Круглый стол. Тема: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством народных игр"
методическая разработка

Одним из методов и средств развития  нравственных качеств личности ребёнка являются русские народные подвижные игры.

Русские народные подвижные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности.

В настоящее время русская народная подвижная игра, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно русская народная подвижная игра играет важную роль в духовном обогащении дошкольников.

Народные подвижные игры отражают образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость, творческую выдумку, волю и стремление к победе. Многие народные игры направлены на воспитание любви к дому, семье, труду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №17»

Круглый стол.

Тема: «Духовно-нравственное воспитание

дошкольников посредством народных игр»

Подготовила: Ломаева Н.В.,

воспитатель высшей кв. категории

г. Оренбург, 2025.

Формирование основ моральных качеств начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, и зависит духовно-нравственное развитие ребенка. Сохранить в наших детях человечность, заложить нравственные основы и есть главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.

Однако нравственные качества нельзя воспитать, лишь разъясняя ребёнку, что хорошо, а что плохо, нельзя научить его быть добрым. Ребёнок может прекрасно знать, что нужно сочувствовать чужой беде, но не сделать попытки помочь попавшему в беду, знать, что обманывать стыдно, но говорить неправду. Необходимо, чтобы ребёнок с малых лет упражнялся в нравственных поступках в доступной ему деятельности. Поможет здесь игра. В игре, прежде всего ребёнок учится полноценному общению со сверстниками, учит подчинять себя правилам игры, совершенствуются нравственные оценки.

Одним из методов и средств развития  нравственных качеств личности ребёнка являются русские народные подвижные игры.  (Слайд 2)

Русские народные подвижные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности.

В настоящее время русская народная подвижная игра, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно русская народная подвижная игра играет важную роль в духовном обогащении дошкольников.

Народные подвижные игры отражают образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость, творческую выдумку, волю и стремление к победе. Многие народные игры направлены на воспитание любви к дому, семье, труду.

Значение русских народных подвижных игр усиливается их коллективным характером. Каков ребенок в игре, таким он будет в жизни, поскольку через игру он входит в систему взаимоотношений людей. В процессе игры он усваивает систему норм и правил поведения, овладевает определенными социальными ролями, учиться подчиняться и брать ответственность на себя.

Однозначной, чёткой классификации народных игр нет. Существует несколько классификаций. Вот одна из них: (Слайд 3)

- хороводные: «Карусель», «Ходит Ваня», «Колпачок», «Зайка серенький» (Слайд 4)

- игры-забавы - это игры, которые веселят, забавляют ребенка и, в то же время, несут в себе какой – то познавательный и воспитательный элемент: «Городки», «Горелки», «Вышибалы», «Жмурки», «Пятнашки», «Платочек-летуночек», «Лапта», «Чехарда» (Слайд 5)

- состязательные игры -  игры соревновательного характера, включающие в себя бег, прыжки и развивающие силу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве: «Бег в мешках», «Бой петушков», «Бой подушками», «Перетягивание каната», «Бег в высоких валенках», «Штурм зимней крепости» (Слайд 6)

- сезонные (обрядовые) - игры, которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарем: «Гори, гори ясно», «Солнышко», «Заря - зарница», «Верба - вербочка», «Ручеек»  (Слайд 7)

-  игры-ловишки: «Салки», «Пятнашки», «Ловишки», «Бабка – Ёжка», «Гуси – гуси»; (Слайд 8)

- игры с водящим - игры, где игрок выполняет какое-то действие или ведет игру: «Гори – гори ясно», «Колечко», «Ворон», «Совушка» «Угадай, чей голосок»  (Слайд 9 )

- бытовые - игры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков: «Горшок», «Каравай», «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Мельница» (Слайд 10)

- драматические (с элементами театрализованного действия) -  это игры, которые требуют искусство «артиста», умение на время превратиться в кого – то: «Коршун», «Гуси – лебеди», «Садовник»  (Слайд 11)

- игры, отражающие отношение человека к природе - игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой:  «У медведя во бору», «Волк и овцы», «Пчелы», «Селезень и утка», «Сорока» (Слайд 12)

Работа по воспитанию духовно-нравственных чувств у дошкольников через русские народные подвижные игры ведется через использование игровых и сюрпризных моментов. Для этого применяются костюмы и маски. Во время проведения русских народных подвижных игр в младшей группе к детям приходит «петушок», «уточка», «кот» и др., для участия совместно с детьми, например, в такие игры: «Кошки-мышки», «Курочки и петушок», «Васька кот и птички». При этом для детей младшего дошкольного возраста очень активно используется русский фольклор: потешки, стишки, а также дети знакомятся со считалками, т.к. практически каждая игра начинается с выбора водящего. (Слайд 13)

Благодаря считалкам, дети не спорят о роли водящего в русских народных подвижных играх, а с удовольствием в среднем дошкольном возрасте начинают примерять на себя эту роль, надевая маску «медведя», «волка» и др. в таких играх как: «Совушка», «Гуси - гуси», «У медведя во бору» и т.д. При ознакомлении детей с этими играми, необходимо рассказывать, что в эти игры играли наши родители, бабушки и даже прабабушки. Тем самым развивая интерес и любовь к своей семье, народу и традициям. (Слайд 14)

В старшем дошкольном возрасте знакомят детей с национальным богатством нашего народа - календарными русскими народными подвижными играми. Они вызывают интерес не только, как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде и мировоззрении. Такие игры, как «Горелки», «Лапта», «Золотые ворота», «Кузнец», «Пирог», «Бой петухов», «Верба-вербочка» были непременным элементом народных обрядовых праздников. Эти игры воспитывают чувства любви к родному краю, своему народу через приобщение к родной культуре и традициям. (Слайд 15)

Народные подвижные игры используются во всех видах деятельности дошкольников: образовательной деятельности, на прогулке, на развлечениях и праздниках, в самостоятельной игровой деятельности. (Слайд 16)

Дошкольники активно участвуют в народных подвижных играх во время образовательной деятельности. Например, на физкультурных занятиях они с радостью откликаются на предложение участвовать в играх-ловишках и состязательных играх. («Воробушки и кот», «У медведя во бору», «Жмурки обыкновенные», «Горелки», «Салки» и др.) Данные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Для усиления эффекта вовлечения детей в игру используются маски. (Слайд 17)

В других видах образовательной деятельности, используются игры малой подвижности, например, для проведения физкультминуток. Здесь подойдут такие игры, как «По ровненькой дорожке», «Пузырь», «Зайка серенький сидит», «Карусель» и др. Они помогают детям переключиться с одного вида активности на другой, получив порцию положительных эмоций.

Во время образовательной деятельности по познавательному развитию детей очень кстати приходятся календарные народные игры, в которых принимают участие дети всех возрастов. В этих играх заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Это такие игры, как: «Утки и гуси», «Капуста», «Морская фигура», «Слепец и поводырь» и др. (Слайд 18) 

Русские народные хороводные игры чаще всего используются во время проведения праздников и развлечений. Содержание игры бывает различным и раскрывается в сюжете песни, которую изображают участники, передвигаясь по кругу. Вот некоторые из них: «Хоровод», «Заря», «Петушок», «У дядюшки Трифона», «Каравай» и др. С помощью этих игр дети усваивают нормы и правила поведения в обществе, как девочек, так и мальчиков, получают представления о добре и зле, мудрости и глупости, трусости и храбрости, терпимости и совестливости. (Слайд 19)

В сценарии сезонно-обрядовых праздников также могут включаться различные народные игры. Например, на Масленицу дети вместе с педагогами с удовольствием играют в игры: «Гори, гори ясно», «Два Мороза», «Салки», а на Вербной неделе «Верба - вербочка», «Ручеек» и т. п. Данная категория игр помогает естественно приобщить детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности. (Слайд 20)

Значительное место в работе занимают народные подвижные игры на прогулке. Дети себя чувствуют на улице более раскованно, поэтому здесь им можно предложить практические любые игры. «Гуси-гуси», «Стадо», «Птицелов», «Бабушка-Маланья», «Цепи кованые», «Водяной», «Колечко», «Казаки-разбойники» и др. (Слайд 21)

Детям можно предложить своими руками изготовить атрибуты для русских народных подвижных игр: маски, ленты, элементы костюмов. Особый интерес у детей возникает при изготовлении масок, которые они с удовольствие рисуют и раскрашивают, а потом используют в играх.

К работе привлекаются и родители. Они изготавливают атрибуты для проведения русских народных подвижных игр, рассказывают детям об играх, которые были в их детстве. Также родителям рекомендуется совместно с детьми играть в русские народные подвижные игры, тем самым закрепляется интерес ребенка к играм своего народа.

Практика использования народных подвижных игр, показывает, что, играя, дети с удовольствием учатся. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для духовно – нравственного воспитания. (Слайд 22)

Чувства, которые зародились и проявились в ходе игр у детей, применяются и вне игровой ситуации, в реальных детских поступках и взаимоотношениях с окружающими, ведь народные подвижные игры оказывают всестороннее развитие и приобщение к культуре своего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы на тему "Духовно-нравственное, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью ду...

Обзор методической литературы и интернет-сайтов по теме: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальных искусств»

Обзор журналов "Музыкальный руководитель", "Музыкальная палитра", "Справочник музыкального руководителя" за 2013-2015, где можно найти материал по теме:"Духовно-нравственное воспитание дошкольников", ...

Обзор методической литературы и интернет-сайтов по теме: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальных искусств»

Обзор журналов "Музыкальный руководитель", "Музыкальная палитра", "Справочник музыкального руководителя" за 2013-2015, где можно найти материал по теме:"Духовно-нравственное воспитание дошкольников", ...

КРУГЛЫЙ СТОЛ «ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ»

Цель: расширение и уточнение представлений педагогов о психосоциальных различиях и особенностях воспитания и обучения мальчиков и девочек...

Презентация к выступлению на педсовете на тему: "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников"

Презентация к выступлению на педсовете  на тему: "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников"...