Главные вкладки

    Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
    консультация

    Железнова Елена Артюшевна

    Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

    Л. С. Лихачев.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

    Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

    Л. С. Лихачев.

    Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

    В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

    Патриотическое воспитание-это основа формирования будущего гражданина.

    Патриотическое воспитание не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия человека, начиная с самого детства.

    Ребенок не рождается добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.

    Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям.

    Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести уже в дошкольном учреждении. В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

    Воспитать патриота своей Родины, принимающего близко к сердцу ее интересы и заботы можно, если воспитывать у дошкольников нравственно – патриотические чувства через музыкальную деятельность. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку поможет обстановка праздников и развлечений. Формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняться в хороших поступках, сами не замечая этого.

    «Музыка - необходимый душевный атрибут человеческого существования», - так говорил великий Аристотель.

    «Дело искусства – сохранять душу»- это слова нашего современника В. Распутина

    Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроение ребенка, способна преобразовать его нравственный и духовный мир я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями и специалистами. Мы вместе решаем, какую музыку использовать на комплексных, тематических занятиях, как ее лучше преподнести. Вместе с педагогами мы стремимся использовать и в повседневной жизни музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараемся сделать эти произведения знакомыми и любимыми.

    Большие потенциальные возможности заключаются в народной музыке.

    Народные музыкальные произведения в игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, чувством юмора.

    Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снижает чувство беспокойства, тревоги.

    В нашем саду есть аудио и видеозаписи народной музыки, сказки, звучание народного оркестра. Таким образом, я даю понятие«народная музыка»«оркестр народных инструментов». На занятиях я рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял неизвестно. Говорят - народ сложил эти песни, сказки, поэтому их называют народными. Старшим дошкольникам называю имена русских композиторов: М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский- Корсаков, говорю, что эти композиторы использовали народные мелодии в своем творчестве.

    Интонационные достоинства русских народных песен позволяют использовать их как в старшем возрасте, так и в младшем. Эти песни способствуют развитию певческих навыков, они очень эффективны в качестве распевания. Широко использую народную музыку для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, оркестра. Русская народная музыка постоянно звучит и в утренней гимнастике.

    Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, я воспитываю в них чувство патриотизма и национальной гордости.

    Следующим этапом работы – это использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для дошкольника Родина- мама, близкие родные люди. Это дом, двор, где играют. Это детский сад с его воспитателями и друзьями. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства малышей отмечается простотой и непосредственностью«А для милой мамочки испеку два пряничка». В мелодии песни А. Филлипенко «Пирожки» звучат и любовь, и ласка, и желание сделать маме приятное. У старших дошкольников чувства иные - это гордость и чувство дружелюбия. Такие песни я использую в разных ситуациях: на праздничных концертах, посвященных Женскому дню 8 Марта, на праздниках, посвященных «Дню Матери»«Дню Семьи». Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) мы стараемся закончить тематическим праздникам или развлечением. Особое значение в рамках нравственно – патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Дети с удовольствием разучивают песни этой тематики. Большое внимание уделяется теме Великой Победе. В этой теме совместно с воспитателями раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех лет. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, мы прививаем детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг. Подводим ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. 9 Мая один из главных праздников нашей страны. Песни победы звучат отовсюду. И наши воспитанники тоже поют песни военных лет и исполняют танцы на военную тематику.

    Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

    На мой взгляд, совместное решение задач нравственно – патриотического воспитания педагогами и мной, как музыкального руководителя нашего детского сада, дало ощутимые результатымузыка прочно вошла в быт детей, а значит заняла значительное место в их жизни.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре».

    В последнее время всё чаще педагоги говорят о необходимости воспитания подрастающего поколения на общечеловеческих ценностях и идеалах. Достойное место среди них занимает культура как совокупност...

    Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

    Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

    «Роль музыки в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

    laquo;Роль музыки в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»...

    Презентация "Музыка в формировании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста"

    Музыка в формировании  нравственно-патриотических чувств  у детей дошкольного возраста...