Формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Гуркина Татьяна Валентиновна

Из опыта работы

 

Проектный метод в решении задачи

ознакомления дошкольников с культурой народов мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование гражданской принадлежности,

 патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности

Из опыта работы

Проектный метод в решении задачи

ознакомления дошкольников с культурой народов мира

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, формируется гражданская принадлежность, развивается познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

Одна из главных проблем современного общества – многонациональность. Характерно это явление как для Москвы,  так и  для нашего дошкольного учреждения. Посмотрим на наших воспитанников: детский сад посещают дети разных национальностей - чеченцы, вьетнамцы, дагестанцы, кубинцы, татары, башкиры, осетины, перуанец. Как объединить таких разных по обычаям, традициям, культуре людей, детей? Такая ситуация поставила нас перед необходимостью организации углубленной целенаправленной работы по вопросам социально-нравственного воспитания дошкольников. Наиболее доступным материалом, на наш взгляд, является  знакомство с культурой народов мира.    

Кукую форму работы выбрать?

Мы понимали, что успех нашей работы будет зависеть от ряда компонентов, которые представлены на следующем слайде:

  • профессиональной компетентности педагогов,
  • тесного сотрудничества с родителями,
  • организации работы с детьми.

Одним из инновационных методов, позволяющих решать проблему не только развития творческих познавательных способностей детей, но и создание единого образовательного пространства, является метод проектной деятельности.

Метод проектов возник в 1920-х годах в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи. Развитие метод получил в работах В. Килпатрика,  Э. Коллингса. В России идеи проектного метода появились одновременно с разработкой американских педагогов. Группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого использовали проектный метод на практике.

Эта форма работы стала главной в решении задачи знакомства с культурой народов мира.

Наш первый проект – «России необъятные просторы»

В ходе  которого, нами подробно были изучены Северная Осетия – Алания и Дагестан. Работа, проведенная педагогическим коллективом в рамках проекта «России необъятные просторы», позволила объединить родителей наших воспитанников, педагогам расширить свои представления о России, о людях, проживающих на территории России, и в доступной форме донести этот материал детям.  Работа над проектом увлекла всех участников, и было принято решение не останавливаться на достигнутом, и началась огромная работа над проектом   «Россия – Родина моя».

Цель данного проекта  являлась обобщение знаний детей о республиках России, с которыми они знакомились на протяжении всего учебного года. В процессе проекта проводилась обширная работа с детьми в различных видах деятельности, прослеживалась интеграция всех образовательных областей.

Нами были изучены символика, национальные обычаи, устное народное творчество, литературные и музыкальные произведения, предметы быта, особенности климатических условий, элементарные географические сведения, сведения о животном и растительном мире  такие субъектов Российской Федерации как: Саха (Якутия), Чечня, Карелия.  Обобщение и презентация собранного изученного  материал, с помощью наших родителей, мы оформили  в буклеты. А итог работы над проектом состоялся  в условиях педагогической гостиной, где мы отчетливо осознали, что патриотическое воспитание является результатом длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Включенность всего педагогического коллектива, детей и родителей вызвали неподдельный познавательный интерес у детей и взрослых, способствовали продолжению работы.  

Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Необходимо показать и рассказать ребенку,  что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории его родного города.

 Это и стало содержанием долгосрочного, творчески-поискового, группового проекта «Москва – сердце нашей Родины!», над которым  в настоящее время продолжает трудиться наш  педагогический коллектив.
Целью  проекта стало накопление у дошкольников знаний о родном городе, развитие чувства гордости за родной город, желание сохранить его чистым и красивым. Проживая в городе Москве, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. Почему?

  • Прежде всего, это удаленность от центра;
  • Во-вторых, загруженность транспортом основных магистралей;
  • В-третьих, слабая подготовленность экскурсоводов для детей дошкольного возраста;
  • А еще: быстрая сменяемость событий в городе, за которой, порой, даже взрослым некогда уследить.

Между тем ребенок именно в дошкольном детстве должен обрести систему ценностных ориентиров, которые в дальнейшей жизни обеспечат ему чувство защищенности, духовной силы, нравственное здоровье. Реализуя данный проект, воспитатели и родители знакомили детей с историей возникновения Москвы, с происхождением названий улиц, расширяли  знания о достопримечательностях Москвы, ее памятных местах, знакомили с памятниками архитектуры, площадями и улицами, а также творчеством московских поэтов и художников.

Педагогическое решение этой проблемы мы нашли в том, что помогаем ребенку соприкоснуться с духовными и культурными традициями через былину, сказку, музыку, игру и художественно-продуктивную деятельность, тем самым обеспечивая основу для воспитания у дошкольников патриотических чувств – гордости за свой родной город. Это не пассивная деятельность, дети принимают посильно участие в преображении своего родного города: украшают цветами участок, поддерживают порядок на участке детского сада, чествуют ветеранов...

Замечательные стихи Г. Горбовского убеждают нас в правильности выбранных методов работы.

Ночь морозная. Иней укутал траву.
Пыль веков на державном граните.
Заклинаю в ночи: берегите Москву!
Храм истории нашей храните.

  Долговязые краны над старой Москвой.
На холмах что ни день, то обнова.
Берегите Москву, каждый камень живой,
каждый выступ лица дорогого.

Я давно уже истиной этой живу.
И какая б над миром ни шлялась погода,
я друзьям говорю: "Берегите Москву.
Это главная наша забота".

За грядою домов начинает светать.
Белый пар над прохожими вьется...
Берегите Москву. Ей стоять и стоять.
                Мы проходим... Она - остается.
   Г. Горбовский

Мы продолжаем работу над заявленным проектом, знакомя детей с достопримечательностями  родного города,  рассчитывая  на приобретение ими знаний об истории города, символике, достопримечательностях, именах тех, кто основал и прославил город.

    Центром интересов взрослых и детей стала самая главная выставка России – ВВЦ, являющаяся также и архитектурным памятником. Педагогами была проведена непосредственно образовательная деятельность по  знакомству с ВВЦ в разных образовательных областях: дети  знакомились с историей возникновения, рисовали, конструировали запомнившиеся им достопримечательности выставки.

Всё это способствовало возникновению естественного интереса у дошкольников и их родителей к всероссийскому выставочному центру, который они посетили самостоятельно, выполняя творчески-поисковые задания, и отразили свои впечатления в продуктивной деятельности. Активное участие родителей в проекте помогло организовать конкурс «Самое интересное место на ВВЦ». Нами проведен мастер - класса в рамках Фестиваля педагогических идей "Интеграция содержания видов детской деятельности в понимании ребенком социальных явлений" на тему "По достопримечательным местам столицы России", с интеграцией ЛЕГО технологий.

Продолжение нашего проекта стало участие в  Московском городском Фестивале конструирования «Москва вчера, сегодня  и завтра», где семейная команда представила свой проект «Детский парк  в центре  столицы «Росинка» в Зарядье», на месте снесенной гостиницы Россия.

     Творческий проект «Росинка» является великолепным средством для познавательного развития дошкольников с 4 до 7 лет, обеспечивающий интеграцию различных видов деятельности: область «Социализация», «Познание», «Безопасность», «Коммуникация». Является  средством формирования гражданской принадлежности, патриотических чувств.

      На достигнутом, мы не останавливаемся,  нами готовится к выпуску фильм о воспитании любви к родному городу дошкольников в процессе познавательно – исследовательской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством организации проектной деятельности

В материале рассмтриваются вопросы воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством организации проектной деятельности...

Педагогический ринг «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе духовно-нравственного воспитания»

Педагогический ринг «Формирование патриотических чувств  у детей дошкольного возраста  в процессе  духовно-нравственного воспитания» предоставляет возможность совершенс...

"Формирование представлений о нравственно-патриотических ценностях у детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"

Цель: воспитание любви к Отечеству, формирование ответственного отношения к окружающей природе и людям, становление устойчивой связи поколений....

План самообразования воспитателя ДОУ по теме: "Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей и культурой родного города."

Формирование патриотических чувств у детей  дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей и культурой родного города....