Педагогическая находка
методическая разработка
Моя педагогическая находка
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 436.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Моя педагогическая находка по формированию предпосылок финансовой функциональной грамотности на основе сказок.
Цель: формирование у детей экономического мышления и представлений об
экономических категориях посредством сказок.
Добрый день.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования, вступившая в силу с 1 сентября 2023г. вносит существенные коррективы в содержание деятельности по реализации всех образовательных областей.
Одной из важнейших задач обучения, определено – формирование предпосылок функциональной грамотности. Функциональная грамотность-это готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, возможность решать различные, в т. ч. и нестандартные, учебные и жизненные задачи.
Современное дошкольное образование выступает, как базис формирования предпосылок функциональной грамотности ребенка, в том числе финансовой грамотности. И на этапе дошкольного детства предполагается:
- формировать первичные финансовые и экономические представления (экономия, деньги, товар, покупка, обмен, доход, расход)
- способствовать формированию разумных экономических потребностей.
- стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам.
В моей педагогической практике сложилась система работы по формированию предпосылок финансовой функциональной грамотности.
Старший дошкольный возраст является благоприятным для начала работы по экономическому воспитанию дошкольников, так как именно в этот период дети начинают осознавать и оценивать такие экономические понятия, как «выгодно - невыгодно», «дорого - дешево», «необходимые и желаемые траты». Это сигнал к возникновению новой формы экономического мышления, требующего внимания со стороны взрослых.
Для успешного формирования основ экономического мышления в режимных моментах я использую кейс-технологии на основе сказок. Ведь сказка является универсальным средством, с помощью которого мы развиваем функциональную грамотность. Сказка – это неисчерпаемый ресурс дошкольного детства.
В группе организована библиотека по сказкам экономической направленности.
Со средней группы мы начали читать сказки и обращать внимание на такие понятия экономического характера, как делить поровну в сказке «Два жадных медвежонка», сказка «Лиса и козел» дает детям представление о рекламе, с помощью сказки «Петушок и бобовое зернышко», знакомятся с таким понятием, как обмен.
В старшей группе мы начали читать более сложные сказки: «Три поросенка» (экономия, рациональный подход), «Жадная старуха» (потребности и возможности), «Мена» (обмен товарами, убыток, выгода».
Возьмем сказку «Муха Цокотуха». Здесь уже дети знакомились с такими понятиями, как покупка, выгода, базар.
При работе со сказкой применялись различные формы работы. Вопросы в беседе по содержанию сказки были экономического характера, например «Какой неожиданный доход нашла Муха-Цокотуха?» (прибыль от находки денежки) «Что могла купить Муха-Цокотуха вместо самовара, чтобы пить чай?» (электрический чайник).
Подбирались пословицы, которые соответствовали содержанию сказки. Если дети затруднялись самостоятельно, на выбор предлагалось несколько и они выбирали подходящую. (Друг дороже денег. Друзья познаются в беде).
Во время продуктивной деятельности дети лепили, рисовали деньги, посуду, придумывали, что можно было еще купить на найденные деньги.
По сказке придумывали и решали проблемные ситуации. Сначала я им озвучивала ситуацию, а потом они сами придумывали такие ситуации. Например: Муха потратила свою денежку на базаре, купив самовар. А если базар закрыт? Где можно потратить деньги?»
В подготовительной группе обсуждали экономические понятия в сказках «Каша из топора» (предприимчивость), «Серебряная монетка» Г.Х.Андерсена (назначение денег, ценность денежных знаков), «Буратино» (хранение денег, выгодное вложение)
Совместно с музыкально-театральной студией «Мозаика» были подготовлены театрализованные представления «Муха-Цокотуха», «Приключение Буратино» .В ходе подготовки велись обсуждения, какие экономические понятия присутствовали в сказке.
Со старшего возраста мы начали составлять небольшие истории. Дети придумывали, я записывала, а ребята рисовали иллюстрации к своим историям. В подготовительной группе истории стали складываться в сказки, а сказки – в рукотворные книжки. На всех этапах нам очень помогали в работе родители: сочиняли вместе с детьми сказки, изготавливали книжки, помогали в изготовлении атрибутов для театра.
Сейчас мы вышли на новый этап, решили попробовать использовать мульт студию и создать мультфильм по одной из авторских детских сказок. Вот, что у нас получилось. (видео) Весь мультфильм вы можете увидеть, наведя камеру на куар код.
Методом наблюдения по некоторым критериям, я увидела положительную динамику в знаниях детей по финансовой грамотности.
И самое главное, хочу подчеркнуть, эта тема интересна детям, они хотят узнавать больше. Недавно дети изъявили желание изучить денежные единицы разных стран, и это станет темой нашего следующего этапа.
Как я отслеживаю динамику.
Мною подобран ряд критериев, по которым методом наблюдения в начале и в конце года я ставлю отметки. Многое можно увидеть с помощью сюжетно-ролевой игры.
Критерии:
1.Знание ребенком базовых потребностей семьи;
2. Представления о труде родителей;
3. Проявление интереса к окружающим явлениям современного общества.
4. Отражение имеющихся знаний в игровой деятельности
5. Проявление бережливости, ответственности.
В интернете я встречала сценарии обучающих сказок по финансовой грамотности Стахович Л.В. (метод пособие – рекомендации)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...

Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)
Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...

"Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»
Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...
Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»
конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...

Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»
Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...

Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год
Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...

Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»
Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...

