Статья для журнала "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ"
статья
В Законе РФ «Об образовании» № 273-ФЗ ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений от образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Перед ДОУ стоит важная задача модернизации социально педагогической практики взаимодействия общественного и семейного воспитания — развитие диалогических отношений «педагог — семья».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ
Моисеева Л.М., воспитатель
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 77
В Законе РФ «Об образовании» № 273-ФЗ ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений от образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Перед ДОУ стоит важная задача модернизации социально педагогической практики взаимодействия общественного и семейного воспитания — развитие диалогических отношений «педагог — семья».
Специалистам хорошо известен многократно доказанный факт, что семья и детский сад как первичные социальные воспитательные институты способны обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды для жизни, развития и самореализации ребенка. Главный эффект их успешного влияния не в дублировании, не в замене социальных функций одного института воспитания другим, а в гармоничном дополнении друг друга.
В настоящее время самой серьезной проблемой в отношениях между родителями и ребенком является недостаточное общение. Этому способствует современная жизнь, которая усугубляет изоляцию и дефицит общения ребенка и взрослого, приводит к тому, что родители и дети все больше отдаляются друг от друга. Как показывают исследования (Литягин А.В., Леонтьев А.Н., Петровский А.В., Козлова С.А. и др.) на психологический комфорт современной семьи оказывают влияние ряд неблагоприятных факторов:
- социально-экономический фактор, когда не удовлетворительные жилищно-бытовые условия или же занятость родителей сводит к минимуму общение с ребенком;
- социально-культурный фактор проявляется в ускорении темпа современной жизни, недостаточность условий для снятия эмоционального напряжения и расслабления, следствием чего является невротизация родителей;
- социально-психологический фактор выражается в дисгармонии семейных отношений и семейного воспитания, нарушении в сфере детско- родительских отношений.
Эти обстоятельства наносят вред отношениям доверия и эмоционального благополучия семьи, мешают родителям воспитывать детей в атмосфере радости и теплого общения. Не в наших силах изменить экономику, но оказать влияние на социально-культурные и социально-психологические факторы общения родителей и детей мы, педагоги, можем.
Поэтому хочется поделиться идеями проведения интересных и содержательных мероприятий для родителей и детей. Ведь семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) ставит перед специалистами не только задачу взаимодействия с родителями, но непосредственное их вовлечение в образовательную деятельность. Мы стараемся наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и искать новые, современные формы сотрудничества с родителями.
В основе взаимодействия семьи и детского сада лежит сотрудничество, инициаторами которого должны выступать мы – педагоги.
Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. Поэтому задача нас, педагогов, рассказать о назначении детского сада. Поскольку мы профессионально подготовлены к образовательной работе. Надо постараться создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса, заинтересовать родителей в совместной работе, объяснить, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Для этого надо:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов;
- поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
Всю работу с родителями планируем по следующим приоритетным направлениям:
- Изучение воспитательных возможностей семьи;
- Повышение правовой и психолого-педагогической культуры родителей;
- Совместная деятельность с родителями и детьми.
Взаимодействие с родителями выстраиваем на основе следующих принципов:
1. Принцип партнёрства: «Родители не ученики, а партнёры по общению».
Современные родители люди грамотные, и конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и пропаганды педагогических знаний, сегодня не актуальна. Гораздо эффективнее когда создана атмосфера взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности педагога разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
2. Принцип индивидуализации: «Для всех и для каждого».
Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Педагог, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, их настроение. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение педагога успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Принцип адресности: «Учёт специфики образовательных потребностей родителей».
Детский сад сегодня находится в режиме развития, представляет собой мобильную систему, быстро реагирующую на любые изменения, на образовательные потребности и воспитательные запросы родителей. В зависимости от этого меняются формы и направления работы с семьей.
Главная и первая задача ФГОС – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
4. Принцип системности: «К цели со всех сторон».
Любое, даже самое небольшое мероприятие в работе с родителями тщательно и серьезно готовится. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.
5. Принцип толерантности и открытости: «Я принимаю вас», «Для вас всегда открыты двери».
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагога с родителями. Ежедневное доброжелательное взаимодействие с родителями, значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
В результате проводимой работы, наблюдается позитивная динамика роста количества родителей:
- посещающих родительские собрания и консультации
- присутствующих на детских праздниках
- участвующих в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий
- оказывающих помощь в организации выставок и в оснащении педагогического процесса.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересна деятельность ДОУ. Никогда еще родители так часто не участвовали в совместных делах группы, детского сада и семьи.
Так мы постепенно объединяемся в команду единомышленников, социальных партнеров, имеющих общую цель – вырастить гармонично развитых, адаптированных к жизни в современном обществе людей.
Особое место в работе с детьми и их родителями уделяем формированию здорового образа жизни. Проводим беседы о пользе спорта, размещаем консультации на блоге детского сада, где каждому родителю удобно в любое время получить полезную информацию. В тесном взаимодействии с семьями проводятся интересные совместные мероприятия, разнообразные выставки, конкурсы, развлечения, досуги, реализуются мини-проекты. Например, учитывая специфику нашей группы, совместно с физкультурным работником провели спортивный досуг «Папа, мама, я – спортивная семья!», и с музыкальным руководителем новогодний утренник «Новогодняя сказка», на этих мероприятиях родители были непосредственными участниками, а не «зрителями с телефоном». Родители увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.
Еще один вид совместной деятельности родителей - детей - педагогов, который мы применяем в группе – это «Экскурсии выходного дня», когда дети с родителями и воспитателями выезжают в выходной день на экскурсию. Эта форма работы с родителями имеет определённый результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя совместного детско-родительского общения. Экскурсии формируют: развитие личности ребенка, формирование коллектива, как у детей, так и у взрослых, которые ближе знакомятся друг с другом, появление у детей и их родителей чувства удовлетворенности жизнедеятельностью в детском саду.
Экскурсии выходного дня помогают объединить родителей группы, узнать друг друга, найти общие интересы, а ребятам приобрести опыт общения не только друг с другом, но и с другими взрослыми. И хорошо, если рядом на первом этапе обучения детей правилам поведения в обществе будут родители, и своим примером покажут, как вести себя в той или иной ситуации.
Также в объединении родителей и детей хорошо помогает еще одна форма взаимодействия с родителями – это участие в конкурсах. Делая поделку, рисунок для конкурса родители ближе общаются с детьми, учат их ответственности, добиваются хорошего результата конкурса, объединяются для достижения общей цели.
Проектная деятельность с активным участием родителей дает возможность творческого проявления каждому из участников проектов – ребенку, родителям, воспитателю. Это та форма работы с семьей, где наиболее ощутим результат, работа над проектом приносит чувство удовлетворения и радости, создает ситуацию совместного творчества.
В нашей группе реализованы краткосрочные проекты: «Давайте знакомиться!», «Папа, мама, я – дружная семья!»; «Здравствуй, Новый год!»,«Моя мама лучше всех!», долгосрочный проект «Физиолого-гигиенические факторы как условие сохранения и укрепления здоровья дошкольников» и другие.
Для общения и постоянного контакта с родителями, ведем страничку в Vibir, на которой родители могут каждый день узнать все, что происходит в группе с их детьми, а «Видео уроки» помогают родителям правильно повторять пройденный в детском саду материал.
В результате проведенной работы родители, становясь активными участниками жизни и процесса обучения своих детей, чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают новые умения; могут наблюдать за своим ребёнком на фоне сверстников, что даёт возможность и дома применять подходящие методы воспитания и обучения детей; у них возникает доверие и уважение к воспитателям и другим сотрудникам детского сада; устанавливаются длительные дружественные связи с другими родителями, сплачивается коллектив группы.
В сознании детей возникает позитивная связь между семьёй и детским садом. Ребёнок чувствует, что в детском саду членов его семьи принимают с открытым сердцем, присутствие и участие родителей в совместной деятельности доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует его успехам, появляется гордость за родителей. Знакомство с другими взрослыми расширяет социальный опыт детей и даёт положительные модели для подражания. Дети из неполных семей смогут частично реализовать свою потребность в общении, внимании, ласке.
У воспитателей появляется возможность узнать и использовать в работе хобби родителей с детьми (например, рассказ о профессии, мастер класс по рисованию, умению смастерить дом или кормушку и т. д.); формируется чувство уважения по отношению к семьям воспитанников.
«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье» В. А. Сухомлинский.
Литература:
1. Арнаутова Е.П. статья Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях www.dou4sun.ru/files/File/biblioteka_arnautova-family-kg.pdf [дата последнего посещения 20.01.2020 г.]
2. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. Управление ДОУ. 2002. № 4.-С 66-67.
3. Данилина Т.А. статья «Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей»журнал Дошкольное воспитание, 2005. — № 1. – 249 с.
4. Доронова Т.Н. Взаимодействие детского дошкольного учреждения с родителями. М. 2014.
5. Сайт «В помощь студент»: статья «Социально-культурная и социально-педагогическая работа с родителями» http://shporiforall.ru/shpory/ekzamen-po-skd/45-socialno-kulturnaya-i-socialno-pedagogicheskaya-rabota-s-roditelyami.html [дата последнего посещения 24.01.2020 г.]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников
Можно ли представить жизнь современного ДОУ без тесных контактов с родителями? Давайте на мгновение включим фантазию и попробуем представить… Утром мамы и папы приводят детей к дверям детского сада, в...

Как стать компетентным в работе с родителями воспитанников
Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям.Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая ...

статья "Проблема взаимодействия педагогов и родителей в воспитании детей дошкольного возраста"
Раскрывается проблема взаимодействия педагогов и родителей в воспитании детей дошкольного возраста...

Статья "Организация взаимодействия педагогов и родителей на этапе подготовки детей к обучению в школе"
Опыт работы по организации взаимодейтсив япедагогв и родителей по подготовке детей к обучению в школе....

Статья о совместной работе с родителями. Развитие у дошкольников эмоционального отношения к народным играм.
Народная игра – одно из средств из педагогике. Народные игры могут и должны занимать достойное место в работе с дошкольниками. Новые условия жизни и быта современных людей не позволяют воспитывать люд...

Консультация для родителей " Как стать для своего ребёнка хорошими родителями? "
В консультации для родителей, предлагаю читателям рекомендации, как стать для своего ребёнка, дошкольного возраста, хорошими родителями. В простой и доступной форме рассмотрены темы: «Каждый реб...

Консультация для родителей "Помогите ребенку стать финансово грамотным. Рекомендации для родителей"
Консультация по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста...
