Дополнительная программа по художественно эстетическому развитию "Тестопластика "Мукасолька"
методическая разработка (средняя группа)

Патлина Ирина Александровна

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Направленность и уровень программы

Содержание программы «Тестопластика- Мукасолька» соответствует достижениям исконно-русской культуры и традиции. Следовательно, направленность курса дополнительного образования нельзя рассматривать отдельно от дошкольного образования РФ. И поэтому разработанная программа учитывает требования нормативно-правовой и концептуальной базы системы образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Данная программа реализует задачи ФГТ (физическое и художественно-эстетическое развитие). 

   В законе РФ «Об образовании» определен в качестве принципа государственной политики гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности (ст.2).

Практический гуманизм предусматривает обеспечение комплекса условий для развития каждого человека как высшей самостоятельной ценности, как индивидуальности. Рабочая программа «Тестопластика- Мукасолька» по общекультурному направлению является авторской, составитель: Патлина И.А.   

С давних времён в России  использовали тесто для изготовления всевозможных игрушек. Ласточки, голуби, зайчики, собачки, олени, свинки, коровки из теста имели ритуально-обрядовое значение – их использовали для зазывания весны или для рождественских поздравлений.

      В последнее время тестопластика обрела популярность, особенно среди детей. Техника лепки проста, для работы с тестом необходимо: соль, мука, вода. Тесто – материал очень пластичный, легко приобретает форму, изделия из него достаточно долговечны, а работа с солёным тестом доставляет радость и удовольствие. Дети имеют возможность видеть реальные плоды своего труда, фантазии, вкуса. К тому же, настенные украшения, забавные игрушки, сувениры из солёного теста создадут уют в помещении, наполнят его душевным теплом.

      Программа «Тестопластика «Мукасолька» имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу обучающихся. Процесс овладения определёнными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.

 

   Творчество есть реальное бытие индивидуальности. В инновационной модели образования закрепляется требование учета интересов, склонностей детей, их индивидуальных способностей при создании оптимальных условий для самовыражения в различных видах деятельности.

         Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – художественно эстетическая  деятельность ребенка.

        Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность является содержательным основанием эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему художественных действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа в целях эстетического освоения мира.

Психологи Венгер Л.А., Запорожец А.В. доказывают взаимосвязь видимых свойств образа с имеющимся у ребёнка эстетическим опытом. В связи с этим, полнота и точность образов восприятия зависят, от овладения детьми выразительными средствами и эстетическими эталонами, которые ребёнок присваивает так же, как всю духовную культуру (Выготский Л.С., Мухина В.С.) и от уровня владения операциями по соотнесению их со свойствами художественного объекта.

Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития. Эстетическое отношение к миру формируется у детей через творчество.

       Результаты современных исследований свидетельствуют о том, что формирова­ние детского творчества играет важней­шую роль в становлении полноценной личности, развитие способностей ребён­ка, его потребностей и мотивов поведе­ния.

Художественная деятельность – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Вот почему изобразительная деятельность выступает как содержательная основа, важнейшее условие эстетического развития детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства.

К продуктивным видам художественной деятельности детей относится аппликация, лепка, тестопластика, и др.

 Тестопластика - искусство создания объемных и рельефных изделий из теста (соленого, заварного, сдобного), которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера.     

     Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому, что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить, как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

           Искусство лепки из солёного теста ста­ло в наши дни чрезвычайно популярно. Мука и соль - это природные, экологи­чески безопасные продукты. При их сое­динении получается чудесный материал для лепки. Искусство лепки из солёного теста не случайно называется тестопластикой или биокерамикой.

  

Человек будущего должен быть созидателен, личностью с развитым чувством и активным творческим началом. Развитие творчества - это один из «мостиков», ведущих к развитию  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dop_testoplastika_mukasolka_patlina_i.a.doc811.5 КБ
Файл dop_patlina_mukasolka.pptx211.84 КБ

Предварительный просмотр:

Структура

Раздел

Наименование

Страница

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

1.1.

Направленность и уровень программы

3

1.2.

Актуальность программы

4

1.3.

Отличительные особенности программы

6

1.4.

Цель и задачи программы

7

1.5.

Планируемые результаты освоения программы

8

2.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

10

2.1.

Адресат программы

10

2.2.

Условия реализации программы

10

3.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

14

7.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

17

8.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

18

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Направленность и уровень программы

Содержание программы «Тестопластика- Мукасолька» соответствует достижениям исконно-русской культуры и традиции. Следовательно, направленность курса дополнительного образования нельзя рассматривать отдельно от дошкольного образования РФ. И поэтому разработанная программа учитывает требования нормативно-правовой и концептуальной базы системы образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Данная программа реализует задачи ФГТ (физическое и художественно-эстетическое развитие). 

   В законе РФ «Об образовании» определен в качестве принципа государственной политики гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности (ст.2).

Практический гуманизм предусматривает обеспечение комплекса условий для развития каждого человека как высшей самостоятельной ценности, как индивидуальности. Рабочая программа «Тестопластика- Мукасолька» по общекультурному направлению является авторской, составитель: Патлина И.А.    

С давних времён в России  использовали тесто для изготовления всевозможных игрушек. Ласточки, голуби, зайчики, собачки, олени, свинки, коровки из теста имели ритуально-обрядовое значение – их использовали для зазывания весны или для рождественских поздравлений.

      В последнее время тестопластика обрела популярность, особенно среди детей. Техника лепки проста, для работы с тестом необходимо: соль, мука, вода. Тесто – материал очень пластичный, легко приобретает форму, изделия из него достаточно долговечны, а работа с солёным тестом доставляет радость и удовольствие. Дети имеют возможность видеть реальные плоды своего труда, фантазии, вкуса. К тому же, настенные украшения, забавные игрушки, сувениры из солёного теста создадут уют в помещении, наполнят его душевным теплом.

      Программа «Тестопластика «Мукасолька» имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу обучающихся. Процесс овладения определёнными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.

   Творчество есть реальное бытие индивидуальности. В инновационной модели образования закрепляется требование учета интересов, склонностей детей, их индивидуальных способностей при создании оптимальных условий для самовыражения в различных видах деятельности.

         Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – художественно эстетическая  деятельность ребенка.

        Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность является содержательным основанием эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему художественных действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа в целях эстетического освоения мира.

Психологи Венгер Л.А., Запорожец А.В. доказывают взаимосвязь видимых свойств образа с имеющимся у ребёнка эстетическим опытом. В связи с этим, полнота и точность образов восприятия зависят, от овладения детьми выразительными средствами и эстетическими эталонами, которые ребёнок присваивает так же, как всю духовную культуру (Выготский Л.С., Мухина В.С.) и от уровня владения операциями по соотнесению их со свойствами художественного объекта.

Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития. Эстетическое отношение к миру формируется у детей через творчество.

       Результаты современных исследований свидетельствуют о том, что формирование детского творчества играет важнейшую роль в становлении полноценной личности, развитие способностей ребёнка, его потребностей и мотивов поведения.

Художественная деятельность – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Вот почему изобразительная деятельность выступает как содержательная основа, важнейшее условие эстетического развития детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства.

К продуктивным видам художественной деятельности детей относится аппликация, лепка, тестопластика, и др.

 Тестопластика - искусство создания объемных и рельефных изделий из теста (соленого, заварного, сдобного), которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера.     

     Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому, что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить, как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

           Искусство лепки из солёного теста стало в наши дни чрезвычайно популярно. Мука и соль - это природные, экологически безопасные продукты. При их соединении получается чудесный материал для лепки. Искусство лепки из солёного теста не случайно называется тестопластикой или биокерамикой.

 

Человек будущего должен быть созидателен, личностью с развитым чувством и активным творческим началом. Развитие творчества - это один из «мостиков», ведущих к развитию  

1.2. Актуальность программы

       Программа соответствует действующим нормативным правовым актам и государственным программным документам:

Документы федерального  уровня:

  • Концепция развития дополнительного образования детей на 2014-2020 гг. (Утверждена Распоряжением Правительства РФ № 1726-р 4 сентября 2014 г.)
  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)»
  • Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4..3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

Документы регионального  уровня:

  • Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01.07.2013 года №68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре»,
  • Постановление  Правительства Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 09.10.2013г. №413-п «О государственной программе Ханты Мансийского автономного округа-Югры «Развитие образования в Ханты Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года» (с изменениями на 30.11.2018);
  • Концепция персонифицированного финансирования системы дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре,

Документы  институционального  уровня:

  • Устав МАДОУ д/с «Росинка»

    Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания

Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.  Дети очень любят лепить. Зачем современному ребёнку лепка? Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

      Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.

Возраст от 3 до 7 лет - время наиболее бурного развития ребенка. Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие способности детей. Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации. Развивать творческие способности ребёнка лучше начинать с дошкольного детства, именно этот возраст имеет непреходящее значение в становлении первооснов личности. Весь путь формирования личности пролегает между задатками и способностями.

В работе с детьми используются три вида лепки:

  • лепка предметная,
  • лепка сюжетная,
  • лепка декоративная.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.

Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.

Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс.

Специфику лепки определяет материал.

Почему именно тесто? Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.

В лепке ребенок не просто рассматривает формы предмета – он осязает его своими органами чувств. А чем большее количество органов,   принимает участие в восприятии, тем отчетливее становится впечатление.

Вылепленную поделку можно рассмотреть и потрогать. Ребенку интересно показать ее другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

1.3. Отличительные особенности программы

Новизна связана с тем, что “Приобщение детей к художественному   развитию творческих способностей детей” является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Программа носит инновационный характер, так как приобщает детей   к искусству посредством нетрадиционной лепке и дает немалый толчок детскому воображению и фантазии.

 Новизна и отличительные особенности.

  • на занятиях в кружках дети учатся планировать свою работу, реализовывать воображаемые идеи в реально существующие объекты;
  • создание трехмерных объектов развивает пространственное мышление;
  • во время работы ребенок также учится синхронизировать работу обеих рук, а при лепке точных деталей улучшается их мелкая моторика;
  • в подобном творческом процессе хорошо развивается сенсорная чувствительность, восприятие цвета, формы, фактуры и т.д.;
  • тестопластика включает в себя множество задач – подготовка исходного материала, лепка, составление композиций, использование инструментов и подручных средств, работа с красками и еще многое другое;
  • получив и освоив начальные навыки, ребенок готов к самостоятельному творчеству, в процессе которого замечательно развивается фантазия малыша;
  • в кружках нет обязательной программы, ребенок выполняет только то, что ему по силам;
  • по той же причине занятия могут проводиться в форме игры;
  • заинтересованный в конечном результате ребенок гораздо легче учится усидчивости и концентрации, чем при выполнении скучных упражнений по обведению кружочков в прописях;
  • свободное общение во время занятий в кружке дает предпосылки к коллективному творчеству;
  • само по себе тесто является теплым, эко логичным, легко отстирывающимся и доступным материалом.

Целесообразность.  Реализация программы рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, мышления и усидчивости. Программа разработана как специализированная для дополнительного образования детей 4-6  лет   по художественно-эстетическому развитию.

Отличительная особенность программы заключена в том, что педагог, отталкиваясь от конкретного содержания занятия, сам творит каждое занятие, программа должна рассматриваться не как неукоснительные требования, а как рекомендации. Программа играет роль общего ориентира, где очерчивается круг рассматриваемых проблем, педагог имеет возможность сам конструировать своё занятие, исходя из индивидуальных возможностей и особенностей учащихся.

Вот и выходит, что лепка - это не только интересно, но и полезно. Кроме того, после подобных занятий ребенку будет проще совладать с ручкой или карандашом, а значит можно избежать лишних слез и переживаний при подготовке к школе.

Занятия в мастерской тестопластики даст уникальную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. У каждого ребенка появляется возможность создать свой удивительный мир.

1.4. Цель и задачи программы

Цель:

Развитие художественно-творческих способностей, творческой активности детей в процессе нетрадиционной лепки из соленого теста.

Задачи:

Обучающие задачи:

1. Способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса через занятия лепкой из соленого теста;

2. Содействовать развитию интереса детей к художественному творчеству;

3. Обогатить предметно-развивающую среду группы, способствующую проявлению творческой активности детей.

4. Формировать у детей навыки лепки, умения работать  самостоятельно.                                                                                                                                                                                                                                                                                            

5. Формировать навыки  безопасного пользования различными материалами и инструментами при работе с солёным тестом (стеки, ножницы, скалка и т. д.)

6. Приобщать детей к коллективной творческой деятельности, совместному труду, взаимопомощи.

 Развивающие задачи:

1. Активизировать интерес к   лепке;

2.  Развивать тонкую моторику рук, стимулирующей развитие речи;

3.  Обогащать эмоциональную сферу ребенка.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать аккуратность, внимание, эстетический вкус.

2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

1.5. Планируемые результаты освоения программы

     

       Оценка уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы проводится

посредством входного и итогового контроля.

  • Входной контроль определяет готовность обучающихся к обучению по конкретной программе и проводится в форме: наблюдения.
  • Итоговый контроль выявляет степень сформированности практических умений и навыков учащихся в выбранном ими виде деятельности. Итоговый контроль осуществляется в форме: наблюдений, бесед, творческих заданий.

               

По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:

  • высокий - программный материал усвоен обучающимися детьми полностью, воспитанник точно воспроизводит движения;
  • средний - усвоение программы в полном объеме, основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения;
  • ниже среднего - усвоение программы в неполном объеме, отсутствие основных элементов в структуре движений.

Планируемые результаты

Входящий контроль

Итоговый контроль

1. Ребенок пытается  различать и называть способы лепки;

  • 1.Ребенок умеет скатывать прямыми движениями, самостоятельно отделяет от большого куска небольшие комочки и скатывает круговыми движениями;

2. Ребёнок с помощью взрослого создает индивидуальные художественные образы, используя различные известные ему способы лепки

 

  • 2. Ребенок самостоятельно  передает сюжетную композицию лепки из нескольких частей; создает индивидуальные художественные образы, соединяет 2-3 знакомые формы,  используя различные известные ему и средства

выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т.д.).

3. Ребёнок пытается передавать сюжетную композицию, используя разные ее  варианты с элементами перспективы с помощью взрослого.

  • 3. Ребёнок самостоятельно умеет соединять концы в виде кольца, защипывает края формы кончиками пальцев, расплющивание;

4.Ребёнок пытается использовать разные техники и ее варианты в работе

  • 4. Ребенок использует разные техники и ее  варианты с элементами перспективы (оттягивание части от основной формы, сглаживание поверхности формы, присоединение части, прижимание, примазывание, вдавливание для получения полой формы)

5. Ребенок соблюдает технику безопасности с предметами (стека, расческа, зубная щетка)

  • 5. Ребенок использует в своей работе технику безопасности в  лепки (стеки, расчестки и т.д.)

 

2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

2.1. Адресат программы

 

       Программа художественной направленности  «Тестопластика «Мукасолька» ориентирована на детей дошкольного возраста 4-6 лет. Основная форма работы  – групповая. Ведущая деятельность – игровая.

Форма обучения – очная.

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей.

       В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.

  Важным показателем развития ребёнка-дошкольника 4-5 лет является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изготавливаемых детьми предметов довольно широк. В поделках появляются детали. Замысел детской поделки может меняться по ходу изготовления. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Лепка начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую композицию и осуществляют поиск способов её исполнения.

    Рассматривают красочный иллюстрированный материал, картинки. Проявляют интерес к изобразительной деятельности, эмоционально-положительно относятся к ее процессу и результатам. Осваивают изобразительные навыки, пользуются тестом, красками.   пластилином. Сотрудничают со взрослым в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании др.).

Возраст, возрастные особенности детей.

        Изобразительная деятельность детей 5-6 лет становится разнообразнее и сложнее. Это связано с тем, что в психологическом и физиологическом отношении ребенок стал более развитым. Старшие дошкольники в состоянии лепить из целого куска теста, моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их. Усложнение учебных заданий обосновано дальнейшим развитием детей. Значительно расширяется их опыт; они приобретают много новых знаний благодаря наблюдению окружающей жизни, чтению художественной литературы, рассказам взрослых и т. д. Старшему дошкольнику доступны понимание и передача в поделке изменений положения некоторых частей тела человека: поднятые руки, согнутые в коленях ноги. Умение создавать выразительный образ связано с развитием способности замечать характерные черты предметов.

Объем и сроки реализации программы

Программа «Тестопластика «Мукасолька»   общей продолжительностью 64 академических часа. Режим занятий 2  раза в неделю по 1 академическому часу которое состоит из теоретической и практической части  (до 20 минут).

.  

2.2. Условия реализации программы

Набор детей в группу осуществляется свободно. Состав может быть: постоянный или переменный.

Группы формируются по возрастному принципу. Максимальное количество групп – одна.

Форма проведения занятий – групповая.

Особенности организации образовательного процесса

Принципы построения работы:

  • от простого к сложному,
  • связь знаний, умений с жизнью, с практикой,
  • доступность,
  • системность знаний,
  • воспитывающая и развивающая направленность,
  • всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений,

            навыков,

  • активность и самостоятельность,
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Демонстрационный и раздаточный материал должен соответствовать:

  1. Экологической безопасности.
  2. Требованиям техники безопасности.
  3. Дидактическим требованиям.
  4. Требованиям эстетического оформления.

           Изучение материала начинается с несложных заданий, затем расширяется, совершенствуется и обогащается. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий, он придает учебно – воспитательному процессу привлекательную, доступную для дошкольников форму, облегчает процесс запоминания и освоения техники выполнения элементов, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Эмоциональность на занятиях достигается использованием художественного слова, музыкального сопровождения. Данная программа предусматривает построение процесса обучения по спирали с усовершенствованием на каждом этапе до качественного нового уровня знаний. Программа предусмотрена для 4-5 лет, является первым этапов в освоении лепки из теста.

Особенности организации образовательного процесса

  1. От простого к сложному: вначале следует убедиться в том, что ребенку знакомы предметы, с которыми он ежедневно сталкивается, что  у него сформированы основные представления о предмете (цвете, форме, величине, назначении и т. д.), и только затем вводить предметы, с которыми ребенок не соприкасается постоянно.
  2. От общего к частному: изучение объекта следует начинать с основных признаков, позволяющих отличить его от других объектов. Предъявляемый предмет должен быть максимально приближен к эталону (принцип натуральности). В некоторых случаях следует исключить излишние детали, способные затруднить начальное восприятие объекта.

Материально-техническое и методическое оснащение

 Методы и приемы обучения.

  • Словесные методы: метод творческой беседы (предлагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога), рассказ, объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
  • Наглядные методы: (показ педагога, пример, помощь), прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию).
  • Метод моделирования ситуаций: создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности.
  • Практические методы: (самостоятельное и совместное выполнение поделки).  

Технологии:

  • Здоровье сберегающие технологии: проведение релаксационных упражнений.
  • Игровые технологии: игры на развитие внимания и памяти игровому самомассажу кистей и пальцев рук,
  • ИКТ технологии:
  • Технологии сотрудничества.

Программно-методическое обеспечение


п/п

Название

         Автор

  Год издания

1

«Фигурки из солёного теста». - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, Ф49

Деревянко Т.

2010 г.

2

Фантазии из солёного теста. – М.: Эксмо,

Рубцова Е.В.

2008 г.

3

Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез,  

Дьяченко О.М.

2013 г.

4

«Шедевры из соленого теста» ООО ТД «Издательство Мир книги» 2010г.

Зимина Н. В

2010 г.

5

«Поделки из соленого теста. Развиваем творческие способности детей» издательство - Оникс

Анистратова А.А.,

Гришина Н.И.

2010 г.

6

«Дети в мире творчества» Кн. для педагогов дошк. учреждений - Москва : Мнемозина,

Комарова Т.С.

1995г.

7

«Соленое тесто: шаг за шагом» - Харьков,

Хоменко В.А.

2007г.

8

«Вкусная лепка для детей» Издательский дом «Цветной мир» Москва

Лыкова И. А.,

Шипунова В. А.

2014г.

Оборудование

  Оборудование и материалы.

Количество

Стул детский

15

Стол

8

Настенная доска

1

Телевизор

1

Ноутбук

1

Тесто для лепки

15 пачек

Мука  

21 кг

Соль  

10 кг

  • Скалка для раскатывания теста

15 шт

  • Краски для раскрашивания (акрил, гуашь — любые водорастворимые красители)

15 шт

  • Набор кистей для раскрашивания

15 шт

  • Емкость для воды

15 шт

  • Формочки и инструменты для лепки из теста   и инструменты для теста GENIO KIDS для лепки (можно кулинарные)

3 набора,  

Сухие  и влажные салфетки

По 5 пачек

Пищевые красители – 6 цветов

4 набора,  

Стека

15 шт.

Коврик для лепки

15 шт.

Стеки для лепки и моделирования 8шт набор

1набор  

Кадровое обеспечение программы – программа реализуется без предъявления

требований к уровню образования и  квалификации педагога.

 Ожидаемый результат.

Средний возраст:

  • Овладеют различными приемами преобразования материалов.
  • Освоят обобщенные способы работы.
  • Разовьют познавательные, конструктивные способности.
  • Разовьют интерес к результату и качеству поделки.
  • Разовьют мелкую моторику рук.

Старший возраст:

  • Разовьется поисковая деятельность.
  • Освоят умение анализировать поделку.
  • Сформируется положительное отношение к труду.
  • Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.
  • Подготовится рука к письму.

Формы подведения итогов реализации данной программы являются: выставки, открытые мероприятия, украшение интерьера, участие в смотрах, конкурсах детского сада, поселка, района.

Рецепты соленого теста.

РЕЦЕПТ № 1

2 стакана муки

1 стакан соли

3/4 стакана воды

РЕЦЕПТ № 3

2 стакана муки

3 ст. ложки соли

1 ст. л. лимонной кислоты

2 ст. л. масла растительного

1 стакан воды

РЕЦЕПТ № 2

1, 5 стакана муки

0, 5 стакана крахмала

1 стакан соли

3/4 стакана воды

РЕЦЕПТ № 4

2 стакана муки

1 стакан соли

100 г клея ПВА

80 г стакана воды

  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН (4-5 лет)

Месяц

 

Количество занятий

всего

теория

практика

 Форма контроля

Раздел 1 Основы безопасной работы с материалами

9

5

4

История возникновения соленого теста. Виды соленого теста.

2

1

1

Беседа, Наблюдение, практическое задание

Рабочее место и инструменты. Техника безопасности при работе с соленым тестом и со стеками.

1

1

Наблюдение, практическое задание

«Замесили тесто мы» Как приготовить соленое тесто. Знакомство с техникой безопасности при работе с тестом.

2

1

1

практическое задание

Как лепить из соленого теста. Приемы работы.

2

1

1

Наблюдение, практическое задание

Сушка и раскраска поделок.

2

1

1

Наблюдение, практическое задание

Раздел 2 Мастерилки

55

2

53

«Я пеку- пеку, пеку Колобок» Раскрашивание готовых изделий

2

0

2

Наблюдение, практическое задание

  «Грибочки для белочки» Раскрашивание готовых изделий

2

0

2

Наблюдение, практическое задание

«Серенькая мышка в гости к нам пришла».

Знакомство с техниками работы с тестом «Лепим сыр для мышки».

2

0

2

Наблюдение, практическое задание

«Солнышко».

Способы раскрашивания. Раскрашивание «Солнышка».

2

0

2

Наблюдение, практическое задание

 «Плюшки завитушки» Раскрашивание готовых изделий

1

0

1

Наблюдение, практическое задание

«Фрукты и овощи».

Раскрашивание готовых изделий.

Форма фруктов. Изготовление фруктов из соленого теста.

2

0

2

Наблюдение, практическое задание

Бусы для мамы. История бус. Рассматривание слайдов, иллюстраций с изображением различных видов бус. Привлечение жизненного опыта детей. Форма бусин.

1

0

1

Наблюдение, практическое задание

Изготовление бус из соленого теста. Раскрашивание готовых изделий

2

0

2

Наблюдение, практическое задание

Окрашивание теста. «Разноцветное тесто»

1

0

1

Наблюдение, практическое задание

«Сердечко для мамочки» Раскрашивание готовых изделий

1

0

1

Наблюдение, практическое задание

Знакомство с техниками работы с тестом

«Зайка серенький сидит и ушами шевелит»

2

1

1

Наблюдение, практическое задание

«Елочка»

Раскрашивание готовой формы.

2

0

2

Наблюдение, практическое задание

«Ёлочные украшения»

2

0

2

Наблюдение, практическое задание

«Снежинка» «Покружилась звёздочка в воздухе немножко, села и растаяла на моей ладошке».

Раскрашивание готовой формы.

1

0

1

Наблюдение, практическое задание

«Снеговик» «Накатаем из снега комков и слепим мы снеговиков»

1

0

1

Наблюдение, практическое задание

 Знакомство с техниками работы с тестом «Маленький утёнок Кряк».

2

0

2

Наблюдение, практическое задание

 «Лепим чайную посуду»

Раскрашивание готовой формы.

2

0

2

Наблюдение, практическое задание

 Создание панно «Убежали от Федоры…»

1

0

1

Наблюдение, практическое задание

 «Пирог» Раскрашивание готовой формы.

1

0

1

Наблюдение, практическое задание

«Яблочки наливные»

Раскрашивание готовой формы.

1

0

1

Наблюдение, практическое задание

«Подарок для папы»

2

0

2

Наблюдение, практическое задание

«Печенье»

.

1

0

1

Наблюдение, практическое задание

Ягода – малина

2

0

2

Наблюдение, практическое задание

«Чудо-дерево»

1

0

1

Наблюдение, практическое задание

Создание панно ««Чудо-дерево»

1

0

1

Наблюдение, практическое задание

«Подарок маме»

Раскрашивание готовой формы.

1

0

1

Наблюдение, практическое задание

Изготовление из соленого теста магнитов на холодильник по собственному эскизу.

2

0

2

Наблюдение, практическое задание

Магниты на холодильник из соленого теста.

Оформление (раскрашивание, покрытие лаком).

1

0

1

Наблюдение, практическое задание

Река. Озеро. Пруд. Беседа о водоемах нашего района. Рассматривание фотографий, иллюстраций с изображением водоемов. Привлечение жизненного опыта детей. Кто или что в воде живет?

Рыбы. Беседа о многообразии рыбных пород. Рассматривание иллюстраций с изображением рыб. Привлечение жизненного опыта детей. Рассматривание формы рыбы. Лепка рыбки из соленого теста.

2

1

1

Наблюдение, практическое задание

«Забавные рыбки» Раскрашивание рыбок.

2

0

2

Наблюдение, практическое задание

«Гнёздышки для птиц».

Раскрашивание готовой формы.

1

0

1

Наблюдение, практическое задание

Раскрашивание готовой формы

«Птички прилетели».

2

0

2

Наблюдение, практическое задание

«Ромашка»

Раскрашивание готовой формы.

2

0

2

Наблюдение, практическое задание

«Цыплята» Раскрашивание готовой формы.

1

0

1

Наблюдение, практическое задание

«Божья коровка» Раскрашивание готовой формы.

1

0

1

Наблюдение, практическое задание

«Улитка» Раскрашивание готовой формы.

1

0

1

Наблюдение, практическое задание

Итоговое «Тестопластика» «Чему я научился».

1

0

1

Выставка детских работ «Весёлая ярмарка». 

Итого

64

7

57

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (5-6 лет)

Месяц

 

Количество занятий

всего

теория

практика

 Форма контроля

Раздел 1 Основы безопасной работы с материалами

9

5

4

Рабочее место и инструменты. Техника безопасности при работе с соленым тестом и со стеками.

2

1

1

Беседа, Наблюдение, практическое задание

Королева Мука в гости детей позвала

«Замесили тесто мы» Как приготовить соленое тесто. Знакомство с техникой безопасности при работе с тестом.

1

1

Наблюдение, практическое задание

Как лепить из соленого теста. Приемы работы.

2

1

1

практическое задание

«Знакомство с тестом»

2

1

1

Наблюдение, практическое задание

Сушка и раскраска поделок.

2

1

1

Наблюдение, практическое задание

Раздел 2 Мастерилки

55

2

53

«Знакомство с цветным тестом.

«Цветные гусеницы на листочке»

2

0

2

Наблюдение, практическое задание

  «Разноцветные листочки»

 

2

0

2

Наблюдение, практическое задание

 «Грибочки для белочки» Раскрашивание готовых изделий

2

0

2

Наблюдение, практическое задание

  «Плюшки завитушки» Раскрашивание готовых изделий

2

0

2

Наблюдение, практическое задание

«Фрукты и овощи».

Раскрашивание готовых изделий.

Форма фруктов. Изготовление фруктов из соленого теста.

1

0

1

Наблюдение, практическое задание

«Лепка божьей коровки из соленого теста»

Раскрашивание готовых изделий

2

0

2

Наблюдение, практическое задание

Бусы, браслеты для мамы.   Изготовление бус и браслетов из соленого теста. Раскрашивание готовых изделий

1

0

1

Наблюдение, практическое задание

Изготовление Совы из соленого теста. Раскрашивание готовых изделий

2

0

2

Наблюдение, практическое задание

Окрашивание теста. «Разноцветное тесто»

1

0

1

Наблюдение, практическое задание

«Сердечко для мамочки» Раскрашивание готовых изделий

1

0

1

Наблюдение, практическое задание

«Зайка серенький сидит и ушами шевелит» Раскрашивание готовой формы.

2

1

1

Наблюдение, практическое задание

 «Ёлочные украшения»

Раскрашивание готовой формы.

2

0

2

Наблюдение, практическое задание

«Снегири» Раскрашивание готовой формы.

2

0

2

Наблюдение, практическое задание

 «Снеговик» «Накатаем из снега комков и слепим мы снеговиков»

Раскрашивание готовой формы.

1

0

1

Наблюдение, практическое задание

«Лепим сказку»

«Лепка Зайку из соленого теста»

«Раскрашивание красками из соленого теста»

1

0

1

Наблюдение, практическое задание

 Знакомство с техниками работы с тестом «Маленький утёнок Кряк».

2

0

2

Наблюдение, практическое задание

 «Лепим чайную посуду»

Раскрашивание готовой формы.

2

0

2

Наблюдение, практическое задание

  Лепим посуду «Убежали от Федоры…»

1

0

1

Наблюдение, практическое задание

 «Пирог» Раскрашивание готовой формы.

1

0

1

Наблюдение, практическое задание

«Яблочки наливные»

Раскрашивание готовой формы.

1

0

1

Наблюдение, практическое задание

«Подарок для папы»

«Кружка для папы»

2

0

2

Наблюдение, практическое задание

«Пчёлка»

«Раскрашивание красками «Пчелки» из соленого теста»

1

0

1

Наблюдение, практическое задание

Ягода – малина

2

0

2

Наблюдение, практическое задание

Цветик-семицветик»

«Раскрашивание красками «Цветика - семицветика»

1

0

1

Наблюдение, практическое задание

 «Мышонок на сыре» (цветное тесто).  

1

0

1

Наблюдение, практическое задание

«Подарок маме»

Раскрашивание готовой формы.

1

0

1

Наблюдение, практическое задание

Изготовление из соленого теста магнитов на холодильник по собственному эскизу.

2

0

2

Наблюдение, практическое задание

Магниты на холодильник из соленого теста.

Оформление (раскрашивание, покрытие лаком).

1

0

1

Наблюдение, практическое задание

 «Забавные рыбки»  

2

1

1

Наблюдение, практическое задание

Раскрашивание рыбок.

2

0

2

Наблюдение, практическое задание

«Гнёздышки для птиц».

Раскрашивание готовой формы.

1

0

1

Наблюдение, практическое задание

Раскрашивание готовой формы

«Птички прилетели».

2

0

2

Наблюдение, практическое задание

«Ромашка»

Раскрашивание готовой формы.

2

0

2

Наблюдение, практическое задание

«Цыплята» Раскрашивание готовой формы.

1

0

1

Наблюдение, практическое задание

«Божья коровка» Раскрашивание готовой формы.

1

0

1

Наблюдение, практическое задание

«Улитка на листке» Раскрашивание готовой формы.

1

0

1

Наблюдение, практическое задание

Итоговое «Тестопластика» «Чему я научился».

1

0

1

Выставка детских работ «Весёлая ярмарка». 

Итого

64

7

57

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа «Тестопластика «Мукасолька»» состоит из 2 разделов, работа над которыми продолжается в течение одного года с детьми (4-6 лет).

1-й раздел «Основы безопасной работы с материалами» - призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными правилами безопасной работы с стекой и природным материалом.

В раздел включены следующие темы:

  • Беседа «История возникновения соленого теста. Виды соленого теста»
  • Беседа «Рабочее место и инструменты. Техника безопасности при работе с соленым тестом и со стеками»
  • Беседа «Как лепить из соленого теста. Приемы работы»
  • Беседа «Сушка и раскраска поделок»

2-ой раздел «Мастерилки» - направлен на развитие у детей мелкой моторики посредством работы с соленым тестом.

В раздел включены следующие темы:

  • «Я пеку- пеку, пеку Колобок»
  •   «Грибочки для белочки» «Птицы волшебного леса» (из учебного плана)
  • «Серенькая мышка в гости к нам пришла».
  • «Солнышко».
  • «Плюшки завитушки»
  • «Фрукты и овощи».
  • Бусы для мамы
  • Разноцветное тесто»
  • «Сердечко для мамочки»
  • «Зайка серенький сидит и ушами шевелит»
  • «Елочка»
  • «Снежинка»
  • «Снеговик»
  • «Маленький утёнок Кряк».
  • «Лепим чайную посуду»
  • «Убежали от Федоры…»
  • «Пирог»
  • «Яблочки наливные»
  • «Подарок для папы»
  • «Печенье»
  • Ягода – малина
  • «Чудо-дерево»
  • «Подарок маме»
  • Магниты
  • Река.
  • «Забавные рыбки»
  • «Гнёздышки для птиц».
  • «Птички прилетели».
  • «Ромашка»
  • «Цыплята»
  • «Божья коровка»
  • «Улитка»

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ( 1 год)

№ п.п.

Месяц

 № учебной недели

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Раздел 1. «Основы безопасной работы с материалами»

1

Октябрь

5 учебная неделя

По расписанию

Традиционное

Теоретическое

2

История возникновения соленого теста. Виды соленого теста.

Групповая комната

Вопросы - ответы

2

Октябрь

6 учебная неделя

По расписанию

Традиционное

Теоретическое

1

Рабочее место и инструменты. Техника безопасности при работе с соленым тестом и со стеками.

Групповая комната

Вопросы - ответы

3

Октябрь

7 учебная неделя

По расписанию

Практическое

2

«Замесили тесто мы» Как приготовить соленое тесто. Знакомство с техникой безопасности при работе с тестом.

Территория детского сада

Наблюдение,

Практическое задание

4

Октябрь

8 учебная неделя

По расписанию

Практическое

2

Как лепить из соленого теста. Приемы работы.

Территория детского сада

Наблюдение,

Практическое задание

5

Октябрь

 9 учебная неделя

По расписанию

Практическое

2

Сушка и раскраска поделок.

Раздел 2. «Мастерилки»

5

Октябрь

 10 учебная неделя

По расписанию

Практическое

2

«Я пеку- пеку, пеку Колобок» Раскрашивание готовых изделий

Групповая комната

Практическое задание

6

Октябрь

 11 учебная неделя

По расписанию

Практическое

2

  «Грибочки для белочки» Раскрашивание готовых изделий

Групповая комната

Практическое задание

7

Октябрь

 12 учебная неделя

По расписанию

Практическое

2

«Серенькая мышка в гости к нам пришла».

Знакомство с техниками работы с тестом «Лепим сыр для мышки».

Групповая комната

Практическое задание

8

Октябрь  

13 учебная неделя

По расписанию

Практическое

2

«Солнышко».

Способы раскрашивания. Раскрашивание «Солнышка».

Групповая комната  

Практическое задание

9

Ноябрь

14 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

 «Плюшки завитушки» Раскрашивание готовых изделий

Групповая комната  

Практическое задание

10

Ноябрь

15 учебная неделя

По расписанию

Практическое

2

«Фрукты и овощи».

Раскрашивание готовых изделий.

Форма фруктов. Изготовление фруктов из соленого теста.

Групповая комната  

Практическое задание

11

Ноябрь

16 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

Бусы для мамы. История бус. Рассматривание слайдов, иллюстраций с изображением различных видов бус.

Групповая комната  

Практическое задание

12

Ноябрь

17 учебная неделя

По расписанию

Практическое

2

Изготовление бус из соленого теста. Раскрашивание готовых изделий

Групповая комната  

Практическое задание

13

Ноябрь

18 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

Окрашивание теста. «Разноцветное тесто»

Групповая комната  

Практическое задание

14

Декабрь

19 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

«Сердечко для мамочки» Раскрашивание готовых изделий

Групповая комната  

Практическое задание

15

Декабрь

20 учебная неделя

По расписанию

Практическое

2

Знакомство с техниками работы с тестом

«Зайка серенький сидит и ушами шевелит»

Групповая комната  

Практическое задание

16

Декабрь

21 учебная неделя

По расписанию

Практическое

2

«Елочка»

Раскрашивание готовой формы.

Групповая комната  

Практическое задание

17

Декабрь

22 учебная неделя

По расписанию

Практическое

2

«Ёлочные украшения»

Групповая комната  

Практическое задание

18

Декабрь

21 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

«Снежинка» «Покружилась звёздочка в воздухе немножко, села и растаяла на моей ладошке».

Раскрашивание готовой формы.

Групповая комната  

Практическое задание

19

Декабрь

21 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

«Снеговик» «Накатаем из снега комков и слепим мы снеговиков»

Групповая комната  

Практическое задание

20

Декабрь

22 учебная неделя

По расписанию

Практическое

2

 Знакомство с техниками работы с тестом «Маленький утёнок Кряк».

Групповая комната  

Практическое задание

21

Январь

23 учебная неделя

По расписанию

Практическое

2

 «Лепим чайную посуду»

Раскрашивание готовой формы.

Групповая комната  

Практическое задание

22

Январь

24 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

 Создание панно «Убежали от Федоры…»

Групповая комната  

Практическое задание

23

Январь

24 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

 «Пирог» Раскрашивание готовой формы.

Групповая комната  

Практическое задание

24

Январь

25 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

«Яблочки наливные»

Раскрашивание готовой формы.

Групповая комната  

Практическое задание

25

Январь

25 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

«Подарок для папы»

Групповая комната  

Практическое задание

26

Январь

26 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

«Печенье»

.

Групповая комната  

Практическое задание

27

Январь

26 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

Ягода – малина

Групповая комната  

Практическое задание

28

Февраль

27 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

«Чудо-дерево»

Групповая комната  

Практическое задание

29

Февраль

27 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

Создание панно ««Чудо-дерево»

Групповая комната  

Практическое задание

30

Февраль

28 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

«Подарок маме»

Раскрашивание готовой формы.

Групповая комната  

Практическое задание

31

Февраль

28 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

Изготовление из соленого теста магнитов на холодильник по собственному эскизу.

Групповая комната  

Практическое задание

32

Февраль

29 учебная неделя

По расписанию

Практическое

2

Магниты на холодильник из соленого теста.

Оформление (раскрашивание, покрытие лаком).

Групповая комната  

Практическое задание

33

Март

29 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

Река. Озеро. Пруд.

Групповая комната  

Практическое задание

34

Март

30 учебная неделя

По расписанию

Практическое

2

«Забавные рыбки» Раскрашивание рыбок.

Групповая комната  

Практическое задание

35

Март

30 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

«Гнёздышки для птиц».

Раскрашивание готовой формы.

Групповая комната  

Практическое задание

36

Апрель  

31 учебная неделя

По расписанию

Практическое

2

Раскрашивание готовой формы

«Птички прилетели».

Групповая комната  

Практическое задание

37

Апрель

32 учебная неделя

По расписанию

Практическое

2

«Ромашка»

Раскрашивание готовой формы.

Групповая комната  

Практическое задание

38

Май

33 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

«Цыплята» Раскрашивание готовой формы.

Групповая комната  

Практическое задание

39

Май

33 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

«Божья коровка» Раскрашивание готовой формы.

Групповая комната  

Практическое задание

40

Май

34 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

«Улитка» Раскрашивание готовой формы.

Групповая комната  

Практическое задание

41

Май

34 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

Итоговое «Тестопластика» «Чему я научился».

Групповая комната  

Практическое задание

        

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК  (2–й год обучения)

№ п.п.

Месяц

 № учебной недели

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Раздел 1. «Основы безопасной работы с материалами»

1

Октябрь

5 учебная неделя

По расписанию

Традиционное

Теоретическое

1

Рабочее место и инструменты. Техника безопасности при работе с соленым тестом и со стеками.

Групповая комната

Вопросы - ответы

2

Октябрь

6 учебная неделя

По расписанию

Традиционное

Теоретическое

2

Королева Мука в гости детей позвала

«Замесили тесто мы» Как приготовить соленое тесто. Знакомство с техникой безопасности при работе с тестом.

Групповая комната

Вопросы - ответы

3

Октябрь

7 учебная неделя

По расписанию

Практическое

2

Как лепить из соленого теста. Приемы работы.

Территория детского сада

Наблюдение

Практическое задание

4

Октябрь

8 учебная неделя

По расписанию

Практическое

2

«Знакомство с тестом»

Территория детского сада

Наблюдение

Практическое задание

5

Октябрь

 9 учебная неделя

По расписанию

Практическое

2

Сушка и раскраска поделок.

Групповая комната

Раздел 2. «Мастерилки»

5

Октябрь

 10 учебная неделя

По расписанию

Практическое

2

«Знакомство с цветным тестом.

«Цветные гусеницы на листочке»

Групповая комната

Практическое задание

6

Октябрь

 11 учебная неделя

По расписанию

Практическое

2

  «Разноцветные листочки»

 

Групповая комната

Практическое задание

7

Октябрь

 12 учебная неделя

По расписанию

Практическое

2

 «Грибочки для белочки» Раскрашивание готовых изделий

Групповая комната

Практическое задание

8

Октябрь  

13 учебная неделя

По расписанию

Практическое

2

  «Плюшки завитушки» Раскрашивание готовых изделий

Групповая комната  

Практическое задание

9

Ноябрь

14 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

«Фрукты и овощи».

Раскрашивание готовых изделий.

Форма фруктов. Изготовление фруктов из соленого теста.

Групповая комната  

Практическое задание

10

Ноябрь

15 учебная неделя

По расписанию

Практическое

2

«Лепка божьей коровки из соленого теста»

Раскрашивание готовых изделий

Групповая комната  

Практическое задание

11

Ноябрь

16 учебная неделя

По расписанию

Практическое

2

Бусы, браслеты для мамы.   Изготовление бус и браслетов из соленого теста. Раскрашивание готовых изделий

Групповая комната  

Практическое задание

12

Ноябрь

17 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

Изготовление Совы из соленого теста. Раскрашивание готовых изделий

Групповая комната  

Практическое задание

13

Ноябрь

18 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

Окрашивание теста. «Разноцветное тесто»

Групповая комната  

Практическое задание

14

Декабрь

19 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

«Сердечко для мамочки» Раскрашивание готовых изделий

Групповая комната  

Практическое задание

15

Декабрь

20 учебная неделя

По расписанию

Практическое

2

«Зайка серенький сидит и ушами шевелит» Раскрашивание готовой формы.

Групповая комната  

Практическое задание

16

Декабрь

21 учебная неделя

По расписанию

Практическое

2

 «Ёлочные украшения»

Раскрашивание готовой формы.

Групповая комната  

Практическое задание

17

Декабрь

22 учебная неделя

По расписанию

Практическое

2

«Снегири» Раскрашивание готовой формы.

Групповая комната  

Практическое задание

18

Декабрь

21 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

 «Снеговик» «Накатаем из снега комков и слепим мы снеговиков»

Раскрашивание готовой формы.

Групповая комната  

Практическое задание

19

Декабрь

21 учебная неделя

По расписанию

Практическое

2

«Лепим сказку»

«Лепка Зайку из соленого теста»

«Раскрашивание красками из соленого теста»

Групповая комната  

Практическое задание

20

Декабрь

22 учебная неделя

По расписанию

Практическое

2

 Знакомство с техниками работы с тестом «Маленький утёнок Кряк».

Групповая комната  

Практическое задание

21

Январь

23 учебная неделя

По расписанию

Практическое

2

 «Лепим чайную посуду»

Раскрашивание готовой формы.

Групповая комната  

Практическое задание

22

Январь

24 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

  Лепим посуду «Убежали от Федоры…»

Групповая комната  

Практическое задание

23

Январь

24 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

 «Пирог» Раскрашивание готовой формы.

Групповая комната  

Практическое задание

24

Январь

25 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

«Яблочки наливные»

Раскрашивание готовой формы.

Групповая комната  

Практическое задание

25

Январь

25 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

«Подарок для папы»

«Кружка для папы»

Групповая комната  

Практическое задание

26

Январь

26 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

«Пчёлка»

«Раскрашивание красками «Пчелки» из соленого теста»

Групповая комната  

Практическое задание

27

Январь

26 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

Ягода – малина

Групповая комната  

Практическое задание

28

Февраль

27 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

Цветик-семицветик»

«Раскрашивание красками «Цветика - семицветика»

Групповая комната  

Практическое задание

29

Февраль

27 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

 «Мышонок на сыре» (цветное тесто).  

Групповая комната  

Практическое задание

30

Февраль

28 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

«Подарок маме»

Раскрашивание готовой формы.

Групповая комната  

Практическое задание

31

Февраль

28 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

Изготовление из соленого теста магнитов на холодильник по собственному эскизу.

Групповая комната  

Практическое задание

32

Февраль

29 учебная неделя

По расписанию

Практическое

2

Магниты на холодильник из соленого теста.

Оформление (раскрашивание, покрытие лаком).

Групповая комната  

Практическое задание

33

Март

29 учебная неделя

По расписанию

Практическое

2

 «Забавные рыбки»  

Групповая комната  

Практическое задание

34

Март

30 учебная неделя

По расписанию

Практическое

2

Раскрашивание рыбок.

Групповая комната  

Практическое задание

35

Март

30 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

«Гнёздышки для птиц».

Раскрашивание готовой формы.

Групповая комната  

Практическое задание

36

Апрель  

31 учебная неделя

По расписанию

Практическое

2

Раскрашивание готовой формы

«Птички прилетели».

Групповая комната  

Практическое задание

37

Апрель

32 учебная неделя

По расписанию

Практическое

2

«Ромашка»

Раскрашивание готовой формы.

Групповая комната  

Практическое задание

38

Май

33 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

«Цыплята» Раскрашивание готовой формы.

Групповая комната  

Практическое задание

39

Май

33 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

«Божья коровка» Раскрашивание готовой формы.

Групповая комната  

Практическое задание

40

Май

34 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

«Улитка на листке» Раскрашивание готовой формы.

Групповая комната  

Практическое задание

41

Май

34 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

Итоговое «Тестопластика» «Чему я научился».

Групповая комната  

Практическое задание

        

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы

1. Антипова А. М. «Соленое тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками». Изд. Дом «Владис», 2007.

2. Лыкова И. А. «Художественный труд в детском саду». – М. :Изд. дом «КАРАПУЗ», 2008.

3. Романовская А. Л. «Поделки из соленого теста». – Издательство АСТ, 2006.

4. Рубцова Е. «Фигурки из соленого теста делаем сами»Ростов-на-Дону: Изд. дом «Владис», 2011.

5. Синеглазова М. О. Удивительное соленое тесто. М. : Издательский Дом МСП, 2006.

6. Соленое тесто. Поделки, игрушки, сувениры, панно, фоторамки / сост. С. Ю. Ращупкина. – М. : Рипол классик, 2011.

7. Соленое тесто : украшения, сувениры, поделки / сост. К. Силаева – М. : Изд-во Эксмо, 2004.

8. Фирсова А. Чудеса из солёного теста М. : Айрис-Пресс, 2008.

9. Хананова И. Н. «Соленое тесто».- М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008.

10. Чибрикова О. В. «Азбука соленого теста».- Издательство ЭКСМО, 2010.

7.  Литература для детей

 

1. Горичева В. С., Агибина М. И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия и Ко»,  1998 г.

2. Горичева В.С., Филиппова Т. В. «Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок». Ярославль, «Академия и Ко»,  2000 г.

3. Лебедева Е. Г. «Простые поделки из бумаги и пластилина» М., «Айрис – Пресс», 2012 г.

4. Изольда Кискальт  «Соленое тесто»  М. «АСТ-Пресс»

5. Романовская А.Л., Чезлов Е.М. «Поделки из соленого теста» - М., «АСТ-Пресс»,  2008 г.

6. Катерина Дмитриева «Подарки: Техники. Приемы. Изделия» - М.: «АСТ-ПРЕСС», 1999 г.

7. Лыкова И., Грушина Л. «Пир на весь мир из соленого теста» - М.: Издательский дом «Карапуз», 2008 г.

8. Диброва А.  «Поделки из соленого теста»  - М.: Издательство: ООО "Книжный клуб семейного досуга", 2008 г.

 

Интернет - ресурсы

     1. Соленое тесто форум М. Антипова

         http://www.booksiti.net.ru/books/6232675

2.     Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры

http://urokilepki.ru/2011/11/kak-sdelat-busy-iz-solenogo-testa/

3.     Соль, мука, вода - вот и все дела!

http://funny-family.biz/hobbies/sol-muka-voda.html

4.     Лепка из солёного теста для детей: мастер – классы из журналов http://ejka.ru/blog/plastilin/765.html

5.     Лепка из соленного теста

http://rudocs.exdat.com/docs/index-335967.html

6.     Поделки из теста для лепки

http://vmzkirov.ru/js/include/podelki-iz-testa-dlya-lepki

7.     Лепка: глина, пластика, соленое тесто

http://mastera-rukodeliya.ru/index.php?start=2100

8.     Рождественский декор из соленого теста. Идеи, мастер-классы.

http://idea-fx.blogspot.com/

9.      Поделки из солёного теста - Поделки

http://podelkihandmade.ru/razdeli/podelki/podelki-iz-solnnogo-testa.ht…

                 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИНФОРМАЦИЯ по дополнительным образовательным услугам Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности « Тестопластика « Мукасолька » Возраст обучающихся: 4-5 лет Срок реализации: 1 год Руководитель воспитатель: Патлина И.А.

Слайд 2

Цель: Развитие художественно-творческих способностей, творческой активности детей в процессе нетрадиционной лепки из соленого теста. Задачи: Обучающие задачи: 1. Способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса через занятия лепкой из соленого теста; 2. Содействовать развитию интереса детей к художественному творчеству; 3. Формировать у детей навыки лепки, умения работать самостоятельно. 4. Формировать навыки безопасного пользования различными материалами и инструментами при работе с солёным тестом (стеки, ножницы, скалка и т. д.) 6. Приобщать детей к коллективной творческой деятельности, совместному труду, взаимопомощи. Развивающие задачи: 1. Развивать тонкую моторику рук, стимулирующей развитие речи; 2. Обогащать эмоциональную сферу ребенка. Воспитательные задачи: 1. Воспитывать аккуратность, внимание, эстетический вкус. 2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

Слайд 3

Ждем ваших детей на « Тестопластике – Мукасолька » Конечный результат программы: Ребенок проявляет устойчивый интерес к тестоплатике . Проявляет самостоятельность и творчество при реализации замысла. Составляет разнообразные композиции с большим количеством дополнительных элементов. Использует дополнительные материалы в декорировании изделия. Имеет четкие представления о сочетании цвета и применяет их при реализации художественного решения. Ребенок становится аккуратным и соблюдает порядок на рабочем месте. Инструменты после работы приводит в порядок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная программа по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник рисования «Разноцветный мир»

Программа дополнительного образования по обучению изобразительной деятельности, представляет собой развивающий образовательный курс, направленный на развитие познавательной активности и творческой акт...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз».

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Каприз»....

Дополнительная программа по художественно-эстетическому воспитанию

Данная программа рассчитана на детей дошкольного возраста 6-7 лет....

Программа дополнительной образовательной услуги художественно-эстетической направленности «Волшебный сундучок» по развитию художественно творческих способностей детей

На занятиях в творческой мастерской  у детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.Заняти...