Паспорт проекта "Будем грамотными"
проект (подготовительная группа)

Никитина Людмила Васильевна

Паспорт проекта "Будем грамотными"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_budem_gramotnymi.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 436»

Проект по подготовке к обучению грамоте

«Будем грамотными»

для детей подготовительного к школе группе

Разработал: воспитатель

 высшей квалификационной категории

 Никитина Людмила Васильевна

г. Нижний Новгород

2024 год

«Родной язык нам должен быть главной основой и общей нашей образованности, и образования каждого из нас»

П.А. Вяземский

Актуальность

     Одной из важнейших составляющих успешного обучения в школе является овладение грамотой. Для того чтобы овладеть грамотой, необходимо иметь хорошо развитый фонематический слух и фонематическое восприятие. При чём развивать их нужно ещё за долго до поступления в школу, начиная с раннего детства. Обучение грамоте – это очень трудная задача и требует долгого периода обучения. Дети бывают разные: одни могут быстро усваивать программу по обучению грамоте, а другие испытывают трудности в этом.

Дошкольники запоминают лишь тогда, когда им интересно. Большим преимуществом в обучении грамоте является игровая деятельность, через которую дети учатся производить свои наблюдения за звуками, словами, предложениями, речью. У детей развивается фонематический слух, восприятие. Это очень важно для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Через занятия, проводимые в игровой форме, ребёнок получает много ярких впечатлений, эмоций, которыми он может поделиться со своими сверстниками, друзьями, родителями. Ребёнок приобретает навык чтения, письма, учится слышать звуки, проводить звуковой анализ и синтез.

Только благодаря хорошо развитому фонематическому слуху дошкольник сможет в дальнейшем научиться читать и писать. Поэтому педагогам и родителям нужно активно включаться в учебный процесс, чтобы добиться высоких результатов.

Анализируя создавшуюся ситуацию, у меня возникла идея о создании проекта «Будем грамотными», направленного на взаимодействие с родителями воспитанников в целях осуществления полноценного речевого развития ребёнка.

Цель проекта

Формирование и развитие основ грамматики русского языка у детей.

Задачи  проекта

1.Развитие фонематического слуха и восприятия у детей.

2. Формировать умение различать понятия «звук», «гласный звук», «согласный звук», «слог», «предложение».

3.Формировать умение правильно артикулировать звуки речи в различных позициях.

4. Повышать интерес родителей в учебном процессе для достижения высоких результатов в речевом развитии.

Тип проекта: познавательно-игровой.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: март 2025г. – апрель 2025 г.

Участники проекта: воспитатель, воспитанники подготовительной группы, родители воспитанников.

Ожидаемые результаты проекта:

- Значительные изменения в речи детей;

- Правильное звукопроизношение в процессе общения;

- Умение различать понятие «звук», «буква»;

- Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка.

Создание предметно-развивающая среды:

- Подобраны тематические альбомы, иллюстрации «Парные буквы» «Прочитай по первым буквам», «Перевёртыши», «Составляем слова по первым буквам», «Алфавит» и др.

- Подобраны развивающие наборы: «Умные кубики», «Буквы и слова», «Скажи, где звук», «Лента букв».

- Дидактические игры: «Читаем по слогам», «Звуки животных по слогам», «Касса звуков», «Пазлы-читазлы», и др.

- Подобраны тематические презентации и видеофильмы: «Звуки русского алфавита», «Говорящие буквы», «Поём алфавит», «Учим буквы с Царевной», и др.

- разработаны дидактические игры «Купи игрушку», «Строим дом», «Новая квартира», «Составь слово», «Кого, чего нет».

- подобрана художественная литература: «Кит и кот» Б. Заходер, «Умей обождать» русская народная сказка, «Лисёнок и лягушонок», «Свинья в гостях», «Буратиний нос», «Экскаваторщики» Г. Юдин

Дети: расширять знания о понятиях «звук», «буква», «слово», «слог», «предложение», «речь». Помочь находить заданный звук в слове. Продолжать знакомить с гласными и согласными звуками-буквами. Определять «твёрдый», «мягкий», «звонкий», «глухой» звуки. Воспитывать любознательность, творческую активность.

Родители: участие семей воспитанников в учебно-образовательном  процессе. Повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.

Педагоги: разработала методические и дидактические материалы по данному проекту, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями.

Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах по подготовке к обучению грамоте дошкольника.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап:

- выявление проблемы, формирование цели и задач;

- анализ научно-методической литературы, подбор технологий;

-перспективное планирование;

-пополнение дидактического материала;

-проведение педагогической диагностики;

-разработка памяток, консультаций для родителей.

-подбор художественных произведений, скороговорок, чистоговорок.

2. Основной этап:

Совместная деятельность с детьми, сотрудничество с родителями:

- беседы с детьми;

- разучивание произведений (чистоговорок, скороговорок, закличек, стихов и др.);

- организация дидактических игр;

- художественное развитие детей (лепка, рисование, аппликация);

- сотрудничество с семьей: консультации, памятки и др.

3. Итоговый этап:

- проведение итоговой диагностики;

- выставка совместного творчества;

- проведение занятия по теме: «Будем грамотными».

        Перспективный план работы по реализации проекта

«Будем грамотными»

Месяц

Организационная работа с детьми

Организационная работа с родителями

Март

Формирование цели и задач реализуемых в проекте; подбор методической литературы по данной теме; разработка проекта; создание в группе предметно-развивающей среды

Опрос родителей по теме:

«Какое значение имеет для вас обучение грамоте в детском саду?»

Тематические беседы:

- «Здравствуй алфавит»,

- «В мире букв»,

- «Для чего нужно уметь читать и писать»

Консультация на тему:

«Обучение детей чтению»

Просмотр тематических презентаций:

- «Звуки русского языка»,

- «Говорящие буквы»

«История хохломы»

Памятка

 «Гласные звуки-буквы»

Лепка по теме:

- «Гласные и согласные звуки-буквы»

Рисование по теме:

- «Гласные и согласные звуки-буквы»

С последующей штриховкой

Изготовление

книжек – малышек

«Говорящие буквы»

Проведение физкультминуток:

«Завтра с неба прилетит…»,

 «Мы хотим потанцевать…»,

«Еле, еле, еле, еле…»,

«Солнце село за село»

Дидактические игры:

- «Читаем по слогам»,

- «Звуки животных по слогам»,

  -«Пазлы-читазлы»

Привлечение родителей в организации дидактических игр

Чтение художественных произведений 

«Кот и кит» Б. Заходер,

 «Умей обождать»

 русская народная сказка.

Разучивание скороговорок, чистоговорок.

Рекомендации по домашнему чтению

Апрель

Тематические альбомы:

- «Парные буквы»

- «Прочитай по первым буквам»

- «Перевёртыши», «Составим слова по первым буквам»

Дидактические игры:

- «Учим буквы»,

-«Алфавит, весёлые уроки»,

- «Мои первые кроссворды»,

-«Составь слово», «Найди букву»

Совместное творчество «Разноцветный алфавит»

Просмотр тематических презентаций и видеофильмов:

- «Учим буквы с Царевной»

- «Уроки тётушки совы»

Изготовление

книжек – малышек

«Звуки животных»

Лепка по теме:

Вылепи первую звук-букву твоего имени

Творческая мастерская по теме: «Раскрашиваем буквы»

Рисование с элементами

Аппликации:

Вырежи и наклей предметы, в которых есть заданный звук-буква.

Совместное творчество «Буквы нужны всем»

Развивающие наборы:

«Умные кубики», «Буквы и слова», «Лента букв», «Скажи, где звук»

Привлечение родителей в подборе иллюстраций к произведениям, развивающим наборам

Чтение художественной литературы:

«Лисёнок и лягушонок», «Свинья в гостях», «Буратиний нос», «Экскаваторщики» Г. Юдин

3этап проекта – итоговый:

  • Выставка совместного творчества «Разноцветный алфавит»
  • Проведение занятия на тему «Будем грамотными»
  • Анкетирование родителей по итогам реализации проекта с целью выявления удовлетворенности о проделанной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт проекта "Как стать грамотным пешеходом?"

Данный материал поможет познакомить детей средней группы с элементарными правилами дорожного движения, будет способствовать соблюдению изученых правил....

паспорт "Центр финансовой грамотности"

паспорт "Центр финансовой грамотности"...

Паспорт дидактической игры по финансовой грамотности. «Съедобное – несъедобное»

Финансовая грамотность для дошкольников - это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления, ...

Паспорт дидактического пособия лэпбук по финансовой грамотности «Поговорим о деньгах»

Паспорт дидактического пособия лэпбук по финансовой грамотности «Поговорим о деньгах»...

Паспорт лэпбука по финансовой грамотности.

Лэпбук-новая форма организации образоватпельной деятельности для развития познавательной активности и развития самостоятельности. Это интерактивная папка для детей на заданную тему, то есть самодельна...

Паспорт Дидактического пособия Лэпбук "Финансовая грамотность"

        Цель: формирование   у   детей    дошкольного возраста     основ    финансовой грамотности....

Паспорт Лэпбука по финансовой грамотности «Весёлый кошелёк»

Образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-экономическое развитие.Возрастная категори...