"Развитие познавательной активности дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"
статья

Турлаева Светлана Николаевна

 

Развитие познавательной активности дошкольного возраста в процессе пороектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turlaeva_s.n.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Турлаева С.Н.,

воспитатель МБДОО  Ельниковский детский сад «Теремок»

Ельниковского муниципального района

Свое выступление хочу начать с таких слов.

 «Хочу всё познать», - говорит ребенок. – «Я буду твоим проводником на этом пути», - вторит ему взрослый, будь то воспитатель или родитель.

Я работаю по педагогической проблеме «Развитие познавательной активности дошкольного возраста в процессе проектной деятельности».

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в ФГОС к основной образовательной программе.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Метод проектов можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей. Проект - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели. Это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, - это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.

Основа проектной деятельности – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь. Проектная деятельность развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Использование проектной деятельности в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развивать творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.  

Таким образом, разработка проекта - это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности.

            Современному дошкольнику необходимо уметь самому добывать знания; у него должны быть развиты исследовательские, рефлексивные навыки. Педагогу нужно сформировать умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности.

        В результате проделанной работы расширилось образовательное пространство, придало ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, повышает детскую любознательность, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.

        Этим примером я хочу сказать, что воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант. Он – основной руководитель проекта, при этом помощник ребенка в его саморазвитии. Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с разными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.

        Новизна моего опыта заключается:

- в поэтапном развитии умственных способностей дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;

- в создании специально организованной предметно- развивающей среды;

- в выстраивании такой системы взаимоотношений в координате ребенок – взрослый, которая способствует развитию ребенка как субъекта познания.      

      Преимущества проектного метода:

- является одним из методов развивающего обучения;

- повышает качество образовательного процесса;

- служит развитию критического и творческого мышления;

- способствует повышению компетентности педагогов.

        В своей работе применяю следующие методы и приемы, о которых я рассказала в своем примере.

Метод наблюдения – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов  обучения. В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности мы использовали наблюдения разного вида:

– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

– за изменением и преобразованием объектов;

Игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации,

предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

Словесный метод обучения  - Рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.

- Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.

- Беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.

ФОРМЫ работы с детьми:

– фронтальные;

– групповые;

– индивидуальные.

        И особо хочу отметить, что вся работа происходит в тесном взаимодействии с родителями.  Технология проектирования помогает вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения, ведь обязательное условие проектной деятельности - участие родителей. В своей практике я использую различные методы работы с родителями. В своей группе, я создала родительское сообщество, которое знакомлю с темами проектов, их задачами и целями, а также способами их реализации. Воспитатель должен заинтересовать родителей в проекте, а также в дальнейшем ее активизировать. Благодаря родителям у нас в группе периодически проводятся выставки (по тематике проекта), а также пополняется предметно пространственная среда (пальчиковый театр, настольный театр, цветы на палочках, предметы для творческой игры и театральных представлений). В ходе совместной деятельности знакомлю родителей с работой, которая проводится в группе: показ открытых НОД, развлечений, театрализованных представлений. Проводятся консультации для родителей на тему «Проектная деятельность детей», «Театральная деятельность» и другие консультации в зависимости какой проект ведется в данное время.

           Своим результатом работы я делюсь с коллегами на педсоветах, районных и республиканских методических объединениях воспитателей ДОУ. На республиканском семинаре МО воспитателей, где выступила с докладом и показывала мастер класс, а также организовала выставку.            Проникая своей педагогической идеей по проектной деятельности дошкольников, я хочу сказать такие слова:

  Мне всегда ненавистна роль стороннего наблюдателя.

Что же я такое, если я не принимаю участие?

Чтобы быть, я должен участвовать.

     Вот так и мы не должны оставаться в стороне, когда в ребенке бурлит жажда познания.

Это и является девизом моей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"

1. Особенности развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста2. Использование метода проектов для развития познавательных интересов у дошкольников...

Мастер-класс для педагогов. "Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"

Мастер -класс направлен на развитие творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологией проектирования....

Проектно-исследовательская работа на тему: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»

Развитие познавательной активности к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание позна...

Из опыта работы воспитателя «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»

Использование методов проектов в образовательном процессе, способствуют повышению развития у детей речевой активности, способствует формированию грамматической стройности речи....

Мастер-класс для педагогов «Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»

Мастер-класс для педагогов«Развитие познавательных интересовдетей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»      Выполнила: Максимченко Е....

Методическая разработка «Развитие познавательного интереса и технического творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности на основе STEAM – подхода»

Основу методической разработки составляют STEAM -  проекты (инженерные книги), реализованные в рамках деятельности региональной инновационной площадки по теме: «Обновление содержания образо...