Познавательная деятельность ребенка дошкольного возраста.
материал

Именитова Татьяна Александровна

Дошкольный возраст-важный период жизни дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательная деятельность ребенка дошкольного возраста

Современный подход к образованию основан на понимании важности дошкольного возраста как важного этапа развития личности. Развитие познавательной активности играет ключевую роль в личностном развитии старших дошкольников. Эта активность лежит в основе усвоения ребёнком культурного наследия человечества и способствует формированию умственных качеств, самостоятельности, инициативности, успешности и креативности, что, в свою очередь, содействует гармоничному развитию личности.

Дошкольный возраст — это наиболее благоприятный период для развития познавательных процессов. Постановка развивающей познавательной деятельности помогает стимулировать познавательную сферу детей. В этот период ребёнок накапливает жизненный опыт, познаёт окружающую действительность, усваивает знания, развивает умения и навыки, а также познавательные процессы.

Полноценное познавательное развитие дошкольника основывается на организации самостоятельной или совместной деятельности ребёнка. Познавательная активность является основой усвоения ребёнком культурного опыта человечества и формирования умственных качеств личности, таких как самостоятельность, инициативность, успешность и творчество.

Эффективным средством для повышения познавательной активности детей дошкольного возраста является использование ситуативного познавательного интереса, например, интереса к определённой деятельности или материалу. Ребёнок проявляет активность, если ему интересно или он удивлён. Взаимодействие с педагогом также влияет на мотивацию ребёнка.

Развитие познавательной деятельности, умственной работоспособности и познавательной активности являются важными аспектами человеческой деятельности на протяжении всей жизни. Познавательная активность играет важную роль в дальнейшей жизни ребёнка, так как от неё зависит выработка практических навыков и приобретение знаний в разных сферах жизни.

Познавательная деятельность всегда связана с решением проблем, поэтому её цель заключается в преодолении трудностей. В дошкольном возрасте мотив познавательной деятельности определяется потребностями других значимых видов деятельности, особенно игровой.

Главный принцип развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста — осознанность и активность в процессе получения знаний. Основная цель развития познавательной сферы у детей — формирование потребности и умения активно мыслить, а также преодолевать сложности при решении различных умственных задач.

В дошкольном возрасте дети активно познают мир, выступая в роли исследователей. Воспитатели должны поддерживать их стремление к активности, чтобы оно не угасло. Разнообразная и полноценная деятельность, значимая для ребёнка и соответствующая его природе, способствует успешному развитию, реализации потенциала и первым творческим проявлениям.

Игровая деятельность играет ключевую роль в развитии познавательной активности детей. Для стимулирования познавательной активности ребёнка можно использовать различные виды игр.

Эффективное развитие познавательной сферы дошкольников в процессе игровой деятельности возможно при соблюдении следующих условий:

  • выбор содержания знаний для игровой деятельности должен соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям детей;
  • использование комплексов игр должно быть целенаправленным и систематическим, с учётом образовательных задач, программных требований к знаниям, навыков и стандартов;
  • организация игр должна учитывать образовательные и игровые ориентации, основываться на различных дидактических материалах и методах их применения;
  • в играх следует применять разнообразные игровые приёмы и ситуации, направленные на развитие психических процессов, формирование понятий и развитие речи детей.

Формирование познавательного развития ребёнка начинается с эмоционального восприятия мира. Через восприятие и исследование дети сначала изучают внешние особенности предметов (форму, размер, цвет и другие внешние свойства). Эти знания сохраняются в памяти ребёнка в виде представлений, которые постоянно расширяются, уточняются и дифференцируются. С накоплением опыта познавательной деятельности дети начинают осознавать существенные признаки предметов и явлений: назначение и функции предметов, их схожесть и различия внутри групп, учатся классифицировать. Однако только чувственного познания становится недостаточно для решения сложных задач, поэтому дети начинают осваивать элементы логического познания: сравнение, анализ, обобщение и другие. Благодаря мышлению дети учатся понимать связи между предметами и явлениями, причины и следствия, преобразования и изменения в мире. Таким образом, процесс познания ребёнка дошкольного возраста развивается от чувственного к логическому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательные процессы ребенка дошкольного возраста

Краткие выдержки по развитию познавательных процессов в разных возрастных группах...

Мастер-класс «Дидактическая игра как средство развития тактильных ощущений для познавательного развития ребенка дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: познакомить воспитателей с методикой развития тактильных ощущений посредством дидактических игр; закрепить полученные знания на практике. Задачи: познакомить с дидактическими играм...

Познавательная активность ребенка дошкольного возраста

Познавательная активность напрямую связана с волевыми усилиями и является важнейшим стимулом в воспитании целеустремленности, умении завершать начатую деятельность, что в последствии отражается на фор...

Статья на тему: «Формирование познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности с объектами и явлениями окружающей действительности»

Статья о формировании познавательной деятельности дошкольников в процессе исследовательской деятельности, об эксперементировании в "волшебной лаборатории"....

Развитие познавательных интересов ребенка дошкольного возраста по средствам традиционной тряпичной куклы.

Тадиционная тряпичная кукла, как средство для обогащения жизненного опыта,развития творческих способностей, развитие навыков общения как со свестниками, так и людьми старшего поколения.. Приобщение де...

"Воображение как составляющая развития познавательной сферы ребенка дошкольного возраста"

Воображение – это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее. ...

"Воображение как составляющая развития познавательной сферы ребенка дошкольного возраста"

Воображение – это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее....