Пальчиковые игры и упражнения как эффективные средства развития мелкой моторики и речи у детей
консультация

Уразбаева Айгуль Фатиховна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry_i_uprazhneniya_kak_effektivnye_sredstva.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры и упражнения как эффективные средства

развития мелкой моторики и речи  у детей

Уразбаева Айгуль Фатиховна,

учитель-логопед «МДОБУ Центр развития ребенка – д/с «Акбузат», г.Сибай Республики Башкортостан

Основы здоровья и гармоничного развития, конечно, закладываются в детстве, когда ребенок активно растет, когда формируются и совершенствуются все системы его организма.

Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие мелкой моторики пальцев рук благотворно влияет на речи ребенка. У детей с задержкой речевого развития очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе плохая координация мелкой моторики. Учеными проведено не одно исследование, в ходе которых было доказано, что у детей с хорошо развитой мелкой моторикой пальцев так же хорошо развита речь. Доктор наук, психолог М.М. Кольцова в своих наблюдениях обоснованно сравнила кисть руки с артикуляционным аппаратом. По ее мнению, проекция кисти руки – еще одна речевая зона, и развитие речевых реакций находится в прямой зависимости от уровня развития мелкой моторики.

Последовательно и ежедневно развивать мелкую моторику пальцев рук необходимо с раннего возраста. Отметим, что игры должны соответствовать возрасту ребенка. Не нужно заставлять младенца держать неудобные предметы или с 3 месяцев учить держать карандаш.  В Японии малышам уже в 2 – 3 месяца начинают делать гимнастику для пальчиков. И мы не забыли о башкирских народных играх «Бутыр-бутыр бутырған», «Һайыҫҡан», «Сәпәкәй» и др., в которые играем с детьми с самого младенчества. Это ведь тоже гимнастика для рук. Как тут не вспомнить поговорку: «Все новое – хорошо забытое старое».

С первых недель жизни лучшей тренировкой мелкой моторики для малыша будет массаж кистей, который можно выполнять с песенками, прибаутками, взрослый при этом стимулирует его речевую активность. Массаж не должен вызывать  у ребенка неприятных ощущений. Целесообразно использовать следующие его приемы: поглаживание, легкое растирание и вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков до запястья, в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение двумя руками вместе. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Исследования показали, что каждый палец имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует проявлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а  речевые реакции находятся в прямой зависимости от их тренированности. Для развития мелкой моторики необходим дидактический материал: камешки, бусины, бисер, элементы мозаики, пластилин и т.д. Здесь вся ответственность за безопасность ребенка ложится на взрослого. Мелкие предметы должны быть под строгим контролем родителей и воспитателей, и после окончания игр должны быть все по счету убраны в недоступное для детей место.

Для оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого пальца нужно помочь ему координировано и ловко ими  манипулировать. Необходимо обращать внимание на овладение ребенком простыми, но в то же время жизненно важными умениями – держат чашку, ложку, карандаши, умываться. Если в четыре года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Гимнастика для пальцев делится на пассивную и активную. Пассивная рекомендуется как предварительный этап перед активной детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной гимнастики – пальчиковым играм. Важно помнить, что малыш до 2 лет может воспринимать пальчиковые игры от 1 до 3 минут. Сложность их должна выбираться родителями в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребенка. Чтобы пальчиковая гимнастика для детей была максимально интересной, приятной и в то же время эффективной, нужно стараться строить игру поэтапно:

  1. для начала взрослый должен продемонстрировать игру ребенку сам;
  2. показать движения, манипулируя пальцами и кистью ребенка;
  3. попытаться вместе с ребенком выполнять движения одновременно, по мере необходимости помогая малышу;
  4. попросить ребенка выполнять движения самостоятельно во время проговаривания текста взрослым (возможно, до того момента, как ребенок сможет самостоятельно выполнить движения и проговорить текст, потребуется пара дней);
  5. всегда хвалите ребенка, даже если у него пока получается плохо.

Не стоит забывать, что гимнастику для пальцев необходимо проводить таким образом, чтобы полностью работали кисти обеих рук. Поэтому не следует акцентировать внимание только на одной руке. Действия одной рукой допустимы лишь для маленьких детей, не умеющих внимательно следить сразу за двумя руками.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Крайне важно, чтобы они проходили в игровой атмосфере радостного общения, ведь если малыш будет воспринимать гимнастику как рутинные обязательные задания, он очень быстро потеряет интерес к ней и пробудить его вновь будет сложно. Когда мама для пальчиковой игры берет малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребенок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений. Оптимально использование в ходе игры стихов, потешек, прибауток – любого фольклорного материала.  Пальчиковые игры в сопровождении стихов разовьют не только мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного, улавливать ритм речи.

Содержание же пальчиковой игры – взаимоотношения детей во «взрослом» мире. Благодаря этому и реализуется основная функция данного вида игры – подготовка к серьезной жизни в этом мире путем развития мелкой моторики и речи. Именно от взрослого зависит, насколько ребенку понравится гимнастика. Постепенно игры перерастают в жизненно необходимые навыки, укрепляют пальчики рук малыша, делают их «послушными», «умными» и вместе с тем доставляют огромную пользу его речевому развитию, но самое главное – способствуют дальнейшему развитию дружественных отношений с ребенком.

Причины моторного отставания у детей нужно связывать с современным уровнем научно-технического прогресса: уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня развития моторики. Это объясняется тем, что родителям проще посадить ребенка за компьютер или телевизор, включив на несколько часов или игру, или мультфильм, тогда ребенок не будет сильно отвлекать их от взрослых дел. Труднее заниматься с детьми полезной работой в виде игры – это требует внимания, заботы, терпения, времени. Сегодня любой современный городской дошкольник знает, как пользоваться кухонным комбайном или компьютером, но каждый из них также может не знать, что гречку, рис или горох, например, нужно перебирать. Для чего? Если в магазине можно купить не только расфасованную, но и отборную крупу.

Таким образом, то, что взрослому облегчает жизнь и экономит время, лишает ребенка возможности больше работать руками и полноценно развиваться. К сожалению, лишь небольшое количество взрослых признает тот факт, что детям родители уделяют мало внимания. Это касается не только пальчиковых игр, но и бытовой стороны жизни ребенка, когда не каждый взрослый ждет, пока ребенок самостоятельно зашнурует ботинки или застегнет все пуговицы на рубашке. Часто родителям легче купить вместо ботинок со шнурками ботинки на липучках, вместо рубашки – кофточку на молнии. Таким образом, в жизни ребенка мелкие движения пальцев перестают играть главную роль.

В ранние, дошкольные годы жизни ребенка разнообразные пальчиковые игры являются тем видом творческой деятельности, в котором формируется его личность. Пальчиковым играм принадлежит особая роль в умственном развитии ребенка. Значимость и привлекательность приобретают в первую очередь те движения пальцами, которые еще не стали повседневными.

То, что ребенку впервые удалось сделать при помощи собственных пальчиков, является для него достижением. Вследствие этого пальчиковые действия переходят в игровой план: ребенок начинает раз за разом повторять и совершенствовать движения рук. Играя пальчиками, ребенок живет жизнью, исполненной непосредственности, действенности и эмоциональности.

В.А. Сухомлинский писал:«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев». Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать собственными руками, тем он умнее и изобретательнее, тем он лучше творчески развит и тем тоньше воспринимает окружающий мир.

Учеными доказано, что если у ребенка движения пальцев хорошо отлажены, и соответствует его возрасту, то и речевое развитие у него нормальное. И наоборот, если ребенок отстает в развитии движений пальцев, то задерживается и в речевом развитии. Родители это могут не замечать, так как общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.  Другими словами, правильное и своевременное формирование речи ребенка происходит под влиянием импульсов, идущих от рук. Поэтому формирование правильной устной речи ребенка происходит тогда, когда движения пальцев рук достаточно хорошо развиты.

Учеными в ходе многочисленных исследований доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Эта взаимосвязь между движениями рук и развитием зрения сохраняется на протяжении всего детства ребенка. Если попросить старшего дошкольника сосчитать несколько одинаковых предметов, пристально смотря на них, то можно отметить, что без движений рук он этого сделать не сможет.

У старших дошкольников пальчиковые игры должны соотноситься с подготовкой к школе. Ребенок должен уметь правильно держать карандаш или ручку, не пачкаться во время занятий с красками, не выходить за границы проведенной линии на рисунке и т.д. Пальчиковые игры должны носить характер школьных занятий. Ребенок, с уже накопленным им опытом активных движений кисти руки, может без особого труда по точкам обвести буквы, правильно выговаривать все цифры до 20, нарисовать простые фигурки, например круг или треугольник.

Таким образом, чтобы механизм взаимодействия двигательной и речевой функции положительно повлиял на развитие речевых способностей ребенка, необходимо использовать разнообразные пальчиковые игры и упражнения по формированию тонких движений пальцев рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Рисование скотчем - как средство развития мелкой моторики и речи детей, имеющих нарушения в развитии"

Обоснование выбора данной темы, задачи, этапы работы, результаты работы....

«Игры с крупами, как эффективное средство развития мелкой моторики»

Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком, кроме того она способствуют развитию мелкой моторики. При соприкосновении рук с крупой, происходит стимулирование акти...

" Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста"

Презентация на тему " Пластилинография,  как средство развития мелкой моторики  и речи детей дошкольного возраста "...

Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и речи детей раннего возраста. Круглый стол с родителями.

laquo;Истоки способностей и дарованийдетей находятся на кончиках пальцев»     ...

Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и речи детей ДОПластилинография - нетрадиционная техника изобразительного искусства, в основе которой лежит создание лепной картины. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного во

Пластилинография - нетрадиционная техника изобразительного искусства, в основе которой лежит создание лепной картины.  Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позв...

Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и речи детей раннего возраста.

Пластилинография,  как средство развития мелкой моторики и речи детей раннего возраста.«Истоки способностей и дарованийдетей находятся на кончиках пальцев»        ...