Использование вальдорфской педагогической системы в работе с детьми в ДОУ
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Марданова Виолетта Юрьевна

В современном мире гаджетов часто спешат интеллектуализировать детей, и за всем этим личность ребенка становится незаметной и как будто неважной. В связи с этим   вальдорфская педагогика в детском саду, как и принципы системы Монтессори, сегодня пользуется большой популярностью

     В своей работе я использую некоторые приемы и методы вальдорофской педагогики. тк  работаю с детьми разновозрастной группы и мне это очень помогает.  Использование приемов и метдов вальдорфской педагогической системы в системе работы ДОУ может помочь в развитии гармоничной, целостной личности.  В её основе лежат идеи немецкого мыслителя и педагога доктора Рудольфа Штайнера.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл valdorfskaya_pedagogicheskaya_sistema_avtosohranennyy.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Использование вальдорфской педагогической системы в работе с детьми в ДОУ

В современном мире гаджетов часто спешат интеллектуализировать детей, и за всем этим личность ребенка становится незаметной и как будто неважной. В связи с этим вальдорфская педагогика в детском саду, как и принципы системы Монтессори, сегодня пользуется большой популярностью

В своей работе я использую некоторые приемы и методы вальдорофской педагогики. тк работаю с детьми разновозрастной группы и мне это очень помогает. Использование приемов и метдов вальдорфской педагогической системы в системе работы ДОУ может помочь в развитии гармоничной, целостной личности. В её основе лежат идеи немецкого мыслителя и педагога доктора Рудольфа Штайнера.

История вальдорфской педагогики

Вальдорфская педагогика берёт начало в первой половине ХХ века. В основе методики лежит принцип неопережения, который позволяет ребёнку развиваться в своём темпе.

Возникновение вальдорфской методики было связано с жалобами сотрудников компании «Вальдорф Астория» на то, что их дети не получают качественного образования. Они считали, что основой обучения было зазубривание материала, а вот педагогической работе, развитию творческих и познавательных способностей ребёнка внимание не уделялось.

Владелец компании Эмиль Мольта прислушался к их мнению и решил создать новую уникальную школу, которая будет подходить под возрастные особенности детей и развивать в них лучшие качества. Для воплощения Эмиль Мольта обратился к педагогу Рудольфу Штайнеру.

Он приступил к разработке первой программы вальдорфской педагогики, и в 1919 году она была одобрена министерством образования и культуры Германии. Первую школу для работы по новой методике построили за год. Изначально в ней учились в основном дети работников фабрики. А позже вальдорфские школы стали популярны в стране и далеко за её пределами.

Суть вальдорфского метода

Основная идея вальдорфской методики воспитания — ребёнок проявляет способности, данные ему природой в комфортной обстановке, без страха, стресса и оценки его действий.

В основе вальдорфской педагогики лежит понимание возрастных потребностей ребенка. Все знания и практические навыки, которые в разном возрасте осваивает ребенок, должны помогать, а не мешать его естественному развитию. Считается, что сначала ребёнок должен созреть эмоционально, а затем можно приступать к интеллектуальному развитию. По мнению педагогов ребёнок лучше познаёт мир в процессе трудовой и творческой деятельности, а не за партой от звонка до звонка.

В первые семь лет жизни происходит самый бурный рост ребенка, формируются внутренние органы, развиваются жизненно важные системы. За всю последующую жизнь таких глобальных изменений физического тела больше не произойдет. Так что в этом возрасте вальдорфские педагоги в первую очередь уделяют внимание физическому и эмоциональному развитию ребенка.

Вальдорфские школы отличаются доброжелательной и комфортной обстановкой, которая располагает, чтобы ребёнок сам выбирает, что ему интересно.

Вальдорфская система начинает работать с детьми, когда им исполняется три года, и больше подходит для детей разновозрастной группы.

Цель вальдорфской педагогики — воспитать не только интеллектуально развитого, но и знающего свои возможности ребёнка, который отвечает за свои поступки и готов помогать другим.

Основные принципы методики вальдорфской педагогики

  • Культ детства. Ребёнок должен подольше наслаждаться радостями юных лет.
  • Группы в вальдорфской школе разновозрастные, дети находятся в комфортной обстановке, похожей на семейную.
  • Отсутствие принуждения. Индивидуальность ребёнка является главной ценностью. Дети могут сами выбирать себе игру, и даже если учитель организует общие занятия или читает вслух, ребёнок имеет право отказаться от участия в общей затее.
  • Акцент на ручном труде. Дети учатся вышивать, резать по дереву, работать на гончарном круге и ткацком станке.
  • Занятия искусством. Это не уроки рисования в общепринятом смысле, а игры с красками, во время которых дети учатся находить самостоятельные творческие решения.
  • Ритмические занятия. Это своего рода музыкальная разминка, сочетающая музыку, пение, свободное движение и чтение стихов.
  • Использование особенных игрушек. Это куклы, сделанные своими руками из натуральных материалов, некрашеные игрушки из дерева и глины.
  • Вовлечённость родителей. Родители должны обязательно участвовать в различных праздниках, в выставках, в спектаклях, помогать мастерить игрушки, помогать в оформлении помещения группы и т. д..
  • Активно используются природные материалы для украшения помещений, игр и занятий. Отсутствуют телевизор и компьютеры. Дети ухаживают за животными, сажают и выращивают растения, много времени проводят на улице.
  • На занятиях учитываются особенности созревания детского мозга..
  • Метод погружения. Материал изучается «эпохами» — блоками по 3–4 недели.
  • Принцип «душевной экономии». Ученик обучается тому, чем он может овладеть на текущем этапе и к чему нет отторжения.
  • Акцент на народной культуре, творчестве, духовном развитии. Большая роль отводится сюжетно-ролевым играм, которые учат детей общаться в социуме и договариваться. Активно используются игрушки из натуральных материалов упрощённой формы, сделанные своими руками. Это позволяет ребёнку фантазировать и создавать новые образы и сюжеты игры.
  • Ритм обучения меняется от смены деятельности: подвижная сменяет спокойную и наоборот.
  • Есть специальные предметы, например, эвритмия — сочетание танца и пантомимы под чтение стихотворений или музыку.

Общение преподавателя с учеником строится с учётом темперамента ребёнка (сангвиник, холерик, флегматик или меланхолик), а также различий в типах восприятия (визуальном, слуховом, кинетическом) и типах сигнальной системы (художественная, мыслительная, мыслительно-художественная).

Преподаватель в вальдорфской педагогике — прежде всего авторитет, на который равняются воспитанники. Учителя должны постоянно развиваться и быть образцом для подражания.

Плюсы системы

  • Отсутствие стресса от оценок и комфортная обстановка для ребёнка.
  • Развитие различных творческих способностей.
  • Итог обучения — высокий эмоциональный интеллект, позитивный взгляд на мир, умение сопереживать.
  • Администрация и педагоги активно взаимодействуют с родителями, открыты для общения, посещения занятий.
  • Аккредитованные вальдорфские школы строят учебные программы по рекомендациям Министерства просвещения, дети проходят аттестацию в 4-м, 9-м и 11-м классах, сдают ОГЭ и ЕГЭ.

Как устроен вальдорфский детский сад

Одна из основ вальдорфской педагогики — ритмы. Это такие опорные точки, которые дают ребенку ощущение стабильности, безопасности. Он точно знает, что произойдет с ним сегодня.

Есть круглогодичный ритм, ритм недели, ритм дня. Особенно четко ритмы соблюдаются в детском саду.

Годовой ритм. Вальдорфский год разделен на эпохи, одна эпоха длится примерно месяц. У каждой — своя тематика, смысл и праздник в финале.

Вальдорфская методика берет за основу принцип неопережения, а также обращается к триединству «чувства — воля — мышление». По Штайнеру важно не просто начинить детские головы информацией, но и дать возможность развиться способностям каждого ребенка. Поэтому в учебной программе сочетаются академические и художественно-эстетические дисциплины. Есть музыка, живопись, лепка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система углубленной работы с детьми, имеющими ОНР, опосредован. отставанием в развитии двиг. сферы

Опыт работы учителя-логопеда и инструктора по физической культуре...

Презентация "Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития"

Данная система коррекционного воздействия предназначена для работы с детьми раннего возраста (от двух до трех лет) с задержкой речевого развития....

Статья "Система коррекционной работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи"

В последние годы проблема раннего вмешательства резко обос­трилась в связи с тем,  что с каждым годом все больше и больше де­тей раннего возраста страдают различными речевыми нарушениями. Це...

Система коррекционной работы с детьми с ЗПР по развитию тонкой моторики пальцев рук

Важной и неотъемлемой частью развития речи ребенка является работа по развитию мелкой моторики руки, которая учитывает такие компоненты готовности руки ребенка к обучению письму, как:кинестетический п...