Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию "Семейные обычаи на Руси"
план-конспект занятия (старшая группа)

старший возраст

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе

Тема: «Семейные обычаи на Руси»

Цель: познакомить детей со старинными семейными обычаями.

Задачи:

Образовательные задачи:

- расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях;

 - закрепить знания старинных русских имен : Тимофей, Егор, Степан, Матвей  и др.

- упражнять детей изготавливать оберег «куклу-Лихоманку»,

Развивающие задачи:

- развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о старинных семейных обычаях;

- развивать связную речь, внимание, память, мышление;

- расширять кругозор и словарный запас детей;

- развивать художественно-творческие способности детей.

Воспитательные задачи :

- воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости и уважения к своему народу;

- воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору, чувство эмпатии.

Методы и приемы: наглядный, практический, игровой, беседа, показ, объяснение.

Формы и виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой, атрибуты русской избы, русские народные костюмы, кукла,  чугунок ,ухват, полотенце, русская рубашка, колыбелька, хлеб и соль, заготовки для изготовления куклы.

Ход занятия:

Дети и воспитатель под русскую народную музыку входят в музыкальный зал (групповую комнату).

Воспитатель : – Здравствуйте, люди званые, люди желанные,

Здравствуйте, лебёдки, здравствуйте, красотки!

Здравствуйте, ребята-молодцы, весёлые удальцы!

Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

Ой, ребята, как то необычно я приветствую вас и гостей.

Как вы думаете, когда так говорили? Догадались, когда так говорили?

Дети: Как будто мы попали в далекое прошлое.

Воспитатель : Да, и у меня такие ощущения прошлого, когда Россию называли Русью.

Посмотрите, здесь стоит старинный сундук. Давайте в него заглянем.

Воспитатель : Открывайте и давайте посмотрим. (находят старинные вещи сарафаны, венки, рубахи расписные).

Дети предлагают одеть на себя и полюбоваться.

Мы красиво нарядились,

Вкруг себя оборотились.

Вышли песенки попеть,

На людей посмотреть!

Вышли дружно поиграть –

Себя людям показать!

Воспитатель : Что-то мне подсказывает, что в  сундуке не зря лежали эти вещи, и он  нас хочет  отправить в прошлое, к нашим предкам, как вы думаете? (ответы детей)

Воспитатель : А кто такие предки?

Дети: – Предки – это люди, которые жили перед нами.

Воспитатель : Ну, что, тогда в путь- вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину.

Воспитатель: Предлагаю отправиться в прошлое по половичку, который  сделан  старинным способом нашими предками.

Воспитатель : Ух ты, вот мы и в старине. Куда мы попали?

Дети: Это наша изба.

Воспитатель : Хорошо, если это наша изба, тогда мы с вами одна большая и дружная семья. Посмотрите, как у нас в избе чисто, половички постелены. А сколько здесь интересных вещей и предметов. Для чего они?

Дети рассказывают о предметах и их предназначение (утюг, рушник, лапти, самовар, чугунок, деревянные ложки, колыбелька, печка.)

Воспитатель : Ребята, а почему у нас в избе так тепло? (Ответы детей) Конечно, посмотрите, какая у нас печь стоит. Давайте присядем у печи, погреемся, полюбуемся на огонек. (Воспитатель и дети садятся на

лавки у печи.) Печь в русской избе самое главное. Без печи изба - не изба. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно.

Воспитатель начинает говорить, а дети подхватывают:

Ой, ты, печка-сударыня,

помоги нам барыня.

Ты свари, испеки, обогрей,

Освети, полечи и спаси.

В дом богатства неси.

Почему мы так ласково печке говорим?

Ответы детей.

Воспитатель : Печь не только обогревала избу, на печи сушили одежду, обувь, на печи спали, на лежанке, чтоб тепло было, в печке пекли хлеб, готовили еду.

Раздается звук плача ребенка. (аудиозапись)

Воспитатель : – Ой, что это за звук? Кто плачет? (Ребёнок достаёт из колыбельки куклу)

Дети: – Посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш.

Нужно его успокоить и покачать.

Ребенок, берет из колыбельки куклу качает, плач стихает.

Воспитатель :

- Ну вот, успокоился. Родился наш малыш, а мы ему имя еще не дали. Ребята, давайте дадим имя нашему мальчику? Ответы детей.

Воспитатель: - Дети, какие вы знаете русские старинные имена?

Дети предлагают имена: Тимофей, Егор, Степан , Алексей, Добрыня и Илья. Выбирают одно имя - ребеночка называют Илья.

Воспитатель : А вы знаете, что сейчас, пока ребенок маленький, его мы все будем называть ласково. Как можно ласково назвать?

Дети: пример: Илья-Илюшенька.

Воспитатель : А когда он вырастет, то его уже будут называть Ильей. Мы растем, и имя наше растет.

Воспитатель: -Ребята, а давайте мы Илюше назовём свои имена?

Воспитатель :

- Молодцы. Вот мы и познакомились с малышом и назвали ему свои имена.

Воспитатель : - Что-то зевает наш  Илюшенька. Танечка погладь его.

Вместе говорим:

Маленькие заиньки

Захотели баиньки,

Захотели баиньки,

Потому что заиньки.

Мы немножечко поспим,

Мы на спинке полежим.

Мы на спинке полежим

И тихонько посопим.

Воспитатель : Пора нести Илюшеньку…

Дети:

- В колыбельку

Воспитатель :

- Посмотрите, какая колыбелька у нашего Илюшеньки? Зачем ее подвесили к потолку избы?

Дети:

- Чтобы ребёночка можно было качать в любую сторону.

Дети кладут ребёнка в колыбельку.

Что бы наш ребеночек крепко уснул, нужно спеть…

Дети: - колыбельную.

Воспитатель : - А что такое колыбельная?

Дети: - Это песенка, под которую засыпает ребенок.

Воспитатель : Дети, а давайте вместе споем колыбельную для Илюшеньки.

Баю-бай,баю-бай

Ты, собачка, не лай

Белобока не скули

Ты Илюшу не буди.

Баю-баю-баю-бай

Спи, Илюша, засыпай!

Воспитатель : - Вот и уснул наш Илюшенька. Дети, а вам понравилась колыбельная? (ответ детей). А когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток?

Воспитатель : Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?

Показывает детям кусочек хлеба и соли.

Дети:- Хлеб и соль.

Воспитатель : - Правильно, хлеб да соль. Это бабушка с дедушкой приходили и положили внучку кусочек.Илюшенька ведь у нас долгожданный, желанный. Появился в доме, а мы его хлебом-солью и встречаем. Давайте вместе скажем Илюшеньке:«Наконец-то ты родился, Илюшенька! Долго мы тебяждали!»

Воспитатель : Пока Илюшенька спит, нам нужно приготовить ужин. Пойдемте со мной к печи, мне нужна ваша помощь. (Подходят к печи, становятся в круг) Давайте испечем пироги.

Пальчиковая гимнастика «Отличные пшеничные»

Мы печем пшеничные

Пироги отличные. («пекут пироги»)

Кто придет к нам пробовать

Пироги пшеничные? (разводят руки в стороны, пожимают плечами)

Мама, папа, брат, сестра,

Пес лохматый со двора. (Поочередно загибают пальцы на обеих руках одновременно)

И другие, все, кто может,

Пусть приходят с ними тоже. (делают манящие движения руками)

Тесто замесили мы, («месят тесто»)

Сахар не забыли мы, («посыпают сахар»)

Пироги пшеничные («пекут пироги»)

В печку посадили мы. (разворачивают руки ладонями вверх)

Печка весело горит, (попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)

Наша мама говорит: (грозят указательным пальцем)

- Крошки, что останутся,

Воробью достанутся. («посыпают крошки»)

Воспитатель : Давайте в печь посмотрим готов ли наш пирог. Еще не готов. Давайте выйдем во двор и поиграем в русскую народную игру «Плетень».

Русская народная игра «Плетень»

Воспитатель : Ребятушки, пока в свой первый день наш ребеночек спит, нам нужно смастерить ему подарки.

Как вы думаете, что это может быть?

Дети высказывают предположения: Можно рубашку сшить или носочки связать. А можно и игрушку смастерить.

Воспитатель. Дети, давайте и мы с вами сделаем для Илюшеньки не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а что такое оберег?

Дети: - Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.

Воспитатель : Да, это так, он защищал ребенка от беды. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит (повторяем с детьми). А давайте сделаем куклу-Лихоманку. (показываю готовую куклу.)

Лихоманка - это кукла, которую изготавливали со словами заговора от болезней, простуды. В русской избе этих кукол ставили на припечек или связывали шнурком и вешали около печной трубы. Считалось, что лихоманка, влетев ночью в дом через трубу увидев такую куклу, узнает себя и вселится в неё вместо человека. И человек не будет болеть.

Самостоятельная работа детей по изготовлению куклы Лихоманки. (Использование русской народной мелодии во время труда детей).

Воспитатель : - А теперь, давайте подарим Илюшеньке наш подарок и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.

Дети: - Никогда не болей, будь здоров.

- Расти сильным, крепким да удалым.

- Будь добр, и пусть встречаются добрые люди.

- Пусть живет-поживает, да добра наживает.

- Пусть ему сопутствует удача во всем.

- Набирайся ума-разума

- Пусть будет храбрым

- Чтобы дом его был полной чашей

- Пусть будет счастливым

(ставят своих куколок на припечек)

Воспитатель : Ребята, пора нам возвращаться в наше время. (Воспитатель с детьми, держась за руки, закручиваются в «змейку и обратно, проговаривая слова: «Кручусь, верчусь, в настоящем окажусь!»

Вам было интересно?

- Что нового и интересного вы узнали? О чём вы дома расскажете родителям?

- С кем познакомились? (с младенцем Илюшенькой)

- Какую куклу - оберег мы делали? (куклу - лихоманку)

- Что обозначает слово оберег? (оберегает)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе Тема: "Семейные обычаи на Руси"

Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.Учить использовать нетрадиционную технику рисования (роспись пером), выполняя элементы:...

Конспект комплексного НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси» (старшая группа)

•       Расширять и углублять представления детей о старинных семейных      обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Обогатить словарн...

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию тема: «Семейные обычаи на Руси»

Конспект ООД  по нравственно-патриотическому воспитаниютема: «Семейные обычаи на Руси»...

Конспект открытого комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси»

Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ " День рождения на Руси"

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ " День рождения на Руси" подготовительная группа...

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию: "Семейные обычаи на Руси".

Данное занятие знакомит детей со старинными семейными обычаями....