Доклад на МО Тема: «Роль воспитателя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности»
материал
Воспитатель играет главную роль и в формировании коллектива, и в организации его воздействия на личность обучающихся. Для создания коллектива из группы ребят одного плана работы недостаточно. Нужна программа воспитательной деятельности или программа воспитания.
Работа по формированию коллектива должна проводиться последовательно, целенаправленно и не просто по схеме - плану, а комплексно в рамках целостной воспитательной программы деятельности. Именно она и должна стать фундаментом формирования коллектива и личности в работе воспитателя.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на МО
Тема: «Роль воспитателя
в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности»
Доклад подготовила:
воспитатель Е.М. Тихонова
Развитие человека происходит на протяжении всей жизни. При введении стандартов второго поколения, особое внимание уделяется личности учащихся, их духовно – нравственному развитию.Каждый человек формируется и развивается в соответствии с врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма значительную роль.
Человек постоянно входит в какую-нибудь группу, которая прямо или косвенно оказывает на него влияние. Одной из таких групп можно считать классный коллектив. Чтобы ребёнку было комфортно в классном коллективе, воспитатель должен выполнить следующие задачи:
1. Создать условия для развития интеллектуальных, творческих, нравственных качеств учащихся.
2. Обеспечить педагогическую поддержку учащимся для развития их творческого потенциала.
3. Создать условия для формирования навыков здорового образа жизни.
4.Создать условия для социальной адаптации каждого ребенка к современному обществу.
5.Создать условия для укрепления внутри семейных связей детей и их родителей.
Воспитатель играет главную роль и в формировании коллектива, и в организации его воздействия на личность обучающихся. Для создания коллектива из группы ребят одного плана работы недостаточно. Нужна программа воспитательной деятельности или программа воспитания. Работа по формированию коллектива должна проводиться последовательно, целенаправленно и не просто по схеме - плану, а комплексно в рамках целостной воспитательной программы деятельности. Именно она и должна стать фундаментом формирования коллектива и личности в работе классного руководителя.
Воспитатель поддерживает, стимулирует и незаметно корректирует все виды отношений в классе, имея в виду их стержень - деловые связи учащихся.
В классе должен быть актив (группа детей), на который всегда можно опереться, и который может влиять на остальных учащихся. Это не значит, что эти учащиеся находятся у воспитателя на «особом положении», но в коллективе они должны пользоваться уважением.
Далее воспитатель создаёт условия для становления классного коллектива. Строит свою работу на основе общих интересов обучающихся, равенства, терпимости друг к другу.
Подбирает мероприятия, которые способствуют сплочению ребят, устанавливает социальные нормы. Это беседы, воспитательские часы, имеющие нравственную тематику, направленные на установление социального статуса (мальчики -девочки), соблюдение общепринятых норм поведения, этикета.
Особенно сплачивают детский коллектив общие дела, коллективные экскурсии, походы в кино и т.д. В коллективе не должно быть места страхам, шантажу, подавлению более сильной личности слабую. Это педагогом должно моментально пресекаться.
Воспитатель играет главную роль и в формировании коллектива, и в организации его воздействия на личность учащегося. Работа по формированию коллектива должна проводиться последовательно и целенаправленно.
Чтобы работа по формированию ученического коллектива была успешно решена, воспитателю необходимо учесть следующее:
1) открытость деятельности воспитателя «Планируем вместе, анализируем вместе, радуемся вместе»;
2) осуществление обратной связи: после каждого проведённого совместного дела воспитатель организует беседу, анализ, что благоприятствует неформальным отношениям между членами коллектива;
3) сотворчество (сотрудничество в творчестве);
4) успешность (с использованием инструмента оценки);
5) свобода выбора;
6) целевая направленность на конкретный результат дела;
7) привлекательность деятельности.
Основные направления работы воспитателя
по организации и развитию классного коллектива:
-организация коллективной деятельности;
-организация самоуправления;
-организация перспективы развития коллектива;
-организация традиций коллектива;
-воздействие на межличностные отношения в классном коллективе.
Главнейшая роль в формировании личности обучающихся принадлежит педагогу, и, в первую воспитателю. Преимущества воспитателя перед большинством родителей: специальные знания, знания педагогики, психологии, которые должны постоянно обновляться.
Воспитатель должен быть яркой личностью, тогда только он сможет воспитать личность. Немаловажно, чтобы воспитатель работал с классом на протяжении нескольких лет.
Кроме этого, педагог должен видеть цель воспитания вперед на длительный срок. Пробовать, как можно раньше определить особые способности, склонности ребенка — значение для профориентации. Не столько обучить, сколько развить человеческие черты характера: мягкотелость превратить в доброту, жестокость — в твердость характера, жадность для себя — в бережливость для коллектива, клоунаду на уроке — в выступление на сцене и т.д.
Методы формирования личности:
- Поручения, их проверка и помощь в выполнении.
- Организация встреч с людьми, могущими стать примером для подражания.
- И опять — беседы, разговоры (не нотации) — не в классе при всех.
Велико значение индивидуальных бесед.
- Вести дневники наблюдений.
Основные направления деятельности воспитателя
по воздействию на индивидуальность обучающихся:
- установление личных контактов;
- изучение обучающихся;
- реализация индивидуального подхода;
- средства индивидуального воздействия;
- выстраивание программы личностного роста ребенка.
Успех индивидуального подхода обеспечивается реализацией
следующих правил:
1.Строить отношения с учениками необходимо на основе высоких этических норм.
2. Требование инструментовать так, чтобы ученик воспринимал его не как диктат, а как свой добровольный выбор.
3. В процессе организации деятельности особое внимание обращать на создание ситуации успеха, осуществлять педагогическую поддержку.
4. Избегать скоропалительных, поспешных оценок поступкам и поведению ученика.
5. Помнить: взаимопонимание, сотрудничество с учеником возможно лишь в
атмосфере доверия, уважения к его интересам, мнениям.
Говоря о личности, мы подразумеваем некоторое своеобразие поведения, оригинальность мышления, богатство эмоций, воображения, морально - этических ценностей. Ребёнок, рождаясь, становится индивидом, имеющим огромные потенциальные возможности. Как он их реализует, какой личностью станет, зависит от общества и его культуры, системы воспитания и обучения.
Таким образом, работа воспитателя должна способствовать воспитанию у обучающихся чувства гражданственности, патриотизма; формированию всесторонне развитой личности; воспитанию члена коллектива, владеющего культурой межличностных отношений. Все это способствует выработке у воспитанников чувства ответственности за свои поступки, нетерпимости к правонарушениям, утверждению морально-этических норм в коллективе.
Воспитатель выступает основным организатором всестороннего воспитания обучающихся во внеурочное время. Вполне понятно, что деятельность воспитателя в этом направлении характеризуется большой сложностью, широким методическим разнообразием и требует глубокого осмысления возлагаемых на него воспитательных задач и педагогических функций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме:«Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевых игр на развитие социальной компетентности у детей младшего дошкольного возраста»
Что подразумевает понятие "социальная компетентность"?Вообще компетентность - это одна из базисных характеристик личности. А социальная компетентность позволяет ребенку понимать разный характер отноше...

Доклад на тему: "Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры"
Игра является ведущей деятельностью, потому что даёт возможность ребёнку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, с которыми в реальной жизни ребёнок вступить не может. Сюжетно – ролевая и...

Доклад на тему:Роль воспитателя в адаптации детей в детском саду
Основные принцыпы работы воспитателя в период адаптации детей в ДОУ....

Доклад на тему: "Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры"
Игра является ведущей деятельностью, потому что даёт возможность ребёнку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, с которыми в реальной жизни ребёнок вступить не может. Сюжетно – ролевая и...

Эссе воспитателя МБДОУ «Детский сад№15» города Алейска Алтайского края Щербатых Татьяны Геннадьевны Тема: «Роль воспитателя в становлении общения ребёнка дошкольного возраста со сверстниками ».
Для полноценного общения детей, для становления гуманных отношений между ними недостаточно простого наличия других детей и игрушек . Сам по себе опыт посещения детского сада или яслей ...

Моя публикация на сайте " Журнал педагог" на тему: " Роль воспитателя в детском саду в формировании личности ребенка"
В взаимодействие педагога и детей, собственно, и проходит развитие личности ребенка. Да, семья – это первый социальный институт для малыша, и роль родителей в том, каким вырастит их ребенок, нес...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: «РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: «РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...