"Детское наставничество"
материал

Андрианова Елена Александровна

Роль взрослого в дошкольном детстве бесспорно велика. Но для полноценного развития малышам недостаточно общения со взрослыми, так как даже самые плодотворные отношения детей с воспитателем являются неравноправными.

В связи с этим становится очень важным общение в формате «ребенок – ребенок». Мы решили внедрить «детское наставничество» в работу с детьми с особыми образовательными потребностями в комбинированной и компенсирующей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Детское наставничество19.61 КБ
Файл Планшет "Я могу.."845.46 КБ

Предварительный просмотр:

«Детское наставничество»

Роль взрослого в дошкольном детстве бесспорно велика. Но для полноценного развития малышам недостаточно общения со взрослыми, так как даже самые плодотворные отношения детей с воспитателем являются неравноправными.

В связи с этим становится очень важным общение в формате «ребенок – ребенок». Мы решили внедрить «детское наставничество» в работу с детьми с особыми образовательными потребностями в комбинированной и компенсирующей группе.

Целью нашей работы стало создание благоприятных условий воспитания и обучения для всех категорий детей в комбинированных и компенсирующих группах ДОУ.

Так что же такое наставничество?

Наставником называют человека, который обладает определенными знаниями, опытом, высоким уровнем общения и готов помочь своему подопечному приобрести опыт, который ему необходим.

Наставник ребёнок -  это ребёнок лидер, демонстрирующий высокие образовательные результаты, активный, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, принимающий активное участие в жизни общеобразовательной организации.

Он обретает уверенность в своих способностях, в ходе совместной деятельности оттачивает свои компетенции, формирует определенные, качественно новые, социальные связи. У наставника вырабатывается ответственность за подопечного.

Наставляемый ребёнок - это ребёнок, имеющий текущие затруднения  как в обучении, так и в личной сфере и он не знает, как с ними справиться, пассивный ребёнок, который нуждается в помощи,  в совете.

Модель наставничества «Дети-детям» разделили на следующие варианты, зависящие от потребностей наставляемых в группе:
– «Успевающий - неуспевающий»  классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов; Дети, испытывающие трудности при освоении знаний, умений и навыков в каких-то определённых образовательных областях, возможно и во всех (дети с ОВЗ).

- «От старшего к младшему», это передача не только опыта детей старших групп  детям младшей группы, но и умение сопереживать и понимать.

Наставничество является добровольным, детей не заставляют, сами принимают решение и предлагают свою помощь.

Наставников выбирают из числа активных воспитанников, а также по принципу симпатии, положительного отношения, готовности помочь и поддержать друг друга. Наставник – обучающийся осуществляет следующие действия: является инициатором и образцом позитивных форм деятельности для наставляемого; организует постоянную вовлеченность наставляемого в творческую деятельность.

Педагог – наставник выступает в роли координатора между наставниками и наставляемыми обучающимися, сопровождает наставника – обучающегося и наставляемого входе реализации проекта.

Изначально, детям-наставникам мы давали несложные задания, такие как: проследить, чтобы не убегал, помочь убрать игрушки на место, отнести посуду после приема пищи. При этом воспитатель дает четкие инструкции ребенку-наставнику по выполнению каждого задания. Со временем «круг обязанностей» наставников стал постепенно расширяться: дети стали играть в простые игры, помогать в продуктивной деятельности. 

Шефство старших над младшими позволяет сформировать дружную атмосферу, заботливое отношение к младшим, научить систематически выполнять поручения, отработать отдельные алгоритмы. Например, не забыть перед едой вымыть руки, вытереть их полотенцем, в правильном порядке надеть вещи для прогулки, сервировать стол.  В этом плане старшие ребята проводят индивидуальный инструктаж для младших.

Для повышения мотивации в группе создали плакат «Я могу научить», на нем могут быть представлены фотографии детей,у нас представлены карточки с видом занятия (заправить постель, накрыть на стол, научить танцу, играть в игру, рисовать) Дети сами вписывают свои имена, к которым можно обратиться за помощью в освоении какой-либо игры, каких-либо видов деятельности. В роли наставников могут поучаствовать и дети с менее сформированными навыками (дети с ТНР). Периодически плакат  обновляется новыми наставниками. У детей появляется желание быть тоже чем-то полезным, стать помощником, а самое главное повышается мотивация к учебной деятельности.

Вывод: выступая в роли наставника, дети  проявляют свои лучшие качества, становятся увереннее, взрослее. У многих детей повышается самооценка, ребенок чувствует значимость в детском коллективе, дети смелее стали брать на себя роль наставника, лидера, у детей появляются навыки: показать действие по алгоритму, объяснить ход выполнения,; вырос интерес к дидактическим играм, повысились коммуникативные способности, интерес к совместным играм, дети стали помогать друг другу, пытаются договариваться, учитывая интересы других детей.

Дети, получающие поддержку от сверстников,  чувствуют заботу, свою нужность, приобретают навыки решения проблем и умение справляться  со сложными ситуациями в дошкольном учреждении.

Модель наставничества «Дети - детям»- ключ к развитию современного,

конкурентоспособного,  компетентного общества молодых людей,

которые способны трудиться не только на благо себя, но и на благо общества и страны.

Проводится акция «Расскажи свою любимую сказку», ребята приносили книги и рассказывали сказки младшим ребятам, очень нравится показывать различные виды театров.

Все лидерские качества можно развивать через различные виды деятельности.

Игра это самый лучший способ.

Игра «Дружный паровозик». Перед игрой проводится беседа о дружбе, взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые преграды. Дети встают друг за другом и держат за плечи впереди стоящего.  В таком положении они преодолевают разные препятствия (проползти под столом, подняться и сойти со стула, спрятаться от диких животных и т. д.) Непременным условием игры является то, что нельзя отцепляться друг от друга. Игра развивает такие лидерские качества как инициативность, коммуникативные способности, креативность, учит доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Игра «Странники», в ходе которой педагог предлагает отправиться в незабываемое путешествие на цветочную поляну. Для этого им необходимо разделиться на 2 команды, и облагородить цветочную поляну. Педагог говорит, что каждой из команд надо украсить свою поляну. Игра выявляет лидеров группы, развивает умение действовать совместно и осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль за деятельностью; развивать чувство доверия к тем, с кем общаешься.

Игра «Путешественники» и многие другие.

Подобные игры помогают успешно объединять детей. Дети с удовольствием играют в такие игры как под руководством педагога, так и самостоятельно, особенно в старшей и подготовительной группе.

Андрианова Е.А., учитель-дефектолог



Предварительный просмотр:

https://img.freepik.com/premium-vector/cute-karate-boy-kids_1366-584.jpg?w=1800

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8-%D0%BA-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D1%83%D1%87%D1%83-hula-65121762.jpg

https://tacon.ru/wp-content/uploads/c/6/9/c693d44b339f52960f51c443f459a3be.png

https://sun9-80.userapi.com/impg/nSHtmW_yVSe0gfn3yXcZyt3SggnkyvW3uSei1w/6e7u5P1o75Q.jpg?size=1280x887&quality=95&sign=4d4714bce5ee5fae6a4b8718cb55fec4&c_uniq_tag=akSVrJvKf0iEjx6bz6oqBlX0wZZbifdeI1EAICErm4s&type=album

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=59560358d14d0d1fc0940d90d845ed2aa5d3b1ee-8456725-images-thumbs&n=13

https://www.pngjoy.com/pngm/512/28328034_make-clipart-image-transparent-transparent-download-making-the.png

http://mdobu2020.ucoz.net/neww/1411736957119.jpg

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1674055616_gas-kvas-com-p-risunok-na-temu-deyatelnost-35.png

https://sun9-77.userapi.com/impg/8piUaoUQdl9KkeLeNUnZ5eURSw1hyOI9dEbHSA/aKDm5VfP5hg.jpg?size=604x497&quality=95&sign=938869e799106a975c31fc963dd59d46&c_uniq_tag=MVeEy3TL1uJP0AsVMu1XHB6Dcd93hIaYzeAQ9WT-K4c&type=album


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о наставничестве в МБДОУ детском саду "Звёздочка"

Материал для сотрудников детского сада...

Целевая Программа по организации наставничества «Поколение NEXT» в МАДОУ города Нижневартовска детского сада №15 «Солнышко»

Целевая программа по организации наставничества в МАДОУ города Нижневартовска ДС №15 «Солнышко» «Поколение NEXT»(далее по тексту Программа) направлена на обеспечение профессионального роста молодых пе...

Детское наставничество, как форма работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях группы комбинированной направленности

Создание благоприятных условий воспитания и обучения для всех категорий детей в комбинированной группе ДОО...

«Детское наставничество в сообществе ДОУ» Практико-ориентированный проект «Я могу помочь!»

Практика взаимодействия детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в реализации одной из форм социального наставничества «дети - детям» в сообществе ДОУ. ...

Детское наставничество как эффективная форма социально-коммуникативного развития детей с тяжёлыми нарушениями речи

Реализация наставничества между возрастными группами ДОУ в формате целевой модели «от слова «я знаю» к событию «я могу». Целевая аудитория: дети дошкольного возраста 2 ...

Заседание "Детское наставничество"

В рамках реализации плана ВТГ "Ресурсное наставничество"(руководитель Гридина М.В.) прошло очередное заседание, темой которого стало "Детское наставничество ". Педагоги активно отк...