Звуки [С], [З]. Использование игр с песком.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Тема: Звуки [С], [З]. («Подготовка к полету на Марс»)

Цель:         дифференциация звуков [с], [з].

Задачи:

  1. Закрепить произношение звуков [с], [з] в словах, предложениях и мини-стихотворениях.
  2. Развивать звуковой анализ.
  3. Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику.
  4. Развивать пространственное ориентирование.
  5. Совершенствовать фонематическое восприятие.
  6. Развивать психические процессы.

Оборудование:  звукозапись, схема слова Марс, геометрические фигуры, картинки: заяц, коза, зубр, бизон; камешки, песочница, мини-игрушки: сова, собака, слон, лиса; клей-карандаш, лист бумаги, песок желтого цвета.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Логопед:    Скажи (обращаясь по имени к ребенку), на какой планете мы живем? (Земля). Мы значит кто? (Земляне). Какая звезда нам светит? (Солнце). А что еще солнце делает? (Греет).

Логопед:    Покажи, как приятно, когда солнце греет. Но вот подул холодный ветерок. Холодно. Снова солнце, тепло. (ребенок имитирует свои действия).

  1. Основная часть.
  • Сравнивание звуков [с], [з] по артикуляционным и акустическим признакам.

(слышны звуки С..С..С.., З..З..З)

Логопед:    это наверное сигнал с другой планеты. Какие звуки ты услышал? ([c], [з]). Какой звук [с], да ему характеристику. (Тоже со звуком [з]).

Логопед:    Давай отгадаем, с какой планеты поступил сигнал. (перед ребенком выкладываются схемы разных планет: Луна, Марс, Венера. Ребенок находит соответствующую схему). Кого мы можем встретит на Марсе? (Марсиан).

                            Своим сигналом марсиане приглашают нас в гости. Как ты думаешь, на каком корабле мы можем полететь туда. В его названии обязательно должен быть звук [з]. (Звездолет)

  • Строительство «Звездолета».

Логопед:    скажи, из чего мы будем строить наш «Звездолет»? (построим из геометрических фигур).

(Ребенок выкладывает на столе из геометрических фигур «Звездолет»  любой формы).

Логопед:    давай с собой на Марс возьмем еще гостей. Выбирай тех, в  которых есть звук  [з]. (Ребенок берет картинки: заяц, коза, зубр, бизон). Картинки с каким звуком ты взял? ([з]). Скажи, как одним словом можно назвать тем, кого ты выбрал? (животные). Как ты думаешь, есть на Марсе такие животные? (нет)

Логопед:    вот и построен «Звездолет» и даже есть пассажиры. Расскажи нам стихотворение. (Ребенок читает мини-стихотворение)

Звездолет мы смастерили

К звездам путь открыть решили.

Звездолет, Звездолет,

Отправляется в полет.

  • Игры с использованием песка.

Логопед:    Скажи, тебе известна планета Марс? (нет)

                   Как ты думаешь, на Марсе что под ногами? (Песок)

Посмотри, что лежит на песке? (камешки). Выложи из камешек дорожку, чтобы по песку было удобно ходить. А теперь, шагая по камешкам пальчиками, называй на каждый шаг, чередуя, слова, которые будут начинаться на звуки [с], [з].

(Ребенок, наступая на камешек пальцем, называет слово на звук [с], затем на следующий шаг слово на звук [з], например, салют, звезда, солома, замок и т.д.)

Логопед:    А в песке может много чего находится. Давай потренируемся на Земле искать мелкие детали в песке.  Что находишь, называешь.

(Ребенок в песочнице с сухим песком руками ищет мелкие игрушки: слон, собака, сова, лиса).

Логопед:    Что объединяет эти игрушки? (звук [с]).

Перед полетом необходимо выполнить следующие задания:

- составь предложение со словам «собака»

- прочти стихотворение со словом «слон»

- со словом «лиса» придумай потешку

- подбери слова-признаки к слову «сова»

(Ребенок составляет и читает все с легкостью, предварительно на фронтальных занятиях проговаривались стихи, потешки и выполнялась лексико-грамматическая работа)

  • Развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки.

Логопед:    Мы с тобой летим в гости, и нам нужен подарок. Отгадай, что мы возьмем с собой.

Загадка:     Светит, сверкает - всех согревает. Что это? (Солнце)

Мы с тобой говорили о солнце. А вдруг у Марсиан нет такого теплого солнца. Давай его сделаем сами.

( На листе бумаги ребенок клеем-карандашом рисует солнце. Посыпает лист желтым песком. Лишние песчинки аккуратно убирает в поднос. На листе образуется картинка «Солнце»).

Логопед:    Мы к полету готовы. Много дел сегодня совершили. Немного устали. Перед полетом нужно отдохнуть. Предлагаю на Марс отправиться завтра. А за твое старание тебе подарок – картинка, которую ты сможешь раскрасить песком в группе или дома.

  1. Итог. Похвала ребенка за выполнение заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuki_s_z.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звуки [С], [З]. («Подготовка к полету на Марс»)

Цель:        дифференциация звуков [с], [з].

Задачи:

  1. Закрепить произношение звуков [с], [з] в словах, предложениях и мини-стихотворениях.
  2. Развивать звуковой анализ.
  3. Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику.
  4. Развивать пространственное ориентирование.
  5. Совершенствовать фонематическое восприятие.
  6. Развивать психические процессы.

Оборудование:        звукозапись, схема слова Марс, геометрические фигуры, картинки: заяц, коза, зубр, бизон; камешки, песочница, мини-игрушки: сова, собака, слон, лиса; клей-карандаш, лист бумаги, песок желтого цвета.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Логопед:        Скажи (обращаясь по имени к ребенку), на какой планете мы живем? (Земля). Мы значит кто? (Земляне). Какая звезда нам светит? (Солнце). А что еще солнце делает? (Греет).

Логопед:        Покажи, как приятно, когда солнце греет. Но вот подул холодный ветерок. Холодно. Снова солнце, тепло. (ребенок имитирует свои действия).

  1. Основная часть.
  • Сравнивание звуков [с], [з] по артикуляционным и акустическим признакам.

(слышны звуки С..С..С.., З..З..З)

Логопед:        это наверное сигнал с другой планеты. Какие звуки ты услышал? ([c], [з]). Какой звук [с], да ему характеристику. (Тоже со звуком [з]).

Логопед:        Давай отгадаем, с какой планеты поступил сигнал. (перед ребенком выкладываются схемы разных планет: Луна, Марс, Венера. Ребенок находит соответствующую схему). Кого мы можем встретит на Марсе? (Марсиан).

                Своим сигналом марсиане приглашают нас в гости. Как ты думаешь, на каком корабле мы можем полететь туда. В его названии обязательно должен быть звук [з]. (Звездолет)

  • Строительство «Звездолета».

Логопед:        скажи, из чего мы будем строить наш «Звездолет»? (построим из геометрических фигур).

(Ребенок выкладывает на столе из геометрических фигур «Звездолет»  любой формы).

Логопед:        давай с собой на Марс возьмем еще гостей. Выбирай тех, в  которых есть звук  [з]. (Ребенок берет картинки: заяц, коза, зубр, бизон). Картинки с каким звуком ты взял? ([з]). Скажи, как одним словом можно назвать тем, кого ты выбрал? (животные). Как ты думаешь, есть на Марсе такие животные? (нет)

Логопед:        вот и построен «Звездолет» и даже есть пассажиры. Расскажи нам стихотворение. (Ребенок читает мини-стихотворение)

Звездолет мы смастерили

К звездам путь открыть решили.

Звездолет, Звездолет,

Отправляется в полет.

  • Игры с использованием песка.

Логопед:        Скажи, тебе известна планета Марс? (нет)

                Как ты думаешь, на Марсе что под ногами? (Песок)

Посмотри, что лежит на песке? (камешки). Выложи из камешек дорожку, чтобы по песку было удобно ходить. А теперь, шагая по камешкам пальчиками, называй на каждый шаг, чередуя, слова, которые будут начинаться на звуки [с], [з].

(Ребенок, наступая на камешек пальцем, называет слово на звук [с], затем на следующий шаг слово на звук [з], например, салют, звезда, солома, замок и т.д.)

Логопед:        А в песке может много чего находится. Давай потренируемся на Земле искать мелкие детали в песке.  Что находишь, называешь.

(Ребенок в песочнице с сухим песком руками ищет мелкие игрушки: слон, собака, сова, лиса).

Логопед:        Что объединяет эти игрушки? (звук [с]).

Перед полетом необходимо выполнить следующие задания:

- составь предложение со словам «собака»

- прочти стихотворение со словом «слон»

- со словом «лиса» придумай потешку

- подбери слова-признаки к слову «сова»

(Ребенок составляет и читает все с легкостью, предварительно на фронтальных занятиях проговаривались стихи, потешки и выполнялась лексико-грамматическая работа)

  • Развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки.

Логопед:        Мы с тобой летим в гости, и нам нужен подарок. Отгадай, что мы возьмем с собой.

Загадка:        Светит, сверкает - всех согревает. Что это? (Солнце)

Мы с тобой говорили о солнце. А вдруг у Марсиан нет такого теплого солнца. Давай его сделаем сами.

( На листе бумаги ребенок клеем-карандашом рисует солнце. Посыпает лист желтым песком. Лишние песчинки аккуратно убирает в поднос. На листе образуется картинка «Солнце»).

Логопед:        Мы к полету готовы. Много дел сегодня совершили. Немного устали. Перед полетом нужно отдохнуть. Предлагаю на Марс отправиться завтра. А за твое старание тебе подарок – картинка, которую ты сможешь раскрасить песком в группе или дома.

  1. Итог. Похвала ребенка за выполнение заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация детей с ОВЗ в ДОУ с использованием игр с песком

Методические рекомендации по использованию в работе с детьми дошкольного возраста техники рисования песком на стекле...

Методическая разработка на тему: «Использование игр с песком в детском саду».

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР С ПЕСКОМ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В настоящее время значительно возрос интерес педагогов к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским пс...

Sand Art –использование метода рисования песком в ДОУ

В статье рассмотрены возможности использования метода Sand-Art в ДОУ и домашних условиях....

Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования метода рисования песком

Актуальной проблемой, остро стоящей на сегодняшний день, является отсутствие необходимых изобразительных умений у дошкольников. Это приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так ...

Индивидуальное занятие для автоматизации звука "Р" с использованием стола с песком.

Индивидуальное занятие для автоматизации звука "Р" с использованием стола с песком. Закрепление л.г. темы "Фрукты"Цель: Автоматизация звука «Р» изолировано, в слогах,сл...

Алгоритм логопедического занятия по автоматизации звука с использованием игр с песком.

В материале представлен алгоритм авторской технологии проведения логопедических занятий с использованием игр с песком игр  и разработке  методических рекомендаций по работе учителя-логопеда,...