Познавательная активность ребенка дошкольного возраста
консультация на тему
Познавательная активность напрямую связана с волевыми усилиями и является важнейшим стимулом в воспитании целеустремленности, умении завершать начатую деятельность, что в последствии отражается на формировании учебной мотивации и успешности обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательная активность ребенка
дошкольного возраста
Интерес к процессу познания формируется у ребенка с малых лет. Он основан на любопытстве и любознательности. Познавательный интерес – это стремление к знанию, возникающие из активного отношения к предметам и явлениям действительности в процессе деятельности.
Истоки познавательного интереса заложены в окружающей действительности, но решающим в его формировании является процесс воспитания и обучения. Он проявляется у ребенка в стремлении узнавать новое, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность, найти имеющиеся между ними отношения и связи. По мнению Г.И. Щукиной: «Ядром познавательного интереса являются мыслительные процессы».
Познавательный интерес способствует более свободному приобщению личности к общественным ценностям. Находясь у основания творческой деятельности, он стимулирует выбор личностных ценностей
Интерес создаёт благоприятные условия для развития познавательной активности и самостоятельности детей, нейтрализуя равнодушие и инертность.
Познавательная активность является одним из компонентов умственного развития дошкольника. Она тесно связана с развитием психических познавательных процессов.
Психические познавательные процессы – это психические явления, в своей совокупности, непосредственно обеспечивающие как процесс, так и результат. К их числу относятся ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление.
Познавательная активность возникает в процессе познания и выражается в заинтересованности принятия информации, в желании углубить, уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы; в умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усваивать способ познания и умения перенести его на практическую деятельность.
Существует три уровня познавательной активности ребенка:
Первый уровень можно назвать уровнем потребности во впечатлениях. Это своего рода первый уровень, являющийся фундаментом познавательной активности.
Потребность во впечатлениях тесно связана с любознательностью. Она является вторым уровнем развития познавательной активности.
Любознательность – это недифференцированная направленность ребёнка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью. На этом уровне появляется интерес не к отдельному стимулу, а к объекту в целом. Однако на этом уровне познавательная деятельность носит скорее стихийный, чем целенаправленный характер, здесь эмоции доминируют над целью самой деятельности.
Третий уровень – высший уровень познавательной активности. Это уровень целенаправленной познавательной деятельности. Проявляется в самостоятельном поиске ответов на интересующие его вопросы, проявления элементов творчества, перенос способа познания с одного материала на другой.
Между уровнями развития познавательной активности ребенка и усвоение им знаний об окружающем мире, существует взаимная связь.
С одной стороны, благодаря познавательной активности у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания – важнейший материал, который является фундаментов познавательной активности.
Обладая огромной побудительной силой, она заставляет стремиться ребенка к познанию.
Поскольку познавательная активность связана с волевыми усилиями, она является важнейшим стимулом воспитания целеустремленности, настойчивости в достижении цели, стремление к завершению деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический комплекс «Поддержка познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через познавательные занятия».
Методический комплекс...

Развитие познавательной активностиу детей младшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность.
Данный материал написан из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста кружка " Неизведанное рядом"...
Выпускная квалификационная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности»
К концу дошкольного возраста у детей должен быть сформирован первичный элементарный образ мира. Дети должны понимать, что наш мир огромен, изменчив, многообразен, прекрасен....
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности
Организация познавательно - исследовательской деятельности, как условие развития познавательной активности детей дошкольного возраста...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (развитие познавательной активности, развитие воображения и творческой личности) по теме «Хлеб и хлебобулочные изделия» (старший дошкольный возраст
Материал содержит конспект образовательной деятельности по теме "Познание". Затрагиваются несколько образовательных областей. Познавательная теятельность плавно перетекает в продуктивную деятельность....

консультация для родителей " Значение дидактической игры в развитии познавательной активности дошкольного возраста"
Значение дидактической игры в развитии познавательной активности дошкольного возраста...
Тема: Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников»
Познавательный интерес – это стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, выяснить непонятное о качествах, свойствах предмето...