«Применение игрового конструктора «Тико» в образовательном процессе детей дошкольного возраста.
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Баянкина Радда Викторовна
 
Актуальность
В настоящее время в условиях модернизации дошкольного образования образовательный процесс немыслим без использования новых современных педагогических технологий. Поэтому сегодня в дошкольной образовательной организации перед педагогами стоит задача – не просто дать детям хороший багаж знаний и умений, но и проектировать образовательный процесс таким образом, чтобы он был увлекательным и обязательно имел развивающую направленность. Это, свою очередь, будет способствовать наиболее легкому и быстрому усвоению детьми материала образовательной программы.
Педагог находится в постоянном поиске, придумывании оригинальных способов решения педагогических задач, новых подходов к подаче материала, а также выстраивает образовательную деятельность так, чтобы каждый дошкольник активно и увлеченно занимался
Одним из современных средств, используемых в образовательном процессе дошкольного образования, является инновационная игровая технология ТИКО-конструирование, которая основана на деятельности с геометрическим конструктором. 
 
Что такое же такое -ТИКО?
Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения «ТИКО» – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д. Использование конструктора ТИКО может быть в детском саду в рамках: коллективной образовательной деятельности, проектной деятельности, игры-драматизации, свободной деятельности, сюжетно-ролевой игры и во всех видах деятельности. В игре с конструктором ребенок выучивает не только названия и облик плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники). Малышу открывается мир призм, пирамид, звезд Кеплера и становится посильным выговорить не каждому взрослому знакомые слова «икосаэдр», «додекаэдр» и др. Дети играют со всем, что попадается им в руки, поэтому им нужны для игр безопасные и прочные вещи, и конструкторы ТИКО дают им возможность для экспериментирования и самовыражения
Детство – это радость открытий, волшебное погружение в окружающий мир, узнавание и понимание его. Основная задача родителей, воспитателей - показать детям окружающий мир «изнутри» и помочь ребёнку понять своё место в этом мире, как его полноправного участника и преобразователя. 
Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. Использование обучающих конструкторов ТИКО - эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.
ТИКО - это мир фантазий!Мир идей, разнообразий.Изучая схемы в нём,Может получиться дом.Или мы построим замок,Где живёт большой дракон.Он принцессу сторожитИ огнём на всех рычит.ТИКО,  руки развиваетИ мечтать нам не мешает.И скажу про ТИКО  яЭто лучшая игра!
Задачи конструкторов «ТИКО»:
Образовательные:
-  систематизируют знания детей о геометрических представлениях (за счёт целостного видения фигуры);
- способствуют лучшему восприятию информации (за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия);
- формируют навыки пространственного, абстрактного и логического мышления.
Развивающие:
- улучшают моторику рук (за счёт постоянной работы с деталями конструктора);
- развивают творческие способности (возможность создавать оригинальные конструкции);
- прививают художественный вкус и эстетическое восприятие (за счёт яркости и многообразия получаемых цветовых решений).
Воспитательные:
- воспитывают интерес к предмету (за счёт необычной формы задания);
- тренируют дисциплину (за счёт сильной вовлечённости в создание проекта).
- стремясь добиться определенного результата, ребенок ставится настойчивым и целеустремленным.
 
Наше знакомство с этим конструктором началось с младшей группы.
Для детей младшей группы я советую, сначала рассмотреть конструктор, потом научиться классифицировать конструктор: по цветам, и форме. После того как конструктор изучен можно приступать к обучению детей конструировать.
Существует 12 наборов конструктора ТИКО:
1. Фантазёр
2. Геометрия
3. Школьник
4. Архимед
5. Класс
6. Шары
7. Платоновы тела
8. Малыш
9. Арифметика
10. Грамматика
11. Эрудит
12. Английский язык
Сегодня  яхочу познакомить вас только с двумя  наборами:
1.Малыш
2.Фантазер
 
Обратите внимание, детали ТИКО имеют две стороны, ода шершавая, другая гладкая. ТИКО – детали соединяем шершавой стороной наружу, гладкой стороной внутрь, расположив их примерно под углом 60-90 градусов
по отношению друг к другу. Расположение соединительных элементов ТИКО – деталей – шарик под
дугой; дугу накладываем на шарик, слегка надавливаем и «шарнирный замочек» застёгивается.
А сейчас я хочу поделиться своим опытом работы с этим конструктором. Хочу вам  предложить  задание для детей 2 младшей группы «Рассортировать по цвету», «Назвать и рассортировать по форме», «Рассортировать по размеру». Предлагаю вам  построить из элементарных предметов, например, дорожку узкую и широкую. 
Также детям младшей группы можно предложить такие задания: конструирование длинной и короткой дорожки; выкладывание широкой и узкой дорожки. В средней группе задания усложняются предлагаются построение высокого и низкого гаража – для маленькой машинки и для большой машинки; нахождение самого высокого и самого низкого домика: раскрасить низкий – синим цветом, высокий – зеленым и т.д. Но, перед этим, дети самостоятельно конструирует домики у себя на столе.
Также можно активно развиваем речь с помощью ТИКО-конструктора. Взаимодействуя с конструктором ТИКО, дети тренируют пальцы, развивая мелкую моторику. Это оказывает мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следственно и на развитие речи. 
Например, для развития монологической и диалогической речи на материале русских народных сказок используется игра «Расскажи сказку». Перед дошкольником разложены ТИКО-детали с изображением героев сказки «Колобок». Педагог просит ребенка начать рассказ сказки, каждый сюжетный момент выкладываемой ТИКО-деталью с картинкой по предложенной схеме.
Игра на формирование и развитие автоматизированных рядов «Старик-годовик» предполагает два варианта:
I вариант игры: на столе перед дошкольником располагаются ТИКО-детали с предметными картинками, обозначающими признаки всех времен года. Педагог просит ребенка собрать по схеме Старика-годовика, который надел осеннюю (зимнюю, весеннюю, летнюю) одежду, и рассказать сказку о данном времени года.
II вариант игры: перед группой дошкольников располагаются ТИКО-детали с предметными картинками, означающими признаки всех времен года. Перед каждым ребенком стоит задача – собрать собственного Старика-годовика по схеме. После чего воспитатель предлагает детям разложить получившихся Стариков-годовиков по порядку смены времен в году, начиная с осени, зимы и т.д. Далее дети называют соседей Стариков-годовиков по инструкции (перед, после, между, за, слева от, справа от).
Таким образом, применение конструктора ТИКО в образовательном процессе дошкольного учреждения развивает у дошкольников самостоятельность мышления, формируют обобщенные представления о создаваемых объектах, пространственную ориентировку, которая неразрывно связана с мышлением и речью, позволяет непринужденно получать элементарные знания об окружающей действительности и приобретать социальный опыт.
 
 
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий в развитии фонематических процессов детей старшего возраста.

 Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонематически чистой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учрежде...

Приложение №7. Сообщение из опыта работы. "Применение игровой технологии В.В. Воскобовича для детей дошкольного возраста"

Сообщение из опыта работы "Применение игровой технологии В.В. Воскобовича для детей дошкольного возраста"...

Применение игровых технологии в обучении английскому языку детей дошкольного возраста

Игровые технологии – это группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которая стимулирует познавательную активность детей, формирует разноо...

Мастер класс для педагогов «Использование конструктора «Фанкластик» в образовательной деятельности детей дошкольного возраста.

Целенаправленное систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию играет большую роль при подготовке к учебной деятельности, дает возможность сделать первые шаги в любимом деле, буд...

Консультация для воспитателей «Применение игровых технологий для художественно- эстетического развития детей дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №1»             Консультация для воспитателей&laq...

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях. Информационные технологии прочно вошли во все сферы нашей жизни. Соответственно, система образования предъявляет новые тр...