Главные вкладки

    Проект психолого-педагогических занятий для детей дошкольного возраста с использованием инновационного метода «Sand Art»
    проект по рисованию на тему

    Боголюбова Галина Борисовна

    Арт-терапия – это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождения им оптимальных способов решения своих проблем. Одним из видов арт-терапия является песочная терапия. В контексте арт-терапии   песочная терапия представляет собой одну из форм психокоррекции, где через спонтанное творческое выражение содержаний личного и коллективного бессознательного происходит самоисцеление. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt.docx82.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект психолого-педагогических занятий для детей дошкольного возраста с использованием инновационного метода «Sand Art»

    Боголюбова Галина Борисовна

    Воспитатель  

    МАДОУ «Нижнетавдинский детский сад «Колосок»

    (корпус  №4)

    Пояснительная записка

    Когда песчинки взлетают в небо,

    Они превращаются в звезды.

    Но когда звезды падают вниз,

    Их уже не отличишь от простого песка.

    Звезды   это песчинки над головой,

    А песчинки   это звезды, которые под ногами.

    Феликс Кривин

    Арт-терапия – это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождения им оптимальных способов решения своих проблем. Одним из видов арт-терапия является песочная терапия. В контексте арт-терапии   песочная терапия представляет собой одну из форм психокоррекции, где через спонтанное творческое выражение содержаний личного и коллективного бессознательного происходит самоисцеление.

    Песочная терапия становиться все более популярной в психологической, психотерапевтической и педагогической практике.  По мнению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Т.М. Грабенко, в «российской земле наблюдается выраженный эклектизм, с точки зрения используемых техник в работе» по пескотерапии. «Применяются юнгианские, психоаналитические, арттерапевтические, гештальтисткие техники и приемы» под общей темой пескотерапии  Описание: F:\песочное рисование 2\DSCF1792.JPG

    Сейчас все большее распространение и популярность набирают особый метод арт-терапии и пескотерапии – это метод «Sand Art». «Sand Art», или песочная анимация, – это  новый вид изобразительного искусства, зародившийся только в 70-х годах ХХ века. Сейчас психологи активно изучают возможности применения песочной анимации в рамках психологической практики. И уже есть первые исследования и результаты работы  по программам, в основе которых лежит использование метода песочной анимации.  

    Цели и задачи проекта

    При планировании данного проекта   преследовалось достижение следующей                  цели: обеспечение психологического подхода к развитию психических процессов и сфер ребенка-дошкольника с использованием песочной анимации.

    Для достижения поставленной цели   необходимо решить ряд задач:

    1. Повышение интереса ребенка к занятиям.

    2. Развитие эмоциональной, волевой, коммуникативной, когнитивной и личностной сфер ребенка.

    3. Формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе через освоение нового вида искусства песочной анимации  и создание творческих продуктов деятельности.

    4. Развитие мелкой моторики и координации руки, межполушарного взаимодействия у детей дошкольников.

    Актуальность проекта

    Дошкольный возраст является сенситивным  периодом для развития многих психических  процессов. Этот возраст очень важен тем, что именно в период дошкольного детства психические функции из «натуральных» переходят в «культурные», т.е. высшие психические функции, согласно культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Поэтому гармоничное развитие всех психических сфер ребенка на этапе дошкольного детства является необходимым условием для  его развития в дальнейшем [6; 5].Описание: F:\песочное рисование 2\DSCF1795.JPG

    К сожаленью практика показывает, что не всегда дети приходят в ДОУ с достаточно сформированными психическими функциями. Очень часто психологи регистрируют у детей снижение осведомленности об окружающем мире, низкую развитость когнитивных процессов, признаки того или иного эмоционального неблагополучия. Для осуществления комплексного подхода нами предпринята попытка создать условия для развития ребенка через естественные для него виды деятельности и с использованием новой инновационной технологии песочного рисования. Данный проект предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста с учетом особенности развития психических сфер ребенка в течении учебного года.Описание: F:\Песочное рисование 3\DSCF1810.JPG

    Новизна данного проекта заключается в том, что проект предусматривает интеграцию методов арт-терапии с приемами песочного рисования. Это возможно благодаря благоприятной творческой атмосфере на занятиях, стимулировании активности и самостоятельности в изобразительной деятельности, тому, что данная техника направлена на общее развитие ребенка, а не на сообщение ему суммы знаний.

    Теоретическое и методическое обоснование проекта

    Содержание проекта строится на  идеях развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, культурно-исторической теории Л.С. Выготского, личностно-ориентированном подходе Г.А. Цукермана, Ш.А. Амонашвили, идее гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка К. Роджерса [6;6].

    Методологическая основа проекта, направленного на обучение рисованию песком, основывается на программе  «Метод «Sand Art». Ресурсы психотерапевтического рисования песком» О.Н. Никитиной и М.В. Сосниной, а также методических указаниях М. Зейц.

    Еще одной теоретической основой проекта являются разработки арт-терапевтических техник и приемов  Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и А.И. Копытина.

    Для разработки данного проекта также использовались методические материалы программы «Цветик-семицветик» под редакцией Куражевой Н.Ю.

    Проект предусматривает непрерывное психологическое сопровождение детей и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития детей.

    Этапы реализации  и содержание проекта

    Реализация программы предполагает прохождение трёх этапов работы, каждый из которых включает в себя определённые задачи и алгоритм действий:

    1.Аналитический,  или  подготовительный, –  апрель,  май 2013 г.:  ставятся задачи и цели, которые необходимо достичь в ходе реализации проекта, создаются организационно-педагогические условия для реализации проекта. Утверждение плана работы.

    2.Основной   сентябрь 2014 – май 2015 г.: проведение диагностики и отбора детей для проведения развивающих занятий. Проведение занятий согласно плану.

    3. Заключительный этап   май 2014 г.: анализ результатов деятельности, диагностическое обследование, подведение итогов. Описание: F:\Песочное рисование 3\DSCF1811.JPG

    Проект предусматривает занятия  с детьми дошкольного возраста от трех до семи лет. Занятия по проекту построены с учетом возрастных особенностей  каждого возраста. Занятия проходят 1 раз в неделю с октября по апрель. Занятия построены в соответствии со следующей структурой:

    1. Приветствие детей, знакомство, настрой на работу, сообщение темы занятия.
    2.  Упражнения  на контакт с песком, моторные упражнения.
    3. Рисование песком и на песке.
    4. Завершение занятия.
    5. Психогимнастика, физминутка.
    6. Продуктивные виды деятельности.

    Мониторинг результатов реализации проекта

    Для проведения оценки эффективности результатов проекта используется следующая диагностика:

    1. Тест тревожности  (Р. Тэммпл, М. Дорки, В. Амен).
    2. Проективная методика «Рисунок человека».
    3. Тест «Несуществующее животное».
    4. Цветовой тест Люшера.
    5. Методика «Кактус».
    6. Программа обследования Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. «Экспресс-диагностика детей в детском саду».
    7. Тест «Маски» Т.Д. Марциновской.
    8. Тест Розенцвейна.

    Организационно-педагогические условия

    Занятия по рисованию песком проводятся в затемненном помещении, с возможностью безопасного подключения стола к электросети (220 В). Количество столов определяется возможностью дошкольного учреждения и количеством детей на занятии.

    Рекомендуется на занятие по рисованию песком формировать группу детей не более 6-8 человек. Дети в возрасте от 3-х до 5-ти лет набираются в группу не более 4 человек. В этом случае у педагога должен быть свой стол, рядом с которым установлена студийная стойка с креплением типа «журавль» для цифровой  видеокамеры. Видеокамера должна иметь выход на телевизионную панель или цифровой мультимедийный проектор, который проецирует видеоизображение на белую стену или специальный экран.

    Так как в занятия включены двигательные упражнения и психогимнастика, то в помещении должно быть место, отведенное для подвижных игр. А также столы и стулья для проведения продуктивной деятельности, цветная бумага, карандаши, пластилин альбомы для рисования, клей, гофрированная бумага, губки, краски, кисточки и т.д.

    Информационные ресурсы

    1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., «Чудеса на песке» практикум по песочной терапии. – С-Пб.: Издательство «Речь», 2007 г.
    2. Кисеева М.В. «Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, врачей и специалистов, работающих с детьми» – С-Пб.: Речь, 2012 г.
    3. Кожохина С.К. «Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2002 г.
    4. Копытин А.И. «Основы арт-терапии» - С-Пб.: Лань, 1999 г.
    5. Кузуб Н.В., Осипук Э.И.  «В гостях у песочной феи» Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. – С-Пб.: Речь, 2011 г.
    6. Куражева Н.Ю, Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик» Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 3-4 лет – С-Пб.: Речь; 2011 г.
    7. Куражева Н.Ю, Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик» Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет – С-Пб.: Речь; 2011 г.
    8. Куражева Н.Ю, Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик» Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет – С-Пб.: Речь; 2011 г.
    9. Мариелла Зейц «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница» – М.: ИНТ, 2010 г.
    10. Никитина О.Н., Соснина М.В. «Метод SAND-ART. Ресурсы рисования песком. Песочные истории». – Институт практической психологии «Иматон». Санкт-Петербург, 2012 г.

    Приложение 1 

    Образец конспекта занятия по песочному рисованию

    Тема:  Барашек.

    Цель: развитие воображения, креативности, общей осведомленности.

    План занятия:

    1. Приветствие детей. Сообщение им темы.
    2. Работа с песком. Моторные упражнения.
    3. Рисование на песке.
    4. Физминутка «Руки вместе, руки шире».
    5. Продуктивная деятельность. Аппликация «барашек».
    6. Завершение занятия. Прощание.

    1. Приветствие. Сообщение темы.

    Дети становятся в круг, берутся за руки, повторяют слова  за педагогом.

    «Ты приходишь на занятие,

    Будешь ты учиться, в путь!

    Поздороваться со всеми

    Ты сначала не забудь!»

    Сообщение темы: «Ребята посмотрите, кто пришел к нам в гости? Посмотрите, какая у него шерстка кудрявая! Ребята, а вы знаете, как подает голос барашек? И т.д.

    1. Работа с песком. Моторные упражнения.

    Педагог подходит с ребятами к столу:

    - Ребята, давайте возьмем песочек  в ручки и поздороваемся с ним.

    «Из ладошки на ладошку

    Сыпется песочек.

    Поиграю с ним немножко –

    Пусть меня щекочет».

    Моторные упражнения: «Здравствуй, песок!», «Песочный дождик», «Песочный ветер», «Необыкновенные следы», «Покажем свою силу» (педагог проводит одно-два на выбор).

    -Теперь песочек наш согрелся? Давайте выключим свет, и нарисуем нашего барашка.

    3. Рисование на песке «Барашек».

    Педагог обсуждает с детьми, что шерсть барашков очень теплая, из нее делают пряжу и вяжут вещи и т.п.

    - А давайте нарисуем кудрявого барашка? У него будет вот такое овальное тело (пальцем рисуем контур тела). И вот такая круглая головка. (Голову рисуем прозрачной, при помощи нижней части ладони или большого пальца)Описание: L1120762

    - Чего еще не хватает барашку? Правильно: ножек, глаз, носа, ушей. (Пальцем дорисовываем эти детали, глаза насыпаем щепотками.)

    - Надо сделать нашим барашкам кудрявую шерстку, вот такую! (Можно рисовать шерсть отдельными спиральками или завитушками. Можно рисовать пальцем или, чтобы получились более тонкие линии, можно рисовать счетной палочкой или стекой для пластилина.)

    -Вот какие отличные у нас получились барашки!

    - Ребята, а кто знает, что барашек любит кушать? Правильно, травку! А давайте мы нарисуем травку для барашка, поставим пальчики внизу и, не отрывая, будем поднимать их вверх, еще и еще, вот какая травка получилась! А чтоб барашку было весело нарисуем солнышко на небе, пальчиком рисуем вот такой кружок, и от него  в разные стороны ведем лучики, вот и солнышко засияло! А теперь на небе нарисуем облака: кулачок поставим на песочек наверху, где солнышко, и рисуем кружочки! Молодцы!

    Мы в песочек поиграли, (гладим песочек)

    Наши пальчики размяли, (сжимаем, разжимаем ладошки)

    Мы песочек отряхнём, (трем ручки, отряхивая песочек)

    Наши пальчики потрём! (трем каждый пальчик)

    Включаем свет, закрываем стол.

    1. Физминутка «Руки в боки, руки шире…».

    Руки в боки, руки шире.
    Раз, два, три, четыре.
    Сейчас попрыгать мы решили.
    Раз, два, три, четыре.
    Потянулись – выше, выше.
    Приседаем – ниже, ниже.
    Встали – присели...
    Встали – присели...
    А теперь за парты сели.

    1. Продуктивная деятельность. Аппликация из ваты «Кудряшки для барашка».

    А давайте на память сделаем себе барашка.

    Педагог показывает детям заготовку барашка, где нарисован его контур, и предлагает из ваты сделать шерстку барашку.

    • Шерстка у барашков очень мягкая, и поэтому мы ее сделаем из ваты. (Педагог показывает детям вату, разрезанную на полоски, показывает, как скрутить вату, чтобы получилась кудряшка. Дети скручивают вату и сразу приклеивают на тело барашку на клей ПВА.)
    • Какие кудрявые барашки у нас получились! Но надо барашку сделать на голове ушки и челочку, чтобы барашек был очень красивый. (Педагог показывает, как из концов ватных палочек сделать ушки и челку, дети приклеивают.)
    •  Чтобы барашку не было скучно, давайте украсим рисунок. Что можно сделать? (Небо, траву, цветы, бантик барашку, и т.п. Педагог предлагает детям различные материалы: простую и гофрированную цветную бумагу, пластилин, краски, мелки и т.п.)Описание: L1120767

    6. Завершение занятия. Прощание.

    Дети встают в круг, берутся за руки, повторяют слова за педагогом:

    Вот занятие прошло,                                                                                             До скорого свидания                                                                                                   Всем друзьям и взрослым скажем                                                                                                                          Дружно: «До свидания!»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психолого- педагогические особенности темперамента у детей дошкольного возраста

    Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности д...

    «Организационные и психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества»

    Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом свои...

    Организационные и психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества

    Социальная значимость труда в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определённое значение. Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствует...

    Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий на основе реализации ФГОС

    Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий на основе реализации ФГОС...

    Сценарий педагогического совета по теме: «Психолого – педагогические аспекты гендерной социализации детей дошкольного возраста»

    Представлен сценарий педагогического совета по теме «Психолого – педагогические аспекты гендерной социализации детей дошкольного возраста» в форме аукциона...

    алгоритм проведения познавательно – исследовательской деятельности, в соответствии с психолого-педагогическими и возрастными особенностями детей дошкольного возраста (для использования педагогом)

    Познавательно -исследовательская деятельность- форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Дети часто страдают от страхов. Это происходит в силу многих причин. Яркое воображение ребенка, впечатлительность — возможные причины детских страхов. Конечно же, есть и более глубокие при...