«Пескотерапия. Общие рекомендации по организации и использованию игр с песком»
учебно-методический материал

Гнездило Юлия Викторовна

Песочная терапия – это уникальный способ общения с миром и с самим собой. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному. Он снимает внутреннее напряжение, повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peskoterapiya._obshchie_rekomendatsii.docx31.09 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад общеразвивающего вида  № 139»

Волжского района г. Саратова

«Пескотерапия. Общие рекомендации по

организации и использованию игр с песком».

Пескотерапия – это современная технология включающая систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации, помогающих ребенку научиться строить сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства, слышать внутреннее настоящее «Я», подсказывающее выход для решения проблемы.

Песок – прекрасный материал для работы с детьми любого возраста. С огромным  интересом и радостью дети участвуют в выполнении заданий педагогов в «юнгианской песочнице» с различными наполнителями (песком, манкой, гречкой, рисом и другими сыпучими материалами).

Цель «песочной» технологии – дать возможность ребенку быть самим

собой, раскрыть индивидуальность каждого ребенка, а не менять и не переделывать ребенка, научить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а обеспечить социальную успешность.

Задачи пескотерапии:

  • развитие всех познавательных функций (восприятие, внимание, память,

          мышление воображение), мелкой моторики;

  • развитие зрительно-пространственной ориентировки;
  • совершенствование предметно-игровой деятельности, что способствует
  • развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка;
  • разрешение психологических затруднений ребенка, стабилизация эмоционального состояния;
  • развитие тактильной чувствительность как основы «ручного интеллекта»;
  • развитие познавательного интереса;
  • преодоление комплекса «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
  • развитие и совершенствование пространственных представлений;
  • развитие творческих (креативных) способностей;
  • релаксация, снятие мышечной напряжённости и др.

Действия с песком можно условно разделить на 3 типа, проводимые

на поверхности сухого и мокрого песка:

  1. совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью (дети заполняют песком формочки, рисуют на песчаной поверхности, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки);
  2. проникновение в толщу песка, рытье ямок и тоннелей, прятанье в песок предметов с их последующим извлечением;
  3. организация сюжетов, создание композиций.

В нашем детском саду игры с песком используются для решения задач всех образовательных областей. Игры с песком используются их как форма, если проводится отдельное самостоятельное занятие или как метод - этап занятия в индивидуальной и подгрупповой работе.

Все игры, с использованием песка, мы разделили на группы:

Адаптационные игры: игры помогающие адаптироваться к новым условиям пребывания детей в саду, усвоить нормы и правила поведения, и общения в группе. Игры: «Прятки», «Отпечатки», «Тучки», «Угостим друга», «Дом для друга», «Дорожки к домикам друзей», «Найди игрушку».

Обучающие письму, счету, грамоте; такие игры направлены на развитие тактильно - кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развивается его речь и словарный запас. Игры: «Угадай, какая цифра», «Пекарня», «Угадай по описанию», «Ищи по инструкции».

Познавательные игры, с помощью которых мы помогаем познавать многогранность нашего мира. Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу существенно повышает мотивацию к занятиям. Игры: «Путешествие», «Загадки», «Песочная арифметика».

Логопедические игры, помогающие устранить дефекты и не сформированности речи:

  • игры на развитие диафрагмального дыхания («Песочный ветер», «Выровняй
  • дорогу», «Что под песком», «Замети следы», «Ямки», «Дорога к другу»);
  • артикуляционные упражнения «Индюки», «Часики»);
  • автоматизация звуков («Моторчик», «Горочка», «Дорожка»)
  • развитие фонематического слуха и восприятия («Два города», «Кто в городе живёт?»);
  • совершенствование лексических и грамматических средств языка и навыков  связной речи («Чего не стало», «Подбери слово», «Зверюшки на дорожках», «Дорисуй картинку»);
  • слоговая структура слова («Исправь ошибку», «Засели города», «Цветы на клумбе»).

Графомоторные игры, направленные на развитие координации движения и графомоторных навыков, восприятие пространства и двуручных движений:

Упражнения на развитие мелкой мускулатуры пальцев. Игры: «Необыкновенные следы», щепоть, отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, «Кроты», «По камешкам».

Зрительный анализ и синтез:

  • упражнения на определение правых и левых частей тела
  • задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам
  • задания с условиями по выбору нужных направлений

Игры: «Песочные строители», «Разложи по местам».

Рисование:

  • занятия по штриховке по контуру, обводка срисовывание геометрических фигур, букв задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры, дорисовывание незаконченных рисунков;
  • дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);
  • упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти;

Игры: «Напиши на песке», «Дорисуй», «Запомни и повтори», «Укрась», «Узоры», «Потрогай-нарисуй», «Нарисуй по контуру», «Сказочная линия».

Графическая символика:

Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов). Игры: «Секретики», «Нащупай букву», «Веселые превращения», «Автогонки», «Узоры на песке»

Упражнения на ознакомления детей с принципами зеркального отражения, позволяет им экспериментально изучить закон симметричности отражения. Игры: « Буквы зазеркалья», «Узоры», «Бабочки».

Проективные игры, открывающие потенциальные ребенка, развивают его творчество и фантазию. осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка. Игры: «Нарисуй картину», «Песочная аппликация», «Волшебная страна», «Сказка».

 Творческие игры, развивающие воображение, эмоциональную отзывчивость, а также формирование потребности в творчестве и общении с искусством:

  • конструирование из песка;
  • песок в бутылке;
  • рисование песком и на песке;
  • составление узоров на песке;
  • создание картин на песке и «песочного мира»;
  • создание песочных композиций .

Анимационные игры: игры по созданию анимации на песке. Игры: «Весёлые превращения».

Общие рекомендации по проведению песочных игр.

  1. Игры в песочнице проводятся с подгруппой или индивидуально.
  2. До занятия и после занятия моются руки.
  3. Перед занятием в «песочнице» желательно провести пальчиковые игры-разминки.
  4. При работе с песком соблюдать определённые правила:
  • песок не должен высыпаться из песочницы;
  • нельзя брать песок в рот и кидаться песком;
  • отряхивать руки и играть можно только над песочницей;
  • после игры надо убрать за собой рабочее место, убрать все игрушки на свои места.
  1. Взрослый должен внимательно следить за реакцией детей при работе с песком. В случае появления у детей негативного отношения или усталости игра ненавязчиво завершается.
  2. Педагог вначале показывает способы действия в играх с песком, а затем ребенок «рука в руке» или самостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка.
  3. Для начала и окончания игр в песочнице вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (это может быть определенная музыка или звук, песочные часы и т.д.).
  4. Детям не показывают сразу весь набор игрушек, они должны освоить достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук и инструментов.

Оборудование для игр с песком.

В зависимости от цели, задач, вида игр - подбирается и оборудование. В качестве песочницы использую контейнер, наполненный песком. Для организации игр с песком используются камешки, мелкие игрушки, формочки и предметы.

Песок: песок натуральный сертифицированный, песчинки должны быть среднего размера.

Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен (прокалить в духовке или прокварцевать - один раза в неделю). Мокрый песок по окончании занятия необходимо подсушить, поверхность сухого песка выровнять и сбрызнуть водой.

Игровое оборудование: лопатки, грабельки, широкие кисточки, сита, воронки, мельница, валики с дырочками, рейка для выравнивания поверхности песка; набор трафаретов и силуэтов; разнообразные пластиковые формочки с дырками различной конфигурации;  миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт, игрушки из «киндер-сюрпризов»;  бросовый материал: камни, кристаллы, раковины, куски дерева, металла, семена, отполированные водой стеклышки, веточки, перья, палочки, пуговицы, одноразовые соломки для коктейля  и т.д.

Дополнительные материалы: влажные салфетки, опрыскиватель для песка; фартуки;  индивидуальные подносы - песочницы по количеству детей в подгруппе.

Циклы работы с песком

  1. Знакомство с песком и его свойствами («Здравствуй, песок», «Песочный дождь»):
  • пробуждение интереса, стимуляция внимания;
  • знакомство со средой;
  • обучение специальным движениям и их тренировка;
  • развитие внимания, связанного с координацией движений;
  • развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;
  • развитие речи, памяти, мышления
  1. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса, развитие тактильных ощущений:
  • упражнения щепоть, отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, следы.
  1. Переход от предметно-манипулятивной игры к сюжетно-ролевой:
  • пробуждение интереса, стимуляция внимания;
  • сравнение качеств сухого и мокрого песка;
  • развитие внимания, связанного с координацией движений
  1. Переход к самостоятельным действиям:
  • формирование умений произвольно концентрироваться на заданной группе мышц;
  • развитие тонких тактильных ощущений;
  • развитие умения действовать по инструкции;
  • развитие пространственной ориентации;
  • учить выстраивать композиции на песке по образцу.
  1. Познавательные игры на песке («Загадки морского царя», « Вылечи букву», «Археология»):
  • усовершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве;
  • стимулирование развития сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности,
  • усовершенствование навыков позитивной коммуникации;
  • закрепление представлений об окружающем мире;
  • «проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.

Условия эффективной работы с детьми

  • Согласие и желание ребенка.
  • Желание педагога (воспитателя, специалиста, учителя). Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.
  • Отсутствие аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
  • Соблюдение правил гигиены.

Заключение

Наша практика использования игр с песком показала, что данная технология способствует повышению адаптационных способностей, развитию эмоциональной сферы, снижению тревожности у детей, неуверенности в себе. Играя с песком, у ребенка возникает чувство безопасности, т.к. песочный мир – это мир под его контролем. Использование пескотерапии дает положительные результаты: у обучающихся значительно возрастает познавательный интерес, повышается мотивация речевого общения. Воспитанники чувствуют себя более успешными. Играя с песком,  дошкольники развивают мелкую моторику, математические представления, зрительное восприятие, связную речь, изобразительные навыки.

Мы убедились в правоте слов К. Юнга, что «всё, что проходит через руки и ощущения ребенка - помогает познать и узнать этот мир... всё, что можно потрогать - оставляет в голове всю доносимую до него информацию».

Литература

  1. ГрабенкоТ. М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии. СПб. Изд-во «Речь», - 2002
  2. Грабенко Т.М., Зинкевич-ЕвстигнееваТ.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. СПб. Институт специальной педагогики и психологии, - 1998
  3. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. СПб. Детство-Пресс, - 2010
  4. Зейц М. Пишем и рисуем на песке М. ИНТ, - 2010
  5. Никишина И.В. Презентация к семинару по теме «Пескотерапия». – 2014
  6. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. СПб, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общие рекомендации родителям, воспитателям и учителям детей с синдромом СНВГ.

         Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отд...

Звуки [С], [З]. Использование игр с песком.

Тема: Звуки [С], [З]. («Подготовка к полету на Марс»)Цель:         дифференциация звуков [с], [з].Задачи:Закрепить произношение звуков [с], [з] в словах, предло...

Общие рекомендации по гимнастике для глаз для дошкольников

«Гимнастика для глаз»       Организм ребенка очень восприимчив  всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте развитию зрения должно быть уделено особое...

Общие рекомендации по гимнастике для глаз для дошкольников

«Гимнастика для глаз»       Организм ребенка очень восприимчив  всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте развитию зрения должно быть уделено особое внима...

Общие рекомендации по гимнастике для глаз для дошкольников

«Гимнастика для глаз»       Организм ребенка очень восприимчив  всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте развитию зрения должно быть уделено особое внима...

«Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием игр с песком»

Городской смотр методических разработок «Предупреждение дисграфии у дошкольников с речевыми нарушениями»...

АПО «Использование игр с песком для коррекции общего недоразвития речи у воспитанников группы компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения».

Проблема  коррекции общего недоразвития речи является одной из самых актуальных проблем в современной логопедии. Отклонения в развитии речи отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, за...