Из опыта работы воспитателя «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
методическая разработка по развитию речи

Иртакова Айана Ивановна

Использование методов проектов в образовательном процессе, способствуют повышению развития у детей речевой активности, способствует формированию грамматической стройности речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_vospitatelya.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы воспитателя

«Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»

        

                                                Перед человеком к разуму три пути:
                                                Путь размышления - самый благородный; 
                                                Путь подражания - самый лёгкий;
                                                Путь личного опыта - самый тяжёлый путь.
                                                                                        Конфуций.

Проблема нарушения речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является  необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания.

Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников, объясняем негативной социокультурной ситуацией сложившейся в современном обществе. Чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением. Все чаще у детей наблюдается комплекс социально-психологических проблем: повышенная агрессия, эмоциональная глухота, гиперактивность, пассивность, замкнутость на себе и собственных интересах. Дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы.

Метод проекта, как одна из личностно-ориентированных технологий, позволяет развивать творческое мышление и познавательный интерес к различным областям знаний у детей, формирует коммуникативные навыки и нравственные качества личности дошкольника, развивает у ребенка определенные реализуемые программой знания, умения и навыки.

Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

Учитывая, актуальность  проблемы  развития познавательно-творческой активности каждого ребенка, в образовательной деятельности использую проектную деятельность, на основе которой была создана система работы.

Использование методов проектов в образовательном процессе, способствуют повышению развития у детей речевой активности, способствует формированию грамматической стройности речи.

Метод проектов  использовала в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста.         Я провела обследование детей 3-4лет, используя методику обследования Ушаковой О.С.  Анализ результатов показал, что низкий уровень речевого развития у 28,6% воспитанников; средний уровень у 57,1% , а высокий уровень у 14,3% детей. Дети испытывали затруднения при употреблении слов-обобщений, слов, обозначающих действия и при использовании определений

Предлагала детям различные игры и упражнения на формирование умений:

1. Использование в речи обобщающих слов - Д/и: «Назови одним словом», «Продолжи ряд слов», «Что лишнее и почему?».

2.Использование в речи слов, обозначающих действия - Д/игры: «Узнай животное по действиям»,«Что делает кошка?», «Отгадай, кто это?».

3.Использование в речи определений -Д/игры: «Найди и назови», «Подбери посуду для куклы», «Назови какой». В течение учебного года разработала и внедрила педагогические мини- проекты «Овощи»,«Повар», «Моя любимая игрушка». В летнее время  работала над проектом «Хочу все знать о летних видах спорта»,который я оформила в презентацию. Проводила работу с родителями: родительское собрание на тему «Речь младшего дошкольника»

В мае провела повторное обследование детей средней группы, используя  ту же методику, что и в начале года. Анализ данных показал, что в результате проведенной   работы произошли позитивные изменения у детей, а именно:

Использование слов обобщений пришло к норме;

Уменьшился низкий уровень при использовании слов-действий на 12,5%; увеличился высокий на 49,9%;

Увеличился высокий уровень при использовании слов-определений на 18,7%;

Уменьшился низкий уровень при использовании слов-наречий на 25% .

С сентября продолжила работу с детьми. В начале учебного года провела обследование дошкольников, в котором приняло участие 16 детей.

Анализ результатов показал, что у некоторых детей еще вызывает затруднение использование в речи наречий, синонимов, а также подбор слов с противоположным значением (антонимов).

Для формирования словаря синонимов и антонимов, грамотного использования наречий я начала предлагать детям следующие игры: «Назови нужное слово», «Говори наоборот», «Скажи по-другому», «Все наоборот» и др.

С сентября работали с детьми над педагогическими проектами «Мамочка, солнышко  мое»,«Они сражались за Родину».  В течение года для родителей подготовила несколько консультация, которые разместила на сайте образовательного учреждения:«Речевые игры в развитии детей», «Роль семьи в развитии речи ребенка»,«Речевые игры по дороге домой для детей старшего дошкольного возраста».

В мае провела повторное обследование детей старшей группы, используя  ту же методику, что и в начале года.

Анализ данных показал, что в результате проведенной   работы произошли позитивные изменения у детей, а именно:

Появился высокий  уровень при использовании слов-наречий на 12,5% высокий  уровень при использовании слов –антонимов на 12,5%

 высокий  уровень при использовании слов-синонимов12,5%.

В подготовительной к школе группе продолжала работу по данному направлению, усложняла виды заданий; активизировала  имеющийся словарь; использовала игры с усложнением, провела родительское собрание  «Играя, развиваем речь!».

В подготовительной группе был разработаны и реализованы  краткосрочные проекты: «Какого цвета осень»; «Здравствуй, сказка»; «Волшебные пуговки»; «Мир часов».

Большое значение для развития речи детей дошкольного возраста имеют дидактические игры. В ходе работы была собрана картотека дидактических игр и игровых упражнений, направленных на обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста. Картотека игр составлена для всех возрастных категорий дошкольников, что является несомненным подспорьем в планировании и организации работы по развитию речи. В мае провела заключительное обследование детей подготовительной группы.

Анализ данных показал, что в результате проведенной   работы произошли позитивные изменения у детей, а именно:

Увеличился высокий уровеньпри использование слов обобщений на 84,5%; при использование в речи слов, обозначающих действия на 87,5%; при использование слов-определений на74,5%; высокий  уровень при использовании слов-наречий на 48%; при использовании слов –антонимов на 64,5%; при использовании слов-синонимов на 25%.

Таким образом, в результате проведённой работы дети научились находить способы решения поставленных задач, научились обосновывать своё мнение, используя распространённые предложения. У детей пополнился словарный запас. Речь детей обогатилась эпитетами по теме проекта. Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что проектная деятельность является эффективным средством в развитии речевой активности и творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Анализируя проделанную работу, пришла к выводу, что проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых. Участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. В результате работы по реализации проектов обогатился и пополнился словарный запас детей, речь стала более чистой, грамматически правильной, выразительной. Дети стали проявлять инициативу в общении, делиться впечатлениями со сверстниками, с интересом стали относиться к аргументации, доказательству и широко ими пользоваться.

У детей сформировалась потребность узнать что-то новое и поделиться этим с другими, исчез страх перед публичными выступлениями, обогатился и расширился личный опыт детей, повысился уровень самостоятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ РИСОВАНИЯ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ»

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ РИСОВАНИЯ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ....

"Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"

1. Особенности развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста2. Использование метода проектов для развития познавательных интересов у дошкольников...

Формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности

Из опыта работы  Проектный метод в решении задачи ознакомления дошкольников с культурой народов мира...

Педагогическое сопровождение воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности

Все наши действия, наши взаимоотношения – это поведение. Оно же, в свою очередь, зависит от воспитания, нравственной культуры человека. Актуальной задачей в настоящее время является  в...

Мастер-класс для педагогов. "Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"

Мастер -класс направлен на развитие творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологией проектирования....

Сообщение из опыта работы на ГТГ "Развитие детей раннего возраста" на тему «Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО»

  Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных и значимых методов взаимодействия, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители, является проектная деятельность....