Консультация для воспитателей «Применение игровых технологий для художественно- эстетического развития детей дошкольного возраста»
консультация (средняя группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для воспитателей

«Применение игровых технологий

 для художественно-

эстетического развития детей дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила воспитатель: 1 кв. категории

Мешкова.Т.М.

 

 

Февраль 2021 г

 

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв)

Одной из современных образовательных технологий является игровая.

«Игровая технология», должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровые методы и приемы условно можно разделить на группы:

1. Методы и приемы «информационно-дидактического характера (это дидактические игры, дидактические сказки, виртуальные ресурсы (сайты музеев, электронные энциклопедии). Интересным является использование так называемых дидактических сказок, в которых через интересные ассоциации и сюжеты представлена информация (творческий путь художника, сюжетное описание художественного образа, возможности изобразительного материала). Уместно использование сказки с «искусствоведческим» подтекстом (например «История про кисточку», или «Сказка про то, как звучали краски», «Желтая сказка», «Сказка о спорое кисточки и краски», «Сказка про капельку».

Традиционно используются и современные дидактические игры: «Подбери по цвету», «Чей контур», «Назови промыслы», «Найди деталь», но и игры, предусматривающие творческое начало (из элементов сложить пейзаж в технике коллажа, украсить разными основы элементами в стилистике промысла).

2.Игровые методы и приемы, мотивирующие деятельность (игровые персонажи, ролевое поведение) которые поддерживают интерес к деятельности. Например в старшем возрасте «как настоящие мастера придумываем свой интересный узор для росписи», «составляем модели платья как дизайнеры», «рисуем как помощники художницы осени». Для детей 3-5лет образы Почемучки,девочки Красочки и мальчика Карандашика или бабушки Забавушки (увлекающая традиционными песнями, сказками и народными игрушками). Привлекательным для детей является и проведение образовательных ситуаций в виде путешествий. («Большое путешествие в страну красоты», «Большое морское путешествие», «Мир живых скульптур», оказание помощи персонажу (помочь кому либо нарисовать портрет, исправить ошибки или выручить из беды (исправить неверные представления Незнайки о различиях графики и живописи, выборе материалов для создания работы). Все это может сопровождаться атрибутами и костюмами (в том числе одевание самих посетителей парадных платьев для бала, головных уборов для юнг, отправляющихся в морское путешествие).

3. Игровые методы и приемы, активизирующие разнообразную деятельность. Использование имитационных игр (представить полет осенней листвы или птицы (через движения) и включение ситуаций «ролевого монолога» от лица изображенного персонажа. Прием вхождения в картину, предлагается рассматривая картину рассказать, что он видит, какие звуки можно услышать, прием домысливание, придумывание событий до и после изображенных на картине или в скульптурном произведении. Использование дополнительных атрибутов (бинокля, подзорной трубы, лупы) позволяет превратить образовательную ситуацию в занимательную игру.

4.Игровые методы и приемы стимулирующие присвоение освоенного, творческого его отражения: разнообразная дизайн – деятельность (составление коллекции кукольной одежды, макет помещения кукольных комнат, дизайн открыток и афиш к праздникам, конструирование костюмов для спектакля, рисование мультфильмов, изготовление украшений для игр, создание шляпок и накидок для карнавала.

5.Методы и приемы, обеспечивающие развертывание художественно-игровой деятельности, в рамках которой целесообразна интеграция разных видов деятельности (игровой, трудовой, коммуникативной, познавательно –исследовательской). Это возможно в рамках игровых проектов так называемых «сюжетно дидактических игр» «Большое морское путешествие», «Не ходите, дети, в Африку гулять», «Открываем кондитерскую», «Снимаем передачу о природе» в рамках которых равноценны и взаимно обогащаются разные виды деятельности.

Выбор и направленность используемых методов и приемов определяется возрастом и особенностями опыта детей. В младших группах игровые приемы, направлены на стимулирование к деятельности, привлечении внимания к изобразительным материалам, интереса к действиям (игра с кисточкой, обследование игрушек). В среднем возрасте игровые приемы стимулируют создание интересного изображения. В старших группах можно перенести акценты на развитие художественно –эстетических способностей и творчества.

Использование игровых приемов и методов способствует повышению интереса к деятельности, создает позитивный эмоциональный –творческий настрой, способствует повышению эффективности процесса развития и обучения и улучшению качества создаваемых творческих работ.



 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1»

Консультация для воспитателей

«Применение игровых технологий для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель: 1 кв. категории

Мешкова.Т.М.

Февраль 2021 г

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв)

Одной из современных образовательных технологий является игровая.

 «Игровая технология», должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровые методы и приемы условно можно разделить на группы:

1. Методы и приемы «информационно-дидактического характера (это дидактические игры, дидактические сказки, виртуальные ресурсы (сайты музеев, электронные энциклопедии). Интересным является использование так называемых дидактических сказок, в которых через интересные ассоциации и сюжеты представлена информация (творческий путь художника, сюжетное описание художественного образа, возможности изобразительного материала). Уместно использование сказки с «искусствоведческим» подтекстом (например «История про кисточку», или «Сказка про то, как звучали краски», «Желтая сказка», «Сказка о спорое кисточки и краски», «Сказка про капельку».

Традиционно используются и современные дидактические игры: «Подбери по цвету», «Чей контур», «Назови промыслы», «Найди деталь», но и игры, предусматривающие творческое начало (из элементов сложить пейзаж в технике коллажа, украсить разными основы элементами в стилистике промысла).

2.Игровые методы и приемы, мотивирующие деятельность (игровые персонажи, ролевое поведение) которые поддерживают интерес к деятельности. Например в старшем возрасте «как настоящие мастера придумываем свой интересный узор для росписи», «составляем модели платья как дизайнеры», «рисуем как помощники художницы осени».  Для детей 3-5лет образы Почемучки,девочки Красочки и мальчика Карандашика или бабушки Забавушки (увлекающая традиционными песнями, сказками и народными игрушками). Привлекательным для детей является и проведение образовательных ситуаций в виде путешествий. («Большое путешествие в страну красоты», «Большое морское путешествие», «Мир живых скульптур», оказание помощи персонажу (помочь кому либо нарисовать портрет, исправить ошибки или выручить из беды (исправить неверные представления Незнайки о различиях графики и живописи, выборе материалов для создания работы). Все это может сопровождаться атрибутами и костюмами (в том числе одевание самих посетителей парадных платьев для бала, головных уборов для юнг, отправляющихся в морское путешествие).

3. Игровые методы и приемы, активизирующие разнообразную деятельность. Использование имитационных игр (представить полет осенней листвы или птицы (через движения) и включение ситуаций «ролевого монолога» от лица изображенного персонажа. Прием вхождения в картину, предлагается рассматривая картину рассказать, что он видит, какие звуки можно услышать, прием домысливание, придумывание событий до и после изображенных на картине или в скульптурном произведении. Использование дополнительных атрибутов (бинокля, подзорной трубы, лупы) позволяет превратить образовательную ситуацию в занимательную игру.

4.Игровые методы и приемы стимулирующие присвоение освоенного, творческого его отражения: разнообразная дизайн – деятельность (составление коллекции кукольной одежды, макет помещения кукольных комнат, дизайн открыток и афиш к праздникам, конструирование костюмов для спектакля, рисование мультфильмов, изготовление украшений для игр, создание шляпок и накидок для карнавала.

5.Методы и приемы, обеспечивающие развертывание художественно-игровой деятельности, в рамках которой целесообразна интеграция разных видов деятельности (игровой, трудовой, коммуникативной, познавательно –исследовательской). Это возможно в рамках игровых проектов так называемых «сюжетно дидактических игр» «Большое морское путешествие», «Не ходите, дети, в Африку гулять», «Открываем кондитерскую», «Снимаем передачу о природе» в рамках которых равноценны и взаимно обогащаются разные виды деятельности.

Выбор и направленность используемых методов и приемов определяется возрастом и особенностями опыта детей. В младших группах игровые приемы, направлены на стимулирование к деятельности, привлечении внимания к изобразительным материалам, интереса к действиям (игра с кисточкой, обследование игрушек). В среднем возрасте игровые приемы стимулируют создание интересного изображения. В старших группах можно перенести акценты на развитие художественно –эстетических способностей и творчества.

Использование игровых приемов и методов способствует повышению интереса к деятельности, создает позитивный эмоциональный –творческий настрой, способствует повышению эффективности процесса развития и обучения и улучшению качества создаваемых творческих работ.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Данная презентация содержит материал по художественно-эстетической деятельности дошкольников...

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...

Использование игровых технологий в социально - личностном развитии детей дошкольного возраста

Социальное развитие дошкольников - это усвоение ценностей, традйций и культуры общества, в котором детям предстоит жить.Одна из главных задач социально - личностного развития ребенка - это умение педа...

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает•развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы...