Детско-взрослый исследовательский проект "День апельсина"
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Ирина Ивановна@ Иванова
«А как вы думаете, полезен ли апельсин людям?». Большинство детей задумались: «Наверно полезен, но точно не знаем». Ребятам захотелось как можно больше узнать об апельсине. И у нас появился интерес , узнать как можно больше про апельсины. Так и родилась тема проекта для наших любопытных ребят.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл apelsin.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

        

ВОСПИТАТЕЛЬ:

ИВАНОВА И.И.

2025 год

Содержание

  1. Паспорт проекта ………………………………………………………….3
  2. Описание работы в ходе реализации проекта…………………………5-7
  3. Список литературы……………………………………………………….8

Паспорт проекта

Название проекта

«Апельсин»

Руководитель проекта

Иванова Ирина Ивановна

Участник проекта

Подготовительная группа компенсирующей направленности

Тип проекта

Исследовательский

Цель проекта

Дать расширенные знания об экзотическом фрукте-апельсине.

Задачи проекта

  • Познакомиться с историей апельсина: где растёт, его полезные свойства, как можно вырастить.
  • Из результатов опытов узнать: плавучесть апельсина, секрет количества его долек, что внутри апельсина, как вырастить апельсин из косточки, какое интересное вещество содержится в цедре апельсина
  • познакомить с художественной литературой, где упоминается об апельсине
  • Выяснить является ли апельсин полезным фруктом?

Методы исследования:

  • Проведение эксперимента.
  • Формулировка выводов.

Проблемные вопросы, возникшие в ходе проектной работы

  • Что такое апельсин и откуда он к нам пришел?
  • Как вырастить апельсин?
  • Как узнать, сколько долек в апельсине?
  • Вот интересно, апельсин тонет или плавает?
  • Что внутри апельсина?
  • Как получить апельсиновый сок?
  • Чем полезен апельсин?
  • Какое интересное вещество содержится в цедре апельсина
  • Как и где можно использовать кожуру апельсина?

Гипотезы

Если мы проведем опыты с апельсином, то мы узнаем о нем что-то новое и интересное

Этапы работы над проектом:

  • 1 этап: Постановка познавательной проблемы: формулирование проблемы, создание педагогом мотивации, принятие задачи ребенком.
  • 2 этап: Первичный анализ задачи, выдвижение предположений. Отбор способов проверки предположений, выдвинутых ребенком. Проверка этих предположений в ходе проекта.
  • 3 этап: Анализ полученных, в ходе реализации проекта, предположений результатов и формулирование выводов.
  • 4 этап: Защита проекта.

Описание работы в ходе исследовательского проекта

На утреннем круге, когда ребята отмечали в линейном календаре какой сегодня день, то увидели, что под датой нарисован апельсин.

-А почему апельсин?

-А что у апельсина тоже бывает день рождение?

-Да, сегодня, ребята  день апельсина.

-А что мы знаем о апельсине?

В результате опроса стало понятно, что дети знают о этом фрукте очень мало. И наша цель: изучить экзотический фрукт - апельсин.

Итак, наша исследовательская лаборатория начинает свою работу. Сейчас мы будем с вами слушать, пробовать, нюхать, трогать. Для этого мы с вами задействуем наши органы чувств.

Вспоминаем! Что бы слышать и узнавать различные звуки нам понадобятся...(уши); что бы определять различные запахи…..(нос); что бы определить форму, структуру поверхности – пальцы; а что бы определить вкус…(язык) А чтобы всё правильно определить нам понадобится внимание и дисциплина.

Тему нашего исследования будем определять по запаху.

Игра «Чудесный мешочек»

(в мешочке  фрукта:  апельсин настоящий и муляжи апельсинов. Перед ребятами стоит задача найти настоящий апельсин)

Какой же вывод мы можем сделать?

У апельсина - шероховатая кожура. Апельсин имеет запах.

Тактильные ощущения позволяют мысленно сравнивать различные поверхности и удивляться многообразию окружающей нас природы .Какую геометрическую фигуру напоминает апельсин?  (круг).

Развитие слухового восприятия. Давайте проверим звенит апельсин или не звенит.

1.      Стучим двумя апельсинами;

2.      Стучим двумя стаканами;

3.      Стучим молоточками.

Ребята! Давайте сделаем вывод: Апельсин не звенит. Значит он беззвучный.

Практические – рисование апельсина

На что похож апельсин? А где растет? А в каких мультфильмах или фильмах упоминалось об апельсине? 

Ребята вспомнили, что в книге Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья»  рассказывается, что Чебурашку нашли в коробке с апельсинами. Зверёк заснул в этой коробке и не заметил, как его вместе с цитрусовыми доставили в Россию.

Детям предлагается нарисовать рисунок, кто что хочет.

Ребята! А как вы думаете, апельсин тонет или плавает?.
                                                   

 Опыт «Тонет – не тонет»

Для эксперимента понадобятся два апельсина. Один из них нужно положить в ёмкость с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся. Очистите второй апельсин и положите его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул.

Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает?

Ребята! Давайте сделаем вывод:  «В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет». Кожура у апельсина - это тоже самое, что и спасательный жилет для человека.

Опыт

Сколько долек в апельсине, если его не почистить от кожуры? 

Ребята внимательно осмотрели, прогладили апельсин и заметили, что возле хвостика апельсина есть бугорки. Мы посчитал их, получилось 11. Затем почистили апельсин и посчитали, сколько долек видно. Вы не поверите, но их оказалось ровно 11.

                                               

       Опыт

 Что внутри апельсина?

Для опыта взяли один апельсин, почистили его от кожуры и  на руки потек сок.  Дети предложили  разделить его на дольки и увидели, что внутри долек есть косточки и мякоть.

Ребята! Давайте сделаем вывод:  Апельсин состоит из мякоти, косточек и сока.

                           

    Опыт «Из косточки вырастим апельсин»

Мы взяли косточки апельсина, посадили  в стаканчики с  землёй. Задача ребят поливать водой , ухаживать и ждать когда из земли появится расточек. Он будет расти все больше и больше. В дальнейшем он должен превратиться в апельсиновое дерево, которое будет давать плоды.

Художественная литература. Апельсиновая библиотека.

1. Чтение итальянской народной сказки «Принцесса из апельсина»,"Три апельсина".

2. Чтение стихов об апельсине.

3. Загадки про апельсин.

4. Заучивание считалки «Мы делили апельсин»

5. просмотр презентации «История апельсина»

Игровая деятельность.

1. Игротека «Весёлый апельсин»

2. Игра подвижная «Передай апельсин»

Чем же полезен апельсин?
Кожура апельсина имеет хозяйственное применение: используют для изготовления духов, мыла, шампуней. Ещё кожуру используют в кондитерском производстве: настои, варенье, цедру, апельсиновое масло.
Апельсин очень полезный фрукт, в нём много витаминов и других биологически активных веществ. Этот фрукт относится к цитрусовым. Их рекомендуют для профилактики и лечения авитаминозов, заболеваний сердца, печени, сосудов, обмена веществ. Пектины, которые содержатся в апельсинах, способствуют улучшению процесса пищеварения. Апельсиновый сок - это кладь витамина С. Витамин С поддерживает иммунитет. Натуральный сок из апельсинов получить очень легко на соковыжималке: нужно очистить апельсин от кожуры, разделить на дольки нужного размера. что он поднимает настроение, в нем содержится много витамина С, даже больше, чем нужно человеку в день. Апельсин защищает наш организм болезней, укрепляет зубы, улучшает работу пищеварительной системы, а так же улучшает работу сердца.

Интересный факт

В Испании из корок апельсина делают экологически чистое топливо, для того что бы сохранить природу чистой.

А во Франции в честь этого фрукта устраивают ежегодные цитрусовые фестивали, на которых делают очень красивые сооружения и даже целые площади из апельсинов!

Апельсин – действительно интересный фрукт, а значит наша гипотеза подтвердилась! Вот сколько нового и интересного мы о нем узнали!        

Список литературы

  1. Интересные факты про апельсин http://1001fact.ru/2011/11/interesnye-fakty-ob-apelsine/
  2. Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках: Фрукты. Для детей 3-7 лет» Демонстрационные материалы, Издательство: Мозаика-Синтез, 2012г.
  3. Н.Р. Камалова М.П. Костюченко «Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории. Программа. ФГОС ДО» Издательство: Учитель, 2020г.

5.Циновская М. Г., Циновская С.П. "Фрукты и овощи с загадками и наклейками. ФГОС ДО" Издательство: Экзамен, 2016 г.

  1. Энциклопедия. Я  познаю мир. Удивительные растения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-взрослый познавательно-исследовательский проект для детей младшего дошкольного возраста «Зачем кошке хвост?»

Детско-взрослый познавательно-исследовательский проект для детей младшего дошкольного возраста....

Детско – взрослый познавательно-исследовательский проект С детьми старшего дошкольного возраста «Волшебница Соль» по методу Савинкова

Проблемная ситуация:Каждый день мы употребляем в пищу соль и не знаем откуда она появилась? Приносит она пользу или вред?Однажды утром дети старшей группы, съев утром кашу, обратились к воспитателю с ...

Детско – взрослый познавательно- исследовательский проект «Сладкий, кислый соленый»

Цель проекта: Узнать, изменится ли вкус продуктов, если их посолить или подсластить Задачи педагога: Формировать представление детей о вкусах продуктов.Создать условия для исследовательской деяте...

Совместный детско-взрослый проект исследовательской деятельности "Да здравствует, мыло душистое"

Совместный детско-врослый проект исследовательской деятельности "Да здравствует, мыло душитое"...