Наличие программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовывавшихся) в образовательной организации
проект (подготовительная группа)

Голубчикова Альбина Альбертовна

Наличие программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовывавшихся) в образовательной организации

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon programma.pdf3 МБ
Файл proekt_volshebnyy_mir_zvukov.docx33.92 КБ
Файл proekt_shirokaya_maslenitsa.docx48.39 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект

"Волшебный мир звуков"

Разработала:

музыкальный руководитель

Голубчикова А.А.

г.Нягань, 2024

Характеристика проекта:

По виду: музыкально - исследовательский.

По длительности: краткосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы.

Проблема:

Для развития и поддержки познавательной активности детям необходимы новые, необычные и разнообразные впечатления. Однако это не всегда возможно в условиях детского образовательного учреждения, особенно при большой наполняемости групп.

Актуальность проблемы:

Познавательная активность ребенка - это ключевой аспект его развития, который особенно актуален в дошкольном возрасте. Данный термин охватывает широкий спектр действий, связанных с процессом познания, включая заинтересованное восприятие информации, стремление углубить свои знания, самостоятельный поиск ответов на вопросы и проявление творческих способностей.

На протяжении многих лет исследование формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста занимает важное место в психолого-педагогических исследованиях. Особенно остро стоит задача повышения этой активности в контексте подготовки детей к школьному обучению. Исследования показывают, что многие дети, находящиеся на пороге школы, демонстрируют снижение познавательной активности и недостаточную потребность в самостоятельном познании окружающего мира. Это может негативно сказаться на их готовности к обучению и адаптации в школе.

Для решения данной проблемы необходимо применять методы и приемы, которые способствуют развитию познавательной активности, обогащают положительный опыт и развивают коммуникативные навыки у детей. Одним из таких методов является совместное исследование свойств музыкального и немузыкального звука, включая использование шумовых музыкальных инструментов. Эти инструменты, как традиционные, так и необычные, могут значительно обогатить образовательный процесс.

К. Орф впервые ввел шумовые инструменты в обучение детей, что позволило сделать музыку доступной для всех. Освоение этих инструментов не требует специальной подготовки и значительного времени, как это необходимо для традиционных музыкальных инструментов. Это дает возможность детям сразу же начать играть и получать опыт через практическую деятельность.

Игра на шумовых инструментах способствует развитию любознательности, воображения, речевой инициативы и преодолению застенчивости у детей. Элементарное музицирование удовлетворяет потребность детей в движении и самовыражении. Более того, некоторые шумовые инструменты можно создать своими руками, что вызывает еще больший интерес к музыке и желание исследовать новые звуковые миры.

Таким образом, использование шумовых музыкальных инструментов в образовательном процессе может значительно повысить познавательную активность детей, способствуя их всестороннему развитию и готовности к школьному обучению.


Цели:

- Развитие и поддержка познавательной активности.

- Развитие слуховой сосредоточенности, музыкальной отзывчивости детей.

Задачи:

-  Обогащение музыкального опыта: Создание среды для активного взаимодействия с музыкой.

- Знакомство с инструментами: Исследование различных музыкальных инструментов и их типов.

- Овладение приемами игры: Обучение основам игры на шумовых инструментах.

- Развитие слуха и моторики: Улучшение ритмического восприятия и мелкой моторики через игру.

- Развитие воображения: Стимулирование творческих способностей через импровизацию и создание музыки.

- Исследование звука: Вовлечение детей в эксперименты со свойствами звука.

- Творческое музицирование: Содействие совместному созданию музыки и развитию социальных навыков.

Эти задачи направлены на гармоничное развитие детей через музыку.

Ожидаемые результаты:

- Повышение эмоциональной отзывчивости: Дети станут более чувствительными к музыке и творческому процессу, что приведет к усилению их заинтересованности и вовлеченности.

- Закрепление навыка игры на шумовых инструментах: Дети смогут уверенно использовать простые шумовые музыкальные инструменты, развивая свои навыки на доступном уровне.

- Улучшение диагностических показателей: Ожидается рост показателей в различных видах музыкальной деятельности, включая слуховое восприятие, ритмическое чувство и творческое самовыражение.

- Стабилизация эмоционально-психического состояния: Занятия музыкой помогут детям лучше справляться с эмоциями, улучшая общее психоэмоциональное состояние и создавая позитивную атмосферу для обучения и общения.

Эти результаты будут способствовать всестороннему развитию детей, формируя у них уверенность в своих силах и желание исследовать мир музыки.

Этапы проекта:

1. Целеполагание: Определение проблемы, целей и задач проекта.

2. Разработка проекта: Создание плана занятий, подбор материалов и инструментов.

3. Выполнение проекта: Реализация проекта с активным участием детей и воспитателей.

4. Подведение итогов: Обобщение знаний, оценка результатов и сбор отзывов для улучшения.

Эти этапы помогут организовать и эффективно реализовать проект.Формы реализации проекта:

Исследование звуков окружающего мира.

Изготовление необычных шумовых инструментов, исследование свойств их звука.

Игра на знакомых инструментах под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским стихам и песенкам.

Звуковая иллюстрация стихов.

Прослушивание «Сказок-шумелок»(Малыгина М.П.)

Методы: показ, объяснение, совместное творчество, наблюдение, исследование, экспериментирование.

Итог проекта

Развлечение «Музыкальное путешествие»

Режим реализации проекта:

• Музыкально-игровая деятельность с детьми была интегрирована в перспективное и календарное планирование, осуществляясь во время музыкальных занятий два раза в неделю согласно утвержденному плану. Эти занятия включали разнообразные игры, песни и ритмические упражнения, способствующие развитию музыкальных навыков и творческого самовыражения детей.

• В свободное время дети имели возможность слушать аудиоматериалы, соответствующие теме проекта. Это позволило углубить их понимание музыкальных произведений и стилей. Кроме того, они повторяли некоторые игры и упражнения, что способствовало закреплению полученных знаний и навыков, а также развитию их уверенности в музыкальной деятельности.

Таким образом, режим реализации проекта обеспечил систематический подход к обучению и творческому развитию детей, создавая благоприятные условия для активного участия и вовлеченности каждого ребенка.

Планирование музыкально-игровой деятельности:

Звуки вокруг нас.

1. «Посидим, помолчим, послушаем» А. Гогоберидзе.

2. Аудиозаписи: «На бабушкином дворе», «Пение соловья», «Гуси», «Кузнечики», «Улетают журавли», «Котик мурлычет», «Осенний дождик».

3. Слушание песни А. Соболевой «Песенка дождя».

Акцентирование внимания детей на многообразии окружающих нас звуков, формирование умения рассуждать об услышанном и побуждение творчески мыслить. Воспитание внимательности, слуховой сосредоточенности и эмоциональной отзывчивости.

Звучащее дерево

Деревянные кубики, карандаши, коробочки разных размеров, деревянная посуда, шишки, ритмические кубики. Музыкальные инструменты: ложки, трещотки, ксилофон, рубель.

1.Беседа-демонстрация «Деревянные звуки»

2.Аудиозапись «Ложкари»

3.Дидактическая игра «На чем играет кукла Катя» Н.Кононовой

4.Игра «Бусинки» Т.Тютюнниковой

5.Игра «Хомячок» А.Соболевой

Сосредоточить внимание детей на звуках, издаваемых деревянными предметами.

Развитие чувства ритма, творческих и исполнительских навыков.

Учить различать тембры разных деревянных инструментов.

Развитие чувства ритма, внимательности, эмоциональной отзывчивости, укрепление чувства коллектива.

Погремушки

Погремушки, маракасы, погремушки из подручных материалов ( баночек из-под йогурта, коробочек из киндер-сюрприза, пластиковых бутылочек, жестяных коробок и консервных банок и.т.д.) с использованием разных наполнителей: крупы, гороха, фасоли, камушков, песка и.т.д.)

1.Беседа-демонстрация «Такие разные погремушки»

2.Игра «Хохотушки-тарахтушки» Т.Тютюнниковой

3. Ритмический аккомпанемент к русским народным песням «Ах вы, сени», «Светит месяц».

4. Дидактическая игра «Найди щенка» Н.Кононовой (вместо пения используется игра на погремушках)

Продемонстрировать разное звучание разных погремушек.

Развитие ритмического слуха, внимательности, слуховой концентрации,

исполнительских навыков, желания творить, импровизировать.

Развитие эмоциональной отзывчивости, коммуникативных качеств, укрепление чувства коллектива.

Бумажный карнавал.

Бумажные листы разной текстуры: газета, тетрадь, гофре, упаковочная; целлофан и полиэтилен, бумажные бабочки и.т.д.

1.Беседа-демонстрация «Шуршащее королевство»

2.Игры «Бумажное шествие», «Шуршащее приветствие» Т.Тютюнниковой

3.»Танец бумажных бабочек»

Познакомить с шуршащими звуками и предметами, их издающими, развивать тонкости тембрового слуха.

Развитие творческого мышления и навыков свободной импровизации.

Развитие ритмического чувства, двигательно-слуховой координации, эмоциональной отзывчивости.

Звуки дружат.

Использование всех вышеперечесленных атрибутов и музыкальных инструментов.

1.«Солнышко- золотое донышко» (песенка-игра) Т.Тютюнниковой (муз.А.Соболевой)

2. Звуковые иллюстрации стихов: «Зарядка» В.Данько, «Утренние звуки» Э.Фарджен, «Весна» Г.Сапгира»

3. «Мышиная история» Е.Железновой

4.Песни «Лунный кораблик» Т.Тютюнниковой, «Звездный вальс» А.Филиппенко.

Обобщение пройденного материала, развитие тонкостей тембрового слуха, ритмического чувства, навыков элементарного музицирования, желания и способности познавать, исследовать, творить, импровизировать, развитие коммуникативных качеств, уверенности в своих силах и возможностях, укрепление чувства коллектива.

Список используемой литературы:

1. Т. Э. Тютюнникова. «Бим, бам, бом» выпуск 1. СПб: 2003 г.

2. И. С. Штепина. «Особенности развития познавательной активности дошкольников» // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. С. 89-91.

3. А. Усачев. «Если бросить камень вверх». М.: 2008 г.

4. М. П. Малыгина. «Сказки-шумелки». [Электронный ресурс]. Доступно по ссылке: http://www.m-w-m.

5. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. М.: 2005 г.

6. Журнал «Музыкальный руководитель», № 6, 2008 г.

Сценарий развлечения

Цель:

Погрузить детей в сказочный мир музыкальных звуков , продуктивно разнообразить их досуг, стимулировать познавательную активность.

Программные задачи:

«Социально-коммуникативное развитие»

• Развитие у детей коммуникативных навыков через взаимодействие со сверстниками в совместных играх, музыкально-ритмической деятельности и музицировании. Это поможет детям научиться выражать свои мысли и эмоции, а также слушать и понимать других.

• Формирование уважительного и доброжелательного отношения между детьми, что создаст атмосферу доверия и поддержки в группе.

• Объединение детей и педагогов в единый дружный коллектив через совместное проживание одного музыкального образа и настроения, что будет способствовать сплоченности и взаимопониманию.

«Речевое развитие»

• Развитие разговорной речи детей посредством обсуждения музыкальных инструментов, их особенностей и звучания. Это поможет детям лучше формулировать свои мысли и расширять лексический запас.

• Расширение словарного запаса детей через использование новых терминов, связанных с музыкой и музыкальными произведениями.

«Художественно-эстетическое развитие»

• Формирование и развитие эстетического вкуса у детей, что будет способствовать их способности воспринимать красоту музыки и искусства в целом.

• Обогащение слухового, двигательного и эмоционального опыта детей через знакомство с лучшими образцами русского музыкального фольклора и шедеврами классической музыки.

• Демонстрация детьми умений и навыков, полученных на музыкальных занятиях, что укрепит их уверенность в себе и желание делиться своими достижениями.

• Стимулирование эмоциональной отзывчивости и повышение интереса у детей к музыкально-ритмической деятельности и игре на музыкальных инструментах.

«Познавательное развитие»

• Обобщение знаний детей, полученных в рамках проекта «Волшебный мир звуков», что поможет систематизировать и углубить их понимание музыки.

• Развитие метроритмического чувства у детей, что является важным аспектом музыкального обучения.

• Развитие навыков игры на детских музыкальных инструментах, что способствует формированию музыкальности.

• Формирование чувства ансамбля через совместное музицирование, что поможет детям научиться работать в команде.

• Развитие основных психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения через разнообразные музыкальные занятия.

«Физическое развитие»

• Создание условий, побуждающих детей к двигательной активности через активные музыкальные игры и ритмические упражнения.

• Развитие мелкой и общей моторики у детей через работу с музыкальными инструментами и участие в танцевальных движениях.

• Оздоровление детей посредством использования здоровьесберегающих технологий, таких как музыкотерапия, логоритмика и активная релаксация, что способствует общему физическому развитию и укреплению здоровья.

Эти программные задачи помогут создать комплексный подход к развитию детей через музыку, обеспечивая всестороннее развитие их личности.

Оборудование и атрибуты:

- ноутбук, колонки, аудиозаписи для оркестра-импровизации и путешествий;

- стол, ширма;

- игрушка-Мыщка би-ба-бо;

- сумка с металлическими предметами (чайные ложки, вилки, шурупы, гайки, крышки от кастрюль и др.) и неметаллическими (носки, пластмассовые игрушки и.т.д.);

- металлические музыкальные инструменты: колокольчики, бубенцы, металлофоны, треугольники;

- деревянные музыкальные инструменты: ложки, хлопушки, трещотки, ксилофоны, деревянные маракасы;

-детские погремушки;

-музыкально-дидактическое пособие «Подружки-тарахтушки»;

- бумажные бабочки;

- бумажные листы разной текстуры: газета, тетрадный лист, упаковочная бумага, гофре;

- приспособление для подвешивания металлических предметов «звенелка»;

- большая корзина для уборки инструментов.

Ход:

Дети под музыку входят в зал. (возможно проведение развлечения на улице)

Музыкальный руководитель: Сегодня нам с вами предстоит очень увлекательное путешествие. Мы отправимся в Страну волшебных звуков! Вы любите путешествовать? А приключения любите? (дети отвечают) Тогда в путь! У нас есть машина, есть поезд, воздушный шар, и даже есть ракета, а еще ковер-самолет, на чем же мы отправимся? ( дети выбирают «вид транспорта»)

Путешествие

Ракета(музыка из кинофильма «Гостья из будущего», дети встают в круг, кладут руки друг другу на плечи, качаются в такт музыке, педагог комментирует:«Пролетаем луну, смотрите, комета» и.т.д.)

Машина («Бибика», аудиозапись, дети выполняют движения по тексту)

Поезд(песня из мультфильма «Паровозик из Ромашково», дети движутся паровозиком по кругу или змейкой)

Воздушный шар(песня «Шарики воздушные», дети, взявшись за руки, движутся поскоками по кругу, на припев выполняют движения по показу)

Ковер-самолет(песня «Арабская ночь» из мультфильма «Аладдин», дети садятся по-турецки на ковер, качаются в такт музыке)

Музыкальный руководитель: Где же мы оказались? Давайте закроем глаза и послушаем (играет за ширмой на деревянных инструментах, дети отгадывают; рассуждая, подходят к тому, что оказались мы в Деревянном городе страны Волшебных звуков)

Музыкальный руководитель:

Деревянный звук какой? Он стучащий и сухой

Теплый и трескучий, тихий и гремучий…

А вы хотите стать музыкантами и сами поиграть на деревянных инструментах?

Оркестр-импровизация(детям раздают деревянные инструменты, попутно вспоминая их названия, им предлагают также деревянные стул и столик)

Музыкальный руководитель: Ну что, отправляемся в следующий город нашей Волшебной страны! На чем на этот раз будем путешествовать? ( дети выбирают «вид транспорта»)

Путешествие

Музыкальный руководитель: Послушайте внимательно, куда мы на этот раз попали! (играет за ширмой на металлических инструментах; дети отгадывают; рассуждая, подходят к тому, что мы оказались в Металлическом городе страны Волшебных звуков)

Звучит музыка, появляется Мышка с тяжелой сумкой.

Музыкальный руководитель: Ой, здравствуй, Мышка, ты здесь живешь? А что такое тяжелое ты несешь в сумочке?

Мышка: Да, я живу в металлическом городе. У нас сегодня праздник – Карнавал металлических звуков! Вот и я хочу принять участие! Собрала все, что нашла в своем чуланчике! Ах, как тяжело, неужели опоздаю!

Музыкальный руководитель: А как думаете вы, ребята, почему же сумка Мышки получилась такая тяжелая? (ответы детей) Давайте посмотрим, что же в этой сумочке, на чем Мышка собралась играть! (дети рассматривают содержимое корзинки, отделяют металлические предметы от неметаллических, металлические предметы вешают на подготовленные крючочки, собирают «звенелку») Смотри, Мышка, какой музыкальный инструмент мы сделали! Давайте придумаем ему название (ответы детей) А можно, мы тоже в празднике поучаствуем!

Мышка: Конечно, давайте участвовать вместе.(детям раздают металлические инструменты, попутно вспоминая их названия)

Оркестр-импровизация (р.н.п.«Вечерний звон», И.Брамс «Венгерский танец»)

Мышка: Спасибо вам, ребята, вы устроили настоящий праздник! А можно, я ваш музыкальный инструмент покажу всем жителям Металлического города!

Музыкальный руководитель: Конечно, мы дарим его тебе, приходи к нам в детский сад на праздник!

Мышка: До свидания, ребята, счастливого вам пути! (уносит и убирает музыкальные инструменты)

Музыкальный руководитель: А мы отправляемся дальше.( дети выбирают «вид транспорта»)

Путешествие

Музыкальный руководитель: Прислушайтесь, друзья, куда мы попали? (играет за ширмой на погремушках) Это Гремящий город Страны волшебных звуков! Какие инструменты здесь живут? (ответы детей) А из чего можно сделать погремушки? (дети вспоминают, из чего делались «Подружки –тарахтушки», придумывают, из чего еще можно сделать погремушки) Детям раздают «тарахтушки», дети слушают их звон и определяют, чем наполнена погремушка (пшено, горох, грецкий орех), встают по группам («хохотушки»- погремушки с пшеном, «тарахтушки»-с горохом, «грохотушки» -с орехом)

Оркестр-импровизация (р.н.п.«Ах вы, сени») После оркестра дети убирают погремушки в коробку.

Музыкальный руководитель: Ну что, устали путешествовать? (музыкальный руководитель предлагает выполнить релаксацию, сесть «на травку и посмотреть на облака», желающим дает белые платочки)

Релаксация «Облака»( Е.Матвиенко «Нежно-белоснежно», аудиозапись) в конце песни музыкальный руководитель за ширмой шуршит бумагой.

Музыкальный руководитель: А на что похож этот звук? (дети угадывают; рассуждая, подходят к тому , что звук похож на шум крыльев) Это над Гремящим городом пролетают жители Бумажного королевства! Хотите встретиться и поиграть с ними?

(девочки берут бумажных бабочек, мальчики –бумагу разной текстуры, садятся вокруг девочек и шуршат, девочки исполняют танец-импровизацию

Импровизация «Танец бумажных бабочек»,потом мальчики и девочки меняются местами и танец исполняется под другу музыку еще раз.

Музыкальный руководитель: (собирает бумагу и бабочек) Ну что, друзья, нравится вам в Стране волшебных звуков? Однако нам пора возвращаться в детский сад. На чем мы еще не путешествовали (дети выбирают вид транспорта, возможно, не один)

Путешествие

Подведение итогов(дети и педагоги вспоминают, где они были, кого встречали, что делали, какие звуки слышали)

Музыкальный руководитель: «Что ж, Страна волшебных звуков для нас всегда открыта! Ведь звуки окружают нас повсюду. Нужно только прислушаться, и вы сразу окажетесь в этой удивительной стране! Помните, каждый звук — это маленькое чудо, которое может рассказать свою историю. Давайте откроем наши уши и сердца для музыки вокруг нас!»

Дети под музыку покидают зал. (Если развлечение проводилось на улице, можно включить любую веселую музыку и дать детям возможность поиграть на музыкальных инструментах по выбору)



Предварительный просмотр:

Музыкально-творческий проект

«Широкая Масленица»

Подготовила:

музыкальный руководитель

Голубчикова Альбина Альбертовна.

г.Нягань, 2023 год

Музыкально-творческий проект «Масленица»

Вид проекта: музыкально-творческий.

Тип проекта:

  • по числу детей – групповой, разновозрастный (принимали участие дети старших, подготовительных групп);
  • по доминирующему методу – познавательно-игровой, музыкально-творческий;
  • по предметным областям – межпредметный (литература, музыка, физическая культура);
  • по продолжительности – краткосрочный (2хнедельный - с 25 февраля по 7 марта 2024 года).

Участники проекта: музыкальный руководитель Голубчикова А.А., инструктор по физической культуре Матвеева О.А., воспитатели старших, подготовительных групп, родители воспитанников.

Срок реализации: краткосрочный (25 февраля – 7 марта 2024 года).

Направление деятельности проекта: синтез нравственно-патриотического и эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Интеграция с другими образовательными областями: музыка, здоровье, коммуникация, художественное творчество, познание.

Актуальность:

Патриотизм в современных условиях означает прежде всего преданность своему Отечеству и сохранение культурной самобытности каждого народа. Наши дети должны быть знакомы с традициями национальной культуры, осознавать их значимость и активно участвовать в возрождении культурных ценностей, чтобы стать личностями, любящими свою Родину и все, что связано с народной культурой.

Россия изобилует своими традициями, обычаями и народными праздниками. Одним из таких праздников является Масленица - большое народное гулянье, отмечаемое в конце зимы. В это время всегда находятся желающие показать свою удаль, потягаться в силе, насладиться вкусными блинами и спеть задорные песни. Глубокие нравственные основы заключены в чине покаяния, который проходит в день Прощеного воскресения. Масленица - один из самых радостных и светлых праздников на Руси.

Познакомить детей с традициями этого праздника можно, опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры». Однако непосредственное участие в празднике позволяет детям более полно и глубоко понять его суть. Это дает возможность осознать всю глубину, широту и значимость этого веселого, но немного грустного праздника. Поэтому была предложена идея провести праздничное гулянье «Масленица» совместными усилиями педагогов, родителей и детей.

Проблема проекта: Обладая богатейшими народными традициями проведения календарных праздников, включая Масленицу, в которой переплетаются народные и православные корни, мы, к сожалению, отдаляемся от этих традиций. Это лишает детей возможности прикоснуться к духовно-нравственным основам и познакомиться с лучшими образцами устного и музыкального народного творчества.

Педагогическая цель проекта: заключается в решении задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение к национальной культуре. Мы стремимся формировать уважение, любовь и бережное отношение к народным традициям, обобщая представления о народном празднике «Масленица» и знакомя детей с национальными традициями своего народа.

Цели проекта:

1. Создание условий для повышения интереса к традициям русского народа, в частности, к празднику Масленице.

2. Воспитание патриотизма и приобщение детей к истокам народной культуры и духовности через изучение русского фольклора.

3. Формирование любви к родному краю.

4. Воспитание нравственных качеств личности ребенка, таких как справедливость, доброта, правдивость и гордость за свой край.

5. Развитие творческих способностей детей, включая певческие навыки, актерское мастерство и музыкальность, через различные жанры русского фольклора.

Детская цель: умение ладить друг с другом, прислушиваться друг к другу, понимать, любить и прощать; уважительно относиться к национальным традициям.

Актуальность. Россия славится своим богатым наследием традиций, обычаев и народных праздников. Одним из самых значимых и радостных праздников является Масленица - время больших народных гуляний в конце зимы. Этот праздник всегда привлекает людей, готовых продемонстрировать свои силы, насладиться вкусными блинами и петь задорные песни. Важным аспектом Масленицы является чин покаяния в Прощеное воскресенье, который несет в себе глубокие нравственные ценности.

Масленица - это не только весёлое время с блинами, ярмарками и скоморохами, но и возможность для детей глубже понять культуру своего народа. Непосредственное участие в празднике позволяет детям осознать его богатство и смысл, а также прививает интерес к историческому прошлому страны. В этом празднике гармонично переплетаются народные и православные корни.

К сожалению, в современном обществе мы отдалились от этих традиций, лишая детей возможности прикоснуться к духовно-нравственным основам и лучшим образцам устного и музыкального народного творчества. Именно поэтому возникла идея организовать праздничное гуляние с участием педагогов, родителей и детей, чтобы вернуть эти ценности и восполнить пробелы в знаниях о нашей культуре.

Задачи:

1. Возрождение интереса к обрядовым русским праздникам.

2. Обогащение духовного мира детей через знакомство с культурными традициями.

3. Обобщение и закрепление знаний детей о празднике «Масленица».

4. Вызов эмоционального сопереживания и активного участия в игровых действиях.

5. Приобщение всех участников проекта к традиции проведения народного праздника Масленицы.

6. Воспитание чувства патриотизма, основанного на русских традициях.

7. Систематизация знаний, способствующих развитию познавательных и творческих способностей.

8. Формирование способностей к творческому самовыражению и потребности в нем.

9. Формирование у детей основ национального самосознания и воспитание любви к Родине и ее традициям.

10. Знакомство детей с различными жанрами устного народного творчества.

11. Развитие художественно-творческой деятельности через ознакомление с предметами декоративно-прикладного искусства русской культуры.

12. Формирование у детей гражданской принадлежности и ответственности.

13. Развитие духовно-нравственных качеств: доброты, великодушия, всепрощения, миролюбия, чуткости и внимания друг к другу.

Проблема проекта: Несмотря на богатейшие народные традиции, связанные с проведением календарных праздников, таких как Масленица, мы наблюдаем отдаление от этих обычаев. Это приводит к утрате возможности для детей прикоснуться к духовно-нравственным основам нашей культуры и ознакомиться с лучшими образцами устного и музыкального народного творчества. Праздник Масленицы, в котором переплетаются народные и православные корни, становится все менее значимым в жизни современных детей, что требует нашего внимания и действий для возрождения этих традиций.

Предшествующая работа: Для возрождения традиций празднования Масленицы была проведена работа по изучению народного фольклора:

1. Литературный фольклор: Занятия по сказкам, пословицам и поговоркам.

2. Музыкальный фольклор: Изучение народных песен, танцев и хороводов.

3. Игровой фольклор: Разучивание подвижных игр и хороводов.

4. Беседы: Обсуждение иллюстраций народных гуляний и быта крестьян.

5. Слушание музыки: Прослушивание масленичных песен для создания праздничного настроения.

Эти мероприятия помогли детям понять и уважать культурные традиции своего народа.

Форма проведения итогового мероприятия: праздник «Широкая масленица».

Материал и оборудование:

«Масленица» - наряженная кукла (чучело).

Костюмы для взрослых: 2 костюма скоморохов, костюмы Снеговика, Бабы Яги, Лешего и Весны.

Музыкальные инструменты: ложки, бубны, колокольчики, трещотки, свистульки.

Технические средства: музыкальный центр, колонки, микрофон, фотоаппарат.

Спортивное оборудование: бубны, санки, лыжи, вёдра, коромысла, санки-ледянки, канат, кегли.

Музыкальный репертуар: игровой хоровод, Зарядка, Хоровод с Весной.

Игровая деятельность: игры – аттракционы «Бубен», «Санки», «Ледяные фигуры», «Лыжи», «Перенеси вёдра», «Снежки», «Санки-ледянки», «Перетягивание каната».

Планирование работы над проектом:

1. Выбор формы реализации проекта:

   • Определение формата праздника (круглый стол, театрализованное представление, открытая площадка и т.д.).

2. Составление сценария:

   • Разработка подробного сценария праздника, включающего все этапы и мероприятия.

3. Работа в группах по сбору информации:

   • Организация работы детей в группах для изучения истории Масленицы, ее традиций и обычаев.

   • Обработка собранной информации и поиск недостающих данных.

4. Обсуждение идеи проекта с детьми:

   • Проведение бесед с детьми о празднике, выявление их интересов и вопросов, которые они хотели бы обсудить или узнать.

5. Распределение ролей:

   • Определение ролей среди воспитателей (ведущие, ответственные за игры и конкурсы).

   • Выбор декораторов для оформления пространства.

   • Определение затейников, которые будут организовывать игры.

6. Подбор костюмов:

   • Подбор традиционных костюмов для участников праздника, создание или аренда необходимых нарядов.

7. Разучивание песен и игр:

   • Проведение занятий по разучиванию народных песен, пословиц, закличек и хороводов для выступления во время праздника.

8. Проведение праздника «Широкая Масленица»:

   • Организация самого праздника с учетом всех подготовленных материалов и сценария.

9. Подведение итогов реализации проекта:

   • Обсуждение с детьми итогов праздника, что понравилось, что можно улучшить в будущем.

10. Организация места проведения праздника:

    • Подготовка спортивного участка или другой площадки для проведения мероприятий (оформление, расстановка мест).

11. Проведение инструктажа по технике безопасности:

    • Обучение детей правилам безопасности во время праздника, особенно при проведении активных игр и конкурсов.

Этот план поможет организовать яркое и запоминающееся празднование Масленицы, вовлечь детей в процесс и углубить их знания о традициях своего народа.

Этапы реализации проекта:

  1.  Подготовительный.

Цель: Создать условия для ознакомления детей с традициями празднования масленицы.

Содержание:

  1. Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике;
  2. Подбор музыкального материала, пособия и литературу по теме «Масленица»;
  3. Привлечь родителей для исполнения ролей на празднике.
  4. Определение темы проекта;
  5. Формулировка цели и задач;
  6. Создание творческой группы;
  7. Мониторинг детей и родителей;
  8. Подбор литературы;
  9. Составление перспективного плана реализации основного плана проекта;
  10. Разработка сценария мероприятия;
  11. Подбор литературы, музыкальных произведений, презентаций;
  12. Подготовка подвижных игр и соревнований.
  1. Основной

Цель: Создать условия для национальной традиции формирования знаний детей о русской национальной традиции « Проводы масленицы».

Содержание:

  1. Наблюдение за изменениями в природе;
  2. Беседа: «Как на Руси Масленицу встречали»;
  3. Заучивание закличек, стихов;
  4. Разучивание хороводов, народных танцев, музыкальных игр.

Знакомство со значением и обычаями праздника.
Понедельник - Встреча 

На первом дне проекта мы сосредоточимся на заучивании масленичных закличек и частушек, а также научимся хороводу «Едет Масленица». Это поможет детям развить память и познакомиться с традициями праздника. Также мы обсудим значение слова «Заигрыш», что позволит углубить понимание культурного контекста.

Вторник - Заигрыш  

Во второй день мы будем разучивать веселую песню «Ох, блины, блины, блины…» и проводить подвижные игры: «Гори, гори ясно», «Ручеёк» и катание на карусели. Это создаст атмосферу веселья и даст возможность детям проявить активность. Мы также познакомим их со значением и символикой блинов, что подчеркнет важность этого блюда в праздновании Масленицы.

Среда - Лакомка  

В среду пройдет соревнование между детьми 1 и 2 группами в играх «Прыжки в мешках» и «Ловкие и смелые». Мы создадим книгу «Рецепты блинов», где дети смогут записать свои любимые рецепты. Это не только развивает физические качества, но и способствует творческому подходу. В конце дня проведем беседу «Что мы узнали о Масленице», чтобы закрепить полученные знания.

Четверг - Разгуляй  

В четверг мы посмотрим мультфильм из серии «Смешарики» на тему Масленицы, что поможет детям лучше понять праздник через знакомые персонажи. Затем мы проведем рисование с детьми, и в конце дня организуем выставку рисунков. Завершим день праздничным мероприятием «Прощай, Масленица», что создаст атмосферу завершенности праздника.

Пятница - Тёщины вечера  

В последний день проекта мы организуем игры-эстафеты, пение песен, частушек и танцы. Это будет веселое завершение недели, где дети смогут проявить свои таланты и создать праздничное настроение. Помощь в организации мероприятий обеспечит активное участие всех детей и воспитателей, что сделает праздник незабываемым.

  1. Заключительный

Цель: Создать условия для обобщения знаний детей о масленице, для формирования устойчивого интереса к национальной культуре.

Содержание:

  1. Музыкально-спортивный праздник на улице;
  2. Консультация для родителей « Как мы провели масленицу».
  3. Оформление паспорта проекта «Широкая масленица».
  4. Фотоотчёт и видеозапись мероприятия.
  5. Подготовка к презентации к защите проекта.
  6. Защита проекта «Широкая Масленица»

Развитие речи:

Беседа «История Масленицы».

Цель: рассказать о традициях и обычаях русского народа рассказать детям, что Масленица – один из самых радостных и светлых праздников, вызывать чувство интереса к истории России. Знакомство с Масленицей детей, с традициями ряженья на Масленицу, рассказ о каждом дне масленичной недели, заучивание масленичной песни.

Художественная литература:

1. Закличек на Масленицу заучивание: уточнить представления детей о назначении и жанровых особенностях закличек.

2. Пословиц и поговорок про Масленицу знакомство: уточнить и закрепить представления детей о языковых и жанровых особенностях пословиц и поговорок.

3. Масленичных частушек заучивание: поддерживать и развивать интерес у детей к пониманию образных выражений, воспитывать любовь к народному устному творчеству.

Ручной труд: коллективное изготовление чучела Масленицы.

Ожидаемые результаты проекта.

Для детей:

- Приобщение к традиции народного праздника – Масленицы через непосредственное участие и сопереживание в общем действии.

- Создание радостной атмосферы приобщения к традиционному народному празднику.

- Повышение интереса к родной истории среди детей.

- Расширение кругозора у детей.

- Обеспечение развития любознательности, эстетической восприимчивости и стремления изучать традиции родной страны.

- Развитие чёткой выразительной речи, мимики и движений у детей.

- Стимулирование творческой самостоятельности в создании художественного образа через игровые, песенные и танцевальные импровизации.

Для педагогов:
- самореализация, повышение творческого потенциала.
Для родителей:
- создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса;

- оптимизация детско-родительских отношений.

Достигнутые результаты.

Внедрение проекта в образовательный и воспитательный процесс помогло обогатить его содержание, обеспечив развитие у детей стремления изучить традиции родной страны и любознательности. Дети ближе познакомились с культурой народных традиций. Работа по проекту способствовала развитию их эстетической восприимчивости и кругозора. Дети получили возможность ощутить себя раскрепощенными, свободными, обрели уверенность в своих силах и в себе.

Анализируя результаты проекта, мы заметили, что дети с большим интересом участвуют в различных видах деятельности и проявляют чувство ответственности за себя и окружающих. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель – сделать жизнь детей содержательной и интересной, наполнить ее радостью творчества, яркими впечатлениями и увлекательными делами.

Методы и формы организации проекта:

• беседы о народном празднике, рассматривание картин и иллюстраций;

• слушание песенного фольклора и музыкальных произведений, посвященных празднику;

• сюрпризные моменты, подвижные игры;

• проведение развлечения «Широкая Масленица».

Используемая литература:

Материалы из периодических изданий

1. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.-М.: ТЦ Сфера, 2003.

2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003г.

3. Даймедина И.П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992

4. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение, 1988.

5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.

6. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.

7. Павлова П.А., Горбунова И.В. «Расти здоровым,малыш!» Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006

8. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.

9. «Весенние праздники, игры, забавы для детей», Москва «Творч. центр»

1998 г. В. М. Петров

10. «Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях», Л. И. Мельникова, Москва 2000 г.

11. «Фольклор-музыка-театр» С. И. Мерзлякова, Москва 1999 г.

12. «Народные праздники в детском саду 5-7 лет» М. Б. Зацепина, Москва 2005 г.

13. «Сценарии музыкальных, календарных и фольклорных праздников» М. А. Давыдова, Москва 2007 г.

14. «Народные игры в детском саду», Л. А. Лялина, Москва 2008 г.

15. «Бабушкины забавушки», Л. Н. Капранова, Ростов-на-Дону 2008 г.

16. «Календарные и народные праздники в детском саду», Г. А. Лапшина, Волгоград 2001 г.

Интернет - источники

17. Режим доступа: http://www.strana-sovetov.com/…days/3840-maslenitsa-games.html

18. Режим доступа: http://www.de.3dn.ru/publ/22-1-0-621


Сценарий проведения праздника

на улице (спортивном участке)

«Широкая Масленица»

для групп всех возрастов

Подготовили:

музыкальные руководители

Голубчикова А.А.

г.Нягань, 2024 год


Актуальность:
Масленица - один из самых любимых народных праздников, происходящих в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами и всегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В этом празднике переплетаются народные и православные корни. Мы отошли от этих традиций, тем самым лишили детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гуляния силами педагогов, родителей и детей.

Цель: знакомство с традицией проведения народного праздника - Масленицы.

Задачи:
Для детей:
- Формировать у детей гражданскую принадлежность.
- Развивать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие, всепрощение, миролюбие, чуткость и внимание друг к другу.
- Воспитывать чувства патриотизма, основанные на русских традициях.
Для педагогов:
- Профессиональное самосовершенствование.
- Создание информационной базы.
Для родителей:
- Привлечение семей воспитанников к участию в совместных мероприятиях.

Предполагаемый результат:
- продуктивное творчество педагогов, родителей и детей.
Для детей:
- приобщение детей к традиции проведения народного праздника - Масленице через сопереживание и непосредственное в их общем действии;
- создание атмосферы радости, повышение познавательного интереса среди детей к родной истории;
- расширение кругозора детей.
Для педагогов:
- самореализация, повышение творческого потенциала.
Для родителей:
- оптимизация детско-родительских отношений;
- создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса.


Ход мероприятия:

1 скоморох: Эй, веселей собирайся, народ,

Нынче масленица в гости идёт!

Спешите, спешите, спешите,

Друзей с собой захватите!

2 скоморох: Тары-бары, тары-бары,

Выходите во дворы!

Будем пляски начинать,

Будем Масленицу встречать!

1 скоморох: Масленицу широкую открываем

И веселье начинаем!

Уж ты, Зимушка-зима, все дороги замела,

Все дороги, все пути – ни проехать, ни пройти!

2 скоморох: Мы по кругу все пойдём,

Дружно спляшем и споём.

♫ 1. Хоровод.

1 скоморох: Ты катись, весёлый бубен,

Быстро, быстро по рукам (передают бубен)!

У кого весёлый бубен,

Тот сейчас станцует нам!

1 аттракцион – «Бубен».

2 скоморох: Ой, слышите, кто-то кричит «Ау, ау!»,

Кто-то попал в беду!

В сугроб кто-то провалился,

В снег зарылся.

Ой, так это же Снеговик, давайте его вытащим (бросает канат и вытягивает Снеговика).

Снеговик: Здравствуйте, ребята!

К вам я в гости торопился

Да в сугроб вот провалился!

Я весёлый Снеговик,

Я не мал и не велик.

На опушке зимой

Меня слепил народ лесной.

Ребята, а зачем я сюда спешил?

Что-то важное сообщить решил…

А, вспомнил!

Приглашаю всех вас в лес,

Полный сказок и чудес!

А ну на саночки садитесь

И с горы скорее мчитесь!

2 аттракцион – «Санки» (2 раза).

Снеговик: Только вижу я, ребята,

Снега что-то маловато.

Я возьму свою метлу,

В ледяные фигуры вас превращу! (дети бегают).

3 аттракцион – «Ледяные фигуры».

Снеговик: 1-2-3 – ледяная фигура на месте замри!

Ой, какие красивые фигуры ледяные,

Сейчас метёлочкой взмахну и всех унесу (догоняет детей).

Снеговик: Наработался, друзья,

Что-то таять начал я.

Ой, заболеваю

И всё таю, таю, таю…

1 скоморох: Нужно принести водицы,

Дать Снеговику напиться!

2 скоморох: А колодец с водой далеко. Мы до него доберемся на лыжах!

4 аттракцион – «Лыжи».

2 скоморох: А теперь наберем снега в вёдра!

5 аттракцион – «Перенеси вёдра».

Снеговик: Хороша студёная вода!

Я водичку отолью

Да ребяток оболью!

Снеговик догоняет детей и обсыпает их снегом из вёдер.

1 скоморох: К нам на праздник, не шутя,

Вихри снежные крутя,

Из далёка-далека

Баба Яга и Леший бегут сюда!

Баба Яга: Ох, ох, застыли ноги,

Долго были мы в дороге,

По сугробам, буреломам,

Едем к детям мы знакомым.

Кости старые размять,

Себя людям показать!

Леший: А я Леший противный,

До чего же я спортивный!

Чтоб 100 лет на свете жить,

Со спортом нужно всем дружить!

Ну-ка, дети, все вставайте

И зарядку начинайте!

♫ 2. «Зарядка».

Баба Яга: Мы похлопали в ладошки,

Мы потопали немножко,

Слепим мы сейчас снежок,

Берегись-ка, мой дружок!

6 аттракцион – «Снежки».

Леший: Ну что ж, есть у нас игра отличная,

Да и площадь есть приличная.

7 аттракцион – «Санки или ледянки».

Баба Яга: Какие спортивные дети!

Вы самые смелые на свете!

Леший: А ну-ка, силачи, тяните канат!

Померяться силушкой каждый рад!

Кто у нас самый сильный?

8 аттракцион – «Перетяни канат».

Баба Яга: Да, сильны ваши богатыри!

Ай да, Зимушка-зима,

Зима славная была.

Но пришла пора проститься

Да с весною подружиться!

Леший: Эй, Весна, Весна-красна,

Приходи, просыпайся ото сна!

Будем мы весну все звать,

Масленицу провожать!

Весна (с масленицей): Едет масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

На саночках расписных,

На кониках вороных!

Наша Масленица широкая в детский сад к вам пришла и веселье принесла!

Будем Масленицу провожать,

Веселиться и плясать!

♫ 3. Хоровод с Весной.

Весна: Жаль нам с Масленицей расставаться,

Но пришла пора прощаться.

ВСЕ ГЕРОИ (скоморохи, Баба Яга, Леший и Весна):

Прощай, прощай, Масленица,

Прощай, прощай ты широкая!

Весна: Как на масляной неделе

Из печи блины летели,

Мы давно блинов не ели

И блиночков захотели!

Напекли мы всем поесть –

Сотен 5, а может 6!

Угощение на славу,

А ребятам – на забаву!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наличие дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовывавшихся) в образовательной организации.

Наличие дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовывавшихся) в образовательной организации....

Наличие дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовывавшихся) в образовательной организации

Наличие дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовывавшихся) в образовательной организации...

7. Наличие дополнительных общеобразовательных программ разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовывавшихся) в образовательной организации

7. Наличие дополнительных общеобразовательных программ разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовывавшихся) в образовательной организации...

Информационная справка о наличии программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовавшихся) в образовательной организации

Информационная справка о наличии программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовавшихся) в образовательной организаци...

Информационная справка о наличии программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовывавшихся) в образовательной организации»

Информационная справка о наличии программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовывавшихся) в образовательной организации....

Наличие программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовывавшихся) в образовательной организации.

Разработала и реализую дополнительную и адаптированную общеобразовательные общеразвивающие программы естественно-научной направленности «Юный исследователь» в рамках кружковой работы ДОУ и...

Информационная справка о наличии программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовавшихся) в образовательной организации

Программы элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовавшихся) в образовательной организации...