"Россия - Родина моя" - познавательный проект по нравственно - патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы
проект (подготовительная группа)

Селиванова Марина Николаевна

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Так же равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И, конечно, недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно- патриотического воспитания в семье.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Проект разработан для работы с детьми  подготовительного к школе дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за  родную страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_pod.gr_.docx229.08 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 77»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

«Россия – Родина моя»

познавательный проект

по нравственно – патриотическому воспитанию

в подготовительной к школе группе

«Детский сад № 77»
IMG_20250312_154755

Подготовила: Селиванова Марина Николаевна, воспитатель

«Россия начиналась не с меча, она с косы и плуга начиналась.

Не потому, что кровь не горяча, а потому, что русского плеча

Ни разу в жизни злоба не касалась...

И вечно тем сильна моя страна, что никого нигде не унижала.

Ведь доброта сильнее, чем война, как бескорыстие действеннее жала.

Встает заря, светла и горяча. И будет так вовеки нерушимо.

Россия начиналась не с меча, и потому она непобедима!»

Эдуард Асадов

Актуальность:

Что такое Родина? Все говорят об этом, но что, же подразумевается под этим словом? Место, где ты появился на свет? Страна, где прошло твоё детство? Или, быть может, где ты встретишь старость? Нет, Родина не определяется местом жительства и рождения. Настоящая Родина - это место, где человек чувствует себя частью этого места. Та страна, куда человек стремится возвращаться независимо от возраста и обстоятельств. Родина - тот уголок, который мы стремимся сберечь, защитить, сохранить. Там, где нам хорошо и свободно. Где мы можем быть самим собой. Родина - это место, где он провёл лучшие годы своей жизни, детские годы; это его судьба, к которой он ощущает свою сопричастность. Защищать и любить Родину - это обязанность каждого человека. И не национальность, или место проживания определяет это, а внутренние ощущения. Именно с детских лет, взрослые приучают маленького человека любить и гордиться Родиной, какой бы она ни была. Они учат уважать, любоваться, довольствоваться и развивать чувство патриотизма к своей стране. Познавая мир от взрослых, ребёнок приучается к традициям, религии и культуре своей семьи, а следственно и своего государства. В этом периоде жизни, он «впитывает всё как губка», запоминая даже малейшие детали.

Проблема:

Патриотизм - сложное и высокое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Так же равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И, конечно, недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно- патриотического воспитания в семье.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

 Цель проекта:

Формирование и приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям путем комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма.

Задачи проекта:

Обучающие:

  • Формировать понятие Родины, как места, где человек родился, и страны, где он живёт;
  • Формировать общественную активность личности, гражданскую позицию;
  • Закрепить знания детей о государственных символах России;

Развивающие:

  • Развивать мышление, коммуникативные качества личности;
  • Развивать познавательный интерес к изучению истории, культуры, природы родного края;
  • Развивать самостоятельность, ответственность;
  • Развивать навыки познавательной, творческой деятельности;

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к Родине и чувство патриотизма;
  • Воспитывать любовь к родителям, близким.

Тип проекта: коллективный, информационно – творческий.

Длительность работы над проектом – 6 месяцев.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели группы

Ожидаемый результат для детей:

Для детей:

Дети должны знать:

- символики России (флаг, герб, гимн России).

- символы России (береза, матрешка, деревянные ложки, бурый медведь, кокошник, самовар, балалайка…

-  народов, живущих на территории России, их быт, традиции;

Дети должны гордиться своим народом и его достижениями.

Для родителей:

  • Активное участие родителей в реализации проекта: в выставках, конкурсах, дискуссиях, других видах деятельности;
  • Укрепление взаимоотношений между детьми, родителями детей и педагогами;
  • Приобретение новых неизвестных до сих пор знаний об истории нашей Родины;
  • Осознание родителями важности гражданско-патриотического воспитания детей.
  • Для педагога.
  •  Разработать методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
  •  Повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, поможет сформировать заботливое отношение к нашей Родине.
  • Сформировать интерес к новому виду сотрудничества с семьей.
  • Сформировать мотивацию использования метода проектов в педагогической деятельности.
  • Создать методическую копилку по планированию проектной деятельности.

Продукт деятельности

Для детей:

  • Изготовление коллажа «Россия – Родина моя».
  • Организация выставок детского продуктивного творчества по плану проекта

Для родителей:

  • Оформление консультации для родителей в соответствии с планом проекта
  • Привлечение родителей в оказании посильной помощи в организации и реализации нравственно – патриотического проекта через расширение и обогащение предметно – развивающей среды;
  • Совместное участие в праздниках и развлечениях, в изготовлении экспонатов для выставок.
  • Фотоотчеты о проведенных мероприятиях с детьми

Для педагогов:

  • Формирование методической копилки по теме для осуществления совместной деятельности с детьми: «Стихи о Родине»;
  • Оформление ширмы-раскладушки «Неофициальные символы России»
  • Разработка конспектов НОД; мероприятий в соответствии с планом проекта
  • Родительское собрание в нетрадиционной форме «Широкая масленица»

Этапы реализации проекта

Этапы

Цель

Сроки

1.

Подготовительный этап

1. информирование родителей по теме проекта;

2. пополнение предметно-развивающей среды;

3. подборка иллюстраций, картин, презентаций по темам занятий и бесед;

4. подборка детской литературы по тематике проекта;

5. выбор материалов для реализации проекта.

Сентябрь

2.

Основной (практический

Реализация проекта через взаимодействие с детьми, родителями; внедрение различных форм работы во все виды деятельности детей.

Октябрь-январь

3.

Обобщающе-результативный этап

Создание условий для самовыражения и воплощения собственного замысла в совместной работе.

Февраль

4.

Презентация

Февраль

План мероприятий:

№ п/п

Направление

Тема мероприятия

Форма проведения

1.

«Физическое развитие»

1. Физминутки;

2. Пальчиковые игры: «Семья».

3. Подвижные игры: «Змейка-папа, змейка-мама, змейка вся моя семья",

4. Спортивное развлечение «День защитника Отечества», «Мы россияне».

5. Беседы: «Моя семья и я»

6. Народная игра: «Каравай». «Ручеек», «Карусели», «Пятнашки»

НОД, совместная деятельность в режимных моментах, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, драматизация, работа с родителями

2.

«Социально-коммуникативное развитие”

1. Сюжетно-ролевые игры: «Мой адрес», «Малая Родина», «Гербы России, округа, города».

2. Ситуация «Где мы будем жить, если не будет дома?»

3. Беседы: «Москва –столица нашей родины»

4. Игра-инсценировка «Россия-Родина моя!»

5. Дидактические игры: «Узнай наш флаг» «Кто в какой стране живет?» «Подбери родное слово» (подбор однокоренных слов к слову «береза») «Собери герб»

6. Виртуальная экскурсия по России (просмотр презентации «Достопримечательности Родины, поселка, края»). 

7.Экскурсии: 

Экскурсии: Посещения библиотеки,

Экскурсия к памятникам боевой славы земляков;

.

«Познавательное развитие»

1. НОД: «Мое Отечество- Россия», «Мы все – жители планеты Земля», «Мой родной край: заповедные места и памятники природы»

2. Наблюдение (рассматривание): ближайших улиц города, за проезжей частью дороги, транс портом, пешеходами, водителями.

3. Дидактические игры: «Мой адрес», «Поиски добрых слов», «Наша страна», «Малая Родина»

4. Беседа: «Береза – символ России»

Презентация: «Город чудный – город древний»

4.

«Речевое развитие»

1. НОД: Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина».

2. Чтение х/л: Ф. Глинка «Москва»

Л. Кассиль «Памятник солдату», «Москва», «Твои защитники»

А, Прокофьев «Нет на свете Родины красивей»

И. Токмакова «Красная площадь»

З. Александрова «Дозор»

С. Алексеев «Первый ночной таран»

Заучивание наизусть стихотворения С.Есенина «Белая береза» В.Брюсов «Москва»

А.Прокофьев «Нет на свете Родины прекрасней»

Н. Рубцов «Привет, Россия!»

3.Поговорки и пословицы о России
4. Дидактические игры: «Назови ласково», «Моя Россия», «Скажи на оборот», «Семейка слов».

5. Беседы: «Как велика моя земля, как широки ее просторы», «Народные традиции. «Хлебосольство»

6.Просмотр презентаций «Россия – Родина моя»

5.

«Художественно-эстетическое развитие».

1. Аппликация»: «Дружба народов», «Российский Флаг», «Брезовая роща», «Дружба народов России», «Дадим шар земной детям»

2. Рисование: «Дадим шар земной детям". "Российский флаг", «Русская матрешка»

3. Лепка: «Флаг Энгельса», «Мы едины, мы непобедимы!»».

4. Музыка: Слушание песен о Москве «Я шагаю по Москве», Слушание Гимн России.

Презентация: «Русская  матрешка»

7. Ресурсное обеспечение проекта:

Информационные ресурсы: СМИ, виртуальные экскурсии

Учебно-методические ресурсы: библиотека; игротека; фонотека.

Материально-технические ресурсы:

- Оформление фотоальбомов достопримечательностей, памятных мест,

- Оформление фотоальбомов мест проживания воспитанников, социальных объектов и предприятий.

- Канцелярские товары (картон, цветная бумага, пластилин, карандаши,      краски, клей)

- Интернет ресурсы (презентации):

9. Выводы:

Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы детей, бережному отношению к Родине, нравственно–патриотическому воспитанию и развитию игровой деятельности.

В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только создать методические материалы, дидактические игры как продукт реализации, но и дает толчок для дальнейшего развития и преобразования в ходе самостоятельной игры

Результатом освоения данного проекта является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно- нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группе. Тема проекта: «Малая Родина»

Тип проекта: информационный. Участники проекта:Подготовительная к школе группа. Возраст детей 6 - 7 лет.Воспитатели, родители. Пояснительная записка....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы на тему «День Победы»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.  Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно ...

«Россия, Родина моя!» Познавательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой «Югорский трамплин» и ФГОС ДО

Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязаннос...

Конспект нод по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы

конспект по патриотическому воспитанию , рассказывание про государственные символы страны России...

Краткосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Воспитаем патриотов»

Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью вели...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы «Путешествие по Волге»

Формировать нравственно- патриотические чувства у детей старшего дошкольного возраста, закреплять знания детей  о городах Нижний Новгород, Городец, Семенов и народных промыслах Нижегородского кра...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми подготовительной к школе группы "Блокадный Ленинград"

Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солда...