Мастер-класс с детьми и родителями старшей группы на тему: «Путешествие в волшебный мир русских народных сказок»
план-конспект занятия (старшая группа)

Магомедова Людмила Нурметовна

Конспект мастер-класса в помощь  воспитателям старшего дошкольного возраста. Поможет совершенствовать и закрепить знания детей о русских народных волшебных сказках и волшебных предметах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_po_volshebnym_russkim-narodnym_skazkam.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс с детьми и родителями старшей группы

на тему: «Путешествие в волшебный мир русских народных сказок»

Цель: закрепить знания детей о русских народных сказках.

Задачи:

  • Познакомить с понятиями волшебные сказки, волшебные предметы;
  • Учить узнавать сказку и эпизоды по иллюстрациям, волшебные предметы с помощью загадок;
  • Развивать речевую и познавательную активность детей, умение обобщать, делать выводы и умозаключения;
  • Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность;
  • Активизировать словарный запас детей (волшебные сказки, из уст в уста наливное яблоко, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, ковер-самолет, шапка-нивидимка, гребешок);
  • Формировать навык сотрудничества, доброжелательности;
  • Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам, к устному народному творчеству, чувство сострадания к окружающим.

Оборудование:

  • Сундучок, замочек и ключ;
  • аудио запись (музыка «В гостях у сказки»);
  • красивый мешочек;
  • яйца из киндер-сюрпризов;
  • загадки, напечатанные на маленьких листочках свернутые в свитки и обвязанные ленточкой;
  • материалы для изготовления, украшения волшебных предметов (цветная бумага, картон, пайетки, нитки и ленточки разноцветные, пластилин, клей, ножницы);
  • картинки с изображением волшебных предметов (скатерть-самобранка, шапка-нивидимка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, серебряное блюдечко и наливное яблочко, волшебное зеркальце, меч-кладенец, клубочек, гребешок);
  • книжки-сказки: «Скатерть-самобранка», «Царевна-лягушка», «Баба-Яга», «Вещий сон», «Самоглядное зеркало», «Серебряное блюдце и наливное яблочко»;
  • раскраски по сказкам;
  • сердечки;
  • столы и стульчики для совместной работы детей с родителями.

Атрибуты для украшения музея к мастер-классу:

- изба;

- печка;

- избушка на курьих ножках и Баба-Яга;

- коромысло с ведрами;

- самовар и разная домашняя утварь (ухват, чугунок, рушник, посуда);

-

Предварительная работа:

  • чтение русских народных волшебных сказок: «Царевна-лягушка», Скатерть-самобранка», «Баба-Яга», «Вещий сон», «Самоглядное зеркало», «Серебряное блюдце и наливное яблочко»;
  • рассматривание иллюстраций к сказкам;
  • пересказ волшебных сказок;
  • просмотр мультфильмов по сказкам;
  • игры – инсценировки по русским народным волшебным сказкам;
  • рисование и раскрашивание по русским народным волшебным сказкам.

Методы и приемы:

Словесные:

  • сюрпризный момент;
  • беседа;
  • ответы на вопросы;
  • обращение к опыту детей;
  • отгадывание загадок;
  • педагогическая оценка, поощрение.

Наглядные:

  • демонстрация,
  • рассматривание иллюстраций.

Практические:

  • решение проблемной ситуация;
  • поисковые действия;
  • дидактическая игра;
  • двигательная активность;
  • изготовление волшебных предметов.

Ход занятия

Сюрпризный момент

Звучит музыка «В гостях у сказки» открывается окошко избы, а оттуда выглядывает сказочница и говорит:

Окошко открывается, сказка начинается.

В сказке может все случиться,

Наша сказка впереди.

Сказка в гости к нам стучится,

Скажем сказке – заходи!

Сказочница выходит из избы.

- Здравствуйте, ребята и дорогие родители. Вы узнали меня?

- Да, я сказочница! Пришла к вам в гости из русских народных сказок.

Вводная часть

- А знаете ли вы, что такое сказка? (ответы детей)

- А почему сказки называются русскими народными? (ответы детей)

- Правильно, ребята, их придумал русский народ и передавал из уст в уста.  А знаете ли вы, что обозначает выражение «из уст в уста»? (объяснить значение выражения)

- Сказки бывают разные. А знаете ли вы, какие бывают сказки? (ответы детей)

- Правильно, ребята! Сказки бывают бытовые, о животных и волшебные. О чем рассказывают нам бытовые сказки? (ответы детей)

- Что такое быт? Быт – это все что окружает человека, чем он занимается каждый день, и обычно связанно с вещами и действиями с ними. В этих сказках отражается народный быт и повседневная жизнь. Героями этих сказок являются люди.  

- А кто является главными героями сказок о животных? (ответы детей)

- Правильно, главными героями этих сказок являются животные, которые говорят, думают, как люди, ходят и едят как люди.

- А о чем же нам рассказывают волшебные сказки? (ответы детей)

- Да, ребята! В волшебных сказках встречаются превращения, в них живут фантастические существа, героям помогают животные и необыкновенные, волшебные предметы, происходят различные чудеса.

- Хотите отправиться в страну волшебных сказок? (ответы детей)

- Тогда нам надо произнести волшебные слова и покружиться. Выходите с мамами.

Дети с мамами дружно говорят слова и выполняем движения по тексту:

  Если дружно встать в кружочек

Топнуть, прыгнуть – не упасть

То в страну волшебных сказок

                                         Можно сразу же попасть!

- А теперь покружились три раза. Вот мы и очутились в стране волшебных сказок.

Основная часть.

- Вот мы и попали в волшебную сказку!

А вот и мой волшебный сундучок.

  На дверях его замок.

  В нем живут отгадки

На все мои загадки.

- Хотите узнать, что в нем находится? (ответы детей)

- Присаживайтесь и устраивайтесь поудобнее.

Дети садятся за столы со своими родителями.

- На сундуке висит замок, и чтобы его открыть, вам надо ответить на мой вопрос. Готовы? Что за сказочные вещи находятся в моем сундуке?  Подсказка: вещи и предметы, которые исполняют желания, говорят правду, выполняют работу за героя, показывают дорогу или помогают преодолеть трудности, расстояние и время? (ответы детей и родителей)

- Молодцы, отгадали! В моем сундуке находятся волшебные предметы. Можно открывать наш волшебный сундучок.

Ключ волшебный вставим в щель,

                                      И откроем в сказку дверь.

Сказочница открывает сундук и достает волшебный мешочек.

- В моем волшебном сундучке находится волшебный мешочек, в котором находятся волшебные яйца. А в волшебных яйцах находятся загадки. Мы будем их отгадывать и доставать из сундука картинки с изображением волшебных предметов.

Дети по очереди достают яйцо из мешочка, открывают его и достают свиточек с загадкой, мамы читают загадку и вместе с ребенком отгадывают. А Сказочница достает картинку-отгадку с волшебным предметом и прикрепляет ее на доску.

Загадки

Эта вещь наверное –

Самая Волшебная!

Эта шапка не простая,

А чудесная такая:

Все, кто шапку надевали

В миг куда-то исчезали!    

           (Шапка-нивидимка)

На полу он тихонько лежит

И тепло моих ног сторожит.

Но отправиться может в полет

Разноцветный ……………

                         (Ковёр-самолёт)

Через тридевять земель,

Через тридевять морей,

Через горы и леса

Вас домчат за пол часа.

           (Сапоги-скороходы)

 

Сечет он вражескую рать,

С ним никому не совладать.

Из ножен вынут – злу беда,

Враг разбежится кто куда.

Что за оружие такое,

Врагу которое не даст покоя?

                       (Меч-кладенец)

Если его бросить через плечо позади себя,

Вырастит дремучий-дремучий лес.

                                      (Гребешок)

Кто дорогу нам укажет

И к Кощею приведет?

Через чащу путь проложит

Заблудиться не дает?

    Круглый, маленький, пушистый

    Бесконечный шарик быстрый.

                     (Волшебный клубок)

И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит.

А любому правду скажет –

Все, как есть ему покажет.

           (Волшебное (самоглядное) зеркальце)

По тарелке катится чудо наливное –

Яркое, блестящее, вкусное такое!

Съесть нельзя, иначе волшебство уйдет,

И изображение сразу пропадет!

(Наливное яблочко да серебряное блюдечко)

Эта скатерть знаменита

Тем, что кормит их досыта,

Что сама собой она

Вкусных кушаний полна.  

           (Скатерть-самобранка)

- Молодцы, загадки отгадали. Вот сколько волшебных предметов мы с вами знаем.  

Сказочница заглядывает в свой волшебный сундучок и достает из нее книжки сказки, в которых встречались все эти волшебные предметы и предлагает определить какой волшебный предмет из какой сказки. Дети и родители называют волшебный предмет и сказку.

- Вы справились и с этим заданием и наверное, немного устали, давайте отдохнем и физминутку проведем.

Физминутка «В темном лесу»

В темном лесу есть избушка (дети шагают)

Стоит задом наперед (поворачиваются)

В той избушке есть старушка (грозит пальцем)

Баба Яга живет (грозят пальцем другой руки)

Нос крючком, (показывают пальчиком нос)

Глаза большие (показывают глаза)

Словно угольки горят (покачивают головой)

Ух! Сердитая какая! (бег на месте)

Дыбом волосы стоят (руки вверх)

- А теперь, я предлагаю вам превратиться в мастеров волшебных предметов. Хотите?

Достаю разнообразный материал, инструменты для изготовления и украшения волшебных предметов.

- Каждый может выбрать себе один волшебный предмет и необходимые материал и инструменты для изготовления и украшения его.

Дети с родителями садятся за столы, выбирают волшебный предмет, необходимый материал, инструменты и приступают к работе.

Практическая самостоятельная работа ребенка с родителем.

Изготовление волшебных предметов:

- Скатерть-самобранка

- Сапоги-скороходы

- Шапка-невидимка

- Ковёр-самолёт

- Наливное яблочко да серебряное блюдечко  

- Клубок

- Меч-кладенец

- Гребешок

- Зеркальце

Рассматриваем волшебные предметы, которые изготовили родители с детьми, вспоминаем из каких сказок они.

И последними сказочница достает из сундучка подарочки для детей - раскраски по знакомым волшебным сказкам.

- Ну что ребята и дорогие наши родители, пора возвращаться в наш детский сад, в свою любимую группу. Говорим волшебные слова.

Возвращение из сказки

     Если дружно встать в кружочек

   Топнуть, прыгнуть – не упасть

                                          То легко ребята смогут

Снова в детский сад попасть!

Покружились 3 раза

Итог

- Вы молодцы показали себя знатоками волшебных сказок. Отгадали загадки, назвали волшебные сказки, изготовили волшебные предметы. И я хочу вам вручить вот эти сердечки. Как символ наших сердец, в которых всегда будут жить сказки.

       Нам сказки дарят чудо,

 А без чудес нельзя!

   Они живут повсюду,

                                                   И нам они друзья!

Сказочница прощается с детьми и родителями, заходит в свою избушку, садится у окошка и говорит слова:

- Сказка с вами прощается и окошко закрывается.

 И закрывает окошко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Волшебный мир Русских народных сказок"

Приобщение детей к русскому народному творчеству, через драматизацию сказок и различных видов деятельности....

Проектная деятельность "Путешествие в волшебный мир русской народной сказки"

Проектная деятельность "Путешествие в волшебный мир русской народной сказки"...

Тематический досуг « Волшебная страна русских народных сказок» для детей старшего дошкольного возраста

Роль русской народной сказки в воспитании детей. Много веков назад, когда еще не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература...

Самообразование воспитателя по теме «Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок у детей дошкольного возраста»

laquo;Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазии - это ключик, с помощью, которого можно открыть эти истоки, и они заб...

Познавательно-творческий проект во второй младшей группе «Волшебный мир русских народных сказок»

Цель проекта: создание условий для приобщения детей к устному народному творчеству, через  драматизацию сказок и различных  видов  деятельности....