Консультация на тему: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
консультация

Шутемова Валентина Сергеевна

    В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшением здоровья детей, нарушением работы центрального органа речевой функции. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ДС №12 г. Челябинска»

Консультация на тему:

«Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

Подготовил воспитатель:

Шутемова Валентина Сергеевна

Челябинск 2023

«Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

    Речь — это важнейшее достижение человека которая позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.

   Культура речи — это умение правильно пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом.)  В соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания.

Звуковая культура речи  является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель. Во время развития речи одновременно развивают словарную, грамматически связную речь. Занятия помогают детям следить за дыханием во время произношения, корректировать его четкость, развивать навыки управления голосом неторопливо и интонационно верно.

 Проблемы развития звуковой речи.

    В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшением здоровья детей, нарушением работы центрального органа речевой функции. Одна из причин неправильной речи детей — компьютеризация, недостаток общения со сверстниками и родителями. Часто родители предоставляют ребенка самому себе, а также игрушкам, телевизору, гаджетам.  Также недостаточный учет взрослыми потребностей ребенка к усвоению речи окружающих (не показывается артикуляция звука, не вызывается интерес к правильному произношению).

Специалисты  советуют читать книги вместе с детьми, разучивать стихотворения, считалки, скороговорки. Кроме того, становление звуковой культуры речи связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Для того чтобы увлечь и приобщить ребенка к обучению, необходимо с малышом как можно чаще строить из кубиков, собирать мозаику, раскрашивать, вырезать ножницами и т.д..

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка.

Он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а впоследствии и неуспеваемость в школе. Ведь правильно слышимый и произносимый звук – основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

 Воспитание звуковой культуры речи.

    Воспитание звуковой культуры речи, одна из важных задач дошкольных учебных учреждений, так как именно дошкольный возраст наиболее сензитивный.     Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков.  Оно осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи  по следующим направлениям:

  • воспитывают интонационно корректное произношение звуков и слов.
  • формируют четкость и ясность произношения слов, которые соответствуют языковым нормам русского языка.
  • вырабатывают в процессе учебы умеренный речевой темп и правильное дыхание при произношении.
  • развивают слуховое внимание у детей.
  • обучают звуковому анализу и синтезу.

Для того чтобы воспитать в ребенке речевую культуру, педагоги выбирают следующие формы работы:

  •  самостоятельные занятия, на которых дети общаются между собой;
  •  занятия со специалистами дошкольных учреждений.
  •  работа в форме игр, упражнений.
  •  музыкальные занятия.

 Развитие звуковой культуры речи в дошкольных учреждениях продолжается не только на специальных занятиях, но и на прогулке, утренней речевой гимнастике. Педагогами используются звукоподражательные слова, стихотворения, скороговорки, наглядный материал, мультфильмы, презентации и многое другое. Работа по воспитанию звуковой культуры речи  может входить  и в содержание других занятий. Например, при согласовании с музыкальным руководителем, в процессе прослушивания музыки, во время пения, выполнения музыкально-ритмических  движений решается одновременно и ряд задач, направленных на развитие речевого дыхания, слухового внимания, голоса, темпа речи.

– Так, во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука.

 На прогулке потренировать отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности.

 В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные, хороводные, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот.

 Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, и речевые игры - все это залог успешного формирования правильной устной речи у детей.

 Формирование звуковой культуры речи – это важный этап подготовки детей к школе. Важно не упустить этот момент и родителям вместе с педагогами детского сада помогать  ребенку.  Во время игр, прогулок по парку разговаривать с малышом, обращать внимание на интересные детали, например, цвет листьев и растений, считайте птиц, рассматривать цветы. Без комплексного подхода формирование правильно поставленной речи невозможно.

В работе по звуковой культуре речи для каждой возрастной группы ставятся свои задачи:                                

Вторая младшая группа      

1. Развивать речедвигательный и речеслуховой анализаторы ребенка для своевременного развития произносительной стороны речи.  Игры: "Слушай звуки", "Двигайся на звук", "Кто пришёл? "

2. Воспитывать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, основные качества голоса.   Игры: "Определи одинаковые звуки", "Покажи, что звучит", "Узнай по звуку", "Спой как большой медведь, как маленький мишка", "Сдуй пушинку".

3. Развитие пространственного слуха. Игры:"Покажи, где звенит?", "Где котенок, где щенок?"

4. Вызывать правильное произношение звуков.

5. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми по произношению звуками: а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в.

6. Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание. Отстукивание простых слогоритмов без выделения ударного слога.

Например: "Машина"  (та- ТА-та).

 Определение тембра мужского, женского и детского голосов (сказка "Три медведя" )

7. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

Средняя группа

1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в работе над звуками: т, д, н, к, г, х, ы.

2. Вызывать и закреплять или уточнять произношение свистящих звуков: с, с', з, з', ц.

3. Развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.

       Игра: "Что лишнее" па-па-па-ба-па". " Игра в звуки" ветер дует – сссс, жук жужжит – жжжж.

4. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи, формировать навык интонационной выразительности.

      Игра: "Скажи по- разному (весело, грустно, вопросительно) "Сегодня выходной"

Старшая группа 

1. Формировать четкость движений органов артикуляционного аппарата в процессе артикуляционной гимнастики и в работе над звуками  ш, ж, ч, щ, л, л', р, р'.

2. Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточнять произношение йотированных гласных я, е, ё, ю шипящих звуков ш, ж, ч, щ и сонорных л, л', р, р'.

3. Продолжать работу, направленную на развитие фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса.

    Игра "Сколько звуков".  Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

   Игра "Отгадай слово". Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком - нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л" ( _ампа, мы_о, _ук, ко_ , _ак).

4. Продолжать работу над четким произношением слов с выделением голосом отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи.

 Подготовительная к школе группа 

1. Продолжать работу над четким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях.

2. Развивать навыки звукового анализа слов.

   Игра " Зоопарк ". Посмотри на игрушки. По первым звукам названий игрушек отгадай слово: мышь, ослик, лев (моль); собака, обруч, козлик (сок); кот, обруч, собака, тигр (кость).

   Игра " Цепочка ". Первый ребёнок называет слово, второй – на конечный звук предыдущего слова и т.д.

    Игра "Что общего в словах  мак и  кот?"

3. Развивать умение дифференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки.

Игра " Выбери лишнее слово": Ежонок, медвежонок, лягушонок, жеребенок.


      Воспитывать звуковую речь у ребенка нужно постоянно - в детском саду, дома. Во время игр, прогулок по парку разговаривайте с малышом, обращайте внимание на интересные детали, например, цвет листьев и растений, считайте птиц, рассматривайте цветы. Игры и стихи, упражнения, которые вы можете также использовать дома. Они служат для выработки правильного произношения, помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова.                        

Без комплексного подхода формирование правильно поставленной речи невозможно. В этом должны участвовать как родители, так и педагоги дошкольных учреждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

В данном материале освещены следующие вопросы:- Что такое – звуковая культура речи?- Какие проблемы развития звуковой речи существуют?- Как воспитать звуковую культуру речи?...

Консультация для воспитателей "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"

В работе предложены задачи и работа воспитателя по воспитанию звуковой культуты речи для каждой возрастной группы детей дошкольного возраста. Описана практическая часть, а именно игры, которые м...

Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми звуковыми средствами (в том числе ...

Консультация для родителей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

Какой будет речь дошкольника, в большой степени зависит от внимательного отношения взрослых к этому вопросу. Культуру речи необходимо воспитывать....