Методики психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста 3-5 лет (С.Д Забрамная)
презентация
Консультация для педагогов для изучения методики психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста (3–5 лет) по Забрамной С.Д
- «Предметная классификация». Оценивается признак, который лежит в основе классификации ребёнком (цвет, форма, понятийный, ситуативный), и соответствие возрастным нормативам.
- «Методика Выгодского — Сахарова». Направлена на исследование развития абстрактных понятий. Представляет собой набор объёмных разноцветных геометрических фигур разного размера, цвета и высоты.
- «Построй из палочек» (по Е. А. Стребелевой). Методика направлена на исследование развития уровня конструктивной деятельности. Оценивается умение ребёнка работать по образцу, пространственная ориентировка, наглядно-действенное мышление.
- «Сформированность элементарных математических операций». Методика направлена на исследование элементарных математических представлений на предметном и изобразительном материале. Оценивается уровень сформированности количественных представлений и элементарных счётных операций в соответствии с возрастом и образовательной программой.
- «Исключение предметов (Четвёртый лишний)». Методика направлена на изучение параметров формирования процессов обобщения и классификации. Оцениваются словарь, опознание и называние предметов, способность к обобщению, сформированность элементарных обобщающих понятий.
- «Сюжетные картинки». Методика направлена на изучение параметров осмысленности восприятия целостности сюжета, установления простых смысловых связей. Оценивается уровень понимания сюжетного изображения, уровень развития связной речи, целостность восприятия, умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи в сюжете.
- «Исследование графических навыков». Методика направлена на изучение параметров развития простых графических навыков. Позволяет оценить уровень владения карандашом, графический навык, уровень развития предметного рисунка.
- «Оценка уровня общей осведомлённости». Методика направлена на изучение общих представлений ребёнка об окружающем мире. Позволяет оценить уровень сформированности представлений о себе, ближайшем окружении, окружающем мире.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Условия проведения Начинать обследование нужно с лёгких заданий, которые посильны ребёнку. После того, как ребёнок сумел выполнить задание, можно предлагать более сложные, соответствующие его возрасту. Как только ребёнок не может решить поставленную задачу и начинает переживать, нужно предложить более лёгкую задачу, после чего следует вновь возвратиться к нерешённой. Необходимо поощрять ребёнка в процессе работы. Важно учитывать принцип комплексного изучения детей, имеющих те или иные проблемы.
Наиболее значимыми диагностическими показателями являются: 1. Эмоциональная реакция ребёнка на факт обследования (адекватность поведения). 2. Понимание инструкции и цели задания, характер инструкции (вербальная, невербальная). Способность сохранять инструкцию до конца работы. 3. Характер деятельности : 4. Способность переноса показанного способа действия на аналогичное задание. 5. Критичность оценки результатов своей работы. 6. Состояние моторики. 7. Уровень речевого развития.
ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ 3—5 ЛЕТ ( Забрамная С.Д. От диагностики к развитию, 1998) Работа с разноцветной мозаикой (предлагается с 4 лет). Оборудование: мозаика, состоящая из цветных квадратиков и кружков, всего по 12 фигур каждого вида: 2 зелёных, 2 синих, 2 красных, 2 чёрных, 2 белых, 2 жёлтых. Цели исследования: Выявление способности зрительно воспринимать цвета, соотносить одинаковые, дифференцировать, знать названия цветов. Умение работать по устной инструкции, по образцу. Зрительная память. Состояние моторики. Процедура проведения: Задание включает 5 этапов. На первом этапе ребёнку показывают выложенный из мозаики разноцветный коврик: Затем молча берут синий квадратик и кладут на соответствующий «кусочек». Жестом показывают, что ребёнок должен продолжать работу. Если невербальной инструкции оказывается недостаточно, то ребёнку говорят: «Положи остальные квадратики на свои места».
ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ 3—5 ЛЕТ ( Забрамная С.Д. От диагностики к развитию, 1998) Р абота с разрезными картинками (предлагается с 3—4 лет). Оборудование: Картинки с изображением знакомых детям предметов, разрезанные на две, три и четыре части по вертикалям и горизонталям (рис. 2). Цели исследования: Выявление сформированности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, комбинаторных способностей. Умение оперировать предметами, образами. Целенаправленная деятельность. Обучаемость. Наличие и стойкость интереса. Волевые усилия. Координированность движений рук и мелкой моторики пальцев рук. Процедура проведения: Сначала перед ребёнком кладут картинку, разрезанную на две части. Части кладут так, чтобы их нужно было не просто сдвинуть и получить целое изображение, а в перевёрнутом виде. Инструкция: «Собери картинку». Можно спросить: «Что должно получиться?» (это уже первая доза помощи в тех случаях, когда ребёнок сразу не приступает к работе). Так же предъявляется картинка из четырёх частей, разрезанная по вертикали и горизонтали.
ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ 3—5 ЛЕТ ( Забрамная С.Д. От диагностики к развитию, 1998 Оборудование: Два рисунка с лабиринтами. Указка или карандаш. Цели исследования: Выявление понимания инструкции, устойчивости, концентрации, объёма внимания. Целенаправленность деятельности. Особенности зрительного восприятия. Процедура проведения: Перед ребёнком кладут рисунок 7. Инструкция: «Посмотри, девочка и мальчик держат за верёвочку шарик и воздушного змея. Чтобы определить, кто что держит, надо вести по верёвочке указкой. Нельзя отрывать указку от верёвочки». После выполнения этого задания кладут другой рисунок (рис. 8). Инструкция: «Покажи, по какой дорожке побегут к себе домой собачка и белочка». Работа с лабиринтами (предлагается с 4—5 лет).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста "Одарённый ребёнок" в соответствии с ФГОС ДО
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской...

Проект психолого-педагогических занятий для детей дошкольного возраста с использованием инновационного метода «Sand Art»
Арт-терапия – это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождения им оптимальных способов решения своих пр...

Презентация " Организация психолого педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста"
Презентация "Организация психолого педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста"...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...
Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ» в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской...

ПРОГРАММА психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
Проект разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российск...
