Мнемотехника как путь развития одаренности ребенка
консультация

Першуткина Татьяна Игоревна

Мнемотехника как путь развития одаренности ребенка

Одаренный ребенок, по определению профессора А.С. Обухова – это ребенок, отличающийся в развитие от других детей включенности и увлеченностью какими-то видами деятельности и продуктивностью в них. Нужно ли развивать вспомогательные способности ребенка – память, внимание, воображение, чтобы помочь ребенку не потерять свою одаренность, а напротив развить ее и усовершенствовать?

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Память последовательная работа психических процессов – восприятия, сохранения, узнавания и воспроизведения. И только один из этих процессов не контролируется малышом. Это процесс сохранения информации. Научив ребенка приемам сохранения информации, мы можем способствовать развитию одаренности ребенка. Все мы хотим использовать наши природные способности по максимуму. Успевать все, запоминать больше, пользоваться информацией быстро и четко.

            Существуют разнообразные техники для совершенствования процесса сохранения информации развития памяти. Одной из таких техник является мнемотехника.

            Мнемотехника – это совокупность приемов и методов, направленных на тренировку памяти. Основан этот метод на знание психологии. Память человека устроена таким образом, что для считывания и обработки информации используют все доступные ресурсы – зрительные образы, звуковые образы, ассоциативные ряды. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. В дальнейшем, припоминая по одному из образов этой ассоциации, мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

·      развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи;

·      перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;

·      развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

            Сами мнемотехнические приемы в большинстве своем универсальны, но не во всех возрастах мышление ребенка к ним приспособлено. Всегда можно подобрать подходящие приемы и адаптировать под достигнутый ребенком уровень развития.

            В дошкольном возрасте для развития и совершенствования памяти используются мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.

1.     Мнемоквадраты – это отдельный схематический рисунок с определенной информацией.

2.     Мнемодорожка – несколько схематичных рисунков, расположенных линейно.

3.     Мнемотаблицы – схема, в которой заложена определенная информация.

В работе с детьми целесообразно использовать мнемотаблицы для:

·      обогащения словарного запаса;

·      при обучении составлению рассказов;

·      при пересказах художественной литературы;

·      при отгадывании и загадывании загадок;

·      при заучивании стихов.

            Используя мнемодорожки и мнемотаблицы, можно упростить задачу запоминания рассказа или стихотворения.

            Интересным методом развития памяти является метод истории. Суть данной техники состоит в том, чтобы слова и определения связать в один текст.  Смешную историю запомнить гораздо легче, чем абстрактные понятия, и чем более парадоксальным и фантастическим будет рассказ, тем легче он запоминается.

            Еще один метод – «Цепочка» - предполагает соединение образов между собой. Необходимо «нанизывать» понятия одно на другое, как бусинки на цепочки. При воспроизведении нужно представлять всю конструкцию сразу, «снимать», образы с цепочки так не последовательно, как «надевали».

            Методы мнемотехники постоянно совершенствуются, основываясь на новых представлениях о механизмах работы памяти человека.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей удаётся достичь следующих результатов:

·      у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

·      появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

·      появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

·      словарный запас выходит на более высокий уровень;

·      дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Таким образом, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_kak_put_razvitiya_odarennosti_rebenka.docx17.48 КБ

Предварительный просмотр:

Мнемотехника как путь развития одаренности ребенка

Одаренный ребенок, по определению профессора А.С. Обухова – это ребенок, отличающийся в развитие от других детей включенности и увлеченностью какими-то видами деятельности и продуктивностью в них. Нужно ли развивать вспомогательные способности ребенка – память, внимание, воображение, чтобы помочь ребенку не потерять свою одаренность, а напротив развить ее и усовершенствовать?

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Память последовательная работа психических процессов – восприятия, сохранения, узнавания и воспроизведения. И только один из этих процессов не контролируется малышом. Это процесс сохранения информации. Научив ребенка приемам сохранения информации, мы можем способствовать развитию одаренности ребенка. Все мы хотим использовать наши природные способности по максимуму. Успевать все, запоминать больше, пользоваться информацией быстро и четко.

        Существуют разнообразные техники для совершенствования процесса сохранения информации развития памяти. Одной из таких техник является мнемотехника.

        Мнемотехника – это совокупность приемов и методов, направленных на тренировку памяти. Основан этот метод на знание психологии. Память человека устроена таким образом, что для считывания и обработки информации используют все доступные ресурсы – зрительные образы, звуковые образы, ассоциативные ряды. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. В дальнейшем, припоминая по одному из образов этой ассоциации, мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи;
  • перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;
  • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

        Сами мнемотехнические приемы в большинстве своем универсальны, но не во всех возрастах мышление ребенка к ним приспособлено. Всегда можно подобрать подходящие приемы и адаптировать под достигнутый ребенком уровень развития.

         В дошкольном возрасте для развития и совершенствования памяти используются мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.

  1. Мнемоквадраты – это отдельный схематический рисунок с определенной информацией.
  2. Мнемодорожка – несколько схематичных рисунков, расположенных линейно.
  3. Мнемотаблицы – схема, в которой заложена определенная информация.

В работе с детьми целесообразно использовать мнемотаблицы для:

  • обогащения словарного запаса;
  • при обучении составлению рассказов;
  • при пересказах художественной литературы;
  • при отгадывании и загадывании загадок;
  • при заучивании стихов.

        Используя мнемодорожки и мнемотаблицы, можно упростить задачу запоминания рассказа или стихотворения.

        Интересным методом развития памяти является метод истории. Суть данной техники состоит в том, чтобы слова и определения связать в один текст.  Смешную историю запомнить гораздо легче, чем абстрактные понятия, и чем более парадоксальным и фантастическим будет рассказ, тем легче он запоминается.

         Еще один метод – «Цепочка» - предполагает соединение образов между собой. Необходимо «нанизывать» понятия одно на другое, как бусинки на цепочки. При воспроизведении нужно представлять всю конструкцию сразу, «снимать», образы с цепочки так не последовательно, как «надевали».

        Методы мнемотехники постоянно совершенствуются, основываясь на новых представлениях о механизмах работы памяти человека.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей удаётся достичь следующих результатов:

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Таким образом, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные подходы к развитию одаренного ребенка в условиях образовательной среды

Инновационные подходы к развитию одарённого ребёнка должны стать основным средством работы с талантливыми детьми. Чтобы помочь каждому ребёнку стать многогранно одарённым, необходимо, создать все возм...

Создание условий для развития одаренности ребенка в детском саду

Что такое “одаренные дети”. В чем проявляется одаренность? В современной науке, отмечает Е.И.Щебланова, одаренность не рассматривается как раз и навсегда заданная единая характеристика ребенка, ...

Роль семьи в развитии одаренного ребенка дошкольного возраста

В Российской педагогической энциклопедии говорится, что одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (не...

Создание условий для развития одаренности ребенка в дошкольном учреждении.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. И...

Развитие ритмических способностей детей дошкольного возраста. Проект индивидуального развития одаренного ребенка 6-7- лет

Косалапова О.И., музыкальный руководительМАДОУ «ЦРР-д/с №387» Московский район г. Казань, Республика Татарстан  «Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество, которое ...

Мнемотехника при заучивании песен в ДОУ, как путь развития одаренности дошкольников.

В разные периоды развития человечества на одаренных людей смотрели по-разному: древние считали незаурядные способности даром богов, а мыслители эпохи Просвещения – плодотворным результатом науче...