План работы по самообразованию "Песочная терапия в развитии детей старшего дошкольного возраста"
рабочая программа (средняя группа)

Сметанина Елена Анатольевна

Песочная терапия для работы с детьми средней группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию

Тема:«Песочная терапия в развитии старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет)».

Цель:создание благоприятных условий для развития детей старшего дошкольного возраста через использование песочной терапии.

Срок работы над темой: 2021 - 2022 уч. г.

Задачи:

  1. Развивать мелкую моторику детей.
  2. Формировать фонетическую и лексическую стороны речи.
  3. Формировать фразовую речь детей.
  4. Воспитывать правила поведения в песочнице.

Прогнозируемый результат: совершенствуется мелкая моторика, тактильная чувствительность; расширяется словарный запас; смогут различать природный и рукотворный мир; развивается логическое мышление, слуховая и зрительная память; формируются пространственные представления; могут оценивать поступки других людей.

Актуальность: техника песочной терапии возникла в рамках аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития. Вы, наверное, замечали, что не только дети, но и взрослые, оказавшись на пляже, вдруг начинают увлеченно строить замки из песка? И это не случайно. Вспомните, как приятно ходить босиком по песку, погружать в него руки и пропускать песчинки сквозь пальцы. Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой. По сравнению с другими материалами для творчества – глиной, пластилином, красками – он имеет ряд преимуществ. Песочная терапия – возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнения задания или же эффективный способ подачи материала.

Этапы работы по самообразованию:

1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);

2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;

3 этап – практический;

4 этап - подведение итогов.

1 этап (сентябрь)

- Изучение методической литературы по теме «Песочная терапия в развитии старшего дошкольного возраста»;

- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;

- обобщение материала.

2 этап (сентябрь)

 -разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;

-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Песочная терапия в развитии старшего дошкольного возраста»;

- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме.

3 этап (практический)

Работа с детьми

Октябрь

«Ознакомление с песочницей».

Цель: привитие в процессе познавательной деятельности любовь к окружающему миру; развитие мелкой моторики.

«Ознакомление с физическими свойствами песка».

Цель: развитие умения в процессе экспериментальной деятельности устанавливать причинно – следственные связи; расширение словарного запаса.

Ноябрь.

«Ознакомление с глиной и сравнение ее с песком».

Цель: развитие интереса к познавательной деятельности, расширение словарного запаса.

«Город на песке».

Цель: развитие воображения, любознательности, мелкой моторики.

Декабрь.

«Живые картинки на песке».

Цель: развитие воображения, любознательности, мелкой моторики.

«Что спрятано в песке?».

Цель: развитие памяти, внимания, мелкой моторики.

Январь.

«Птицы рядом с вами».

Цель: воспитание бережного, доброго отношения и сочувствия к пернатым друзьям; углубление знаний о птицах.

«Песочные шашки».

Цель: формирование социальных навыков; развитие умения ориентироваться в пространстве.

Февраль.

«Дождик для художников».

Цель: развитие мелкой моторики рук, воображения, сообразительности, художественных способностей.

«Наш любимый детский садик».

Цель: активизирование социально – эмоционального опыта детей путем расширения их представлений об окружающем мире.

Март.

«Прогулка у реки».

Цель: закрепление порядкового и количественного счета до 10.

«Цветик – семицветик».

Цель: развитие умения четко и обоснованно отвечать на вопросы; развитие умения решать задачи с помощью арифметических действий.

Апрель.

«Найди и сравни».

Цель: формирование пространственных представлений.

«Учимся хорошим поступкам».

Цель: ознакомление детей с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным».

Май.

«Жил-был Козленок».

Цель: ознакомление детей с произведением А. Прейсена «Про Козленка, который умел считать до десяти».  

«Литературная викторина».

Цель: закрепление знаний о прочитанных ранее произведениях.

4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.

Работа с родителями:

  1. Анкетирование «Что такое песочная терапия».
  2. Папка – передвижка «Волшебство песочной страны».
  3. Буклет «Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста».
  4. Фотовыставка «Мы рисуем на песке».
  5. Наглядная информация «Игры – упражнения с песком».

Изучение литературы по теме:

  1. Довгаль Н.В. «Логопедические игры в песочной стране».
  2. Жесткова В.Ф. «Занятия с использованием элементов песочной сказкотерапии».
  3.  О.Б. Сапожникова, Е.В. Гарнова «Песочная терапия в развитии дошкольников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по проекту "Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через труд железнодорожника"

материал  для воспитателей, которые работают по тематике "Железная дорога для дошкольников"...

Перспективный план работы вокального кружка "звонкие голоса" для детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование работы вокального кружка "Звонкие голоса" для детей старшего дошкольного возраста...

План работы по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Данная программа является системой коррекционно-развивающих игр, упражнений, занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, направлена на формирование адекватной сам...

Перспективный план работы по формированию пространственных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

Перспективный план работы по формированию пространственных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха...

План работы кружка "Волшебный квадратик" (оригами) для детей старшего дошкольного возраста.

В работе представлены цели и задачи кружка "Волшебный квадратик" (оригами) на учебный год (1 занятие в неделю) для детей старшего дошкольного возраста. В работе также представлены: тема, интегрировани...

Перспективный план работы по формированию интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи

Полноценное речевое развитие дошкольников возможно лишь при реализации комплексного подхода.  Перспективный план составлен с учетом основных направлений работы учителя-логопеда по формированию ин...

План работы с родителями по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Нравственность - это неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения. Она находит выражение в отношении к Родине, обществу...