«ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОФЕССИЕЙ ГЕОЛОГА»
план-конспект занятия (младшая группа)
Развивать познавательную активность детей методом экспериментирования в процессе знакомства с камнями.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОФЕССИЕЙ ГЕОЛОГА»
Конспект ОД для второй младшей группы.
Раздел «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Цель.
Познакомить детей с профессией «геолог». Расширять знания о природе родного края, познакомить с полезными ископаемыми (каменный и бурый уголь, железная руда) , дать первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов в быту, воспитывать любовь к природе, стремление беречь и охранять её. Формировать у детей экологическое сознание, соответствующие ценностные ориентации, интерес к окружающему миру.
Задачи.
Дать представление о значимости профессии геолога в жизни общества и каждого человека. Закреплять умение обследовать полезные ископаемые (с помощью разных органов чувств), называть их свойства и особенности. Развивать познавательный интерес, память, мышление, внимание, связную речь, интерес к исследовательской деятельности. Расширять словарный запас: полезные ископаемые, геолог. Закреплять умение работать в коллективе сверстников. Воспитывать уважение к труду взрослых.
Материал и оборудование:
Иллюстрации, отображающие труд геологов; инструменты и предметы, необходимые для труда геолога: рюкзак, молоток, карта, компас, карандаш, спички, кружка, фонарь, рация, коробка с камнями; увеличительные стекла и магниты, полезные ископаемые: соль, мел, глина, песок железная руда; драгоценные камни янтарь и изделия из него на подносе; иллюстрации с изображением изделий из металла и янтаря.
Ход ОД
Рассказ воспитателя:
Есть наука, которая называется геология. Она изучает строение Земли и полезные ископаемые — уголь, нефть, руда и др. Геолог - профессия людей, изучающих строение Земли, ищущих полезные ископаемые. Из полезных ископаемых сделаны многие предметы, которыми мы пользуемся каждый день: нефть идёт на изготовление бензина, соль – в пищу, руда – на выплавку металлов.
Это очень сложная профессия. Она требует не только знаний, но и крепкого здоровья, хорошей физической подготовки. Ведь геологи живут в палатках, носят с собой инструменты, тяжёлые рюкзаки с провизией и вещами. Пешком они проходят сотни километров там, где не проедет никакой транспорт — в тайге, горах, тундре. Геологи спускаются в глубокие пещеры, специальными молотками отбивают от стен куски породы и внимательно изучают её. Геолог должен уметь работать с картой и пользоваться компасом. Геологи отправляются в экспедицию не поодиночке, а небольшими партиями. Геологи много времени проводят в экспедициях, где собирают образцы пород, ищут и наносят на карты залежи ценных пород, драгоценных камней, золота, нефти. Изучают геологические процессы: землетрясения и извержения вулканов. Поэтому работать им приходится в совершенно некомфортных условиях - пешком проходить сотни километров в безлюдных местах, лазать по горам, пробираться по болотам... В жару, в холод, в дождь ...
Профессия геолога включает в себя множество разделов. Первыми по земле идут геологи – съёмщики и поисковики. Это они проходят там, где часто не ступала нога человека, открывают мир камней, это они открывают месторождения полезных ископаемых, это им достаётся честь назвать свои открытия своим именем. Затем идут геологи – разведчики, которые оцениваю открытия поисковиков. Стоит ли здесь ставить работы. Далее идут геологи – горняки, которые разрабатывают открытые месторождения.
За летний сезон, проведённый в походах, геолог набирает материал (образцы пород, созданные карты, фотографии, отобранные пробы и другое) для обработки зимой, когда приходится сидеть в лаборатории, за микроскопом, компьютером, анализировать присланные результаты из различных лабораторий.
Инструмент геолога - молоток. Головка геологического молотка имеет специальную плоскую грань для откалывания образцов горных пород и клиновидный кончик, который просовывают в промежутки между кусками породы, чтобы их раздвинуть. Настоящий геологический молоток делают цельнометаллическим.
В России больше всего полезных ископаемых геологи находят в Якутии и на Чукотке! В очень диких местах. Поэтому у геологов с собой обязательно есть пистолет или ружьё - отгонять диких зверей. Особенно часто геологи встречаются с медведями - опасными хищниками.
Геологи считают, что любой камень интересен. У каждого камня своя история, как вы думаете, какая? (У древних людей не было спичек и они высекали огонь из камня, делали из камней ножи, топоры, посуду, писали на камнях)
Как вы думаете, какую пользу приносят человеку камни? (строят дороги, мосты, делают красивые украшения, шкатулки, поделки).
Какой вред могут принести камни? (можно наступить на острый камень, могут перегородить проезжую часть, если камень попадёт на рельсы, поезд может сойти с рельсов)
Физкультминутка «Гора»
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх). До небес макушка (тянутся на цыпочках). Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук). Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук). Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой). И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки). Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону). (Игра продолжается до тех пор, пока все «камешки» не раскатятся в стороны. «Укатившиеся камешки» продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте). Раскатились камешки, и с той самой поры. Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).
Сегодня мы будем настоящими геологами, будем исследовать камни.
Вот наша лаборатория. Перед началом работы вспомним, какие правила надо соблюдать при проведении опытов.
- Внимательно слушать взрослого.
- Не брать ничего в рот и не пробовать на язык.
- Не кричать и не шуметь.
- Специальные вещества может использовать только взрослый, а дети смотреть.
В лаборатории дети становятся учёными и исследуют камни с помощью лупы и разных материалов. Воспитатель направляет исследовательскую деятельность детей.
Опыт «Какими бывают камни»
Определить цвет камня, форму. (серый, коричневый, белый, красный, синий).
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.
Опыт «Определение размера»
Одинакового размера ли ваши камни?
Вывод: камни бывают разных размеров.
Опыт «Определение характера поверхности.
Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.
Рассмотрите самый круглый камень. Как вы думаете, этот камешек всегда был таким круглым или у него были углы? Вода двигает морские и речные камушки. Они трутся о песок, друг о друга, и острые углы постепенно исчезают, стираются, - так камушек становится круглым.
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
Опыт «Рассматривание камней через лупу.»
Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.).
Вывод: камни неоднородные, в них есть вкрапления.
Опыт «Определение веса»
Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжёлый и самый лёгкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: лёгкие, тяжелы.
Опыт «Определение температуры»
Потрогаем разные камешки. Холодные они или тёплые? Зажмите камешек в кулаке и подержите. Каким он стал (тёплым). Почему (руки тёплые). Значит, камешки могут нагреваться. Это можно показать и на прогулке, когда камни на солнце нагреваются. Или опыт с настольной лампой. Можно вспомнить каменный берег моря.
Вывод: камни холодные, но они быстро нагреваются. Тем темнее камень, тем быстрее он нагревается.
Опыт «Тонут ли камни в воде?»
Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжёлые, и плотные.
Опыт «Твёрдость камней»
Возьмите в одну ладошку камешек, а в другую - пластилин. Сожмите обе ладони. Сравните, что произошло с камнем, а что с пластилином. Почему? Пластилин смялся, а камень – нет, потому что он твёрдый. Нацарапайте что-нибудь на камне монетой. Что получается? Ничего не видно, потому что камень твёрдый.
Вывод: камни твёрдые.
Опыт «Могут ли камни менять цвет?»
Один камень положить в воду и обратить внимание на него. Достать камень из воды. Какой он? (Мокрый.) Сравнить с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом.)
Вывод: Мокрый камень темнее.
Опыт «Сравнение больших и маленьких камней»
Погрузить камень в воду и посмотреть, сколько кругов пошло. Потом ещё добавить второй, третий, четвёртый камень и понаблюдать, сколько кругов пошло от каждого камушка. Сравнить результаты. Посмотреть, как эти волны взаимодействуют.
Вывод: От большого камня круги шире, чем от маленького.
Опыт «Камень может издавать звуки»
Как вы думаете, может ли камень издавать звуки? Как нам это проверить? Постучите разными камешками друг о друга. Похожи ли звуки, которые при этом получаются?
Вывод: Тяжёлые камни издают звук громкий, маленькие – тонкий, лёгкие – тихий. Камни издают звуки при трении или резком прикосновении друг с другом. Разные камни издают звуки, не похожие друг на друга.
Молодцы, хорошо поработали. Мы обязательно напишем ответ геологам о проделанных опытах.
Рефлексия.
С какой профессией мы сегодня познакомились? Ребята, что хорошего в профессии геолога? (она интересная, нескучная, нужная людям, без геологов ничего не построить, не изобрести). Что нового мы узнали о камнях? Что вам понравилось больше всего?
Послушайте замечательное стихотворение о людях этой профессии :
Геолог! Странник наш земной. Разведчик недр земли родной!
Спешишь вперёд и в праздник свой, Рюкзак тяжёлый за спиной.
Но и за труд ценна награда, - Вдруг обнаружить блеск алмаза
Иль меди, олова и злата. Но чаще – место нефти, газа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство дошкольников с профессиями родного края
Целью конспекта является знакомство дошкольников с профессиями родного края...

Конспект НОД "Знакомство дошкольников с профессией геолога"
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Краеведение», «Физическая культура»Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная....

Примерное перспективное планирование по знакомству дошкольников с профессиями
Примерный план ознакомления дошкольников с профессиями в течение учебного года с использованием ИКТ и информационных технологий....

Создание развивающей предметно-пространственной среды в процессе знакомства дошкольников с профессиями
Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами...
Знакомство дошкольников с профессией - оператор по стирке белья
Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребёнка. Одним из эффективных решений данной задачи является проведение профори...

