Конспект занятия по речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы «Подводный мир»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: Совершенствование диалогической и монологической речи детей, умение составлять рассказ на заданную тему.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 49.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
занятия по речевому развитию с
детьми подготовительной к школе группы
«Подводный мир»
Подготовила: Круглова Л.В., воспитатель первой квалификационной категории.
Рубцовск, 2024г.
- Слайд № 2
Тема: «Подводный мир»
Цель: Совершенствование диалогической и монологической речи детей, умение составлять рассказ на заданную тему.
- Слайд № 3
Задачи:
Образовательные:
- Формировать диалоговую и монологическую структуру речи;
- Развивать словарный запас по теме;
- Упражнять в составлении предложений и рассказ по картинке;
- Совершенствовать звуковую сторону речи, ее выразительность, фонематический слух;
Развивающие:
- Развивать познавательную деятельность, воображение, память, восприятие, внимание, логическое мышление;
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение к подводным жителям.
Средства реализации:
Демонстрационный материал: слайды с изображением морских животных; подводного мира, ключ, сосуд, письма с заданиями.
Информационно-коммуникационные технологии: проектор, ноутбук, аудиозапись звуки моря.
Методы: словесный - вопросы, уточнение, объяснение, рассказ воспитателя, поощрение; наглядный – медиаслайды; практический – упражнения с заданиями, физминутка, дыхательная гимнастика; игровой – погружение в проблемную ситуацию с выполнением заданий.
Словарная работа: акваланг; водолаз; жабры; коралловые рифы; диалог; монолог; подводный мир.
Интеграция областей: речевое развитие; социально – коммуникативное развитие; познавательное развитие.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах, справочной и научно- популярной литературе на тему «Подводный мир», «Морские обитатели», чтение познавательной литературы о морских глубинах и его обитателях, отгадывание загадок, чтение сказок, рассказов, басен о морских обитателях («Сказка о рыбаке и рыбке», «Карасик», «Лебедь. Щука и Рак», «Чудо-юдо рыба - кит» и др.).
Ожидаемые результаты:
- Совершенствование диалогической и монологической речи детей;
- Совершенствование звуковой стороны речи, фонематического слуха;
- Развитие познавательной деятельности, воображения, памяти, восприятия, внимания, логического мышления;
Индивидуальная работа с детьми с нарушением речи: развивать словарный запас по теме, совершенствовать звуковую сторону речи, ее выразительность, фонематический слух.
На занятие беру всю группу в количестве_____ человек. Дети с разным уровнем речевого развития и темпа работы. Есть дети с речевыми нарушениями в произношении звуков, грамматического строя речи.
Ход занятия:
Вводная часть: Организованный момент
Воспитатель: Встаньте в круг.
Мы идем с тобой по кругу,
Улыбаемся друг другу.
Повстречаться мы спешим,
Поздороваться хотим.
Ребята, сегодня я хочу с вами поздороваться необычно. Предлагаю передавать друг другу воздушный поцелуй. Я начинаю первой, а вы ловите и передаете дальше друг другу. Давайте и нашим гостям тоже подарим наши воздушные приветы.
(Дети присаживаются на стулья)
Воспитатель:
- Дети, я для вас подготовила загадки. Отгадайте их:
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
Крылья есть, но не летают,
Глаза есть, да не мигают,
Ног нет, да не догонишь.
Кто это? (Рыба)
Плавает прозрачный зонтик. «Обожгу! — грозит.
— Не троньте!»
Лапки у нее и пузо.
Как зовут ее? (Медуза)
Дети: Это – Рыба, медуза.
- Слайд № 4- (рыбы на морском дне)
Воспитатель: Правильно. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Дети: Мы сегодня будем говорить о рыбах.
Воспитатель: Да, о рыбах мы тоже будем говорить. А еще о чем или о ком? А где живут рыбы?
Дети: Рыбы живут в реках, в морях, в океанах.
Воспитатель: Верно. Наше сегодняшнее занятие посвящено подводному миру и закреплению умений разговаривать в диалоге и составлении рассказов.
Дети, а хотели бы вы отправиться в подводное путешествие?
Дети: Да!
Основная часть:
Воспитатель: Тогда, отправимся на берег моря. Закрываем глаза, Вот мы и оказались на берегу моря, под ногами у нас золотой песок.
- Слайд №5 (моря со звуком морского прибоя)
Воспитатель: - Пока вы слушаете звуки моря, представьте, что вы на волнах, дышите морским воздухом. Давайте подышим им.
Воздух мы сейчас вдохнем
Дышим носом, а не ртом
Плечи мы не поднимаем
Животом мы помогаем. (2 раза)
Воспитатель: Открываем глаза
- Что вы услышали на берегу моря?
Дети: - Шум ветра, шум волн, шелест морского песка, крики чаек, плеск рыб.
Воспитатель: Пока мы с Вами дышали морским воздухом, к нам приплыл интересный предмет. Ой, дети, внутри сосуда что-то лежит?
А в нем лежит письмо. Давайте его прочитаем и узнаем от кого оно!
Воспитатель: - Дети поможем русалочке?
Дети: Да, поможем.
Воспитатель: На чем мы можем отправиться выручать Русалку?
Дети: На лодке, катере, корабле, пароходе, яхте.
Воспитатель: Правильно. Ребята, чтобы спасти Русалочку нам нужно оказаться на морском дне. Сможем ли мы дышать под водой?
Дети: - Нет.
Воспитатель: Почему человек не может дышать под водой?
Дети: У человека нет жабр, а у рыб они есть.
Воспитатель: Дети, повторим все вместе, жабры.
Дети: Жабры! (хоровые и индивидуальные ответы)
Воспитатель: - А как можно путешествовать по морскому дну?
Дети: - Надеть акваланги, водолазные костюмы, батискафы.
Воспитатель: Дети, повторяем все вместе акваланг (хоровые и индивидуальные ответы).
Итак, надеваем костюмы и акваланги. Мы спускаемся в морские глубины, чтобы помочь Русалочке. (Дети проходят на свои места)
- Слайд № 6- (море с ракушкой с первым заданием)
Воспитатель: Смотрите, среди водорослей я увидела ракушку - это первое задание.
«Отгадайте Сказки о водных жителях»
- Русская народная сказка о рыбе – щуке и Емеле. «По щучьему велению…»
- Еще очень интересная сказка А. Н. Толстого, там тоже есть момент, где черепаха Тортилла помогла деревянному мальчику. Она дала ему золотой ключик, которым открывается волшебная дверца. «Приключения Буратино»
Воспитатель: А сейчас проверим, правильно ли мы назвали художественные произведения.
- Слайд № 7 (со сказками) – (получают 1 часть ключа)
- Слайд № 8 –( море с ракушкой со вторым заданием)
Воспитатель: - Ой, смотрите, еще одна ракушка со вторым заданием – нужно правильно проговорить чистоговорки. (хоровые и индивидуальные ответы).
«Чистоговорки» (3-4 примеров)
Ит-ит-ит- из глубин всплывает кит.
Фин-фин-фин- любит поиграть дельфин
Ап – ап – ап – клешнями размахивает краб
( получают 2 часть ключа)
- Слайд № 9 (морской берег с ракушкой с 3 заданием)
Воспитатель: ребята, смотрите, на песке лежит еще одна ракушка на ней цифра 3. Значит это уже 3 задание. Нам нужно сделать разминку.
Физминутка «Что там чудится в тумане?»
Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперѐд.)
Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)
Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)
Ищем ракушки в песке (Наклоны.)
И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.)
Чтоб побольше их собрать, —
Надо чаще приседать. (Приседания.)
Воспитатель: - Молодцы! Вот у нас уже есть 3 часть ключа.
- Слайд № 10 (картинка с морским дном и ракушкой с 4 заданием)
Воспитатель: А вот и еще одна ракушка. Нужно составить рассказ о морских обитателях, чтобы добыть последнюю часть ключа и спасти Русалочку.
- Слайд № 11 (море с дельфинами)
Воспитатель: Дети, посмотрите на экран, это наше следующее задание.
Сейчас мы с вами будем вести диалог и попрошу вас отвечать полными ответами. Перед вами картина. Как ее можно назвать?
Дети: Эту картину можно назвать «Подводный мир».
Дети: Еще можно назвать «На дне морском», «Удивительный подводный мир»
Воспитатель: Хорошо. Эти названия подходят к данной картине. Дети, каких животных мы видим на картине?
Дети: дети перечисляют морских обитателей.
Воспитатель: Все верно, дети. А кто из морских обитателей находится на переднем плане картины? Т. есть крупным планом.
Дети: На переднем плане картины находятся дельфины.
Воспитатель: Ребята, сколько рыбок изображено? И каких? Какой формы и размера?
Дети: На картине изображено много разноцветных рыбок и разной формы.
Воспитатель: А на задней части картины что изображено? То, что далеко? Кого мы там видим?
Дети: На задней части картины мы видим медуз, акулу, ската, черепаху, чайку.
Дети: Хорошо. Правильно. А что вы еще забыли назвать на картине, разноцветные, красивые, похожие на водоросли. Это что? Дети, это коралловые рифы - это дом морских животных, в них рыбы прячутся от акул. Давайте повторим вместе: коралловые рифы. (Дети хором повторяют и индивидуально)
Воспитатель: А чем заняты морские обитатели?
Дети: Морской конек плывет, будто танцует, а рыбы клоуны как - будто затевают игру с дельфинами.
Воспитатель: Хорошо. Еще, морские обитатели, чем заняты?
Дети: Увидев веселые игры черепаха, и другие обитатели стали присоединятся к ним.
Дети: Акула стала доброй и тоже спешит поиграть с рыбами - клоунами. Дельфины тоже любят веселиться.
Воспитатель: Все правильно. Еще, кто из морских обитателей, чем занят?
Дети: Скат смотрит на чайку и как – будто дразнит ее, и показывает ей, что он тоже может летать.
Воспитатель: А чем занят краб?
Дети: Крабу тоже стало интересно. Он вылез из своего домика и стал наблюдать за животными.
Воспитатель: Мне нравятся ваши предложения. А какая атмосфера царит на морском дне, в этой картине?
Дети: Весело и красиво на морском дне.
Воспитатель: Хорошо. Как можно завершить наш рассказ?
Дети: Здесь много чудесных морских обитателей, ярких коралловых рифов, камней.
Воспитатель: Очень красивые предложения у вас получились.
Ребята, мы с вами сейчас беседовали, составляли предложения, вели диалог. А теперь послушайте, какой рассказ мы сочинили вместе с вами и попробуем его пересказать.
Рассказ «Праздник в подводном мире».
На морском дне очень красиво и весело.
Морские рыбы - клоуны решили устроить праздник. Им весело, они танцуют, играют с дельфинами. Дельфины своими красивыми песнями приглашали всех к ним на праздник. Увидев их веселые игры, к ним решили присоединиться и другие морские обитатели. Акула стала доброй и поспешила присоединиться к ним. Скат смотрит на чайку и как – будто дразнит ее, и показывает ей, что он тоже может летать. Крабу тоже стало интересно. Он вылез из своего домика и стал наблюдать за происходящим. А медузы закружились в танце с черепахой.
Так весело и красиво на морском дне. Здесь много чудесных морских обитателей, ярких коралловых рифов и камней.
Воспитатель: Ребята, понравился вам мой монолог? Что такое монолог? Это когда один человек говорит, а другие внимательно слушают.
Воспитатель: А сейчас, дети, попробуете вы пересказать. Но для того, чтобы вы смогли пересказать, нам надо составить план пересказа.
(2-3 ребенка пересказывают)
План пересказа:
- название рассказа
- вступление – где происходит действие
- основная часть – все происходящие действия
- заключение – чем заканчивается рассказ.
Воспитатель: - Молодцы! Очень красивые у вас получились предложения! Вы составили интересный рассказ.
Воспитатель: Дети, вы - настоящие водолазы! Успешно преодолели все препятствия, и справились со всеми заданиями. Вот мы и собрали все части ключа и теперь можем освободить Русалочку. (Показываю цельный ключ).
- Слайд № 12 (На слайде Русалочка выплывает из пещеры с озвучкой).
- Слайд № 13( Берег моря с озвучкой)
Заключительная часть
Воспитатель: Ребята! Мы сумели спасти Русалочку. Пора возвращаться, плыть обратно в детский сад. Всплываем, снимаем костюмы (имитируют снятие костюмов).
Пока мы добирались до детского сада, мне на телефон пришло голосовое сообщение.
Русалочка: «Спасибо Вам, ребята! Вы смогли выполнить все задания и освободить меня. Примите, пожалуйста в подарок от меня волшебные ракушки для вашей коллекции. Спасибо вам за вашу отзывчивость, доброту и помощь».
Рефлеския
Воспитатель: - Чем мы сегодня занимались на занятии?
- Что нового узнали сегодня на занятии?
- Что значит диалог, монолог?
- Кем мы били сегодня?
- Какое задание для вас сегодня было самое сложное и почему?
- Какое задание вам больше всего понравилось?
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Мне очень понравилось с вами путешествовать, вы все молодцы.
- Слайд № 13 Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе "Подводное царство"
Предлагаю ознакомиться с конспектом по изобразительной деятельности в технике рисования "по мокрому листу"....

НОД в подготовительной к школе группе "Подводный мир"
Дети попадают в увлекательный подводый мир, где встречают осьминожку. Ребята помогают подводным жителям и возвращаются опять в детский сад....

"Создание развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в подготовительной к школе группе "Подводная лодка"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18944104","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Сценарий новогоднего праздника в подготовительной к школе группе «Подводное царство»
Сценарий новогоднего праздника в подготовительной к школе группе «Подводное царство»Под музыку «Снег и елки» дети забегают в зал.«Снег и елки»После танца дети расса...

Краткосрочный проект по познавательно-речевому развитию для детей второй младшей группы "Подводный мир"
Цель: Знакомство и обогащение представлений детей о подводных обитателях.Тип проекта:• социальный, познавательно-творческий;• краткосрочный;• групповой.Срок реализации проекта: 2 недели...
ООД в подготовительной к школе группе «Подводное царство»
формирование элементарных математических представлений + ознакомление с окружающим миром с использованием интерактивной доски...

Занятия сдетьми подготовительной группы "Школа первоклассника"
Для детей в подготовительной группе проходят занятия "школа первоклассника".На занятиях дети закрепляют навыки и знания,которые помогут им в коле. Узнают в новые термины и названия казалось ...





