"Привлечение родителей в образовательный процесс по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста"
консультация
На современном этапе проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем, она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.73 КБ |
Предварительный просмотр:
"Привлечение родителей в образовательный процесс
по нравственно-патриотическому воспитанию
детей дошкольного возраста"
Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может.
Дж. Байрон
На современном этапе проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем, она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторических ценностей. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одного из духовных ценностей нашего народа.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Одним из важных условий патриотического воспитания детей, является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для ребенка младшего дошкольного возраста Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны.
В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — это первый источник передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно главная задача патриотического воспитания — воспитание с любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине.
Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, родителями под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как партнерам и привлечение их в жизнь детского сада.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей.
Совместное взаимодействие педагогов и родителей по данному направлению способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению семейных связей.
Задачами патриотического воспитания дошкольников являются:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Воспитатели в дошкольном образовательном учреждении должны работать таким образом, чтобы родители смогли:
- Понимать о том, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;
- Знать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;
- Стать эмоциональной поддержкой ребёнку в формировании чувства патриотизма.
Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, в патриотическом воспитании детей, необходимо привлекать их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.
Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.
На втором этапе родителям дают практические знания по формированию патриотических чувств у ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т. д.
Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах патриотического воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.
Общепризнано, что взаимодействие детского сада и семьи — важнейшее условие эффективной деятельности ДОУ в решении задач патриотического воспитания дошкольников. Освещая проблему организации работы с семьями по патриотическому воспитанию детей, исследователи рекомендуют вариативно использовать традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества с семьями воспитанников.
Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями:
Анкетирование «Семейные традиции», консультации в родительских уголках, родительские собрания, совместная деятельность детей и родителей:
Оформление рисунков «Мой любимый город», изготовление макетов с родителями, составление кроссвордов.
Поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории города экскурсии с фотокамерой, видеосъемкой (практическая помощь родителей), беседа, гостиные, круглый стол, совместные занятия родителей и детей, тренинги, практикумы, мастер-класс «Изготовление народных, обрядовых кукол».
Обсуждение и распространение семейного опыта.
Совместные детско-родительские встречи в различных формах:
конкурсы, спортивные мероприятия: «Совместное чтение – наша семейная традиция», «Мама, папа, я – дружная, спортивная, здоровая семья!», вечер народных игр и забав «Игры наших бабушек и дедушек», посиделки, досуги (фольклорный досуг), «Устное народное творчество - кладезь народной мудрости», «Чаепитие в русских традициях».
Акцент во взаимодействии с родителями необходимо ставить на проведение досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса: «День матери», семейный праздник «Домашний уют», развлечение «Семейные посиделки», выставки выходного дня, издание семейных газет, встреча с интересными людьми, ведение домашних читательских дневников и другое.
Актуальным является метод «Семейных проектов». Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполняется познавательным эмоционально насыщенным содержанием. Большая роль принадлежит наглядным формам просвещения через родительские уголки. Рубрики: «Вопрос — ответ», «Хочу все знать», «Душевные вечера». Папки-передвижки «Моя семья», фотомонтажи: «У нас интересно», «Кто лучше всех», «Счастливые моменты». Оформление семейных и групповых альбомов «Не скучная жизнь в детском саду», семейный вернисаж «Творческий калейдоскоп».
Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме нравственно - патриотического воспитания и организации полезного отдыха вместе с детьми, можно использовать такую инновационную форму работы как организация маршрутов выходного дня «Путешествие выходного дня», который включает в себя места, посвященные памятным и героическим событиям города, знаменитым людям. Дети не только будут получать знания о родном крае, городе в детском саду, но и активно участвовать в добывании этих знаний вместе с родителями. Данная работа поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою родину, любовь к родному краю, уважение традиций.
Задача педагогов заинтересовать родителей, показать важность таких маршрутов в воспитания нравственных основ гражданских и патриотических качеств, формирования первых представлений детей об окружающем мире, обществе и культуре. Результатом таких походов может стать создание семейных альбомов, презентаций, книг, где будут размещены рисунки, фотографии детей и родителей, сделанные ими у памятных мест.
Совместно с детьми и родителями необходимо обновлять и пополнять центр патриотического воспитания, принимать участие в продуктивно-исследовательской деятельности, формировать центр патриотического воспитания альбомами, папками, дидактическими играми пособиями, символикой.
Родителям и детям предлагается принимать участия в тематических выставках: «Наши руки не знают скуки», «Герб нашей семьи», «Мастерская Деда Мороза», «Наши добрые дела», «Космические зарисовки».
Оформление информационного стенда: «Рассказы о войне детям», фотоальбом «Никто не забыт» и т. д
В целях сохранения исторической преемственности поколений, воспитания бережного отношения к историческому прошлому и настоящему России, уважительного отношения к подвигам наших соотечественников во время Великой Отечественной войны, формирования духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств подрастающего поколения в детском саду ежегодно проходит праздник «Никто не забыт, ничто не забыто». Дети делают поздравительные открытки, поют песни военных лет, читают наизусть военные стихи.
Решать задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста возможно только при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Успеха в патриотическом воспитании детей можно достигнуть только тогда, когда сами взрослые будут знать историю своей страны, своего города, любить и уважать старшее поколение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Нравственно –патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через внедрение регионального компонента в Образовательную программу ДОУ»
Очень важным для воспитания патриотических чувств - исторические знания.Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству...

Консультация для родителей "Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к р...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)
(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

Особенности планирования работы нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Центр краеведения и нравственно-патриотического воспитания с детьми в младшей группе
Представлен опыт, система и последовательность информационной базы для нравственно - патриотического центра в средней группе...

Семинар на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в преддверии 75-летия празднования Дня Победы в ВОВ» Выступление на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
Семинар на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в преддверии 75-летия празднования Дня Победы в ВОВ»Выступление на тему: «Нравственно-патриот...

"Формирование нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста в свете реализации ФОП" (Совместная работа воспитателя и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.)
В содержании ФОП отмечается острая необходимость активизации процесса патриотизма дошкольников. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко отклика...

