«Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста»
методическая разработка

 «Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_pedagogov_pedagogicheskaya_gostinaya.docx87.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка детский сад  № 4 «Солнышко»

городского округа Спасск - Дальний

________________________________________________________________

Сборник консультаций

  «Педагогическая гостиная для педагогов» по теме:

«Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста»

imgpreview?key=46fde75583a9bb21&mb=imgdb_preview_855

ГО Спасск – Дальний

2022 год

Содержание:

  1. Содержание ………………………………………………………………2
  2. Аннотация…………………………………………………………………3
  3. Консультация «Особенности развития предпосылок инженерного мышления у дошкольников»…………………………………………….5
  4. Консультация «Развитие инженерного мышления: миф или реальность?»………………………………………………………………9
  5. Консультация  «Инженерное мышление у дошкольников в современном мире»………………………………………………………12
  6. Консультация «Формирование предпосылок инженерного мышления дошкольников на основе развития конструктивных навыков»……….15
  7. Консультация  «Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста в условиях детского сада»…………………………………….19
  8. «Особенности развития инженерного мышления у дошкольников» - опыт работы педагога……………………………………………………22
  9. Литература………………………………………………………………..26

   Аннотация:

 Целью разработки данного сборника является - оказание методической помощи педагогам МБДОУ «ДС№2»Лучик» с. Летно-Хвалынское  в вопросах развития технического творчества и предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста, развития познавательного интереса, желания придумывать, стремление узнавать новое в повседневной деятельности.

 В сборник вошли интересные консультации для воспитателей детского сада, опыт работы других педагогов по развитию логического и инженерного мышления у дошкольников, что поможет повысить компетентность в данном направлении.

Многолетний опыт педагогов - практиков показывает, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое.

В настоящее время многие педагоги и психологи отмечают, что современному человеку недостаточно владеть определенным кругом знаний и умений, но и необходимо творчески мыслить, принимать неординарные решения, осуществлять деятельность не по готовому образцу, а видеть различные возможности ее осуществления, уметь самостоятельно создавать новые технические формы.

Слово «инженер» - это изобретатель (исследователь, строитель, творец). Это человек, который должен владеть мыслительными способностями, уметь исследовать, анализировать, проектировать свою деятельность.

Дошкольный период - это раннее развитие этих способностей. Миссия детского сада заключается в использовании имеющихся условий, наличие знаний и образовательных технологий педагогов обеспечить качество современного образования, получение детьми практических умений для дальнейшего развития в начальной школе. В государственном образовательном стандарте, в Программе, по которой мы работаем, стоит задача развивать в ребёнке творца, созидателя, изобретателя. Так же определены виды деятельности, в которых реализуется эта задача: конструктивно - модельная, познавательно-исследовательская, проектная. Всё это и составляет систему инженерного образования в детском саду, т. е через занятия, и совместные виды деятельности ежедневно мы будем способствовать развитию у детей конструктивных, исследовательских, творческих способностей.

Техническое творчество – это процесс, в ходе которого: происходит подготовка ребенка к будущей трудовой деятельности; развиваются самостоятельность, активность, творческое мышление, пространственное воображение, критичность (умение оценивать конструктивные особенности устройств); формируется интерес к изобретательству; усваиваются знания из области физики, математики, информатики; воспитываются трудолюбие, ответственность, целеустремленность, терпение; формируется умение работать с чертежами, научной литературой, а также навыки пользования измерительными приборами, инструментами, специальными приспособлениями; растет самооценка ребенка, появляется гордость за свой труд.

Влияние развивающей предметно-пространственной среды на формирование основ технического творчества имеет большое значение. Первоначально, важной задачей стало повышение развивающего эффекта самостоятельной деятельности детей в предметно-пространственной среде, которая обеспечивает воспитание каждого ребенка, позволяет ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.

Актуальность данной темы очевидна. Выбор профессии – вопрос, с которым сталкивается каждый. С раннего детства человек пытается понять, какое место он будет занимать во взрослой жизни. Кто-то искренне верит в карьеру пожарного, кто-то хочет стать актером балета, а некоторые мечтают продавать детям сладости. К сожалению или к счастью, не все детские желания сбываются. С возрастом приходит понимание: идеальная профессия – это не только любимое, но и востребованное дело. Мы взрослые первые в ответе за наше будущее, за будущее наших детей! Это мы, воспитатели, должны смотреть вперед и предугадать изменения на рынке труда. Знать, чем увлечь ребенка, чтобы его увлечение, интерес возрастали, чем старше он становился.

Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных ресурсов является одним из приоритетов образования. Согласно требованиям ФГОС ДОО, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую обучающей деятельности.

Консультация «Особенности развития предпосылок инженерного мышления у дошкольников»

Детское конструирование играет важную роль в формировании творческой личности дошкольника. Оно соответствует интересам и потребностям ребенка. Под детским конструированием понимается создание конструкций и моделей из строительного материала и деталей различных конструкторов. Сооруженные дошкольниками постройки активно используются в игровой деятельности, где решаются конструктивные задачи, которые развивают у детей техническое и инженерное мышление.

Конструирование – один из видов продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предмета, приведение в определённый порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала. Конструирование является продуктивным видом деятельности, поскольку направлено на получение определённого продукта.

        Существует несколько форм организации обучения конструктивной деятельности:

- Конструирование по образцу - это важный этап для обучения, где ребенок овладевает обобщенным способом анализа образцов (умеет определить основные части, выделить детали, установить пространственное расположение, обобщать представления об объектах и т д.).

        Выявление функционального назначения, зависимости частей объекта формирует у детей умение планировать свою деятельность.

       - Конструирование по модели - эта форма способствует активизации мышления, формирует умение мысленно разбирать модель на составляющие её элементы для воспроизведения нужной конструкции с максимальным сходством.

       - Конструирование по условиям - ребенок должен создать постройку без образца, но с определенными условиями и усвоить зависимость структуры конструкции от её практического назначения. Конструирование по условию носит проблемный характер, поскольку не дает определенных способов решения. Дети должны уметь анализировать, обобщать представления об конструируемых объектах. Эта форма у дошкольников развивает творческое мышление, что является задатком инженерного мышления.

       - Конструирование по чертежам и наглядным схемам - такая форма создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования (обучение детей построению простых схем - чертежей, отображающих образы построек, а потом, наоборот, практическому созданию конструкций по схемам - чертежам). Все это развивает у дошкольников образное мышление и познавательные способности.

        - Конструирование по замыслу - такая деятельность дает большие возможности для детского творчества и должна протекать как поисковый процесс. При этом степень самостоятельности и творчества зависит от имеющихся обобщенных представлений о конструируемом объекте, от уровня имеющихся знаний и умений (умение строить замысел, искать решения не боясь ошибок и т д.).

         - Конструирование по теме - такое конструирование ограничено определенной темой, но дает возможность выбрать для создания постройки способы выполнения и нужный строительный материал. Каждая из форм конструирования оказывает развивающее влияние на мышление ребенка и формирует условия к развитию технического, а затем и инженерного мышления. Существуют виды технического конструирования:

          - Конструирование из строительного материала - конструирование из строительного материала входит в жизнь ребенка с раннего возраста и тесно взаимосвязано с игрой. В обучении детей младшего дошкольного возраста используются образцы простейших конструкций, которые представлены в виде системы постепенно усложняющихся конструкций одной тематики. В процессе конструирования по образцам у детей формируются обобщенные способы анализа объектов и представления о них. Это является плавным и успешным переходом к конструированию по условиям.

В старшем дошкольном возрасте возможны все формы конструирования (по образцу, по условиям, по замыслу с учетом тематики). Здесь ребенок раскрывает структурные и функциональные свойства, анализируя конструируемые объекты.

В процессе сооружения построек решаются задачи проблемного характера, развивается поисковая деятельность (дети не боятся ошибок, умеют анализировать, ищут разные способы решения одной задачи). При конструировании по замыслу дети создают оригинальные конструкции самой широкой тематики, что говорит о сформированности творческого характера.

        Конструирование из деталей конструкторов - конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления. Этот вид конструирования относится к сложной деятельности и используется старшими дошкольниками. Такой вид оказывает положительное влияние на развитие воображения, демонстрирует интеллектуальную активность. Дети экспериментируют, ищут оригинальные решения, а затем переходят к конструированию по собственному замыслу.

  Конструирование из крупногабаритных модулей - конструирование из крупногабаритных модулей наиболее соответствует умственным и физическим возможностям детей старшего дошкольного возраста. В конструктивной деятельности используются наборы объемных, крупных модулей: «Занимательные кубики», «Волшебная башня»; наборы для плоскостного конструирования: «Мозаика», «Сердечко».

Путем различных комбинаций деталей, изменения их пространственного расположения по отношению друг к другу дети создают различные конструкции большого размера. Здесь требуется организация работы по схеме: 1) ознакомление с новым материалом путем экспериментирования с ним, 2) тематическое конструирование, 3) конструирование по собственному замыслу. Организация детского конструирования опирается на принципы:

 - От общего к частному - этот принцип эффективен в обучении, где конкретное содержание должно выступать как общее, а это возможно при правильно выстроенной системе. Использование разных форм организации обучения (по образцу, по условиям, по теме, по замыслу и т д.) зависит от вида конструирования и возраста дошкольника. Диалогическая форма общения детей во время конструирования предполагает обсуждение разных вариантов решения, а также возможность учитывать мнения сверстников. Сочетание индивидуальных и коллективных форм конструирования повышает продуктивность, понимание способов деятельности и позволяет организовывать содержательное общение детей. Включение конструирования в различные жизненные события (праздники, игры и т д.) - это мощный источник формирования потребности, желания конструировать. Организация целенаправленных наблюдений разных объектов (на улице, в природном окружении и т д.) - важный этап, для развития детских замыслов.

- Создание условий для экспериментирования с различными материалами (бумагой, тканью и т д.). Это позволит детям открывать свойства материалов и пользоваться ими для воплощения замысла. Предоставление детям разнообразных материалов и возможности ими пользоваться по своему усмотрению. В каждой группе таких материалов должно быть в достаточном количестве. Конструирование на участке детского сада с использованием разнообразных материалов (крупные модули, картонные коробки). Нужно учитывать, что интерес детей к такой конструкции угасает, а также она теряет эстетичность под влиянием природных факторов. Такие постройки нужно либо восстанавливать, либо разбирать. Если в обучении опираться на вышеобозначенные принципы, то это позволяет научить конструированию как творческой деятельности, но и способствует эмоциональному, эстетическому и речевому развитию детей.

Конструктивно-модельная деятельность, несомненно, важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка.

В процессе конструктивно-модельной деятельности и развитии творческих технических способностей дошкольники легко усваивают многие знания, умения и навыки:

 Развиваются пространственное и инженерное мышление и конструктивно-модельные способности ребенка. Ребёнок на практике не только познает такие понятия как: право, лево, выше, ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект.

 Развивается образное мышления: ведь ребенок, создавая конструкцию, должен ориентироваться на некоторый образ того, что делает, планирование своих действий, и отчета о проделанных действиях.

 Развивается мелкая моторика, глазомер. Все это крайне получится.

 Развивается речь дошкольников, расширяется словарный запас, поскольку конструктивно-модельная деятельность предполагает анализ постройки, описание пространственного расположения отдельных важно для дальнейшего развития инженерного мышления.

 Формируются такие качества как усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца).

 Конструктивно-модельная деятельность и развивающиеся творческие способности предоставляют большие возможности для фантазии, воображения и позволяет дошкольнику чувствовать себя творцом. Формирование качеств личности ребенка, его физических и интеллектуальных способностей посредством направленного педагогического воздействия должно осуществляться последовательно и непрерывно. Подготовительная ступень развития, «опережающее» интеллектуально-творческое развитие ребенка рассматривается как важная предпосылка к формированию инженерного мышления у подростка. Дети, набираясь конструктивного опыта, реализуют свои технические решения, проявляют находчивость и изобретательность, экспериментируют, а затем совершенствуют свои постройки. Все это является задатками технического, а затем и инженерного мышления

Консультация «Развитие инженерного мышления у дошкольников:  миф или реальность?»

Дети - природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский. Современные нормативные правовые документы федерального уровня – закон «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – внесли значительные коррективы в представления, как о самом дошкольном образовании, так и о профессиональной деятельности работников системы дошкольного образования. Одна из образовательных областей – познавательное развитие, которое направлено на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознание; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (цвете, форме, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). В ходе организации образовательной деятельности педагоги должны создать все необходимые условия для достижения следующих целевых ориентиров:

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями,

- пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и людей;

- склонен наблюдать, экспериментировать;

- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;

- обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики и т.п.;

- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения;

- Что понимается под инженерным образованием;

- Что такое инженерное мышление?

- Какие виды мышления возможно и необходимо развивать в дошкольном возрасте.

- Какие условия необходимо создавать при проектировании образовательной деятельности в ДОО.

- На какие виды деятельности или культурные практики, доступные детям дошкольного возраста необходимо опираться. Под инженерным образованием понимается специально организованный процесс обучения и воспитания на всех уровнях общего образования (включая дошкольное) и профессионального образования, при котором формы, методы, содержание образовательной деятельности направлены на развитие у обучающихся желания и возможностей получить профессию инженера, а также развитие инженерного мышления.

Инженерное мышление – это особый вид мышления, формирующийся и проявляющийся при решении инженерных задач, позволяющий быстро, точно и оригинально решать поставленные задачи, направленные на удовлетворение технических потребностей в знаниях, способах, приемах с целью создания технических средств и организации технологий. Оно позволяет видеть проблему целиком с разных сторон и находить связи между ее частями, видеть одновременно систему, надсистему, подсистему, связи между ними и внутри них. Инженерное мышление объединяет различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое и др.

Главные из перечисленных видов мышления – творческое, наглядно-образное и техническое. Все они начинают формироваться еще в раннем детстве:

- наглядно-действенное и наглядно-образное мышление являются доминирующими у детей в возрасте от 2 до 4,5 лет, в процессе развития ребенка они приобретают новые, более сложные формы;

- основы творческого мышления и лежащего в его основе психического процесса воображения, при отсутствии целенаправленной педагогической работы по их развитию в дошкольном детстве, не смогут быть эффективно реализованы в профессиональной деятельности человека;

- конструктивное мышление, не будучи сформированным в процессе конструктивной деятельности ребенка дошкольного возраста и развиваемым далее в период обучения в школе, также не сможет стать сильной стороной деятельности человека, зона профессиональных интересов которого лежит в сфере инженерии и современных технологий.

Мы с вами помним, что дошкольное образование, это первый уровень общего образования, уникальный и самоценный этап в общем развитии человека. Именно на этом этапе происходит особенно интенсивное развитие ребенка – познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное; развиваются психические функции мышления, памяти, внимания и воображения; формируются познавательные действия; развиваются интересы, любознательность и познавательная мотивация.  В дошкольном возрасте есть период развития, в котором идет преимущественное усвоение задач и мотивов человеческой деятельности (развитие потребностно-мотивационной сферы), и период усвоения способов действий с предметами и формирование операционно-технических возможностей. Оба этих периода связаны с развитием у детей предпосылок инженерного мышления.

В связи с этим важно в соответствии с ФГОС дошкольного образования при проектировании образовательной деятельности в дошкольной организации уделить приоритетное внимание созданию следующих условий: 

- в младенческом возрасте (от рождения до 1 года) – для манипулирования (совместно со взрослыми – педагогом и родителями, а затем самостоятельного) с разнообразными предметами (в том числе с объемными телами и геометрическими формами) и познавательно-исследовательских действий с целью освоения детьми свойств объектов окружающего предметного мира (формы, цвета, размера, звучания, фактуры);

- в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) – для совместной со взрослыми (педагогами и родителями) и самостоятельной предметной деятельности и игр с составными и динамическими игрушками; экспериментирования с материалами и веществами (песок, вода, тесто, глина, пластилин и пр.) с целью формирования у детей первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, количестве, части и целом, движении и покое);

- в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) – для познавательно-исследовательской деятельности (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), конструирования из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, с целью формирования у детей первичных представлений объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

В условиях ДОУ необходимо введение системы работы по развитию конструктивной деятельности детей во всех возрастных группах – методически выверенной, осуществляемой систематически и целенаправленно, включающей конструирование по модели, по условиям, по схеме, по образцу, по замыслу, по чертежам и схемам, каркасное конструирование с использованием строительного материала, объемных и плоскостных конструкторов из разных материалов (в том числе Lego), мягких модулей, и т.п., а также компьютерное конструирование (в старшем дошкольном возрасте).

В данную систему должна быть включена также работа, связанная с художественным трудом детей с применение бумаги, картона, природного и бросового материала.

 

Консультация «Инженерное  мышление  у  дошкольников в современном мире»

В настоящее время в связи с тем, что современный мир идет большими шагами в направлении глобализации, компьютеризации, дошкольное образование ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы.

Что же такое инженерное мышление? Инженерному мышлению дается следующее определение: "ИНЖЕНЕРНОЕ МЫШЛЕНИЕ - это вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники…".

Зрелое инженерное мышление – это залог успеха на производстве. Но данный вид мышления не формируется сам по себе. Что же всё-таки способствует формированию инженерного мышления у человека? А способствует качество всего образовательного процесса: не только высшего, среднего и начального, но и дошкольного. Ведь, как мы знаем, дошкольное образование - первое звено образовательной цепи, на котором закладывается фундамент будущей личности.

 - Мышление инженера содержит в себе не только данные, сведения, формулы, оно основывается на умении самостоятельно выстроить алгоритм действий, последовательность изготовления продукта. Формула инженерного мышления такова: знания, умения, опыт в профессиональной деятельности плюс способность к самостоятельной работе, находчивость, изобретательность, творческий подход, ответственность, умение анализировать, прогнозировать. Инженерное мышление – активная форма творческого мышления.

То есть для того, чтобы реализовать цель дошкольного образования в отрасли технического творчества - сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать такого человека, необходимо развить ряд основных качеств, необходимых будущему успешному инженеру. Эти качества таковы:

богатство элементарного понятийного аппарата,

- способность комбинировать, рассуждать, устанавливать логические связи,

- развитость внимания и сосредоточенность,

- оперативность, комплексность, системность мышления,

- развитость творческого мышления,

- способность к самостоятельным видам работы.

 Инженерное мышление дошкольников формируется на основе научно-технической деятельности, такой как легоконструирование, робототехника и других видов конструирования; рационально, выражается как продукт деятельности; систематично формируется в процессе научно-технического творчества; имеет тенденцию к распространению на все сферы человеческой жизни.

При всех своих несомненных достоинствах «Лего» имеет существенный недостаток: свобода действий обучающегося сведена к минимуму. Причинами являются работа на закрытой платформе, заманчивая для педагогов возможность пользоваться готовыми методичками на занятиях, а также сама структура конструктора, когда робота возможно собрать из ограниченного числа вариантов базовых блоков, пользуясь определенными способами их скрепления.

Фактически на примере конструктора «Лего» можно наблюдать алгоритмизацию образовательного процесса, которая в своем чистом виде оказывает на развитие ребенка определенное отрицательное воздействие.
    Представляется в связи с вышеизложенным более целесообразным использовать не готовые конструкторы наподобие «Лего», а открытые платформы по типу «свободное конструирование» с возможностью построения роботов из подручного материала или свободной сборки из выбранных под цели проекта деталей. Это позволит уйти от недостатков алгоритмизированного обучения при формировании мышления у дошкольников.
      В инженерном мышлении главное — решение конкретных задач и достижение конкретных целей для достижения наиболее эффективного и качественного результата. Результат этот через рационализацию, изобретение и открытие порождает качественно новое в области науки и техники и отличается оригинальностью и уникальностью.
Но  формировать предпосылки инженерного мышления возможно не только средствами конструирования и робототехники, но и иными средствами, способствующими развитию логического и творческого мышления.

Также одним из таких средств может служить ознакомление дошкольников с технологией  ОТСМ – ТРИЗ с целью формирования предпосылок инженерного мышления.

ТРИЗ-педагогика – педагогическое направление, которое раскрывает сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения и основано на теории решения изобретательских задач. Поэтому данная технология нашла свое применение в первую очередь в инженерии с целью ускорения изобретательского процесса.

Таким образом, модели технологии ОТСМ – ТРИЗ – это модели мышления, алгоритмы интеллектуально-творческой и познавательной деятельности. Процесс овладения ребёнком данными алгоритмами позволяет сформировать у него высокий познавательный уровень активности и ярко выраженное творческое мышление. Именно эти критерии и являются основными при формировании предпосылок инженерного мышления.

Основными моделями технологии ОТСМ – ТРИЗ в данном направлении мы определили:

- метод морфологического анализа;

-  системный оператор;

-  круги Луллия;

- составление загадок и лимериков о временных представлениях;

- модель «причина – следствие»;

- типовые приёмы фантазирования («Волшебники времени», матрица)

- Системность, является одной из наиболее важных характеристик инженерного  мышления.

Инженерное мышление позволяет видеть одновременно систему, надсистему, подсистему, связи между ними и внутри них, причем для каждой из них — видеть прошлое, настоящее и будущее. Другими словами, инженерное мышление должно быть многоэкранным. Чем больше экранов осознает ребенок, тем больше вариантов решений поставленной задачи он сможет придумать.
     - Формирование инженерного мышления возможно посредством различных способов и их комбинаций.

Опираясь на эти основные принципы инженерного мышления дошкольников, мы используем следующие приемы организации деятельности детей:

- конструирование из конструкторов Lego, включающие элементы робототехники для детей старшего и подготовительного к школе возраста и дидактические игры с использованием Lego конструкторов для детей младшего дошкольного возраста, включающие в себя обучение составлению алгоритма сборки того или иного продукта деятельности, и обучение изображению продукта деятельности в трех проекциях;

- проектно-исследовательская деятельность детей с последующей презентацией своих результатов;

- экспериментальная деятельность детей, способствующая решению проблемных ситуаций нестандартными способами.

- Использование этих приемов организации деятельности детей позволяет объединить образовательное пространство семьи и детского сада, тем самым позволяя развивать инженерное мышление детям не только во время образовательной деятельности в дошкольном учреждении, но и в свободной деятельности, как в детском саду, так и дома.

Консультация

«Формирование  предпосылок инженерного мышления дошкольников на основе  развития  конструктивных  навыков»

«Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного потенциала» Ж. Пиаже.

 Одним из наиболее естественных для ребенка и любимым им занятием, является конструирование. Оно позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир. Приглядитесь повнимательней к детям - их игрушки не могут «жить» без домов, комнат, предметов мебели. Поэтому даже если нет конструктора, дети создают игровое пространство из того, что есть под рукой. Но не каждый природный материал сможет заинтересовать ребенка и задержать его внимание до конца игры или занятия. И я нашла свой, нетрадиционный материал. Это лед. Я расскажу, как этот, на первый взгляд, простой материал отразился на моем опыте работы с детьми. Педагогическое сообщество всех ступеней российского образования активно включилось в процесс модернизации отечественной системы инженерного образования.

«В современном мире инженер – высококвалифицированный специалист, не просто обеспечивающий работу сложного оборудования, а, по сути, формирующий окружающую нас действительность» В.В. Путин.  Инженерное мышление объединяет различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое.  Главные из перечисленных видов мышления – творческое, наглядно-образное и техническое. Все они начинают формироваться в дошкольном возрасте.

В детском саду уделяется особое внимание конструктивной деятельности воспитанников. За последние годы развивающая среда значительно обновилась новыми современными конструкторами. Ассортимент конструкторов учитывает возрастные характеристики воспитанников: от конструкторов с крупными деталями для младших дошкольников, до конструкторов с мелкими деталями и более сложными схемами – для старших. Наши конструкторы, можно сказать, растут вместе с нашими детьми. Организуя образовательный процесс с конструкторами разных размеров, отметила, что у воспитанников быстро угасал интерес к конструкторам с мелкими деталями. Они часто оставляли незавершенной задуманную постройку. Одна из причин – недостаточно развитая мелкая моторика рук.

В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума». Я задумалась: как соединить в педагогической деятельности работу по развитию мелкой моторики рук и формирование интереса к конструированию.

В педагогике существует большое количество традиционных методов развития мелкой моторики. Они подробно изучены и широко представлены в педагогической литературе. Особый интерес вызвала нетрадиционная техника – конструирование из льда, а точнее, криоконструирование. В привычном детском конструировании выделяются два типа: техническое и художественное. В художественном конструировании  дети, создавая образы, выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой. Важным моментом в этом конструировании является формирование координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

Таким образом, предположила, что формирование предпосылок инженерного мышления возможно в процессе развития конструктивных навыков у дошкольников в играх со льдом. Ведь в процессе криоконструирования решаются те же задачи, что в известных всем видах конструирования. Это, и развитие основных логических операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, сериация; и развитие умения  устанавливать  причинно – следственные  связи .

 В криоконструировании решаются задачи развития элементарного логического мышления, воображения, внимания, памяти. Немаловажной задачей является привитие навыка коллективной работы.

В криоконструировании происходит развитие тактильной чувствительности и возбуждения иннервации мышц тонкой моторики, благодаря попеременному дозированному воздействию холода и тепла на кисти рук. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме.

Организация игр не требует специального оборудования, что является достаточно удобным и ценным в условиях дошкольного учреждения. Для их проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовлю в «шашечках», специальных силиконовых ёмкостях для заморозки или просто в подставках от шоколадных конфет.

Для того, чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, придаю им цвет, разнообразную форму или просто помещаю «секретик» в замороженный кусочек льда. Важно отметить, что эффективности педагогического процесса по развитию мелкой моторики рук детей в конструктивных играх со льдом способствует целенаправленная и систематическая работа на основе перспективного планирования. Криоконструирование организую после регламентированной образовательной деятельности по конструированию.

Цель: воспроизвести конструкции, освоенные накануне из других видов конструктивных материалов. Например, конструирование из строительного материала «Как мы строили и ремонтировали дорожки» - конструирование-исследование «Какая дорожка будет прочнее – из снега или льда?». При этом стараюсь не давать детям однотипные задачи. Для этого создаю проблемные ситуации.

Так, если накануне дети строили домики по чертежам в обычном расположении, то при конструировании из льда показываю детям перевернутый чертеж и прошу построить такой же домик.

Все игры со льдом условно разделила на 3 категории.

- Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда.

- Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков.

- Выкладывание замков, построек из ледяных кубиков.

Использование игр со льдом позволяет закреплять и расширять сенсорные представления детей. С помощью игр «Выполни по образцу», «Разложи по цвету», «Цветной эксперимент» у ребят закрепляются знания об основных цветах и их оттенках. «Найди домик», «Ледяная стройка», «Ледяное ожерелье» закрепляю представления о форме и величине.

Также эти игры учат ориентироваться на образец, действовать по словесной инструкции. При строительстве по образцу или по подражанию ребенок учится воспринимать и воспроизводить пространственные отношения элементов конструкции. Пространственные представления закрепляем, играя в игры «Бассейн», «Расположи верно», «Ледяной холст». Игры «Продолжи ряд», «Исправь ошибку», «Выполни по образцу» и др. способствуют развитию познавательных процессов (анализ, синтез). Применяю лед в процессе подготовки к обучению грамоте.

Предлагаю составить образ буквы из ледяных кубиков, нарисовать цветными льдинками различные предметы, которые начинаются с указанного звука, выложить столько кубиков льда на полотно, сколько они слышат слов в данном предложении. Дети с удовольствием занимаются конструированием и на прогулке, используя снег.

Площадь участка и сам снег позволяют детям создавать конструкции более масштабных размеров, что способствует успешному переходу детей от организации малого пространства к освоению и организации большого. При этом работа носит в основном коллективный характер. С помощью снежколепов лепим снежки для сооружения крепости, фигур животных, сказочных персонажей. Фигуры, замки делаем цветными, заливая их подкрашенной водой.

В результате дети на практике знакомятся со свойствами снега, воды. Важную роль в образовательном процессе занимает взаимодействие с родителями. После проведения опроса и выявления проблем и трудностей у родителей с детьми в конструировании, для родителей были подобранны и проведены консультации, беседы, мастер-классы.

Родители активно включились в наполнение развивающей среды формами для замораживания воды, создания снежных кирпичей. Для организации игр в выходные дни разработала буклеты, консультации, которые, для удобства родителей, разместила как в социальной сети нашей группы, так и в раздевалке.

Моя работа еще продолжается. У нас впереди учебный год. Оценивая промежуточные результаты проведенной работы, могу отметить положительную динамику в развитии своих воспитанников. У детей повысился интерес к деятельности с разными видами конструкторов, в том числе и с мелкими деталями. Они более успешно возводят постройки по образцу, схемам, словесной инструкции. Рассказы о постройках стали более развернутыми.  Стали чаще проявлять навыки командного взаимодействия. В завершении работы по данному направлению планирую достичь следующих результатов.

У моих выпускников будет развита крупная и мелкая моторика; сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности. Они будут самостоятельно анализировать конструкции, чертежи, схемы, договариваться, учитывать интересы и чувства других, организовывать совместную деятельность.

Мой девиз «Чувствовать - познавать - творить», а итогом познания становится способность ребенка осознанно использовать разные способы и приемы познания, такие как анализ, синтез. Лев Николаевич Толстой сказал в свое время, что если ребенок в детстве не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать и копировать.

Игры со льдом и снегом способствуют развитию не только мелкой моторики, но и интеллектуальной сферы детей.  Играя со льдом, дети учатся выполнять многоступенчатую инструкцию, у них развивается произвольная регуляция, возрастает познавательная активность и интерес к занятиям, а также происходит оздоровление организма.

Простою истиной страна живет, который год.

Задача очень уж сложна,

но инженерной мысли будет плод Велик,

 и вспомним мы всех тех людей,

Что долго думали над ней:

«Мир проектируй, создавай,

Трудись не покладая рук.

Новинкой мысли удивляй,

Тогда, быть может, вдруг

Изменишь и себя, и мир вокруг!»

 Занятия по криоконструированию проходят более продуктивно и материал усваивается лучше и быстрее, у детей сохраняется интерес до конца занятия.

Консультация «Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста в условиях детского сада»

В настоящее время, вместе с изменениями в обществе, происходят преобразования и в образовательных учреждениях, в том числе и в детском саду. Модернизация российской системы образования говорит о том, что необходимо пересмотреть подходы к формированию и укреплению созидающего потенциала педагогов. Существующие методы работы постепенно утрачивают свою актуальность, уступая место чему-то новому. Соответственно, необходимо улучшать инновационный потенциал педагогов. Педагогический коллектив не может стоять на месте, и поэтому инновационная деятельность общеобразовательного учреждения в целом и каждого члена педагогического коллектива отдельно должна стать реальностью дня.

В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Инновация – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения позитивного эффекта.

От педагогов зависит то, какие условия будут созданы в образовательном учреждении, какие возможности будут у детей. Педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения играет важную роль в становлении личности детей, при этом способность воспитателей к инновационной деятельности является одной из важнейших профессиональных характеристик.

Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, мы стоим перед необходимостью осуществления всесторонних и масштабных перемен. И понимаем, что в нынешних условиях образование должно не только видоизменяться в соответствии с общественными переменами, но и придавать импульс инновационным процессам. Педагоги нашего дошкольного учреждения включены в поиски, направленные на превращение образовательного процесса в детском саду в интерактивное, заинтересованное общение ребёнка со взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности, среди которых главенствует игра. Новая фаза развития нашего педагогического коллектива связана с изменениями в требованиях к качеству образования на основе обновления нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность ДОУ.

Необходима подготовка педагогов, способных компетентно осуществлять инновационную деятельность.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались особой восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала работников ДОУ. В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные образовательные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое учреждение. Инновационные преобразования приобретают системный характер. К такому мнению приходит ряд исследователей, в числе которых М. М. Поташник, И. О. Котлярова, Н. В. Горбунова, К. Ю. Белая.

Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, создается противоречие между желаемым и реальным результатом. Инновация может считаться успешной, если она позволила решить те или иные конкретные задачи дошкольного образовательного учреждения.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня государство испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. И начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству. Необходимо развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум и другие качества личности. Следовательно, перед нами стоит задача развивать у детей навыки конструкторской, элементарной экспериментально-исследовательской, творческой деятельности.

Как спланировать работу по внедрению инновации в дошкольном учреждении? Уйти от многих ошибок и упущений – поможет проектирование системы методического сопровождения. Инновационная методическая работа – часть профессионально-управленческой, педагогической деятельности, отличительной особенностью которой является обеспечение работы образовательного учреждения в режиме развития. Инновационные формы работы делятся на теоретические и практические, которые, в свою очередь, подразделяются на коллективные и индивидуальные.

Используя различные виды методической работы, направленные на совершенствование профессионального мастерства педагогов, развитие их творческого потенциала, повышение уровня мотивации, мы решаем поставленные перед нами задачи, а именно повышение качества и уровня дошкольного образования, конкурентоспособности детского сада.

В одном из ДОУ разработан и реализовывается проект «Развитие инженерного мышления дошкольников средствами конструктивной деятельности Cuboro».

Для реализации этого проекта были созданы условия организации инновационной работы в ДОУ. Прежде всего, установили взаимосвязь между теорией и практикой в методической работе, усилили практическую направленность, нацеленность на оказание реальной помощи педагогам для внедрения Cuboro-конструирования в образовательный процесс ДОУ.

В методической работе учитывались индивидуальные особенности каждого педагога. Педагоги проинформированы об инновационных фактах для формирования научно-технической профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста, формирования предпосылок универсальных учебных действий посредством использования Cuboro.

Данный проект предлагает использование игрового оборудования Cuboro как инструмента для обучения дошкольников конструированию и моделированию, развитию технического творчества, инженерного мышления. Инженерное мышление является конструктивным. Под конструктивностью понимается способность диагностично и реалистично ставить цель, выбирать адекватные ей технические методы и средства, планировать последовательность своих действий, определять степень достижения цели, своевременно вносить изменения в реализуемый проект.

Актуальность введения Cuboro-конструирования в образовательный процесс обусловлена требованиями ФГОС. Образовательные конструкторы Cuboro очень точно вписываются в стандарты нового поколения, важнейшей отличительной особенностью которых является их ориентация на результаты образования на основе системно-деятельностного подхода. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Чтобы ребенок развивался, необходимо правильно организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Работая с конструктором Cuboro индивидуально, парами или в командах, воспитанники имеют возможность экспериментировать при создании моделей, обсуждать идеи, возникающие во время работы, воплощать их в постройке, планировать их усовершенствование и т.д. Совместная и индивидуальная творческо-продуктивная деятельность способствует созданию ситуации успеха, что повышает самооценку ребёнка, а умение действовать самостоятельно формирует чувство уверенности в себе и своих силах. В результате развивается ряд основных качеств, необходимых будущему инженеру, таких как, способность комбинировать, рассуждать, устанавливать логические связи; развитость внимания и сосредоточенность; развитость творческого мышления; способность к самостоятельным видам работы.

По данным правительства РФ, сфера инженерии и технологии – сфера наибольшего дефицита российского общества, все звенья образовательной цепи ставят перед собой цель – развитие данных сфер образования. Дошкольное образование ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы.

Поэтому работа по внедрению инновационных программ, в том числе развитию инженерного мышления, на современном этапе педагогической деятельности является актуальной и востребованной.

«Особенности развития инженерного мышления у дошкольников»

Опыт работы воспитателя детского сада г. Новосибирска Роменской  Наталии Николаевны.

Мы живем в «век высоких технологий», где робототехника стала одним из приоритетных направлений в сфере экономики, машиностроения, здравоохранения, военного дела и других направлений деятельности человека. На современном рынке производственных отношений возникла необходимость в профессиях, требующих навыки работы с инновационными программируемыми устройствами, которые поступают на производство, такие специалисты востребованы. Специалистам таких профессий важно обладать конструктивным мышлением и развитыми техническими творческими способностями.

Начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству. Необходимо развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум и другие качества личности. Следовательно, перед дошкольными образовательными учреждениями стоит задача развивать у детей навыки конструкторской, творческой деятельности. А именно воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы. Поэтому работа по внедрению инновационных программ, в том числе развитию инженерного мышления, на современном этапе педагогической деятельности является актуальной и востребованной.

Для дошкольников характерны живой интерес к окружающей жизни, жажда ее познания, огромная восприимчивость к тому, что он узнает самостоятельно и от взрослых. 

Дошкольный возраст - это важный период развития всех психических функций: речи, мышления, эмоций, механизмов контроля произвольных движений, за которые отвечает высшие структуры головного мозга — это кора. Все это связано с игрой. Умственное развитие дошкольников характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ему думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Однако логическое мышление еще не сформировалось. Этому препятствует эгоцентризм и неумение сосредоточиться на изменениях объекта.

В развитии мышления дошкольника существенную роль играет овладение детьми способами наглядного моделирования тех или иных явлений. Наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности. Возникновение плана наглядных представлений о действительности и способность действовать в плане образов (внутреннем плане) составляют, по словам Запорожца А. В., первый, «цокольный этаж» общего здания человеческого мышления. Он закладывается в различных видах детской деятельности — в игре, конструировании, изобразительной деятельности и других.

Способность к использованию в мышлении модельных образов, которая начинается складываться у детей 3–4 лет, становится в старшем дошкольном возрасте основой понимания различных отношений предметов, позволяет детям усваивать обобщенные знания и применять их при решении новых мыслительных задач. Эта способность проявляется в частности в том, что дети легко и быстро понимают схематические изображения, предлагаемые взрослым, и с успехом пользуются ими. В психолого-педагогических исследованиях установлено, что в организации усвоения старшими дошкольниками знаний особо эффективным оказывается использование наглядных моделей.

Под инженерным мышлением понимается вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции.

Главное в инженерном мышлении - решение конкретных, выдвигаемых производством задач и целей с помощью технических средств, для достижения наиболее эффективного и качественного результата. При этом рационализация, изобретение и открытие как результаты научно-технического творчества порождают качественно новые результаты в области науки и техники и отличаются оригинальностью и уникальностью.

Возможность развиваться не остается неизменной. Каждый ребенок имеет при рождении богатейшую волокнистую сеть, соединяющую клетки мозга. На ранней стадии развития клеткам мозга необходимо не только соответствующее питание, но и достаточная стимуляция. Нейронные связи укрепляются только тогда, когда запускаются в ход определенные нервные структуры, когда начинают функционировать те или иные способности, вызывая прохождение биотоков по «линиям связи». Нейроны, лишенные питания или стимулирующей «учебной» среды, не могут формировать разветвленную сеть и в конечном итоге атрофируются. Поэтому чем младше ребенок, тем легче происходит образование связей. А с возрастом это происходит все труднее. Это явление Б. П. Никитин (известный русский педагог-новатор) назвал НУВЭРСом - необратимым угасанием возможностей эффективного развития способностей.

Как видно, раннее развитие обусловлено как физиологически, так и социальной потребностью - дети, обладавшие высоким уровнем развития до начала учебы в школе, не испытывали трудностей в этом в последствии.

Поэтому, если есть желание, чтобы ребенок достиг высоких результатов в школьном возрасте, начинать развивать его необходимо как можно раньше. Тем более что от уровня и качества «базового» мышления ребенка зависит результат педагогических воздействий на него в будущем.

Чтобы ребенок развивался, необходимо правильно организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Младший и средний дошкольный возраст это самое удачное время для развития инженерного мышления и стоит начать с конструктивно-модельной деятельности и технических творческих развивающих игр Б. П. Никитина: «Танграм», «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Кирпичики».

Конструирование – один из видов продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предмета, приведение в определённый порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.

Конструирование является продуктивным видом деятельности, поскольку направлено на получение определённого продукта.

Наиболее доступным для детей является конструирование из строительного материала. Детали строительных наборов из дерева представляют собой правильные геометрические тела. Это даёт детям возможность получить конструкцию предмета, передавая пропорции частей и симметричное их расположение.

Игры, разработанные и усовершенствованные Б. П. Никитиным, позволяют успешно развить творческие технические способности не только дошкольников, но и у школьников и у взрослых людей.

Конструктивно-модельная деятельность, несомненно, важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка. В процессе конструктивно-модельной деятельности и развитии творческих технических способностей дошкольники легко усваивают многие знания, умения и навыки:

Развиваются пространственное и инженерное мышление и конструктивно-модельные способности ребенка. Ребёнок на практике не только познает такие понятия как: право, лево, выше, ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект.

Развивается образное мышления: ведь ребенок, создавая конструкцию, должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится.

Развивается речь дошкольников, расширяется словарный запас, поскольку конструктивно-модельная деятельность предполагает анализ постройки, описание пространственного расположения отдельных деталей, планирование своих действий, и отчета о проделанных действиях.

Развивается мелкая моторика, глазомер. Все это крайне важно для дальнейшего развития инженерного мышления.

Формируются такие качества как усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца).

Конструктивно-модельная деятельность и развивающиеся творческие способности предоставляют большие возможности для фантазии, воображения и позволяет дошкольнику чувствовать себя творцом.

Формирование качеств личности ребенка, его физических и интеллектуальных способностей посредством направленного педагогического воздействия должно осуществляться последовательно и непрерывно.

Подготовительная ступень развития, «опережающее» интеллектуально-творческое развитие ребенка рассматривается как важная предпосылка к формированию инженерного мышления у подростка.

 

Литература:

  1. Волкова, С. И. Конструирование — М: Просвещение, 2016
  2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. — М.,2016
  3. Лиштван З. В., Игры и занятия со строительным материалом в детском саду. Изд. 3-е, доп. М., «Просвещение»,2015.
  4. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или Развивающие игры. -3-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2016. – 160 с.
  5. Шайдурова Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: Справочное пособие, - М.: ТЦ Сфера, 2018

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста при использовании конструктора «ТИКО» (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения)

Консультация для родителей «Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста при использовании конструктора «ТИКО» (Трансформируемый Игровой  Конструктор для Обучения)...

Консультация для родителей «Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста при использовании конструктора «ТИКО» (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения)

Жизнь наших детей протекает в быстро меняющемся мире, в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Современное общество требует воспитать человека творческого и креативного, спос...

Каркасное конструирование как метод развития инженерного мышления у детей дошкольного возраста

В статье отображены виды конструирования от простого к сложному. Рассказано кратко  об усовершенствовании каркасного конструирования, о его пользе и значении в развитии математических способносте...

« Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста через технологию ТИКО-конструирования»

В процессе конструирования развиваются психические процессы (восприятие, мышление, воображение, внимание). Данный вид детской деятельности предоставляет широкие возможности для организации и проведени...

Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста

В настоящее время дошкольное образование ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека с креативным мышлением, способным ориентироваться в ми...

"Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста"

По данным правительства РФ, сфера инженерии и технологии – сфера наибольшего дефицита российского общества, все звенья образовательной цепи ставят перед собой цель – развитие данных сфер о...