Программа по развитию мелкой моторики и речи для детей 5-7 лет с ОВЗ посредством вышивания "Золотая нить"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Егорова Анастасия Викторовна

Программа по развитию мелкой моторики и речи для детей 5-7 лет с ОВЗ посредством вышивания "Золотая нить" рассчитана на 65 часов.  Продолжительность реализации программы - 2 года. Цель программы - развитие речи детей путём приобщения страших дошкольников к русской народной культуре посредством художественного труда - вышивания. Вышивка является одним из самых древних и наиболее распространённых видов декоративно-прикладного творчества. Вышивка интересна и доступна не только взрослым людям, но и детям дошкольного возраста. Детские психологи отмечают, что дети с раннего возраста, занимающиеся рукоделием, в школе имеют меньше проблем с домашними уроками, они более внимательные. Занятия вышивкой развивают психические процессы ребёнка, воспитывают его вкус, позволяют прикоснуться к истокам культуры своего народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\SE\Desktop\Титульник программы.JPG

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ..........................................................................................3

1.1.Пояснительная записка………………………………………………………3

1.2.Актуальность……………………………………………………......…….....3

1.3.Новизна…………………………………………………………………........5

1.4. Цель……………………………………………………………………….....5

1.5. Задачи……………………………………………………………………......5

1.6. Возраст детей……………………………………………...……………..…..6

1.7. Продолжительность реализации программы ..….………………………...6

1.8. Поэтапный план реализации программы………...…..................................6

1.9. Прогноз возможных рисков и способы их преодоления…………………7

1.10. Пути решения поставленных задач……………………………………….7

1.11. Формы и этапы регламентированной деятельности…………………......7

1.12. Ожидаемые результаты…………………………………………………....8

1.13. Педагогическая диагностика……………………………………………...9

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.......................................................................9

2.1. Перспективный план………………………………………………………...9

2.2 Приёмы и методы организации учебно - воспитательного процесса…....10

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ...................................................................11

3.1. Дидактический материал и техническое оснащение …….……………....11

4. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.........................................................11

4.1. Результаты……………………………………………………………….......11  

4.2. Перспективы программы…………………………………………………...13

Литература…………………………………………………………………....14

ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………...15

1. Пояснительная записка

  1. Актуальность

Практикующие учителя – логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у детей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией.

О том, что у ребёнка находится на кончиках пальцев, сказал когда - то известный педагог В.А. Сухомлинский. И это не просто красивые слова. Всё дело в том, что в головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположенные очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления.

 Оказывается, у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, особенно у детей городских. Сейчас даже в детские сады стали приносить обувь на липучках, чтобы не обременять воспитателей учить ребёнка завязывать шнурки. Ещё 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать бельё, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Важность данной проблемы вызвала необходимость разработки и написания программы по развитию мелкой моторики и речи, в соответствие с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО, основанную на обучении детей декоративно – прикладному искусству – вышиванию.

Ведь вышивка является одним из самых древних и наиболее распространённых видов декоративно – прикладного творчества. Вышивка интересна и доступна не только взрослым людям, но и детям дошкольного возраста. Детские психологи отмечают, что малыши, с раннего возраста, знакомые с рукоделием, в школе имеют меньше проблем с домашними уроками, они более внимательные. Занятия вышивкой развивают психические процессы ребёнка, воспитывают его вкус, позволяют прикоснуться к истокам культуры своего народа.

Помимо этого, организация данного обучающего курса на базе МДОУ «Детский сад Стрежевой» СП «Семицветик» является особенно актуальным.  Целью культурно – досуговой деятельности по программе Адаптированной Образовательной Программы дошкольного образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (далее АОП ДО ТНР) является расширение представления об искусстве, традициях и обычаях народов России, неотъемлемой частью которого является декоративно – прикладное искусство, а именно вышивка, использование полученных знаний и навыков в жизни.

Проведя анкетирование родителей (Приложение №1), мы выявили, что 60%  родителей положительно относятся к введению народоведческих дисциплин в образовательный процесс группы; 40%  родителей воспитанников группы отметили  главной  причиной возможных затруднений  в приобщении детей к национальной культуре в современном обществе - нехватку времени в связи с  напряжённым графиком работы; 70% пожелали, чтобы их ребёнок приобщался к декоративно – прикладному искусству – вышивке.

Родители отнеслись с пониманием  к  занятиям по  вышиванию, это  позволяет развивать творческие задатки их детей, мелкую моторику пальцев рук,  благоприятно сказывается на развитии речи компенсирующей и комбинированной групп, активизируется словарь; позволяет дошкольникам   самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для начала школьного обучения. Происходит ориентация старших дошкольников на ценность труда в эмоционально – поведенческом аспекте.

Таким образом, такие проблемы, как общее недоразвитие мелкой моторики пальцев рук старших дошкольников, нехватка времени у родителей к приобщению детей к национальной культуре побудили нас разработать программу по развитию мелкой моторики и речи для детей 5-7 лет с ОВЗ.

1.2. Новизна

        Изучив ряд методических пособий и литературы по обучению детей дошкольного возраста вышивке (см. список литературы). Также выявлено, что данный вид деятельности не отражен в АОП ДО ТНР.

       Программ работы по данному виду труда – художественной вышивке - не найдено. Поэтому, считаем, что данная программа позволит обобщить и систематизировать накопленный материал, реализовать его в процессе обучения, распространить среди педагогов дошкольных образовательных учреждений, представить программу на конкурсы профмастерства.

1.3. Цель программы

Цель программы – развитие речи детей путём приобщения старших дошкольников к русской народной культуре посредством художественного труда – вышивания.

1.4. Задачи программы

Обучающие:

  1. Учить детей осваивать основные приёмы вышивки (подготовка ткани, вдевание нитки в иглу, закрепление нити на ткани, обработка изделия).
  2. Учить детей технике выполнения простейших швов и шва «крестик».
  3. Учить детей озвучивать свои трудовые процессы.
  4. Учить детей безопасным приёмам работы с материалами и инструментами по вышивке.

Развивающие:

     1.  Развивать мышцы кистей рук.

     2.  Развивать речь, творческое мышление.

     3.  Развивать интерес к русскому народному творчеству, поддерживать потребность в самоутверждении.

     4.  Формировать усидчивость, самостоятельность.

Воспитательные: 

  1. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
  2. Воспитывать уважение к труду других людей.
  3. Воспитывать художественный вкус.
  4. Воспитывать любовь к своей Родине, традициям.

1.5. Возраст детей

      Программа данного курса в объёме 65ч. Рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками “взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности. Продолжительность регламентированной деятельности 25 - 30 минут, одно занятие в неделю во второй половине дня, в течение года.

1.6. Продолжительность реализации программы

       Продолжительность реализации программы - 2 года.

 1.7. Поэтапный план реализации программы

Таблица 1

Этапы реализации

Задачи

Начальный: Сентябрь 2023г.

Определение проблемы и пути её решения.

Планирование: Октябрь 2023г.

Выявление затруднений решения данной проблемы; анализ состояния воспитательно-образовательной работы; диагностика знаний, умений детей и отношение родителей к данной проблеме.

Выполнение: 2023-2025 г.

Реализация программы.

Завершение работы над программой: май 2025г.

Подведение итогов, объяснение полученных результатов.

1.8. Прогноз возможных рисков и способы их преодоления

Таблица 2

Возможные риски

Пути преодоления

1.

Часто болеющие дети

Индивидуальная работа с детьми.

2.

Слаборазвитая кисть рук.

Индивидуальная работа с детьми.

3.

Отказ родителей мальчиков по приобщению их к вышиванию.

Родительское собрание с консультацией, привлечение учителя - логопеда к данной проблеме.

1.9. Пути решения поставленных задач

Работа с родителями:

  • Родительские собрания.
  • Совместные выставки, конкурсы.
  • Консультации для родителей (Приложение №2).
  • Анкетирование

Работа с детьми:

  • Организованная образовательная деятельность (Приложение №3).
  • Выставки детских работ в детском саду (Приложение №4).
  • Участие в городских выставках детского творчества.
  • Дни презентации детских работ родителям (сотрудникам сада).

1.10. Формы и этапы регламентированной деятельности

       Регламентированная деятельность кружка проводится согласно расписанию образовательной деятельности группы. Дни регламентируемой деятельности кружка выбираются в соответствии с расписанием основных занятий. Каждый ребёнок занимается в кружке 1 раз в неделю. Но при реализации творческого замысла количество не регламентируемой деятельности для каждого ребёнка регулируется индивидуально.

       Продолжительность занятий не более 30 минут. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определённом этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребёнок работает на своём уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

       В начале регламентируемой деятельности проводится пальчиковая гимнастика; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. В регламентированной деятельности предусмотрено разделение формы занятия на теоретическую и практическую части: теоретическая - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем,- так и практическая часть занятия: показ воспитателем способа действия подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное вышивание изделий, обсуждение и выбор рисунка для вышивки, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков. Большая часть времени отводится на практическую часть занятия.

1.11. Ожидаемые результаты

       Результатом практической деятельности детей будет являться овладение детьми определёнными знаниями, элементарными трудовыми умениями и навыками при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой):

  • знать и выполнять правила безопасного пользования ножницами и иголкой;
  • планировать свою работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
  • разрезать ткань по нанесённым меткам;
  • переводить рисунок на ткань при помощи копировальной бумаги;
  • закреплять ткань в пяльцах;
  • вдевать нитку в иголку;
  • завязывать узелок;
  • шить швами «вперёд иголку», «назад иголку», «строчка», «россыпь», «через край», «тамбурный шов», «стебельчатый шов», «крестик»;
  • закреплять нить на ткани;
  • пришивать бисер;
  • поддерживать порядок на рабочем месте;
  • принимать участие в оформлении вышивок на выставку (располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки);
  • овладеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового процесса;
  • смогут экономно расходовать материалы;
  • бережно обращаться с инструментами;
  • использовать ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом индивидуальные творческие способности в вышивании.

1.12. Педагогическая диагностика ЗУН по вышиванию Крулехт М.В.

Формой контроля уровня развития знаний и умений по данному курсу будет являться педагогическая диагностика, предложенная Крулехт М.В. – доктором педагогических наук [3] (Приложение №5).

  1. Перспективный план

Разработаны перспективные планы работы по реализации программы «Золотая нить» в старшей и подготовительной группе (Приложение №6).

  1. Приёмы и методы организации образовательного процесса

 Для реализации поставленных задач используются следующие методы и приёмы обучения:

Метод прямого воздействия (показ способов действия);

Наглядные методы:

  • рассматривание;
  • применение пооперационных карт;

Словесные методы:

  • рассказ воспитателя;
  • рассказы детей;
  • беседы;
  • объяснение
  • краткое описание.

Из словесных приёмов обучения необходимо использовать:

  • объяснения;
  • пояснения;
  • педагогическую оценку.

Применяются и наглядные методы и приёмы:

  • наблюдение;
  • рассматривание готовых вышитых изделий на выставках, на занятиях кружка;
  • показ образца;
  • показ способа вышивания (или другого действия) и другие.

Игровой метод (привлечение кукольных персонажей).

Репродуктивный метод (воспроизведение действий по образцу).

       Все методы и приёмы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки, развить внимание, мышление, творческое воображение.

4. Дидактический материал и техническое оснащение

Техническое оснащение:

  1. Ткань белая хлопчатобумажная, бязь, размер 20/20 см. (на каждого ребёнка).
  2. Нитки мулине  (основные и оттеночные). (Рисунок 1)
  3. Иглы № 2 и № 3 (на каждого ребёнка).
  4. Ножницы с тупыми концами (на каждого ребёнка).
  5. Пяльцы пластмассовые (на каждого ребёнка). (Рисунок 2)
  6. Бисер разноцветный с широким проёмом.
  7. Карандаши (на каждого ребёнка) простые.

muline_4

 Рисунок 1                                               Рисунок 2

Дидактические материалы:

  1. Подборка готовых вышивок.
  2. Пооперационные карты.
  3. Иллюстрации вышивок в различной технике.
  4. Схемы швов.
  5. Результаты работы 1-го года

Проработав один год по программе дополнительного образования «Золотая нить» была проведена итоговая диагностика ЗУН по вышиванию Крулехт М.В. (см. таблицу  №3).

Таблица №3

Критерии

Всего детей 25

Уровень (Количество детей – процент)

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г

Н.г.

К.г.

Высокий

Средний

Низкий

Умеет принять цель деятельности

2-8

6-24

19-76

17-68

4-16

2-8

Умеет планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла

2-8

3-12

15-60

16-64

8-32

6-24

Организует рабочее место, выбирает материалы и инструменты, убирает рабочее место

7-28

14-56

12-48

7-28

6-24

4-16

Использует пооперационные карты

-

2-8

16-64

17-68

9-36

6-24

Разрезает ткань по меткам

3-12

7-28

12-4

10-40

10-40

8-32

Закрепляет ткань в пяльцах

5-20

11-44

11-44

7-28

9-36

7-28

Делает бахрому на салфетке

5-20

8-32

10-40

13-52

10-40

4-16

Продёргивает мережки

6-24

10-40

11-44

11-44

8-32

4-16

Вдевает нитку в иголку

-

6-24

10-40

12-48

15-56

7-28

Завязывает узелок

 1-4

7-28

11-44

12-48

13-52

6-24

Шьёт швом «вперёд иголку»

-

15-56

10-40

10-40

15-60

-

Шьёт швом «строчка»

-

12-48

17-68

13-52

8-32

1-4

Наличие интереса к вышиванию

5-20

15-56

18-72

10-40

2-8

-

Пришивает бисер

-

14-56

18-72

11-44

7-28

1-4

Может экономно расходовать материалы

 1-4

2-8

17-68

18-72

7-28

5-20

Бережно обращается с инструментами

6-24

12-48

14-56

13-52

5-20

-

Использует ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление подарков, сувениров)

3-12

8-32

14-56

14-56

6-24

3-12

Проявляет индивидуальные творческие способности в вышивании

2-8

5-20

14-56

7-28

7-28

3-12

Общий итог, %

11

35

56

50

33

15

Из таблицы видно, что увеличилось количество детей высокого уровня на 24%, уменьшилось количество детей с низким уровнем на 18%. Ребята освоили технические приёмы работы с иглой и ниткой, усвоили правила безопасного поведения с инструментами. Стала лучше развита мелкая моторика пальцев рук, дети стали         уверенно держать карандаш в руке, уменьшилось количество детей с низким уровнем развития речи. За это время детскими ручками было изготовлено множество неповторимых изделий.

     С низким уровнем развития на конец года по вышиванию 15% детей. Некоторые дети испытывают трудности в планировании своей работы, описывании трудового процесса, использовании пооперационных карт. Техника выполнения швов получается, но при этом не все дети могут вставлять нить в иглу, завязывать узелок.

Поэтому мы продолжаем работать в данном направлении второй год.

  1. Перспективы программы

В своей работе мы стараемся пробудить в ребёнке веру в его способности, индивидуальность, в то, что он может творить добро и красоту, принося радость близким людям. В результате реализации данной программы каждый наш воспитанник почувствует себя успешным от поистине впечатляющего результата своего труда. И сможет представить свои творческие работы на детские конкурсы.

В перспективе программа дополнительного образования «Золотая нить» может быть использована в работе педагогов ДОУ, молодых специалистов. Также мы планируем представить данную программу на конкурсы городского, регионального уровней.

Литература

  1. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад городского округа Стрежевой» (МДОУ «Детский сад Стрежевой») Согласовано Педагогической конференцией МДОУ «Детский сад Стрежевой» 29.08.2023 Протокол 1. Приказ МДОУ «Детский сад Стрежевой» от 30.08.2023 №75
  2. Калинина Е. Вышивка. От простого к сложному.-М.:Лабиринт Пресс,2002.-352с.
  3. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. - СПб.: Детство-Пресс, 2003.-160с.
  4. Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги.  - Москва.: З.А.О. издательство Эксмо,1997.- 96с.
  5. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дошкольного образования детей // Письмо Минобразования РФ от 18 июня 2003 г. № 28 - 02-484/16.
  6. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// nsportal.ru
  7. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// zavuch.info
  8. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// maxybaby.net.ua
  9. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// ipkps.bsu.edu.ru
  10. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// 39frspb.caduk.ru

Приложение №1

Анкетирование для родителей

Уважаемые родители просим Вас выразить своё мнение по приобщению ваших детей к русской народной культуре посредством декоративно-прикладного искусства - вышивания

1.Считаете ли вы необходимостью введение народоведческих дисциплин в

систему дошкольного российского образования?

2.Затрагиваете ли Вы в беседах с ребёнком темы, связанные с патриотизмом?

3.Как Вы приобщаете ребёнка к национальной культуре? Считаете ли Вы

важным обращать внимание ребёнка на то, к какой нации он принадлежит?

4.Рассказываете ли Вы ребёнку о своих предках и корнях семьи? Как на это

реагирует ребёнок?

5.Существуют ли в Вашей семье русские традиции, праздники?

6.Читаете ли Вы ребёнку русские народные сказки, потешки, и другие

виды устного народного творчества?

7.Играете ли Вы в народные игры? Если да, то в какие.

8.Укажите, на ваш взгляд, главные причины возможных затруднений в

приобщении к национальной культуре в современном обществе.

9. Хотели бы Вы, чтобы ваш ребёнок приобщался к русской народной культуре посредством декоративно – прикладного искусства – вышивания

Приложение №2

Консультация для родителей

О пользе домашнего творчества - вышиваем с детьми

Уважаемые родители!

А вы умеете вязать, шить, вышивать, в общем, делать что-либо своими руками? Если нет, то вам обязательно стоит этому научиться. Оказывается, в домашнем рукоделии есть много пользы не только для хозяйства, но и для здоровья! О пользе домашнего творчества - вышиваем с детьми

Начнём с того, что в любом виде домашнего творчества и рукоделия вообще, можно самовыражаться, воплощать свои идеи и замыслы. В наше время мода очень свободна, она не диктует, а предлагает, она всегда готова стать союзником, помочь создать свой стиль. Так вот вещи, сделанные своими руками, будут выражать и подчёркивать вашу индивидуальность. К тому же, дети, в семьях которых принято заниматься рукоделием, отличаются спокойным характером, умением сосредоточиться.

А как приятно деткам носить вещи, сделанные заботливыми мамиными руками. Надо ли говорить, что тёплые носочки, вышитая шапочка или свитерок греют не только тело, но и душу, того кто эти вещи носит. Говорят, что сшитая или связанная родным человеком одежда может защитить от сглаза и порчи того, кто её носит, окружая его ореолом любви и заботы. А в некоторых случаях, возможно, ваше мастерство поможет сэкономить на покупке готовых вещей.

Уже давно замечено, что все виды домашнего творчества успокаивают нервную систему, предотвращают стрессы. Более того, домашнее рукоделие ещё и лечит. Оно может нормализовать работу практически всех систем организма. Как это происходит? А ведь на поверхности наших ладоней находятся активные точки, которые отвечают за различные органы и системы человека. Занимаясь рукоделием, мы все действия производим руками, а значит сами того не замечая, стимулируем работу нашего организма. То есть, даже несложное вышивание бесплатно нас лечит!

Детские психологи отмечают, что малыши, с раннего возраста знакомые с рукоделием, в школе имеют меньше проблем с домашними уроками, они более внимательные.

Приучать ребёнка к ниткам и иголке можно хоть с 3 лет. Для начала нанесите на картон простой рисунок, толстой иглой проколите отверстия и приступайте к совместному творчеству с ребёнком.

вышивка детям

вышивка крестом для детей

вышивка крестом для детей

Несколько советов, как учить детей вышиванию:

1. Начинайте с самых простых рисунков небольших размеров. Маленькие дети не могут сосредотачиваться на длительное время. Поэтому постарайтесь, чтобы процесс вышивания занимал не более 40 минут. За это время ребёнку не надоест монотонная деятельность и он получит огромное наслаждение от проделанной работы.

2. Для вышивки лучше всего подойдут нитки мулине в шесть сложений. Отрежьте нить небольшой длины сами и дайте малышу.

3. Многие бояться давать малышам в руки настоящую иголку. Сейчас в продаже появились пластмассовые иголки для вышивания, специально для детей.

4. Самые первые опыты вышивания лучше делать на картоне. Затем можно перейти и на канву.

5. Начните с самого простого - дизайнов, состоящих из полных крестиков. Причём, чем меньше будет число стежков «назад иголка», тем проще будет детям освоить вышивание.

6. Ни в коем случае не ругайте детей, если получаться будет не сразу. Хвалите за каждый успешный стежок. И, конечно же, нельзя заставлять детей заниматься рукоделием. Творчество должно приносить радость!

7. При выборе дизайна и цветовой гаммы, обязательно считайтесь с мнением ребёнка. Если малышу очень нравится рисунок и цвет, то и вышивать он будет с большим удовольствием.

8. Не забывайте про правила безопасности: не оставляйте малыша одного в комнате, если у него в руках ножницы и иголка!

Приложение №3

Педагогическая диагностика ЗУН по вышиванию  Крулехт М.В.

Овладение детьми вышеуказанными умениями, навыками фиксируется  в таблице  на начало и конец учебного года по результатам наблюдения, анализу детских работ, бесед с детьми, с целью внесения коррективов в дальнейшую работу, планируется индивидуальная поддержка детей.

Таблица №1

Содержание деятельности

Количество детей, овладевших содержанием деятельности

Начало

года

Конец

года

1

Умеет принять цель деятельности

2

Умеет планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла

3

Организует рабочее место, выбирает материалы и инструменты, убирает рабочее место

4

Использует пооперационные карты

5

Разрезает ткань по меткам

6

Закрепляет ткань в пяльцах

7

Делает бахрому на салфетке

8

Продёргивает мережки

9

Вдевает нитку в иголку

10

Завязывает узелок

11

Шьёт швом «вперёд иголку».

12

Шьёт швом «строчка»

13

Наличие интереса к вышиванию

14

Пришивает бисер

15

Может экономно расходовать материалы

16

Бережно обращается с инструментами

17

Использует ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление подарков, сувениров)

18

Проявляет индивидуальные творческие способности в вышивании

Количество детей в группе

               Заполняя данные Таблицы №1 мы опираемся на  уровни овладения ребёнком позиции субъекта деятельности (педагогическая диагностика Крулехт М.В. [3]).

Таблица №2

Уровни

Начало

года

Конец

года

Низкий  – беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, результат не получен или репродуктивный характер деятельности при низкой самостоятельности, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.

         

Средний  – высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера; качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.

Высокий  – дальний перенос, развитые комбинаторные умения, использование пооперационных карт, общественный способ конструирования; полная самостоятельность, освоение позиции субъекта; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.

Количество детей в группе

Приложение №4

Перспективный план работы по реализации программы

«Золотая нить» в старшей группе

Неделя

Тема

Цели

Сентябрь

1

«Ознакомление с видом рукоделия вышивка»

Рассказать детям об истории происхождения вышивки, о красоте красок: «тёплых», «холодных цветах». Формировать интерес к данному виду труда. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству. Словарь: вышивание, рукоделие.

2

«Волшебная ниточка»

Познакомить детей с нитками и тканью. Рассказать о натуральных и искусственных нитках. Познакомить с пяльцами и иглами, с техникой безопасности по работе с иглами. Учить продёргивать на ткани мережки без пялец. Словарь: пяльце, игла с ушком, нитки мулине.

3

«Волшебная бумага»

Рассказать детям о способах перевода рисунка на ткань. Ознакомить детей с видом бумаги – калька и её использованием. Учить использовать в работе пооперационные карты. Продолжать формировать интерес к данному виду труда. Словарь: калька, переводить.

4

«Готовимся вышивать»

Предложить детям самостоятельно нанести рисунок на ткань. Учить разрезать ткань по меткам, закреплять ткань в пяльцах. Учить вдевать нитку в иголку. Научить правильно, держать в руках пяльце, иглу. Провести работу по технике безопасности при работе с иглой после окончания вышивания. Формировать усидчивость.

Октябрь

1

«Впервые за пяльцами»

2-4

«Грибок»

Учить вышивать грибок. Шляпку - швом «вперёд иголку», ножку швом «назад иголку». Учить вдевать нитку в иголку, закреплять нить. Развивать воображение детей. Формировать усидчивость. Воспитывать  желание сделать изделие красивым.

Ноябрь

1

«Россыпь», «шов строчка»

Познакомить детей со швом «Россыпь», «Шов строчка». Показать разницу в этих швах. Научить вышивать каждый шов. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Продолжать учить вдевать нить в иглу, закреплять нить. Формировать терпение, внимание. Словарь: россыпь, шов строчка.

2-4

«Осенние листья»

Предложить детям вышивать осенние листья швами «Россыпь» по желанию. Учить, словесно, описывать свой ход работы. Продолжать учить закреплять нить. Формировать усидчивость. Провести работу по технике безопасности при работе  с ножницами, иглами. Воспитывать художественный вкус.Словарь: россыпь, шов строчка.

Декабрь

1-2

«Новогодняя салфетка-снежинка».

Помочь детям нанести рисунок на ткань. Учить разрезать ткань по меткам, закреплять ткань в пяльцах, вышивать снежинку швами «Россыпь», «Шов строчка». Учить делать бахрому на салфетке. Продолжать работу по технике безопасности с иглой и ножницами. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Формировать аккуратность. Воспитывать интерес к работе.

3-4

«Новогодняя игрушка»

Продолжать вышивать салфетку «швом строчка». Учимся пришивать бисер к ткани – игрушки. Продолжать учить делать бахрому на салфетке. Формировать навыки закрепления нити после окончания вышивания. Учить доводить начатое дело до конца. Формировать терпение, усидчивость. Словарь: бисер.

Январь

2-4

«Это моя буква»

Учить вышивать первую букву своего имени швом «Россыпь». Учить детей описывать свой трудовой процесс словесно. Продолжать формировать интерес к данному виду труда. Пополнять знания детей о буквах, с которых начинаются их имена. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Формировать аккуратность.

Февраль

1

«Стебельчатый шов»

Познакомить детей со стебельчатым швом, с техникой его вышивания. Формировать цветовое восприятие. Воспитывать интерес к   русскому народному творчеству, поддерживать потребность в самоутверждении. Словарь: стебельчатый шов.

2-4

«Подсолнух»

Учить детей вышивать подсолнух стебельчатым швом. Предложить детям вышить салфетку к женскому празднику для мамы, бабушки, сестрёнки (по желанию). Воспитывать желание вышивать салфетку для любимого, дорогого человека аккуратно, красиво. Словарь: для любимой мамочки постараюсь, стебельчатый шов.

Март

1-3

«Ракета»

Продолжать учить вышивать стебельчатым швом. Учить подбирать нитки для вышивания ракеты, луны. Формировать навыки закрепления нити после окончания вышивания. Формировать усидчивость, терпение. Продолжать развивать мышцы кистей рук. Напомнить о технике безопасности при работе с ножницами, иглами. Словарь: космос, ракета, млечный путь, звёзды.

4

«Звёзды»

Учить детей пришивать звёзды (бисер, бусинки), познакомить с техникой пришивания бусинок. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать интерес к космической теме. Словарь: бусинки, бисер.

Апрель

1-4

«Солдатский платок»

Закрепить знания детей  о том, как защищали свою Родину люди в годы ВОВ, как люди помнят о них. В память о великом Дне Победы вышить  солдатский платок. Продолжать учить вышивать стебельчатым швом. Развивать мышцы кистей рук. Воспитывать чувство уважения к ветеранам, любовь к своей Родине. Словарь: ветераны, Великая Отечественная война, солдаты, буду помнить.

Май

1-3

«Шов через край»

Рассказать детям для чего используют шов через край. Учить вышивать швом без пялец. Предложить детям обработать солдатский платок швом через край, выбрав самостоятельно цвет нити. Формировать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

4

«Выставка работ»

Организовать выставку вышитых солдатских платков.

Перспективный план работы по реализации программы

«Золотая нить» в подготовительной  группе

Неделя

Тема

Цели

Сентябрь

1-2

«Вперёд иголка - назад иголка»

Вспомнить и опробовать с детьми шов «Вперёд иголка», «Назад иголка», закрепить знания детей о глаголах. Учить описывать словесно свой трудовой процесс. Развивать мелкую моторику пальцев рук, речь детей. Провести работу по технике безопасности с иголкой и ножницами.

3-4

«Вставлю нитку – закреплю её сам»

Октябрь

Научить детей самостоятельно отмерять нить необходимой длины, отрезать, вставлять в иголку. После окончания работы показать и опробовать  с детьми технику закрепления нити. Развивать глазомер. Формировать усидчивость, терпение. Провести работу по технике безопасности

1-4

«Осенние листья»

Учить вышивать осенние листья на салфетке швом «Вперёд иголку». Развивать цветовое восприятие, воображение, мелкую моторику пальцев рук, речь. Формировать терпение, усидчивость. Воспитывать художественный вкус.

Ноябрь

1-4

«Весёлая петелька», «Весёлая бахрома»

Вспомнить с детьми «Шов через край», как делать бахрому на салфетке. Обработать края салфетки швом через край или сделать бахрому (по желанию детей). Учить подбирать цвет нитки по желанию, доводить начатое дело до конца. Продолжать работу по технике безопасности. Формировать навыки самостоятельного закрепления нити. Словарь: петля, край.

Декабрь

1-4

«Новогодняя салфетка - ёлочка»

Учить вышивать салфетку тамбурным швом. Учить наносить рисунок на салфетку, выбирать разноцветные нити по желанию детей. Формировать аккуратность, внимательность, мелкую моторику пальцев рук. Продолжать работу по технике безопасности по работе с иглой и ножницами. Воспитывать любовь к традициям.

Январь

3-4

«Новогодняя салфетка - ёлочка»

Обработка салфетки «швом через край» или сделать бахрому на салфетке (по желанию детей), учить доводить начатое дело до конца. Продолжать развивать речь детей во время работы (вдеваю красную нить в ушко  иглы). Продолжать формировать навыки самостоятельного закрепления нити.

Февраль

1-4

«Открытка – кораблик для папы» (вышивание на картоне)

Познакомить детей с техникой вышивания на картоне. Развивать цветовое восприятие. Формировать внимание,  аккуратность, желание сделать открытку красивой. Обогащать словарь детей ласковыми словами.  Воспитывать любовь к своей Родине, традициям. Словарь: любимому, дорогому папе, открытка к празднику, чайка летает.

Март

1-4

«Носовой платок для мамы»

Учить наносить узор на ткань, познакомить детей со  стебельчатым швом, учить выбирать цвет ниток по желанию. Формировать интерес к данному виду труда. Развивать цветовое восприятие, мелкую моторику пальцев рук, внимание, речь. Обогащать словарь детей. Воспитывать заботливое отношение  к мамам. Словарь: ласковая, любимая, дорогая, заботливая, добрая, красивая.

Апрель

1-4

«Бабочка - красавица»

Познакомить детей  со швом «крестик», вышить  основу бабочки «стебельчатым» швом, а внутри украсить швом «крестик». Продолжаем развивать мелкую моторику пальцев рук, речь детей цветовое восприятие, навыки самостоятельного закрепления нити. Воспитывать художественный вкус.

Май

1-3

«Украсим бабочку»

Учить детей вышивать швом «крестик», пришивать бусинки, украсить глаза, крылья бабочки бусинками. Развивать у детей дизайнерские способности. Продолжать формировать цветовое восприятие. Формировать усидчивость. Воспитывать художественный вкус.

 4

«Выставка работ»

Оформление работ детей на стенде. Предложить детям сравнить свою работу с работами товарищей. Пригласить сотрудников сада и родителей на выставку.

Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Играем пальчиками". Развитие мелкой моторики и речи у детей 3-4 лет.

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев.В.А.Сухомлинский В настоящее время наблюдается увеличение числа детей, имеющих нарушения в речевом развитии. Уровень развити...

Авторская программа по развитию мелкой моторики и творческих способностей детей "Волшебные комочки"

Методическое пособие для воспитателей детских садов и педагогов дополнительного образования. В пособии представлена программа и серия апробированных НОД по развитию творческих способностей дошкольнико...

Дидактические игры для развития мелкой моторики и речи у детей.

Все мы высоко оцениваем значимость развития мелкой моторики.Развитие мелкой моторики рук детей важна ни только для общего развития ребёнка, умения одеваться, писать, а также выполнять различные бытовы...

Развитие мелкой моторики и речи у детей старшего дошкольного возраста

Презентация содржит информационный материал для родителей. На что влияет развитие мелкой мотрики? Почему так необходимо детям с речевыми нарушениями развивать мелкую мотрику и каковы же стартовые уров...

Статья: « Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста»

Пальчиковые игры - это один из способов развития  детей. В этой статье я расскажу о том, чем полезны игры, как играть в пальчиковые игры, а также об их видах....

Рабочая программа по развитию мелкой моторики «Озорные ладошки» Для детей раннего дошкольного возраста 2 - 3 лет

Рабочая программа по развитию мелкой моторики «Озорные ладошки»  Для детей раннего дошкольного возраста 2 - 3 лет...