Информационно-познавательный проект по ранней профориентации «Первые шаги в мир профессий»
проект (старшая группа)

Обоснование актуальности выбранной темы:

Дети в дошкольном возрасте активно изучают окружающий мир и взаимодействуют с ним. В этот период мы начинаем знакомить ребят с трудовой деятельностью взрослых. Сегодня все чаще мы слышим упоминания о ранней профориентации. Уделяя этому внимание в дошкольном возрасте, мы преследуем своей целью стремление сформировать у детей базовые знания о профессиях, что позволит им в будущем легче определиться с выбором трудового пути.

При этом воспитателям детских садов важно тщательно подходить к выбору профессий для ознакомления детей. В сегодняшнем мире, в век компьютерной техники, важно воспитывать в дошкольниках такие навыки, как доброта, дружелюбие, стремление помогать. «Правильное включение» ребенка в взрослую среду способствует осознанию им ценностей труда и его результатов.

В основе настоящего проекта лежит интегрированный подход, который дает возможность развивать в комплексе познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности каждого ребенка. Мы считаем, что изучая тему в разных видах деятельности, можно добиться действительно качественных результатов.

Проблема:

От уровня знаний дошкольников о труде, профессиях человека, зависит и их интерес к труду.

Цель и задачи

Цель: формирование представлений о многообразии профессий, их специфике.

Задачи:

- формировать представление о трудовых обязанностях людей разных профессий;

- способствовать расширению словарного запаса;

- развивать познавательный интерес к профессиям родного региона;

- развивать творческие способности;

- развивать инициативу и самостоятельность;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pervye_shagi_v_mir_professiy.docx312.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 4 «Родничок»

Информационно-познавательный проект

 по ранней профориентации

«Первые шаги в мир профессий» 

группа общеразвивающей направленности

от 6 до 8 лет № 5 «Ягодка»

Абдалиева Саодат Олимовна, воспитатель

2023-01-17_18-53-07.png

                                                                   2023

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Период реализации: сентябрь - май.

Возрастная категория: 6 – 7 лет.

Тип проекта: Информационно-познавательный

Участники: дети подготовительной к школе группы, педагогический коллектив группы, родители.

Продукт: защита проекта профессия моих родителей,  альбом «Моя любимая профессия или профессия наших родителей».

Обоснование актуальности выбранной темы:

Дети в дошкольном возрасте активно изучают окружающий мир и взаимодействуют с ним. В этот период мы начинаем знакомить ребят с трудовой деятельностью взрослых. Сегодня все чаще мы слышим упоминания о ранней профориентации. Уделяя этому внимание в дошкольном возрасте, мы преследуем своей целью стремление сформировать у детей базовые знания о профессиях, что позволит им в будущем легче определиться с выбором трудового пути.

При этом воспитателям детских садов важно тщательно подходить к выбору профессий для ознакомления детей. В сегодняшнем мире, в век компьютерной техники, важно воспитывать в дошкольниках такие навыки, как доброта, дружелюбие, стремление помогать. «Правильное включение» ребенка в взрослую среду способствует осознанию им ценностей труда и его результатов.

В основе настоящего проекта лежит интегрированный подход, который дает возможность развивать в комплексе познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности каждого ребенка. Мы считаем, что изучая тему в разных видах деятельности, можно добиться действительно качественных результатов.

Проблема: 

От уровня знаний дошкольников о труде, профессиях человека, зависит и их интерес к труду.

Цель и задачи

Цель: формирование представлений о многообразии профессий, их специфике.

Задачи: 

- формировать представление о трудовых обязанностях людей разных профессий;

- способствовать расширению словарного запаса;

- развивать познавательный интерес к профессиям родного региона;

- развивать творческие способности;

- развивать инициативу и самостоятельность;

- развивать когнитивные процессы (внимание, память, мышление, воображение);

- развивать способности отражать в сюжетно - ролевой игре особенности, присущие различным профессиям;

- воспитывать уважение к труду людей разных профессий, и их результатам;

- воспитывать добросовестное отношение к труду.

Предполагаемые результаты:

- дети овладеют знаниями о профессиях своего региона;

- дети научатся уважать труд взрослых;

- у детей пополнится словарный запас;

- дети станут более самостоятельными и любознательными;

- дети научатся отражать в сюжетно - ролевой игре особенности, присущие различным профессиям.

Предполагаемые риски проекта:

- чрезмерная занятость родителей, их безучастность;

- отсутствие интереса у детей;

- нехватка ресурсов;

- большой объем познавательных материалов.

Маршрут реализации проекта:

  1. Подготовительный этап:

Постановка проблемы.

Работа с информационными ресурсами.

Целеполагание.

Составление плана проектной деятельности.

Подготовка необходимого оборудования.

2. Основной этап:

БЛОК: «Взаимодействие с детьми»

Мероприятие

Срок

  1. Беседа «История профессий».
  2. ОД «Все профессии важны, все профессии нужны».
  3. Рисование «Магазин нарядного платья».
  4. ОД «Магазин Карамельки», изучаем профессии продавца и кассира.
  5. Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет».

Сентябрь

  1. Беседа «Как выбрать себе профессию».
  2. Вечер загадок «Профессии».
  3. Изучаем профессию «врач» презентация
  4. Сюжетно – ролевая игра «Больница».

Октябрь

  1. Изучаем профессиональные праздники.
  2. Сюжетно – ролевая игра «Экскурсия в библиотеку».
  3. ОД «Пожарный», знакомство с профессией пожарного.
  4. Сюжетно – ролевая игра «Пожарная бригада».
  5. Рисование «Пожарная машина».

Ноябрь

  1. ОД «Парикмахерская».
  2. Изучаем предметы работы парикмахера – стилиста.
  3. ОД «Знакомство с профессией полицейского».
  4. Сюжетно – ролевая игра «Полиция».

Декабрь

  1. ОД «Знакомство с профессией архитектор».
  2. Сюжетно – ролевая игра «Строители».
  3. Аппликация «Мой любимый город».
  4. Просмотр видеофильма о профессии архитектор.

Январь

  1. ОД «Знакомство с профессией нефтяника».
  2. Сюжетно – ролевая игра «Буровая».
  3. Просмотр видеофильма «Профессия нефтяник».
  4. Беседа «Кем быть?».

Февраль

  1. ОД «Модельер – дизайнер одежды», знакомство с профессией дизайнера.
  2. ОД «Дизайнер интерьера».
  3. Сюжетно – ролевая игра «Дом моды».
  4. Рисование «Мы юные дизайнеры».

Март

  1. ОД «Космодром», изучаем профессию космонавта
  2. Сюжетно – ролевая игра «Космонавты».
  3. Просмотр видеофильма первый полет в космос
  4. Дидактическая игра космическое питание

Апрель

  1. ОД профессия Банкир (знакомство)
  2. Изучение предметов что нужно банкиру для работы
  3. Сюжетно ролевая игра «банкиры»

Май

БЛОК: «Взаимодействие с родителями»

Мероприятие

Дата

  1. Консультация «Все работы хороши».
  2. Консультация «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста».

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

  1. Консультация «Мир современных профессий».
  2. Консультация «Знакомим детей с профессиями»

Декабрь

Январь

Февраль

  1. Видеофильм «Психологический аспект ранней профориентации детей дошкольного возраста».

Март

Апрель

Май

3. Заключительный этап:

Изготовление продукта: 3д модель профессия нефтяник защита проекта  школа ППО, «альбом «профессия наших родителей».

Проведение итогового мероприятия: выставка рисунков «Кем я хочу быть?», развлечение «В мире профессий».

Подведение итогов.

Анализ результатов деятельности.

Список информационных ресурсов

Методическая литература:

  1. Парамонова Л.А. «Развивающие занятия с детьми 6-7 лет». – М.: 2014.
  2. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду.

Подготовительная к школе группа. - М.: Издательский дом «Цветной мир» 2015. – 216с.

Интернет – ресурсы:

  1. https://yandex.ru/video/preview/6975793741041552054 - архитектор.
  2. https://yandex.ru/video/preview/2539190806432864299 - нефтянник.

Приложение.1

Реализация проекта

Конспект

образовательной деятельности

с детьми подготовительной группы

по теме «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны»

Цель:

Уточнить и обобщить представления детей о профессиях.

Задачи:

1.Понимать значимость профессии в жизни людей.

2. Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.

3. Развитие монологической речи детей (речь-рассуждение; речь- доказательство).

4. Развитие элементов логического мышления.

5. Закрепить умения детей выполнять звуко-буквенный анализ слов.

6. Расширить и активизировать словарь по теме.

Предварительная работа:

1.​ Рассматривание альбомов «Профессии родителей».

2.​ Рассматривание иллюстраций о профессиях и результатах труда людей разных профессий.

3.​ Разучивание стихов и чтение художественной литературы о профессиях.

4.​ Дидактические и сюжетно-ролевые игры по теме.

Материалы: компьютер; экран; мультимедийный проектор; презентация; сумочки на ремешке; фишки для звуко-буквенного анализа слов.

Ход занятия:

Воспитатель: «Посмотрите дети, у нас в гостях мышонок Профи. У него необычное имя. Назовите слова похожие на имя мышонка».

Ответы детей: - «Профессия, профессионалы».

Воспитатель: «Как вы думаете, почему мышонка зовут Профи?»

Ответы детей: - «Его имя похоже на слово профессия, и он умеет, наверное, все делать хорошо».

Воспитатель: «С какого звука начинается имя Профи?»

Ответ детей: «Со звука <П>».

Воспитатель: «Названия каких профессий начинаются с этого звука?».

Ответы детей: «Почтальон, парикмахер, пекарь, программист, педагог, повар».

Воспитатель: «Мышонок Профи приглашает вас в путешествие по миру профессий. К людям какой профессии, относятся изображения, которые вы видите сейчас на экране.

Слайд №3 – профессия водитель.

(После того, как дети назовут профессию, по щелчку мышки на экране появляется фотография человека этой профессии).

Вопросы к слайду:

- Чем занимается водитель? Какими качествами он должен обладать?

(Дети объясняют, что нужно знать и уметь, чтобы быть водителем)

- профессия учитель.

- профессия капитан корабля.

- профессия программист.

- профессия космонавт.

Воспитатель: «Мышонок Профи приглашает нас поиграть в игру: «Угадай профессию по движениям».

Ход игры:

Дети делятся на две команды, каждая команда выбирает себе профессию и показывает какие-то действия, по которым другая команда отгадывает загаданную профессию. Затем они меняются местами.

Воспитатель: Следующее задание мышонка Профи: «Что лишнее?».

 (Вместе с мышонком Профи дети рассматривают предметы и находят лишний. По щелчку мышки на экране этот предмет пропадает.)

Воспитатель: «Мышонок Профи предлагает разгадать кроссворд о профессиях людей. Профи приготовил вам загадки, а я их прочитаю! Вы отгадываете загадки, и если ответ будет правильным, то он появится на экране!».

 (Ответ на кроссворд появляется на экране по щелчку мышки.)

Загадки:

Воспитатель: «Мышонок Профи нарисовал картины, но перепутал профессии людей. Найдите эти ошибки и расскажите, что он перепутал».

Воспитатель: «Профи нарисовал орудия труда для людей разных профессий, но не дорисовал некоторые детали. Определите, чего не хватает у каждого предмета».

Воспитатель: «Мы с вами говорили о разных профессиях, какая профессия вам больше всего понравилась и почему?»

Ответы детей.

Воспитатель: «Кем бы вы хотели стать, когда вырастите?»

Ответы детей.

Воспитатель: «Возьмите фишки из своей сумочки и сделайте звуко-буквенный анализ той профессии, которую вы назвали».

Воспитатель: «Молодцы, вы все справились с заданием.

Много на земле работы

Все попробовать охота.

Чтоб профессию иметь

Надо лень преодолеть.

Очень хорошо учиться».

Чтоб могли тобой гордиться.

Мышонок Профи благодарит вас за все выполненный задания и прощается с вами».

Приложение.2

Конспект занятия

сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе

Тема: «Супермаркет»

Цель: побуждать детей более широко использовать в игре знания о труде людей в супермаркете. Создание условий для гендерной социализации дошкольников в игровой деятельности. Закреплять знания о женских и мужских ролях. Формировать положительное отношение между детьми, умение считаться с мнением товарищей . Развивать диалогическую речь детей. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, вежливость, привычку играть сообща.

Задачи:

Познакомить детей с понятием «Супермаркет»

Продолжать учить детей в  игре «Супермаркет» применять математические знания, полученные на занятиях: знания цифр от 1 до 10 и уметь писать счёт в пределах 10, отсчитывание и присчитывание по1, состав числа из 1 при  выполнении покупок в магазине, исполняя роли продавцов, кассиров, покупателей. Учить отражать, через взятые на себя роли трудовую деятельность взрослых: продавец пересчитывает товар, раскладывает в пакеты, выдает чеки на оплату; кассир пересчитывает товар, берет деньги по количеству предметов; покупатель отдает деньги и упаковывает покупки; водитель экспедитор получает на базе товар и по накладной разгружается в магазине товароведу; администратор следит за порядком; охранник - охраняет магазин.

Развивать самостоятельность выполнения взятой на себя роли, поощрять проявление хороших математических знаний у детей и умеющих вежливо  взаимодействовать друг с другом.

Обогащать словарь детей названиями профессий, характерных для игры «Супермаркет»: продавец, кассир, покупатель, шофёр-экспедитор, заведующей складом на базе, товаровед, администратор, охранник, названиями отделов в магазине «Напитки»; «Овощи и фрукты»; «Кондитерские изделия»; «Колбасы»; «Сыры»; понимать значение слов: накладная на товар, ценник, чек, деньги.

Формировать  приветливые и вежливые взаимоотношения между играющими, соединенных разными игровыми сюжетами, и выполняющими разные роли с математическим содержанием.

Воспитывать интерес к профессии продавца и к математическим действиям в ней, желание играть вместе и  дружно.

Цель:

формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности.

Образовательные задачи:

-учить детей словесно обозначать тему игры, свою роль, роль других детей, выполняемые игровые действия.

приучать детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет;

- выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов;

- обогащать словарный запас.

- обогащать социально - игровой опыт детей (учить правильному взаимоотношению в игре).

Развивающие задачи:

- развивать умение использовать ролевую речь, устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог

- развивать интерес к игре;

- учить объединятся в группы в игре;

- знакомить детей с правилами поведения в магазине.

Воспитательные задачи:

- воспитывать уважение к труду взрослых.

Предварительная работа:

1. Экскурсия в магазин с родителями.

2. Занятие по развитию речи по теме «Профессия продавец, кассир и т.п».

3. Занятие тестопластика по теме «Продукты»

4. Ручной труд: изготовление кошельков, денег, конфет ,коробок, накладных и т.д.

Индивидуальная работа:

- Снимать гиперактивность Артёма через назначения ему индивидуальной роли шофера - экспедитора.

- Повышать самооценку Саши через роль кассира.

- Отслеживать в игре Лизу и Регину по их вежливому обращению с людьми, через взятые на себя роли.

- Наблюдать за Олесей и Настей, чтобы не отвлекались и правильно расплачивались в магазине.

Материал и оборудование:

Муляжи фруктов и овощей, полки, корзинки, весы, касса, кошельки, деньги, материал для фасовки, тележка, машина, рации, игрушки, фартуки, халаты, кепки, совок, пакеты, бейджики, игрушки.

Оборудование к игре:

для кассиров: 2 кассовых аппарата, столик, стул, латок для денег, деньги (круги с цифрами от 1 до 10, очень много с цифрой 1),корзины для продуктов.

для продавцов: стол-прилавок или холодильник, весы - 3 шт., фломастеры, большое количество чеков, упаковочные пакеты.

для покупателей: деньги в кошельках (как у кассира), сумки, коляски с детьми.

для шофера-экспедитора:  грузовик, наличие склада, накладные с указанием товара (картинка) и цифры (количество его), коробки для упаковки товара.

Для заведующей складом: накладные (те что у водителя и товароведа) и наличие товара по названию отделов, коробки под товар.

для товароведа магазина: накладные, коробки под товар, счёты.

Для охранника: рация, пистолет.

Роль воспитателя:

- незаметный контроль за правильным решением задач через роль администратора, оказывать своевременную помощь в рамках своей роли в магазине, поощрять инициативу и самостоятельность детей, поддерживать радость успеха. Организует вместе с детьми игровую обстановку.

Словарная работа:

 «продавец», «продавать», «касса», «кассир», «охранник», «охранять», «молочный», «хлебобулочный», «овощной», «мясной», «отдел», «бакалея», «администратор», «витрина», «чек», «сдача», «стоимость», «одна буханка», «половина буханки», «пирожное», «один литр», «полкило конфет», «весы», «прилавок», «покажите, пожалуйста», «благодарю», «будьте любезны», «покупка», «деньги», «кредитная карта», «товар», «приходите еще», «спец. одежда», «покупатель», «корзина», «тележка», «супермаркет», «магазин», «открытие», «приглашение», «реклама». «дети», «заходите еще», «оплатить», «расплатиться», «бейджик».

Индивидуальная работа:

Роли:

продавец, кассир, покупатели.

Игровые действия:

покупатели покупают товар, продавец подсчитывает

стоимость товара, кассир принимает плату за товар.

Оборудование: деньги (фишки, сумки; изделия из тестопластики

(продукты питания); коробки из-под конфет, молока, сметаны.

Карточки-чеки, счеты, весы, колпак, фартук, полиэтиленовые пакеты.

Ход занятия:

Организационные момент.

1 .Педагог вносит коробку с атрибутами для игры в магазин.

- Ребята, посмотрите, что я вам принесла!

Дети вместе с педагогом рассматривают и называют предметы, которые

лежат в коробке.

2.- Вспомните, дети, куда мы с вами ходили на экскурсию? (Мы ходили на экскурсию в магазин).

• Кто работает в магазине? (Продавец и кассир).

• Какие продукты вы видели на прилавках? (Дети перечисляют продукты питания).

• А теперь скажите, что делает продавец? (Продавец взвешивает продукты, складывает их в пакет, подсчитывает стоимость).

• Кто принимает деньги за товар? (Кассир).

• Что выдает кассир покупателю? (Он выдает чек).

• Ребятки, как вы думаете, в какую игру мы сегодня будем играть? (Мы будем играть в магазин).

1. Подготовительная работа.

- Ребятки, представьте, что я продавец. Какие волшебные слова вы мне будете говорить?

(Здравствуйте, покажите пожалуйста, дайте пожалуйста, до свидания).

- А теперь Коленька подойдет ко мне и покажет, как нужно разговаривать с продавцом.

Ребенок: - Здравствуйте.

Педагог: - Здравствуйте.

Ребенок: - Дайте мне пожалуйста одну булку хлеба.

(Продавец подает хлеб).

• Спасибо.

• А теперь Леночка покажет, как нужно взвешивать товар. (Ребенок подходит к столу, кладет на весы какой-либо предмет и «подсчитывает» его стоимость).

• Молодец Машенька!

• Верочка, представь, что ты кассир. Что ты будешь делать? (Я возьму деньги и дам покупателю чек).

- Молодцы, ребята!

2. Подготовка игрового помещения.

- Сейчас Коленька и Саша поставят стол для кассира, Миша и Витя поставят стол для продавца, Леночка поставит на стол весы, а Людочка разложит «продукты».

IV Распределение ролей.

- Сегодня продавцом будет Леночка, кассиром будет Марина, а остальные детки будут покупателями.

V Развитие игрового сюжета.

Покупатели приходят в магазин, рассматривают товар, выстраиваются в очередь.

1-й покупатель: - Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, сколько стоит хлеб?

Продавец: - Одна булка хлеба стоит семь рублей.

Покупатель: - Дайте мне, пожалуйста, две булки хлеба. (Продавец кладет хлеб в пакет, подсчитывает стоимость).

Продавец: - С вас четырнадцать рублей, оплатите, пожалуйста, в кассу. (Покупатель достает «деньги», оплачивает покупку).

Покупатель: - Возьмите, пожалуйста, за две булки хлеба.

Кассир: - Возьмите, пожалуйста, чек и сдачу.

Покупатель: - Спасибо. (Затем покупатель возвращается к продавцу).

Покупатель: - Возьмите, пожалуйста, чек.

Продавец подает товар и говорит: «Спасибо за покупку»!

Покупатель складывает товар в сумку и уходит. Далее игровая ситуация обыгрывается с другими детьми.

5. Уборка игрового помещения.

• Ребята, в какую игру мы играли? (Мы играли в магазин).

• Что мы делали в магазине? (Мы покупали продукты).

• А сейчас, давайте все уберем на свои места и пойдем на прогулку.

Варианты розыгрыша ситуации для игры:

 Ребята, я знаю, что вы очень любите играть. Я предлагаю поиграть в игру,

а какую узнаете по загадке:

 Кто продукты продаёт,

 Дельный нам совет даёт?

 За прилавком он стоит,

 Взвешивая, говорит:

 Очень вкусные сардельки,

 Сто рублей с вас, три копейки.

О ком эта загадка? (о продавце ) . Где работает продавец ? (в магазине). Так,

в какую игру мы будем играть? (в магазин). Сейчас все необходимые товары

можно купить в одном магазине . Как он называется? (супермаркет). Кто работает в супермаркете?(директор, менеджер, продавец-консультант, кассир,

фасовщик, грузчик, охранник, водитель, уборщица ). Вот сколько людей разных профессий работает в супермаркете. Какие из этих профессий мужские?

Женские?

 Для того чтобы открыть супермаркет нам нужен директор. В чём заключается его работа? (руководит процессом внутри магазина). Каким должен быть

директор? (умным, справедливым, честным). Посоветуйтесь, кто из вас может стать директором (дети выбирают).

Какую работу в супермаркете выполняет менеджер? (изучает товар, какой больше нравится покупателям, почему. Договаривается о покупке товаров у производителей, подписывает договора. Следит за тем, чтобы товар привезли вовремя). Менеджера предлагаю выбрать считалкой. Кто хочет?

 Для работы в супермаркете нужен и кассир. Чем он занимается? (оформляет чек за покупку, принимает деньги за товар, даёт сдачу). Какими качествами должен обладать кассир? (честность, доброжелательность, вежливость).

Кто из вас хочет быть кассиром?

Что делает водитель? (выполняет заказы на доставку товара). Выберите

водителя.

 Что входит в обязанности охранника? (следит за порядком в магазине,

чтобы не было посторонних предметов). Кто из вас будет выполнять роль охранника?

 Какие профессии мы ещё не распределили? (продавец-консультант, фасовщик, грузчик, уборщица). Посоветуйтесь, кто из вас будет выполнять эти роли. ( Дети распределяют роли между собой).

 Ну вот, мы выбрали тех, кто сегодня будет работать в супермаркете. Есть дети, которые остались без роли? Я предлагаю вам стать покупателями.

 А теперь давайте займёмся оформлением магазина (дети выстраивают

витрины, раскладывают товар, оформляют кассу и кабинет директора).

 Всё готово к открытию магазина? Займите свои рабочие места.

Добрый день!

В приятный час!

Очень рады видеть вас!

Проходите в отделы, посмотрите!

Ничего не пропустите.

Правила у нас такие:

Везде вежливость царит:

«Спасибо», «пожалуйста» - каждый говорит.

Проходите, будем рады, пусть покупателям не будет преграды.

Наши двери открыты для всех,

С нами ждёт вас удача, успех!

Разыгрываются игровые действия.

1покупатель входит в магазин.

Продавец-консультант. Здравствуйте. Я продавец-консультант Мария. Чем

могу вам быть полезна?

Покупатель. Будьте добры, помогите подобрать подарок моей дочери. У меня

300 рублей.

Продавец-консультант. А сколько ей лет?

Покупатель. Ей 2 года. Она очень смышленая.

Продавец-консультант. Вашему вниманию предлагается большой выбор игрушек, которые способствуют развитию любознательности и воображению.

Чем больше будет игрушек у вашего малыша, тем шире будет его кругозор.

Все игрушки сделаны из экологически чистых материалов. Я предлагаю вам

эту матрёшку. Она практичная и стоит 300 рублей.

Покупатель. Спасибо, вы мне очень помогли.

Продавец-консультант. Пожалуйста, проходите к кассе для оплаты. До свидания.

Кассир. С вас 300 рублей.

Покупатель. Возьмите пожалуйста.

Кассир. Спасибо за покупку. Приходите ещё. До свидания!

 

2 покупатель.

Продавец-консультант. Здравствуйте. Что бы вы хотели у нас приобрести?

Покупатель. Мне нужна коробка вкусных конфет. У меня 100 рублей.

Продавец-консультант. Возьмите эти конфеты. Они вкусные и недорогие.

Покупатель. А когда в продажу поступили яблоки?

Продавец-консультант. В среду. Смотрите какие они красивые и свежие.

Покупатель. Спасибо.

Кассир. С вас 75 рублей.

Покупатель. Возьмите.

Кассир. Ваша сдача. Спасибо за покупку. До свидания.

3 покупатель.

Охранник. Извините, в магазин с пакетом нельзя. Оставьте его в камере хранения.

Покупатель. Простите, я забыла.

Продавец-консультант. Добрый день. Вам что – то подсказать?

Покупатель. Здравствуйте. Я ищу чай. Где он у вас находится? Ко мне при-

дут гости. Помогите, пожалуйста, выбрать чай.

Продавец-консультант. Давайте пройдём в отдел. Я предлагаю чай «Липтон».

У него хороший вкус, аромат.

Покупатель. Спасибо.

Продавец-консультант. Желаю хорошо отдохнуть.

Кассир. Здравствуйте. С вас 150 рублей.

Покупатель. Возьмите, пожалуйста. А у вас есть пакеты?

Кассир. Да. Вам большой или маленький?

Покупатель. Маленький.

Кассир. С вас ещё 2 рубля. Спасибо за покупку. Приходите ещё.

Сигнал машины.

Охранник. Ирина Петровна, приехала машина с товаром, примите, пожалуйста.

Менеджер. Спасибо. Уже иду.

Здравствуйте, Артём (обращается к водителю). Почему вы задержались?

Водитель. Здравствуйте, Глеб Васильевич . У машины спустило колесо. Я его менял, поэтому приехал поздно. Примите, пожалуйста, ваш заказ.

Менеджер. Давайте накладную, проверим. Всё правильно.

Данил (обращается к грузчику), поступил товар. Разгрузите машину и отправьте конфеты на фасовку.

Грузчик. Глеб Васильевич, а куда молочную продукцию?

Менеджер. Пожалуйста, сразу в торговый зал.

Торговый представитель: Здравствуйте, можно к вам? Вы директор?

Директор: Да, я директор, Кирилл Алексеевич.

Торговый представитель: Я, Тимофей Сергеевич, торговый представитель

фирмы «Славянка». Хочу предложить вам большой ассортимент нашей продукции.

Директор: Я сейчас приглашу нашего менеджера, она сделает заявку. Скоро праздник, нам надо расширять ассортимент товаров (звонит). И Глеб Васильевич, зайдите ко мне, пожалуйста.

Менеджер: Кирилл Алексеевич, вызывали?

Директор: Присаживайтесь, вот торговый представитель «Славянки». Нам предлагают большой выбор продукции со складов. Выберите, что нам нужно.

Менеджер: Нам необходимо 5 кг. конфет «Белочка», 3 кг. «Коровки», короб молочного шоколада. Когда вы сможете привезти заказанную продукцию?

Торговый представитель: На следующей неделе вас устроит?

Менеджер: Да.

Торговый представитель: Договорились. Было приятно с вами сотрудничать.

До свидания.

Директор и менеджер: До свидания.

Наша игра подошла к концу. Вам понравилось играть? Почему? (ответы детей). Я наблюдала за вами во время игры, правильно выполнили свои роли,

вежливо обращались с просьбами друг к другу, возможно, когда вы подрастете, кто-то из вас будет работать в супермаркете. А в следующий раз, ребята, мы поиграем с вами в сюжетно-ролевую игру »Больница» и узнаем много нового о профессии врача.

                                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Роли

Ролевые действия

Администратор

Подбирает товары для магазина (продовольственные и промышленные); выдаёт товар в разные отделы продавцам, делает объявления, помогает продавцам в рекламе товара.

Продавцы продтоваров и промтоваров

Раскладывает товар на витрине, обслуживает покупателя, берут выбранный у него товар, взвешивают его, наклеивают ценник.

Покупатели

Покупают нужный им товар, оплачивают покупку на кассе, складывают покупки в сумку, соблюдают правила поведения в общественных местах.

Кассир

Пересчитывает товар, берёт деньги (или карточку), выдает сдачу, чек, товар

  

Построение ролевого диалога

  

Продавцы

Администратор  

Распределяет товар по отделам, следит за порядком.

Продавцы

Общаются между собой о количестве проданных товаров, их качестве

Покупатели

Рассказывает о качестве предлагаемых товаров, рекламируют их, советуют что купить

2.Подготовка к игре:

Дата

Изготовление атрибутов

Обогащение впечатлениями

 Обучение игровым приемам

Изготовление чеков из бумаги

Изготовление денег

Изготовление овощей из соленого теста

Сбор коробок, фантиков

Сбор природного материала: шишек, камешков

Изготовление кошельков из бумаги во время конструктивной деятельности

Изготовление вывесок, названий отделов

Изготовление одежды и головных уборов

Изготовление эмблем «Супермаркета»

Беседа на тему «Для чего нужны различные магазины? »

Дидактическая игра «Магазин»

Экскурсия в магазин «Пятерочка» с родителями, наблюдение за работой продавца, охранника

Просмотр слайдов с различными магазинами г. Самара

Чтение стихотворения А. Барто «Игрушки»

Прослушивание записи песни «Дом игрушки»

Просмотр мультфильма «Приключения обезьянки Анфисы» Научить пользоваться весами и счетами, калькулятором

1.Дать образцы социального поведения (что делать, как делать)

2.Дать образцы ролевых диалогов

3.Введение игровой атрибутики и предметов – заместителей

4.Использование способов организации игровой среды (выступает в роли администратора, делает покупки, обедает в кафе, заправляет автомобиль, раскладывает товар, развозит товар по адресу т.д.)

5.Дает образцы вхождения в роль:

∙   с опорой на атрибуты (изменение внешнего облика) ,  обживание роли (мимики, жестов)

∙   образец использования игровой среды.

6.Принимает при вхождении в игру подчиненную роль

7.Введение в игру разнообразных событий (решение конфликтных ситуаций)

8.Введение новых сюжетных линий (событий), в том числе и происшествие

9.Введение правил в игру (принятие норм социального поведения):

∙  подчинение правил взаимоотношений

∙  умения воспроизводить заданные правила по ходу игры

10.Создание проблемных ситуаций

11.Создание  дефицита игрового материала

Приложение.3

Конспект занятия: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с профессией архитектор»

Цель: Формирование представлений о строительной профессии архитектор. Задачи:

Образовательные:

- Познакомить с профессией архитектора, орудиями труда архитектора.

- Уточнить знания детей о строительных профессиях.

- Упражнять в рисовании дома, умении передавать форму частей дома.

Развивающие:

- Развивать технические навыки рисования.

- Развивать творческое воображение.

- Развивать связную речь детей – умение полным предложением отвечать на вопросы взрослого.

Воспитательные:

- Воспитывать уважение к людям разных профессий.

- Воспитывать умение договариваться при выполнении совместного задания.

- Воспитывать отзывчивость.

Словарная работа: активизировать в речи детей название профессий: архитектор, тракторист, бульдозерист, экскаваторщик, крановщик, каменщик, кровельщик, стекольщик, плотник, столяр, маляр.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: письмо от Незнайки, мяч, 3 иллюстрации с изображением домов.

Раздаточный материал: листы бумаги А4 на каждого ребенка, простой карандаш.

Предварительная работа с детьми:

Коммуникация: Беседа о профессиях, загадки о профессиях

Познание: Рассматривание альбомов «Мир профессий», «Родительские профессии».

Чтение художественной литературы:

Чтение стихотворений, загадок о профессиях.

Чтение Д. Родари «Чем пахнут ремёсла», В. Маяковский «Кем быть», С. Баруздин «Кто построил этот дом».

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня к нам в детский сад пришло вот такое большое письмо. Оно адресовано нашей группе. Хотите узнать, что в нём?

Достаю изображение разного вида построек из конверта. Удивляюсь.

Воспитатель: «Здравствуйте, дорогие ребята! Помогите мне, пожалуйста, дайте совет. Хочу построить себе дом, но не знаю какой. Есть дома кирпичные и деревянные, одноэтажные и многоэтажные. Посоветуйте, какой дом мне построить и кого нужно пригласить, чтобы помогли мне построить красивый дом? Незнайка.»

Воспитатель: Дадим Незнайке совет?

Воспитатель: Для того, чтобы дать Незнайке совет мы вспомним строительные профессии. Назовите, люди, каких профессий строят дом?

(тракторист, бульдозерист, экскаваторщик, крановщик, каменщик, кровельщик, стекольщик, плотник, столяр, маляр)

Воспитатель: Какие профессии вы еще знаете?

Воспитатель: А теперь проверим, насколько хорошо вы знаете эти профессии. Я буду бросать вам мяч, и называть профессию, а вы мне назовете, чем занимаются люди этой профессии.

Игра с мячом: «Кто чем занимается?».

Водитель – водитель водит автомобиль

Экскаваторщик – экскаваторщик роет котлован под постройку

Крановщик – крановщик поднимает строительные материалы

Каменщик – каменщик кладёт стены

Кровельщик – кровельщик кроет крышу

Плотник – плотник ставит рамы и двери

Штукатур – штукатур штукатурит потолки и стены

Маляр – маляр красит потолки, стены

Воспитатель: Сегодня я хочу вас познакомить ещё с одной строительной профессией - профессией архитектор. Приглашаю вас на экскурсию, проходите в зрительный зал. Отгадайте загадку:

Он строит дом,

Дом многоэтажный.

Строит дом карандашом

На листке бумажном.

Нужно всё нарисовать,

Вычислить, проверить,

Все квартиры сосчитать,

Лестницы и двери.

Чтоб стоял он много лет,

Чтобы был в квартире свет,

Ванны, умывальники

Для больших и маленьких.

(Ответы детей)

Воспитатель: Это архитектор. Архите́ктор — означает «главный строитель». Архитекторы – специалисты, которые создают здания на бумаге, чертят его, указывают размеры окон, дверей, высоту крыши.

Воспитатель: Архитектор следит за строительством до самого конца стройки. Архитектор работает на мольберте, чертит карандашом с помощью специальных линеек на бумаге схемы будущего здания.

Воспитатель: Многие сооружения настолько крепкие, что, простояв уже не одну тысячу лет, до сих пор восхищают своим величием и красотой, привлекая толпы туристов. (дворцы) Очень много современных сооружений, которые покоряют своей красотой. (современные дома)

Воспитатель: Давайте с вами немного отдохнем.

Физкультминутка

Строим, строим новый дом,

Молоточком мы стучим

Справа – тук! (дети стучат кулачками справа)

И  слева – тук! (дети стучат кулачками слева)

Впереди – тук- тук, тук- тук! (дети стучат кулачками  впереди)

Мы построим новый дом.

Будет в нём фундамент крепкий, (дети приседают и показывают руками)

Окна встроим, (дети показывают руками воображаемые окна)

Двери вставим (дети показывают руками воображаемые  двери)

Посчитаем этажи. (дети считают до 10, подтягиваясь на носочках)

Воспитатель: Понравилась вам профессия архитектора? Как строит дом архитектор? Кто запомнил, какие орудия труда у архитектора? (Ответы детей)

Воспитатель: Я предлагаю всем сегодня стать архитекторами и нарисовать дом для Незнайки. Проходите за столы.

Воспитатель: Ребята, с какой части нужно начать рисовать дом? (стены и крышу, а потом окна и другие детали)

Воспитатель: Строители делают стены ровные, прямые, чтобы дом был прочный, красивый, чтобы он долго служил людям и в нем было приятно жить; окна в домах тоже располагаются ровными рядами.

Воспитатель: Начинайте рисовать по нижнему краю бумаги, но оставьте полоску земли внизу листа.

В процессе рисования слежу за расположением рисунка, за использованием показанных ранее приемов рисования карандашом. Тем, кто действует неправильно, напоминаю, как нужно рисовать. Следить, чтобы дети правильно и свободно держали карандаш при рисовании линий, в случае надобности поправлять руку.

Воспитатель: Итак, архитекторы заканчивайте свои работы. Давайте построим улицу из наших домов.

Воспитатель: Какой дом мы могли бы предложить Незнайке? Почему?

Воспитатель: Я думаю, что надо отправить все работы, чтоб Незнайка смог выбрать себе дом.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, с какой профессией мы сегодня познакомились? (Ответы детей) Какую работу выполняет архитектор? Назовите предметы труда архитектора?

Воспитатель: Понравилось вам быть архитекторами? (Ответы детей)

Воспитатель: Мне понравилось, как вы работали. Все ваши рисунки мы пошлем Незнайке, чтобы он выбрал себе интересный, красивый дом.

Приложение.4

Конспект занятия «Знакомство с профессией нефтяника»

Цели и задачи:

Образовательные: Формировать представление детей о профессии нефтяников, довести до сознания, что труд нефтяников тяжелый, этой профессии нужно учиться.

Развивающие: Развивать мышление, связную речь, мелкую моторику.

Воспитательные: Воспитывать уважение к труду нефтяников.

Словарная работа: бурильщик, геологоразведчик, черное золото, буровая вышка, обсадная колонна труб.

Предварительная работа: знакомство с природной картой России, с понятием «черное золото», отгадывание загадок, выкладывание из палочек нефтяной вышки, просмотр презентации «Нефтяники нашего края».

Материал: презентация к рассказу воспитателя, счетные палочки, иллюстрации с изображением нефтяной вышки и платформы. На столах краски, карандаши, цветная бумага, картон, ножницы, кисточки, клей.

Методы и приемы: 1. Экран – карта России с изображением нефтяных вышек.

2. Беседа по вопросам. Использование модели трех вопросов.

3. Рассказ о профессии бурильщика.

4. Физминутка.

5. Игра «Распредели по порядку»

6. Игра «Нефтяная вышка» - дети выкладывают из счетных палочек.

7. Продуктивная деятельность.

Ход деятельности:

На экране появляется карта России с изображением буровых вышек.

Воспитатель: Как вы думаете, что изображено на экране? (рассуждения детей).

- О чем мы будем говорить? (рассуждения детей).

Воспитатель: Да, карта необычная, она с природными богатствами.

- Что означают эти значки?

Модели трех вопросов: Где вы видели? Откуда знаете? Что хотели бы еще узнать? (рассуждения детей)

Воспитатель: Действительно, эти значки говорят о природном богатстве нашего края, что наш край богат нефтью. Где находится это черное золото? Показ слайда – разрез земли (рассуждения детей)

Воспитатель: Как добывают это черное золото? Копают лопатой что ли? (рассуждения детей) Да у буровиков есть специальное оборудование.

Воспитатель: А как узнают, что именно на этом месте есть нефть? (рассуждения детей)

Воспитатель: А вы хотели бы узнать и посмотреть о работе нефтяников? Но вначале отдохнем.

Фиминутка: «Попрыгай!»

На каждую строчку стихотворения — четыре прыжка.

Левой ножкой — прыг, прыг.

Правой ножкой — прыг, прыг.

Мы попрыгаем на двух:

Ух, ух, ух, ух!

Влево мы попрыгаем,

Вправо мы попрыгаем.

Мы вперед пойдем

И назад отойдем!

Рассказ воспитателя о профессии бурильщика сопровождается показом слайдов.

Выехали на поле люди по профессии геологоразведчики и начали изучать слой земли (слайд с изображением геологоразведчиков)

Профессия геолога очень трудна. Ему приходится проходить пешком десятки километров, карабкаться на высокие горы и спускаться в глубокие пещеры. Жить геологам приходиться в палатках, спать в спальных мешках, а готовить пищу — на костре (показ слайда). Все свое имущество геологи должны уместить в рюкзаке. Геологи должны уметь хорошо ориентироваться по компасу и карте, чтобы не заблудиться. Но вот геологи узнали с помощью приборов, что на поле есть нефть, пригласили буровиков. Привезли буровики на больших машинах вышку буровую, установили её (показ слайда) Начали бурить, подняли высоко трубу, труба эта называется обсадная. Прикрутили к одному концу долото (показ слайда) на долото сделали специальные металлические зубы, другой конец трубы зажали специальным замком, включили двигатель; двигатель начал крутить замок вместе с трубой и долотом. Долото начало грызть землю, делая в ней отверстие. Вторую трубу прикрутили. Ведь скважину глубокую бурить надо. Вот, наконец, пробурили узкую скважину, опустили трубу, с помощью больших насосов выкачивают нефть (показ слайда). Ни осени, ни зимы буровики не боятся, и холод, и жару терпят, лишь бы только скважину пробурить, да нефть добыть (показ слайда). А иногда и такое случается, пробурят скважину, а нефть как хлынет да и обольёт их, им бы плакать, а они радуются: «Вот она золотая, добурились» (показ слайда). Это большая для них радость, это праздник. Столько трудов, поисков, усилий, волнений не напрасно (показ слайда).Нефть — это природное богатство. Она приносит огромную пользу человечеству. Об этом мы поговорим в следующий раз.

Воспитатель: Ребята, как вы считаете лёгкий труд у буровиков? (рассуждения детей). Труд нефтяников у нас почетен и я думаю, вы вырастите настоящими нефтяниками.

А теперь поиграем в игру и вспомним профессии тех людей, которые добывают нефть.

Игра «Распредели по порядку» - дети с помощью стрелок определяют, какие профессии людей принимают участие в добыче нефти (слайд с изображением нефтяников)

Воспитатель предлагает разделиться по командам. Выполнить задание: выложить из счетных палочек нефтяную вышку.

Игра «Нефтяная вышка» - дети выкладывают из счетных палочек. Подводится итог игры.

Итог: Что нового узнали? О чем расскажете дома своим родителям? О чем хотели бы вы узнать в следующий раз?

Воспитатель приглашает детей к столам для продуктивной деятельности, предлагает изобразить любыми средствами то, о чем узнали, что им больше всего запомнилось или понравилось. На столах краски, карандаши, цветная бумага, картон, ножницы, кисточки, клей. Самостоятельная работа. Выставка работ для родителей.

Приложение.5

БЛОК: «Взаимодействие с родителями»

Консультация для родителей на тему: «Мир современных профессий»

Информация о профессиях не является статичной, неизменной. Это та область знаний человека, которую необходимо постоянно обновлять. Каждый год происходит обновление около 500 видов труда, появляются новые профессии, а старые получают новые современные названия. Запомнить название и содержание каждой вновь появившейся профессии достаточно сложно, и смысла особого в этом нет. Чтобы найти подходящий род занятий для конкретного человека, не обязательно перебирать варианты конкретных профессий или специальностей. Можно начать с широкого выбора – определения профессиональной области, сферы профессиональной деятельности, отрасли.

Существует большое количество вариантов классификаций видов профессиональной деятельности, типов профессий.

В нашей стране наиболее распространенной является классификация профессий, автором которой является академик Е. А. Климов. Он выделяет пять типов профессий в соответствии с предметом труда (предмет труда – то основное, с чем работает конкретный специалист: люди, техника, явления природы, и т. д.):

ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА. Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Для того, чтобы успешно работать в сфере, связанной с природой, недостаточно просто ее любить. Созерцательной любовью к природе обладает большое количество людей. Многие из нас любят отдохнуть весной на природе, с умилением понаблюдать за щенком в гостях у друзей или полюбоваться закатом на морском побережье. Но далеко не каждый обладает деятельной любовью к природе, связанной с познанием ее законов и их применением. Специалист данной сферы должен не просто все знать о живых организмах, но и прогнозировать возможные изменения и принимать меры. Что касается необходимых личностных качеств, то человек должен быть спокойным, уравновешенным, обладать терпением, способностью к кропотливому труду. Современные профессии данного типа: ветеринар, фитодизайнер, ландшафтный дизайнер, фармацевт.

ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА. Обладатели профессий данного типа имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Особенность технических объектов в том, что они, как правило, могут быть точно измерены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность, определенность действий. Большое значение здесь имеет также такое качество, как практическое мышление человека – техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части. Среди современных профессий данного типа наиболее востребованы автослесарь, монтажник информационных (компьютерных) сетей, строительные специальности, технолог, инженер.

ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК. Предметом интереса специалистов данного типа профессий являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Возможные действия, которые может совершать специалист, работающий с людьми: обучение, воспитание, управление, обслуживание, исследование. Главное содержание труда в профессиях типа «человек-человек» – взаимодействие между людьми. Качества, необходимые для работы с людьми: устойчивое хорошее настроение во время работы с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать состояние, намерения другого человека, терпение, умение находить общий язык с разными людьми. Современные профессии: продавец-консультант, менеджер (администратор, офис-менеджер, по персоналу, по продажам, по рекламе и т. д.), официант, психолог, секретарь-ресепшионист.

ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА. Представителей профессий данного типа занимают различные языки, условные знаки, схемы, символы, цифры, формулы, информация (текстовая, числовая, компьютерная). Специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, отвлечься, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, уметь представить их сущность схематически. С другой стороны, не менее важно увидеть в схеме, графике, формуле «жизнь», то есть те реальные объекты или явления, которые стоят за условными обозначениями. Для этого необходимо уметь мысленно погружаться в мир сухих обозначений и сосредотачиваться на сведениях, которые они несут в себе. Для этого важны такие качества как внимание, умение сосредотачиваться, терпимость к монотонной, иногда даже рутинной деятельности. Примеры профессий данного типа: программист, системный администратор, редактор, специалист по защите информации, переводчик, лингвист, экономист, аудитор.

ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. Данные специалисты работают с явлениями, фактами художественного отображения действительности или сами создают эти факты, новые образы. Это может быть изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актерско-сценическая деятельность. Специфическое требование, которое предъявляется в профессиях данного типа – наличие задатков, способностей к определенному  виду  творчества  (рисованию,  пению,  писательскому искусству и т. д.), которые проявились достаточно рано. Речь идет о том, что мы в обычной жизни называем талантом. Кроме этого важны творческое воображение, образное мышление, трудолюбие. Профессии данного типа: дизайнер (WEB-дизайнер, рекламный дизайнер, дизайнер по интерьеру, дизайнер-модельер), стилист, актер, режиссер, ди-джей.

В данной классификации речь идет о конкретных профессиях и требованиях к человеку, которые в них предъявляются. Следует отметить, что невозможно все профессии жестко отнести к определенному типу. Существуют профессии, которые можно отнести к разным типам: учитель биологии (человек-человек и человек-природа), секретарь-референт (человек-человек и человек-знаковая система), WEB-дизайнер (человек-знаковая система и человек-художественный образ).  

Для того, чтобы правильно представлять себе ситуацию на рынке труда, важно знать соотношение различных отраслей производства, секторов экономики в конкретном регионе. Современную ситуацию, сложившуюся в различных сферах рынка труда, в общем виде можно описать следующим образом:

ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Главным требованием работодателя является все-таки знание основных технологических процессов и опыт работы по профилю. Поэтому молодым специалистам сложно сразу со студенческой скамьи устроиться на высокооплачиваемую работу в «нефтянке». Зато многие крупные вузы, готовящие специалистов данного профиля, практикуют заключение договоров с основными топливно-энергетическими компаниями, гарантирующими трудоустройство выпускников. Кроме этого, предусматриваются так называемые должности стажера, где есть возможность приобрести необходимый профессиональный опыт. Журнал «Гид молодого специалиста» в числе наиболее популярных специальностей данной сферы называет инженеров по обслуживанию, проектированию, установке добывающего оборудования. Нужны начальники финансового, маркетингового отдела, отдела рынка сбыта.

ПРОИЗВОДСТВО ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ (ТНП). Если говорить о сфере производства ТНП, то здесь нужны такие специалисты, как инженеры, технологи, проектировщики.

ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ также достаточно активно развивается в нашей стране. В данной отрасли востребованы инженеры-механики для контроля оборудования, специалисты по технологии пищевого производства, специалисты по качеству готовой продукции.

Аналогичная ситуация наблюдается и в ТЕКСТИЛЬНОЙ промышленности, где новые и обновленные предприятия активно набирают кадры.

ХИМИЧЕСКОЕ, ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ, КОСМЕТОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО. На государственных предприятиях данного профиля существует ситуация, которая не устраивает многих сотрудников: невысокая заработная плата, высокая сложность работы плюс вред для здоровья. Однако специалисты с соответствующим образованием и опытом работы в этой сфере имеют хороший шанс найти работу в небольших коммерческих организациях, занимающихся производством медицинских и косметологических препаратов. Сложность работы прежняя, и вред для здоровья также возможен, но зарабатывать можно побольше. Перспективы для карьерного роста в наибольшей степени предоставляет фармацевтическая отрасль.

Разные сферы рынка труда предоставляют разные возможности карьерного роста. По данным журнала «Гид молодого специалиста» активно в настоящий момент развиваются сферы рекламы, PR, маркетинга. Высок спрос на персонал в сфере торговли, на специалистов по продажам. Вообще сфера торговли при большом желании и активности работника позволяет в достаточно короткие сроки вырасти в должности и повысить уровень заработка. Неплохие шансы на карьерный рост у специалистов фармацевтической и телекоммуникационной отраслей, растёт спрос на инженеров. Несмотря на стабильность спроса на финансистов и бухгалтеров, требования к этим специалистам увеличиваются. Быстрыми темпами в России развивается страховой рынок, благодаря чему постоянно увеличивается потребность в кадрах в этой сфере. После некоторого спада набирает обороты рынок издательских услуг.

Консультация для родителей:

«Все работы хороши или знакомство детей с профессиями»

       Знакомство с профессиями по дороге в детский сад, на прогулке, дома.

      Конечно, эта тема неоднократно будет обсуждаться на занятиях в детском саду,

но повторить пройденное никогда не помешает. Обращайте внимание на всех людей, занятых делом, и называйте ребенку их профессии. Увидели дворника во дворе – расскажите об этой трудной и важной профессии, проходите  мимо стройки – расскажите о профессии строителя. Зашли по дороге в магазин. Спросите у ребёнка: кто здесь работает? Вернувшись,  домой, еще раз вспомните, людей каких профессий вы встретили

сегодня. Закрепить материал можно, попросив ребенка нарисовать, например,

строителя в желтой каске или дворника, убирающего листву. Поиграйте с ребёнком дома в  игру: «Назови профессии».

     Эта понятная и занимательная игра порадует не только детей, но

и взрослых. Правила очень несложные и играть можно на протяжении всего

дня. Например, семья собралась за завтраком. Давайте посмотрим, что у нас

на столе. Бутерброды, чай, омлет... Отличный повод поговорить о

сельскохозяйственных профессиях.  Откуда берутся яйца, сметана, хлеб? Кто

работает на птицефабрике, в поле, на ферме? Смололи муку, испекли хлеб и,

наконец, доставили в магазин, где его купил папа, мама?

     Таким же образом можно проследить создание любой вещи в доме,

включая, например, книжку любимых детских стихов и рассказов. Пришлось

потрудиться огромной команде людей, начиная от автора, издателя,

работников типографии и заканчивая продавцом книжного магазина, чтобы

книга попала в руки читателя.

     Ежедневно мы сталкиваемся с десятками людей по- настоящему героических профессий, правда, они не носят плащ супермена или костюм Бэтмена, но их работа – спасать жизни реальных людей. Вместе с детьми составьте список таких профессий:

спасатели, полицейские, пожарные, врачи (уточните специальности), летчики, военные (уточните специальности),  машинисты поездов и так далее.

 Профессии в моей семье

      Рассказ о профессиях своих родственников помогает ребенку больше узнать о

собственной семье, укрепляет семейные узы. Особенно интересны будут

рассказы о роде занятий прадедушек, прабабушек, если, конечно, такие сведения

сохранились в семье. Историю можно проиллюстрировать старинными фотографиями, грамотами или даже трудовой книжкой. При беседах о профессиях взрослым нужно

помнить несколько несложных правил. Никогда не делите род занятий на хорошие и плохие, престижные и не очень.

      Ребенок должен понимать важность любого труда и уважать каждую

профессию. Не стоит упоминать о размере заработной платы. Если вы лично

негативно относитесь к представителям какой-либо профессии, воздержитесь.

     Детям о профессиях можно узнать при помощи чтения книг, рассказать им

интересные истории из жизни или фильмов. Для  старших детей

подойдут карточки, игры в лото, в доктора, в магазин. Помимо всего этого

рисуйте или раскрашивайте вместе представителей разных профессий, их

инструменты, одежду. Обсуждайте, кто и что делает, выслушивайте мнение

ребенка о том, хочет ли он этим заниматься.

Чтение книг:

      Многие детские поэты и писатели излагали описания тех или иных рабочих

профессий в своих произведениях:

Дж. Родари – «Чем пахнут ремесла?»

В. Маяковский – «Кем быть?»

А. Барто – «Маляр», «Песня моряков», «Ветеринарный врач».

С. Михалков – «Парикмахер», «Дядя Степа».

Б. Заходер – «Портниха», «Строители», «Сапожник», «Шофер»

«Пограничник», «Доярка», «Фокусник», «Повар», «Парикмахер», «Столяр»,

«Ветеринар», «Летчик», «Моряк», «Фермер», «Рыбак», «Пожарный»,

«Ученый», «Музыкант» и др.

     Читая произведение и показывая иллюстрацию, можно доступно объяснить ребенку, кто такой пограничник, почтальон или механик.

Сюжетно ролевые игры:

     Еще одним способом описать ребёнку взрослый мир профессий является игра.

Забавляясь с ребенком, или когда он общается с друзьями, можно предложить

новое для него развлечение: игру в учителя, врача или милиционера. Для этого

необходимо предоставить вспомогательную атрибутику: например, для игры в

педагога дать малышу палочку - указку, книги, оформить школьную доску, а

самому сесть за парту. В процессе ролевой игры можно использовать как

подручные средства (пуговицы под видом таблеток), специальные заготовки

(нарезанные из картона знаки дорожного движения), так и купленные

тематические наборы. Такие развлечения в непринужденной форме знакомят ребенка с особенностями профессий, развивают фантазию.

Как следует знакомить ребенка с профессиями:

     Независимо от того, какой способ рассказать о взрослых профессиях предпочли родители,  есть  план (схема), что  следует делать:

1. Четко назвать полное наименование профессии и сделать

маленький очерк о том, что именно делает тот или иной работник.

2. Далее описать место его труда. Например, для врача и медсестры

– это больница или поликлиника, а для повара – кухня, столовая

детского садика или ресторана и прочее.

3. В тех случаях, когда при работе следует носить форму, можно

познакомить ребенка с отдельными видами и рассказать, чем один

костюм отличается от другого. Во что одет милиционер, а во что

пожарник, машинист поезда и пр.

4.Рассказать ребёнку,  об используемом в процессе работы оборудовании или инструменте. Милиционеру нужен жезл, портнихе – ножницы, швейный мел и линейка, астроному – телескоп и т.д.

5. Описать, а по возможности показать наглядно или проиграть действия рабочих: повар – варит, журналист – берет интервью, клоун – развлекает публику.

6. Охарактеризовать получаемые в конце работы результаты:

приготовленный обед, вылеченный зуб или надоенное молоко.

7. В конце беседы стоит поговорить о значимости, полезности каждой профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Профессии моих родителей". Информационно-познавательный проект по ранней профориентации детей средней группы ДОУ

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается в том, чтобы познакомить его с различными видами труда. Ребенок живет в обществе, где все люди трудятся, поэтому необходимо позн...

Раздаточный материал "Поставь нужный знак" по ранней профориентации "Первые шаги в мир профессий".

Цель: продолжать закреплять знания дорожных знаков, средства регулирования дорожного движения.Материал: 5 карточек. На одних половинках карточек изображены дорожные знаки, на других – соответств...

Дидактическая игра "Поставь нужный знак" по ранней профориентации "Первые шаги в мир профессий".

Цель: продолжать закреплять знания дорожных знаков, средства регулирования дорожного движения.Материал: 5 карточек. На одних половинках карточек изображены дорожные знаки, на других – соответств...

Раздаточный материал "Дорожные знаки" (разрезные картинки) по ранней профориентации "Первые шаги в мир профессий".

Цель: Формировать умение собирать из предложенных элементов правильное изображение дорожного знака.Формировать представление о значении дорожных знаков в общей системе организации дорожного движения.Р...

Дидактическая игра "Дорожные знаки" по ранней профориентации "Первые шаги в мир профессий".

Цель: Формировать умение собирать из предложенных элементов правильное изображение дорожного знака.Формировать представление о значении дорожных знаков в общей системе организации дорожного движения.Р...

Ранняя профориентация "Первые шаги"

В данном материале представлен опыт работы с детьми 2-3 лет по теме "Ранняя профориентация"...