и элементарных математических представлений | 1.Освоение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и форм предметов (круглый, квадратный). Обучение различению объемных форм и плоских фигур (круг- шарик, квадрат-кубик). 2.Обучение группировке предметов по цвету, величине, форме. 3.Подбор и сравнение контрастных по величине предметов путем наложения и приложения. Обучение использованию слов большой, маленький. 4.Выявление отношений групп предметов по количеству и числу (много, мало, один, ни одного). Обучение пониманию вопроса сколько? 5.Обучение ориентировке в схеме собственного тела и основных направлениях от себя (вверху, внизу, спереди, сзади). 6.Формирование умения ориентироваться в частях суток (день, ночь), различать и называть их. | «Геометрическое лото» «Коробка форм» «Доска Сегена» «Собери семейку по признаку» «Большой-маленький» «Сравни» «Сравни группы предметов» «Сколько предметов?» «Чего больше или меньше?» «Назови часть тела» «Что слева? Справа?» «Посмотри, куда скажу» «Положи игрушку, куда скажу» «Откуда взял игрушку?» «День-ночь» «Что мы делаем днем? Утром? Вечером? Ночью?» |
дата
Учитель-дефектолог
Приложение № 3
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда
Февраль – май 2025 г.
ФИО
Дата рождения:
Содержание деятельности | Задачи коррекционной работы | Результат усвоения |
Развитие понимания речи | 1.Учить находить предметы, игрушки. | |
2.Учить по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки. | ||
3.Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого. | ||
4.Учить понимать слова обобщающего значения. | ||
5.Учить показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией. | ||
6.Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него). | ||
7.Учить дифференцированно воспринимать вопросы: кто?, куда?, откуда?, с кем?. | ||
8.Учить понимать грамматические категории числа существительных, глаголов. | ||
9.Учить различать на слух обращения к одному или нескольким лицам. | ||
Развитие активной подражательной речевой деятельности | 1.Учить называть родителей, родственников (мама, папа, бабушка). | |
2.Учить называть имена друзей, кукол. | ||
3.Учить подражанию: • голосам животных; • звукам окружающего мира; • звукам музыкальных инструментов | ||
Развитие внимания, памяти, мышления | 1.Учить запоминать и выбирать из ряда предложенных взрослым игрушки и предметы (2—4 игрушки). | |
2.Учить определять из ряда игрушек ту, которую убрали или добавили. | ||
3.Учить запоминать и раскладывать игрушки в произвольной последовательности (в рамках одной тематики). | ||
4.Учить запоминать и раскладывать игрушки в заданной последовательности (2—3 игрушки одной тематики). | ||
5.Учить запоминать и проговаривать 2—3 слова по просьбе логопеда (мама, папа; мама, папа, тетя). | ||
6.Учить находить из ряда картинок (предметов, игрушек) «лишнюю»: шарик, мяч, кисточка; шапка, панама, яблоко; яблоко, груша, стол. | ||
7.Учить находить предмет по его контурному изображению. Учить узнавать предмет по одной его детали. | ||
Развитие артикуляционного праксиса | 1.Развивать подвижность артикуляционного аппарата: нормализация моторики артикуляционного аппарата и мышечного тонуса лица, губ, языка. | |
2.Учить выполнять артикуляционную гимнастику, способствующую нормализации мышечного тонуса, которую ребенок выполняет самостоятельно после объяснения и показа логопедом. | ||
Развитие речевого дыхания | 1.Учить упражнениям на развитие силы воздушной струи и направленности воздушной струи; специальной дыхательной гимнастики. | |
Развитие мелкой моторики | 1.Учить понимать потешки и пестушки, выполнять их с движениями. | |
2.Учить пальчиковые игры и упражнения. | ||
3.Учить элементам нейрогимнастики. |
дата
Учитель-логопед
Приложение № 4
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога
февраль – май 2025 г.
ФИО
Дата рождения:
Содержание деятельности | Задачи коррекционной работы | Игры и упражнения по коррекции выявленных нарушений | Результат усвоения |
Развитие предметно-игровой деятельности на основе развития подражательных способностей | - снижение эмоционального напряжения; - обучение приёмам саморегуляции. - формирование продуктивного взаимодействия между детьми и взрослыми (как знакомыми так и не знакомыми) | - упражнения на эмоции и эмоциональные контакт; - арт-терапия; - психогимнастика - использование песен, потешек. | |
Развитие регуляторного компонента с применением двигательных и когнитивных техник. | - развитие общей моторики и координации; - развитие мыслительной деятельности; - развитие зрительного восприятия | - дыхательные упражнения; - глазодвигательные упражнения; -телесные упражнения; - упражнения для развития моторики рук. «Змейка», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос». | |
Развитие сенсомоторных навыков на основе расширения представлений о сенсорных эталонах | -развивать пространственные представления; - развивать восприятие формы, цвета, величины. | - дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия. - д/и и упражнения на развития понятия величины, закрепление понятия формы, цвета. - рассматривание, сравнение, анализ и синтез реалистических изображений предмета. | |
Развитие вербального компонента деятельности | Установление тактильных контактов с ребенком. Снятие эмоционального напряжения | Игры с песком, водой. |
дата
Педагог-психолог
Приложение 5
Коррекционно-развивающая работа воспитателя
Февраль – май 2025 г.
ФИО
Дата рождения:
Образовательные области | Дефицит | Деятельность | Планируемый результат |
Социально-коммуникативное развитие | Навыки самообслуживания частично сформированы. Не умеет договариваться и делиться с сверстниками. В подборе атрибутов для игры необходима помощь взрослого. Игровые действия редко сопровождает речью. Не осознает свою половую принадлежность. | Игра «Оденься по сезону», «Одень мальчика и девочку», «Дотронься», «Добрая и сердитая кошечка», «Сосны, Елочки, Пенечки», «Про кого я говорю», «Мяч по кругу», игра- драматизация «Репка». | Умеет одеваться и раздеваться в правильной последовательности. Умеет играть договариваясь со сверстниками и делиться игрушками во время игры. Подбирает атрибуты для игры самостоятельно. Игровые действия сопровождаются речью. Осознает свою половую принадлежность. |
Познавательное развитие | Не называет свой возраст и имя бабушки. Показывает геометрические фигуры, но не может их назвать. Не сформированы понятия: высокий – низкий, узкий – широкий, длинный – короткий. Не выделяет один, наиболее яркий признак предмета, и ориентируясь на него, не оценивает предмет в целом. Не может разложить картинки по порядку по знакомому сюжету. Не разделяет овощи и фрукты, дикие и домашние животные. Не ориентируется в частях суток, в сезонных изменениях в природе. | Дидактические игры: «Что где растет», «Наши друзья», «Рукавичка», «Что сначала, что потом», «Четвертый лишний», «Длинный- короткий», «Широкий-узкий», «Высокий-низкий», «Подбери фигуру», « Какое время года», «День-ночь» . | Называет свой возраст, имя бабушки. Показывает домашних и диких животных и разделяет их. Разделяет овощи и фрукты. Показывает и называет геометрические фигуры. (круг, квадрат, треугольник). Выделяет один, наиболее яркий признак предмета, и ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Определяет предметы: высокий- низкий, длинный- короткий, узкий- широкий. Раскладывает картинки по знакомому сюжету. Ориентируется в частях суток, различает времена года. |
Речевое развитие | Речь не соответствует возрасту. Может повторить за взрослым отдельные слова. В обращении к взрослому и сверстнику может использовать вербальные средства общения, но чаще пользуется жестами и звуковыми реакциями. Не проявляет интерес к слушанию сказок или рассказов, любит рассматривать картинки, иногда показывает знакомых персонажей и может назвать их. Затрудняется выполнять пальчиковую и артикуляционную гимнастику. | Артикуляционная гимнастика: «Лопата», «Дудочка», «Заборчик», «Мишка любит мед»; Дыхательная гимнастика: Задувание свечи», «Часики», «Петух», «Ушки». Пальчиковая гимнастика: «Гномики», «Червячки», «Овощи», «Снежинки» Д/И «Часы», «Лягушка и лягушата», «Чудесный мешочек», «Позови свою маму». | Пополнение пассивного и активного словаря. Повторяет за воспитателем пальчиковую и артикуляционную гимнастику. Показывает персонажей любимых сказок. Слушает сказки и рассказы. |
Художественно-эстетическое развитие | Раскрашивает, выходя за контур. Слабый нажим на карандаш. Держит карандаш кулаком. Самостоятельно не использует приемы в лепке из пластилина. В аппликации не может создать образ из готовых деталей. Не проявляет интерес к прослушиванию музыкальных произведений. Не повторяет движения под музыку за взрослым. | Упражнение: раскраски; обводки. Лепка (колбаска, шарик). Прослушивание музыкальных произведений. П/игра «Зайка серенький сидит», «Цапля и лягушки», «Где же ручки». | Владеет навыками лепки из пластилина. Штрихует и закрашивает предметы, не выходя за контур рисунка. Правильно держит карандаш и кисть. Создает образ из готовых деталей в аппликации. Проявляет интерес к прослушиванию музыкальных произведений. Повторяет движения за взрослым под музыку. |
Физическое развитие | Не умеет действовать совместно в подвижных играх и физических упражнениях, согласовывать движения. Не соблюдает элементарные правила в коллективных играх. Навыки в основных видах движений не сформированы. Испытывает затруднения в работе с мячом. | Подвижные игры: «Поезд», «Птички летают», «Солнышко и дождик», «Подбрось – поймай», «Шире шагай». | Развита крупная моторика, владеет основными движениями. Может действовать совместно в подвижных играх. Соблюдает элементарные правила игры. Сформированы навыки в основных видах движений. Выполняет упражнения с мячом. |
дата
Воспитатели: Кутузова С.В.
Черепанова О.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ «МЕБЕЛЬ»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ «МЕБЕЛЬ» (приложение к мастер-классу 2) Цель тематического комплекса: обогащение ...

Тема: «Проект непосредственно образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий и проектирование методических рекомендации по организации развивающей деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образован
Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивае...

Методическая разработка. Коррекционно-развивающая деятельность по теме: «Формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе индивидуальной деятельности»
Методическая разработка коррекционно - развивающей работы в процессе индивидуальной деятельности рассчитана на детей старшего возраста. Для достижения целей и реализации задач используются современные...

Предметно-развивающая среда в работе учителя-дефектолога, как фактор успешной коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими задержку психического развития.
Информационный материал для учителей-дефектологов ДОУ....

Методическая разработка. Коррекционно-развивающая деятельность по теме: «Формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности»
Методическая разработка коррекционно - развивающей работы в процессе совместной деятельности рассчитана на детей старшего возраста. Для достижения целей и реализации задач используются современные...

Программа подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по формированию психологических предпосылок учебной деятельности детей 6-7 лет.
Данная программа разработана на основе программы М. Р. Григорьевой «Лаборатория профессора Ума» и Л.И. Сорокиной Интеллектуальное развитие детей 6-7 лет.Программа носит коррекционно-развив...

«Предметно-пространственная развивающая среда как фактор развивающей деятельности дошкольника»
Важной задачей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) остается совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми по средством организации...