2025 г. КПК КГИРО. Самостоятельная работа.
материал

Рощина Жанна Викторовна

Самостоятельная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roshchina_1.samostoyatelnaya_rabota.docx112.38 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №7 «Василек»

Самостоятельная работа

«Поддержка детской инициативы в процессе музыкальной деятельности»

Подготовила: Рощина Ж.В.,

музыкальный руководитель

Балабаново-2025

       Поддержка детской инициативы в процессе музыкальной деятельности проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам.  

Формы работы:

  • Самостоятельная музыкально-игровая деятельность. Возникает по инициативе детей и в основном происходит без непосредственной помощи педагога. 
  • Музыкальные игры и творческие импровизации на музыкальных инструментах, в движении, пении, театрально-исполнительской деятельности. 
  • Работа парами, где один ребёнок выступает контролёром, другой — исполнителем, потом наоборот. 
  • Использование музыкальных загадок для развития музыкальных способностей и творческого воображения. 

Принципы работы:

  • предоставление возможности выбора. Это приучает ребёнка принимать решения в масштабах собственной детской жизни и брать за них ответственность. 
  • создание разнообразных условий и ситуаций, побуждающих детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте. 
  • постоянное расширение области задач, которые дети решают самостоятельно. 
  • ориентация дошкольников на получение хорошего результата. 
  • поддержание у детей чувства гордости и радости от успешных самостоятельных действий. 
  • подчёркивание роста возможностей и достижений каждого ребёнка. 

Примеры из практики:

  • Творческое задание для младших дошкольников: «Как развеселить куклу, которая болеет, чтобы ей стало лучше?». В этом возрасте дети могут самостоятельно импровизировать несложные мелодии, например, напевая колыбельную для куклы. 
  • Проблемная ситуация для старших дошкольников: «Ребята, скоро новогодний праздник, а у нас пропала волшебная мелодия, под которую зажигаются ёлочные гирлянды. Что же будем делать?». Дети приходят к выводу, что нужно найти волшебную мелодию, и в ходе слушания отрывков музыкальных произведений проявляют активность, применяя свой музыкальный опыт. 
  • Подготовка театрализованного представления «Теремок». Воспитанники старших групп самостоятельно выбирали музыкальное сопровождение для своего сказочного персонажа из предложенных вариантов. 

Методы, которые помогают развивать инициативу дошкольников в музыкальной деятельности:

  • Дидактические игры. Их задания связаны с различением и воспроизведением средств музыкальной выразительности: высоты звуков, ритма, тембра, динамики.  
  • Беседы. При работе с вокальной музыкой педагог строит их, опираясь на единство музыкального и поэтического текста. При знакомстве с инструментальной музыкой делает небольшие пояснения общего характера.  
  • Творческие задания. Например, в танцах дети могут придумывать любые движения, прослушав незнакомую пьесу. Также им дают коллективные задания: дети советуются, придумывают композицию танца.  
  • Импровизации. Например, детям предлагают спеть своё имя или импровизировать мелодию без слов.  

       Инициативность дошкольников в беседах о музыке проявляется в умении вступать в контакт со взрослыми и сверстниками с учётом норм социального взаимодействия. 

Инициатива – это почин, первый шаг в каком-либо деле, внутренне побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каких-либо действиях. Инициативность показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития, проявляется во всех видах деятельности. но ярче всего – в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. (О.А.Скоролупова).

Мотивационный компонент инициативы – мотивационная готовность что-либо сделать. Поддерживается внутренними и внешними мотивами. Мотивация к деятельности может быть разной: желание попробовать что-то сделать, получить положительную оценку взрослых, желание самоутвердиться, вступить в общение со взрослыми (личные мотивы), принести пользу другим, сделать что-то вместе с другими (общественные мотивы). Задача музыкального руководителя – повышать интерес к различным видам музыкальной деятельности в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.

Когнитивный компонент инициативы – определенные знания о ходе выполнения задания, действия. Ребенок должен владеть определенным багажом знаний, быть научен основным приемам звукоизвлечения на детских шумовых инструментах, танцевальным движениям, элементам перестроений, знать основные понятия музыкального языка и т.д. Задача музыкального руководителя – расширять возможности музыкальной деятельности воспитанников, формировать знания, умения и навыки.

Поведенческий компонент инициативы – самостоятельность, готовность к трудностям и их преодолению, настойчивость, доведение начатого до конца. Задача музыкального руководителя – создавать условия для возможности принимать самостоятельные решения и творческое начало в выполнении доступных по трудности задач, поощрять качества, актуальные для поведенческого компонента инициативы.

Рефлексивный компонент инициативы – умение сопоставлять результаты деятельности и обозначенную цель. Проявляется в целеполагании, установлении и регулировании адекватных требований к совершаемым действиям, планировании, самооценке и др. Задача музыкального руководителя – предоставлять возможность воспитанникам осуществить самоконтроль, осознать и дать оценку собственным действиям.

Непосредственно музыкальной деятельности касается когнитивный компонент, остальные являются универсальными для любого вида детской активности.

Игра даёт возможность совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, творческую инициативу.


       Это подтверждает Д.Б. Эльконин:”…Игра влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных до самых сложных”. Получая удовольствие от процесса игры, дети гораздо чаще проявляют инициативу при реализации заложенных в игре задач, чем в каком-либо другом виде музыкальной деятельности. Однако комплекс всех видов музыкальной деятельности является важным средством активизации детской инициативы, когда воспитанники могут проявить себя в самых различных направлениях. Освоение программных умений дает возможность ребенку свободно, уверенно действовать не только при исполнении музыкальной игры, пляски, песни, но и при выполнении творческих заданий. По мере накопления и овладения различными способами действий в различных видах музыкальной деятельности все чаще детская инициатива проявляется и в них, но наблюдается следующая закономерность: сначала она проявляется в танцевально-игровой деятельности – затем в танцевальной, сначала игры с звукоподражанием,  пением – затем песенное творчество, и т.д. Главная задача педагога состоит в том, чтобы сформировать у воспитанников определенный багаж знаний,   расширяющий возможности их самостоятельной музыкальной деятельности, и постепенно подводить детей к поиску самостоятельных индивидуальных решений задач в различных видах музыкальной деятельности (в первую очередь музыкальных играх и игре на детских музыкальных инструментах).

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что степень выраженности компонентов детской инициативы в разные возрастные периоды неоднородна, и зависит от индивидуальных особенностей самого ребенка, окружающей обстановки, вида осуществляемой музыкальной деятельности, позиции взрослого, организующего и сопровождающего эту деятельность.

Проводимая планомерная работа по внедрению предложенной системы условий в практику организации музыкальной деятельности в ДО обнаруживает прямую зависимость между поддержкой детской инициативы и качеством музыкальной деятельности воспитанников. Комплексное применение системы условий поддержки детской инициативы положительно влияет на музыкальное развитие воспитанников. Дети становятся более раскрепощенными, коммуникативными, умеющими не только подражать другому, но и проявить себя в различных видах музыкальной деятельности. Качество владения основными музыкальными умениями и навыками улучшается. Уровень эмоциональной отзывчивости повышается: дети определяют характер, настроение музыки, эмоционально на неё откликаются, имеют любимые произведения, песни, игры, танцы. Произвольность движений и слуховое восприятие развиваются: дети могут реагировать на смену темпа, динамики, характера музыки и её остановку, давать оценку собственным действиям и деятельности товарищей. Объём и качество (гибкость, пластичность) танцевальных движений увеличивается: дети овладеют разнообразными образно-игровыми движениями, жестами, мимикой, передающими понятный детям образ, могут самостоятельно создавать элементарные пластические образы и инсценировать сюжетные песни.

Предложенная система условий, направленных на поддержание детской инициативы в процессе организации музыкальной деятельности воспитанников в ДО способствует развитию детской инициативы, что влечет за собой осознанное, творческое отношение воспитанников к собственной музыкальной деятельности. Это становится возможным благодаря тому, что:

–  Организация работы в соответствии с особенностями возрастных периодов развития детской инициативы и на основе разработанного раздела рабочей программы позволяет музыкальному руководителю четко видеть цели поддержки детской инициативы и пошагово их реализовывать.

–  Качественная диагностика позволяет определить направления дальнейшей работы и планировать содержание в соответствие с возможностями воспитанников в зоне их ближайшего развития.

– Применение в работе методов, ориентированных в первую очередь на индивидуальный и дифференцированный подход, позволяет способствовать развитию самостоятельности, творческой активности ребенка, что, в свою очередь, обеспечивает высокое качество освоения программы.

– Опора на системно-деятельностный подход способствует более эффективному усвоению детьми программного материала.

Таким образом, предложенная система условий поддержки детской инициативы позволит повысить качество музыкального развития воспитанников и получить положительный результат как автору системы, так и другим педагогам.

Список используемой литературы:

1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст]/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.: нот.

2. Васютина И.В., Попова Е.В., Фоломеева Л.Н. Формирование самостоятельности и инициативы детей через физическое развитие и музыку в условиях ДОУ [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 41-43.

3. Коротаева Е.В., Святцева А.В. Подходы к развитию инициативности детей старшего дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2.;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24216 (дата обращения: 24.02.2017).

4. Коротаева Е.В., Святцева А.В. Развитие инициативности детей дошкольного возраста // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-initsiativnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 24.02.2017).

5. Сидорова Л.П. Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальной деятельности // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2013. №2 С.25.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2025 г. Календарный план воспитательной работы ДОО с января по май 2025 с учетом перечня государственных, народных праздников и памятных дат.

2025 г. Календарный план воспитательной  работы ДОО с января по май 2025 с учетом перечня государственных, народных праздников и памятных дат....

2025 г. КПК КГИРО. Конспект занятия экологической музыкальной сказки.

Конспект занятия экологической музыкальной сказки....

2025 год. Выставка-конкурс творческих работ "Космические фантазии" - 2025

    В рамках проведения традиционной выставки-конкурса творческих работ "Космические фантазии" в МАДОУ № 33 оформлена выставка рисунков и поделок обучающихся разных возрастн...