Статья "Использование современных средств наглядного моделирования в работе учителя-логопеда"
статья
В данной статье представлены рекомендации по использованию современных средств наглядного моделирования в работе учителя - логопеда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.93 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование метода наглядного моделирования
в коррекционно-образовательной деятельности
с детьми с ТНР»
(из опыта работы учителя-логопеда МБДОУ № 212 Ильяшевич И.В.)
Современный мир стремительно меняется: запросы школы и общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем, стараться быть успешным и конкурентоспособным.
А, если учесть тот факт, что с каждым годом увеличивается число детей с различными нарушениями в развитии, в том числе с ТНР. И у наших воспитанников помимо нарушений языковых средств общения, отмечается незрелость психических процессов. То можно предположить, что такие дети испытывают еще большие затруднения в процессе адаптации к школе, усвоении школьных программ. Таким образом, работа учителя-логопеда направлена на развитие и совершенствование языковых средств общения, всесторонне гармоничное развитие личности дошкольника, успешную подготовку к обучению в школе. Педагоги в свою очередь находятся в постоянном поиске новых наиболее продуктивных методов в коррекционно-образовательной деятельности.
Одним из таких методов для меня стал метод наглядного моделирования. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Поскольку помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше вербального. Опорные схемы и модели – это попытка задействовать зрительную, двигательную, ассоциативную память, следовательно, развивать умственные способности дошкольников.
Метод наглядного моделирования активно применяем мной в коррекционно-образовательной деятельности по:
- развитию связной речи и коммуникативных навыков;
- развитию и совершенствованию лексико-грамматического строя речи;
- развитию фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, обучению элементам грамоты.
Внедрение данного метода повлекло за собой обогащение и преобразование предметно-пространственной развивающей среды как в логокабинете, так и в групповом помещении. Она организуется таким образом, чтобы быть доступной, способствовать совершенствованию всех сторон речи, обеспечивать самостоятельность детей, стимулировать их активность и инициативность.
Разработанные мною дидактические игры и пособия, на основе наглядного моделирования обладают многофункциональностью, вариативностью, мобильностью в процессе использования.
Так на занятиях по развитию связной речи широко использую рассказы цепной организации предложений, придуманные мною на каждую лексическую тему. Сначала дети рассказывают по готовым схемам. А затем они самостоятельно составляют рассказы, используя предложенные логопедом карточки-модели и выстраивают их в нужной последовательности. Так же это позволяет преобразовывать рассказ из цепной организации предложений в рассказ по опорным картинкам. Далее в процессе обучения дошкольники самостоятельно моделируют рассказы, зарисовывая их в пустые карточки. Также можно использовать карточки в процессе пересказа и при придумывании собственных рассказов (как программирование внутреннего плана высказывания).
Так же в качестве средства наглядного моделирование мною были разработаны анимационные презентации на каждый звук русского алфавита, если ребенок дает не правильный ответ, то предмет двигается на месте, если ответ правильный, то предмет улетает в корзинку, кастрюльку, на полочку в магазине, или на полочку в шкафу.
Помимо этого, развивая и совершенствуя лексико-грамматический строй речи также применяю дидактические игры и пособия, разработанные с использованием метода наглядного моделирования, в рамках тематического планирования. Эти пособия многофункциональные, вариативные. Позволяющие применять их как на групповых, подгрупповых так и на индивидуальных занятиях. В процессе работы с пособиями развивается не только грамматический строй речи, но и мелкая моторика (дети обводят изображенные предметы маркерами, выполняют различные штриховки). Так одно им тоже пособие можно применять для различных игр. Пример: «Наполним корзины богатым урожаем» (дети маркером обводят овощи по контуру, наносят штриховку, а далее ведут линии от овоща в большую и маленькую корзины и упражняются в образовании уменьшительно-ласкательной формы сущ-х и употреблении в распространенных предложений с союзом. А: «Я сорвал с грядки большую луковицу и положу в большую корзину, а маленькую луковку в маленькую корзиночку» и пр.), а так же использовать в качестве игры «Вершки и корешки».
Игра «Фруктовый сад» направлена на согласование кол-х числительных с существительными и построение связных предложений (Это яблоко. Яблоко растет на яблоневом дереве, значит яблоко – это фрукт Я… )
Игры «Полезный обед и фруктовые угощения» (помогают упражняться в образовании относительных прилагательных посредством неоднократного проговаривания, а так же развивать мелкую моторику).
Мною было разработано дидактическое пособие «В мире животных и птиц». Оно многофункциональное, развивает и совершенствует навыки словоизменения и словообразования, позволяет отрабатывать навык словообразования и словоизменения, посредством образования притяжательных прилагательных. Которые чаще всего у наших воспитанников вызывают определенные трудности и аграмматизмы.
Игровые упражнения на согласование числительных с существительными: «Сосчитай-ка», «Бросай-считай-ка»
Использую многофункциональные наглядные модели в системе речевых игр и упражнений для развития и совершенствования лексико-грамматического строя речи. Представленые модели, можно вариативно использовать в играх «Речецветик», а также самостоятельно выкладывать с использованием деревянной ритмической дорожки.
В коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, обучению элементам грамоты активно применяем модели для характеристики звуков по акустико-артикуляционным признакам. Они представлены в виде готовых схем (это «Звукобуквенный цветок») и набора отдельных карточек-моделей для самостоятельной характеристики звука. Далее дети способны не только самостоятельно характеризовать звук, но и графически обозначать на шаблоне Звукобуквенного цветка.
Используем условные модели при дифференциации твердости-мягкости согласных звуков.
При определении позиции заданного звука в слове используем модели «Звуковой дельфинчик», «Звуковая рыбка». И отрабатываем полученные навыки с помощью разработанного мною пособия «Грамотейка», который представлен в виде индивидуальных альбомов на каждого воспитанника.
Обучение элементам Грамоты, так же не обходиться без использования приемов наглядного моделирования. Дидактическое пособие «В гости к букве мы идем, песни весело поем!» и индивидуальные альбомы «Я читаю», в котором дети могут упражняться в навыках звукобуквенного анализа и синтеза.
В нашей группе используется инновационная технология «Говорящие стены». Которая позволяет в доступной и приемлемой для ребенка форме закреплять полученные навыки, посредством выполнения предложенных заданий (конверт с зашифрованными моделями заданиями от Веселого Грамотейки, тематические комплексные карты) при выполнении этих заданий дети организуют работу, как в парах, так и подгруппой.
Метод наглядного моделирования активно применяется нашими воспитанниками при планировании групповых итоговых мероприятий и проектов. Где дети самостоятельно придумывают и моделируют праздник, сценарий и этапы подготовки к этому событию. Тем самым проявляя творческую активность, самостоятельность и инициативность.
Подводя итог, следует отметить, что использование наглядного моделирования в коррекционно-образовательной работе с дошкольниками с ТНР:
- мотивирует и вызывает интерес к деятельности;
-облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
- учит детей видеть главное, систематизировать полученные знания, применяя графическую аналогию, развивает мыслительные и в целом психические процессы;
- самое главное развивает и совершенствует языковые средства общения у воспитанников и помогает при подготовке к обучению в школе.
Помимо этого, при работе с детьми в домашних условиях можно использовать разнообразные современные средства и игрушки «Антистрессы, поп-иты, гофрированные трубки, крупу и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Использование метода наглядного моделирования в работе учителя-логопеда"
Конультация для воспитателей логопедических групп....

Использование дидактических игр, основанных на методе наглядного моделирования, в работе учителя-логопеда
Одним из популярных методов обучения детей дошкольного возраста является наглядное моделирование. Используя этот метод, педагог и ребенок изображают предметы, явления, действия, понятия, эпизоды текст...

Презентация «Использование элементов изографического моделирования в работе учителя-логопеда»
Я использую графические модели, которые выполняет сам ребенок в заданном коррекционном контексте (рисунок- схема рассказа, сказки, сложных оборотов, фрагментов текста, плана пересказа и т. д.). А...

План по самообразованию учителя - логопеда Фототерапия, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками на 2022-2025 учебный год
Дошкольный возраст – очень важный период в жизни каждого человека, период активного формирования личности. В этом возрасте особенно интенсивно развиваются различные способности, вырабатываются ч...

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ в работе учителя – логопеда с детьми с ТНР
Работая с детьми с различной речевой патологией, приходится искать вспомогательные средства облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми ново...

«Нейроигра – как современное средство обучения в коррекционной работе учителя-логопеда»
в данной публикации представлен опыт работы по использованию нейроигр и нейроупражнений при коррекции речевых нарушений у дошкольников.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30786775","att...

Консультация для воспитателей "Использование метода наглядного моделирования в работе учителя-логопеда"
Консультация для воспитателей "Использование метода наглядного моделирования в работе учителя-логопеда"...