Конспект сюжетно – ролевой игры «День рождения» старшая группа
план-конспект занятия (старшая группа)

Круглова Людмила Валерьевна

Цель:Продолжать формировать у детей умение творчески развивать сюжет и  ролевому взаимодействию в игровой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

организации сюжетно – ролевой игры

«День рождения»

 старшая  группа

E:\лото картинки\дети4.png

Подготовила:  Круглова Л.В.,

воспитатель первой квалификационной категории.

19.04.2024 г.

Конспект организации сюжетно-ролевой игры «День рождения».

Цель:Продолжать формировать у детей умение творчески развивать сюжет и  ролевому взаимодействию в игровой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

1.Способствовать возникновению игры  на темы наблюдений из окружающей жизни.

2.Закреплять представления детей о профессиях взрослых.

3.Упражнять в ведении диалога в игре.

4.Формировать умение детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы-заместители и атрибуты.                                                                                           Развивающие:                                                                                                                      1.Развивать и обогащать сюжет игры «День рождения»,  «Торговый центр» и  «Транспорт»;

2.Развивать творческое воображение, способность совместно развивать игру;

3.Согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;

4.Развивать инициативу, организаторские способности, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;

Воспитательные:

1.Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий;

3.Формировать умение договариваться, планировать, обсуждать действия всех играющих.

4.Формировать нравственные нормы в игре: воспитывать культуру взаимоотношений  между мальчиками и девочками.  

Условия проведения: Групповая комната.

Время проведения: 30 минут.

Словарная работа: 

продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости, названиями профессий (организатор, аниматор)

Техническое обеспечение: ноутбук, колонка.

Материал и оборудование: касса, сумки, кошельки, бумажные деньги, банковские карточки, муляжи продуктов питания, посуда, скатерть, плита, костюмы повара, продавцов, парикхмахера, набор парикхмахера, воздушные шары, открытки,  билетики, права водителя и др.

Предварительная работа:                                                                                                                                 1.Чтение К. Чуковский «Муха –цокотуха», просмотр мультфильма «Вини-пух и все, все, все…»;                                                                                                                                          2. Беседы на тему «Мой день рождения», «Что такое кафе», «Что такое меню», «Все работы хороши».Беседа с детьми о своих впечатлениях посещений Дня рождения

3.Изготовление тортов, пирожного, конфет, и др. Вырезывание  денег.

4.Дидактические игры:  «Профессии», «Накрой на стол», «Вежливые слова».

5.Экскурсии совместно с родителями: в магазин, в кафе.

6.Рассматривание иллюстративного материала, изображающего празднование Дня рождения, беседа с детьми по содержанию рассмотренных картинок.                                                7.Приготовление атрибутов к игре: составление, меню, открыток, пирожных, конфет.

Игровые действия:

Кондуктор  автобуса: выслушивает пассажиров, говорит о стоимости поездки, берет деньги, выдает билеты, предупреждает об остановке.

Водитель: закрывает и открывает двери, управляет автобусом.

Пассажиры: проходят автобус, располагаются на стульях, покупают билеты.

Продавец в магазине: рассчитывает стоимость покупки, берет деньги и выдает продукты, благодарит за покупку.

Покупатели: покупают продукты, расплачиваются за продукты.

Парикмахер: советует, какую лучше прическу сделать, расчесывает, берет деньги, Благодарит за посещение.                                                                                              

Дети: разносят угощения, накрывают на столы.

Организатор: организует подготовку к празднику и  поздравление имениннику.

Именинник: принимает поздравления и подарки,

План подготовки к игре:

Сюжет день рождения:

Роли: воспитатель, дети, гость – именинник.

Речевые обороты: Здравствуй, мы очень рады вашему приходу. Очень рад с вами познакомиться. С днем рождения… Желаем вам всего самого наилучшего, здоровья, счастья…

Сюжет поездка на автобусе:

Роли: водитель, кассир, пассажиры.

Речевые обороты: будьте добры, проходите пожалуйста, оплачивайте проезд, разрешите пройти, сколько стоит билет.

Сюжет магазин:

Роли: покупатели, продавец.

Речевые обороты: Подскажите, пожалуйста. Сколько стоит? Упакуйте, пожалуйста. Извините за беспокойство.

Сюжет парикмахерская:                            

Роли: клиенты, парикмахер.

Речевые обороты: проходите, пожалуйста, чем вам помочь? Какую стрижку, прическу сделать?

Сюжет чаепитие:

Роли: воспитатель, дети, именинник.

Речевые обороты: Налейте, пожалуйста, чая.  Что вам положить? Угощайтесь, пожалуйста.

Ход игры. Вводная часть.

Воспитатель:

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
— Доброе утро!
Солнцу и птицам
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера!

Ребята, я хочу узнать, какое у вас сегодня настроение? (Хорошее, веселое, радостное).

(Звонит телефон)

Ребята, извините, кажется, мне кто-то звонит. Это Игорь Иванович.

Мотивационная часть

Воспитатель: Здравствуйте Игорь Иванович! Очень рада слышать вас.

И.И.: Здравствуйте Людмила Валерьевна. Хочу пригласить вас сегодня  в гости на мой день рождения.

Воспитатель: Ой! Что же делать? К сожалению, Игорь Иванович я сегодня работаю.

Ребята, может,  мы пригласим к себе в гости Игоря Ивановича?

Дети: Да

Воспитатель: Игорь Иванович, а знаешь что? Мы  хотим пригласить вас  к нам в гости, заодно и познакомишься с моими ребятами.

И.И.:   Я с удовольствием приму ваше приглашение. Буду через час.

Воспитатель:  Ребята, Игорь Иванович мой хороший, давний знакомый, он такой веселый и жизнерадостный человек. Он работает организатором праздников. А вот кем он работает, вы узнаете сами, когда он придет. Какой сегодня день у Игоря Ивановича?

Дети: День Рожденья.

Воспитатель:  А давайте устроим праздник для него.

Дети: Да

Воспитатель: Ну, тогда берите стульчики присаживайтесь, обсудим, что нам необходимо для праздника.

Дети предлагают варианты исхода праздника.  

Далее ведется беседа и распределение ролей.

Воспитатель: Ребята, что необходимо для проведения праздника? а где все эти предметы мы можем взять?

Дети: В магазине

Воспитатель: Какие магазины вы знаете?

Дети: Магазин овощей и фруктов, овощной магазин, магазин посуды, мебельный магазин, продуктовый магазин, книжный магазин, обувной магазин и т.д.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Сколько магазинов знаете.

Воспитатель: А как  называются магазины, где можно купить все нам необходимое?

Дети: Супермаркеты, торговые центры.

Воспитатель: Тогда расскажите, кто работает в магазине?

Дети:  В магазине работают: продавец, кассир, уборщица, охранник.

Воспитатель: Что делает продавец?

Дети: Продавец продаёт товар, взвешивает, упаковывает, отпускает товар, принимает товар.

Воспитатель: Что делает кассир?

Дети:  Кассир пробивает чек, получает деньги, выдает сдачу, работает за кассой.

Воспитатель: Что делают покупатели?

Дети: Покупатели покупают, выбирают товар, благодарят, платят за товар, вежливо общаются.

Воспитатель:  Как надо вести себя в магазине? Как обращаться с просьбой?

 Какие вежливые слова вы знаете?

Дети: «Будьте добры», «Будьте любезны», «Спасибо», «Пожалуйста», «Благодарю вас» и т.д.

Воспитатель: А на каком транспорте можно добраться до магазина?

Дети: Автобус, троллейбус, такси и т.д.

Воспитатель: Кто управляет  транспортом? Как называют работника, который продает билеты пассажирам?

Дети: Водитель, кондуктор.

Воспитатель:

- А что должен делать повар? (Готовить, печь пироги, торты)

- А за что отвечает организатор?

Давайте распределим роли. Дальше дети по очереди вытягивают карточки на которых стоит обозначение той или иной роли (например: сумка - покупатель, касса – кассир, подарки - продавец, руль-водитель, билетик - кондуктор, расческа-парикмахер) или по собственному желанию.

Педагог обговаривает с детьми, кто кем будет, ещё раз напоминает обязанности каждого. Продавец встает рядом с витриной, парикмахер идет в парикмахерскую, покупатели готовят кошельки, бумажные деньги, сумки, повар готовит угощения, остальные дети накрывают на стол, готовят открытки.

Основная часть

Подготовка к празднику, Поздравление именинника и  чаепитие.

Дети расходятся согласно распределенным ролям. Покупатели  собираются на остановку. Приезжает автобус.

Кондуктор: Проходите, пожалуйста, Приобретайте билеты. Проезд стоит 5 рублей. Как будете расплачиваться картой или наличными?

Пассажиры: У нас проездной!

Пассажиры: Наличными.

Кондуктор: остановка торговый центр.

- Магазин  открывается!

Педагог обращает внимание на ролевой диалог, помогает.

Дети и воспитатель:

- Здравствуйте, у моего знакомого  сегодня день рождения. Я хочу купить ему подарок, Пожалуйста, покажите мне вот эту коробочку конфет.

- Сколько стоит?

-  Эта коробка конфет стоит 3 рубля. Вы будете её брать?

 - Будьте добры покажите сувенир?

- Этот  сувенир  стоит 10 рублей. Вы будете его брать?

Дети (покупатели) подходят к продавцам, встают в очередь, выбирают все необходимое для праздника и  оплачивают товар,  получают товар, благодарят. Педагог помогает.

Воспитатель: Ну что, мы все  купили,  пора нам отправляться в детский сад.

Далее девочки  разбирают покупки, мальчики помогают сдвигать столы, накрывают на стол, расставляют посуду, девочки делают прически, мальчики наряжаются, другие дети готовят открытки.  (звучит музыка).

Воспитатель: Ну, что ребята, кажется у нас все готово. А вы знаете, как надо себя вести за столом?

Ответы детей

Воспитатель:

 Молодцы, вижу,  вы знаете, как надо себя вести за столом и в общественных местах.

Можно смело встречать гостя.

Появляется гость Игорь Иванович в роли клоуна.

И.И.: Здравствуйте ребята. Я клоун ……….

Воспитатель: Ребята, да это же Игорь Иванович. Догадались, кем работает И.И.?

И.И.: Я работаю аниматором.

Дети знакомятся, проводят хоровод для именинника. Поздравляют, приглашают на чаепитие.

Заключительная часть

Гость прощается, дарит детям шарики,  уходит, а дети наводят порядок.

По окончании игры воспитатель благодарит за участие в организации поздравления, подводит краткий итог работы детей в ролях.

Воспитатель: Наш праздник окончен. Вы все прекрасно справились с выбранными вами ролями. Хотелось бы вам поиграть в эту игру дома со своей семьей? Какую бы роль вы тогда выбрали?».

Воспитатель: Ребята, наша игра подошла к концу. Что больше всего понравилось, а что не очень? Кто лучше всех справился со своей ролью? Кем бы вы хотели быть в следующий раз.  А сейчас нам нужно убрать все на свои места.

Оценка игры

Педагог обращает внимание на взаимоотношения детей во время проведения игры: положительно оценивает желание детей договариваться, уступать друг другу, самостоятельно или с помощью взрослого разрешать конфликты.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников [Текст]: практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н.В. Позднякова. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 128с.

2. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст]: Л. С. Выготский // Вопросы психологии, – 1996. – № 6.-С24 - 26

3. Комарова, Н. Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя детского сада /Н Ф. Комарова, – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 160 с.

4. Максимова, А. А. Учим общаться детей 6-10 лет [Текст]: методическое пособие/ А. А. Максимова, – М.: ТЦ «Сфера», 2005. – 78 с.

5. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя. 2-е изд., испр / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова, – М.: Психологический институт Российской академии образования, 1997. – 80 с.

6. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Д.В. Менджерицкая, – М.: Просвещение,1991.–128с.
Меренков, А. В. Формирование нравственных качеств как важнейший аспект подготовки к школе [Текст] / А. В. Меренков, Л. Н. Буйлова, Н. В. Кленова // Дошкольное воспитание, – 2001. – № 8. – С. 27-34.

7. Михайленко, Н. Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры [Текст] / Н.Я. Михайленко // Дошкольное воспитание, – 1989. – № 4. – С.32 -37.

8. Психология и педагогика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psymania.info/raznoe/

9. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст]: учебное пособие для студ. сред.пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.-106с.

10. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей [Текст]: брошюра для воспитателей детских садов / Под ред. А. В. Запопрожца, – М.: Академия,1998.–68с.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября2013г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект сюжетно-ролевой игры "День рождения".

Развитие сюжетной игры на разных этапах. Средний возраст....

Конспект сюжетно-ролевой игры «День рождения»

1. Продолжать приучать детей к элементарному планированию игры и самостоятельному подбору основного игрового оборудования;2. Продолжать обучение умениям ролевого взаимодействия в соответствии с нормам...

Сюжетно-ролевая игра «День рождения куклы Кати»

Цель. Продолжать обогащать содержание игр. Способствовать объединению детей для совместных игр....

Конспект сюжетно-ролевой игры: "День рождения куклы Кати"

Расширять представление детей об окружающем мире; воспитывать любознательность и интерес, любовь и сочувствие; формировать положительно-эмоциональные отношения...

«Проект сюжетно - ролевой игры «День рождения» с детьми средней группы»

Министерство образования и науки Самарской областиГосударственное автономное образовательное учреждение дополнительногопрофессионального образования (повышения квалификации) специалистовСамарский обла...

Методическая разработка - Сюжетно - ролевая игра: «День рождение куклы Кати»

Методическая разработка -  Сюжетно - ролевая игра: «День рождение куклы Кати»...

Конспект сюжетно - ролевой игры " День рождения мышонка Микки "

Ноябрь 2014 г.                                                    ...