Формы взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации
материал
Проблема взаимодействия двух институтов воспитания – семьи и детского сада – был одним из самых актуальных вопросов. На современном этапе он требует новых решений, в связи с модернизацией всей системы образования. Это связано с тем, что изменились условия воспитания детей, глубже и шире исследуются особенности психического развития ребенка дошкольного возраста, вследствие этого и проблема взаимодействия дошкольной образовательной организации (ДОО) и семьи требует поиска новых подходов и решений, в том числе по вопросам педагогического просвещения родителей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации
Процесс организации взаимодействия предполагает использование различных форм – способов, посредством которых решаются задачи совместной деятельности и общения педагогов и родителей.
Родительский университет – это форма работы с родителями, в основе которой лежит запланированный комплекс занятий, направленный на формирование педагогической компетентности родителей. Занятия могут проводиться в виде лекции, семинара, открытых занятий и других форм. Для организации взаимодействия с родителями данная форма предполагает четкую программу, планирование занятий, определение содержания занятий. Родительский университет играет важную роль в педагогическом просвещении родителей, так как предусматривает системную работу по различным областям. Это знания по психологии, педагогике, которые необходимы родителям для обучения и воспитания детей
Конференция – это форма взаимодействия для обмена мнениями и опытом в различных областях воспитания и обучения дошкольников. Для организации конференции выбирается определенная тема, актуальная для педагогического коллектива и родителей. По данной теме участниками готовятся доклады, выступления, организуется обсуждение. На конференцию могут быть приглашены различные специалисты – педагог-психолог, педагоги ДОО, медицинский работники. Конференция также может проводится в форме круглого стола, заседания семейного клуба, обсуждения различных вопросов в форме дискуссии, дебатов.
Консультирование – это одна из традиционных форм работы с родителями, которая может проводиться как индивидуально, так и фронтально. Консультации могут быть устными либо оформленными в виде стенда в группе ДОО. Консультации могут проводиться по запросу родителей для решения текущих вопросов. Также консультации могут быть общими, оформленными в виде буклетов, презентаций и размещаться на сайте ДОО.
Ролевые и деловые игры – это форма взаимодействия с родителями, в рамках которой происходит моделирование определенной ситуации, сюжета и выполнения определенных ролей. Игровая форма взаимодействия максимально приближает участников к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений. В процессе этих игр родители не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий. В процессе обсуждения участники игры с помощью педагогов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение.
Наглядные формы и консультации в уголке для родителей – это одна из распространенных форм взаимодействия родителей, направленная на их педагогическое просвещение. В уголке для родителей размещаются различные информационные материалы, например, план работы на неделю, рекомендации по воспитанию детей, подборки игр, наблюдений и т.д.
Семинары-практикумы – это форма взаимодействия, включающая в себя теоретическую и практическую части. Родители не только знакомятся с темой семинара, но и осваивают практические умения, например, по организации различных игр с детьми.
На современном этапе ведется поиск активных форм работы с родителями.
В каждой возрастной группе можно выделить вопросы, которые интересуют родителей. Например, в младшей группе актуальными являются такие темы для педагогического просвещения родителей, как адаптация детей к условиям дошкольной образовательной организации, развитие речи детей, сенсорное воспитание, развитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Для родителей детей старшего дошкольного возраста можно предложить такие темы, как подготовка к обучению в школе, развитие логического мышления, развитие творческих способностей в различных видах деятельности. Педагогическое просвещение также включает темы по запросу родителей. Наиболее часто родители проявляют интерес к проблемам охраны здоровья (питание, закаливание, воспитание культурно-гигиенических навыков, режим дня, профилактика простудных заболеваний), воспитанию детей в семье (необходимость раннего обучения, методики развития детей, развивающие игры, нравственное и трудовое воспитание в семье, совместный досуг).
Для организации просвещения родителей и улучшения взаимодействия семьи и дошкольного учреждения необходимо использование активных методов работы. Среди них могут быть выделены такие формы, как:
1. Коллективная (выступления на родительских собраниях, днях открытых дверей, проведение лекций, дискуссий, «круглых столов», мастер-классов, групповых консультаций, семинаров-практикумов, ролевых игр, конкурсов, конференций, семейных педагогических проектов и др.).
2. Индивидуальная (консультации, «Почтовый ящик» - банк вопросов о проблемах детского развития, телефон доверия, общение на сайте ДОУ и др.).
3. Наглядно-информационная (уголок просвещения для родителей, библиотека для родителей, информационный раздел на сайте ДОУ и др.).
Консультативная работа также реализуется через повышение культуры родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах, чтение лекций. Для родителей проводятся тематические консультации в рамках семинаров, лекториев, круглых столов по проблемам личностного развития детей, возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Тематика встреч формируется на основе актуальных запросов родителей: «Детские страхи», «Тревожные дети», «Адаптация детей в ДОУ», «Кризис трех лет», «Готовность к школьному обучению», «Развитие речи первых лет жизни», «Гендерное воспитание», «Сказка в жизни ребенка», «Возрастные особенности детей», «Как облегчить адаптацию ребенка к школе»
К наглядным формам просветительской деятельности можно отнести презентации, методические рекомендации, буклеты, информационные стенды, плакаты, памятки, сайт образовательного учреждения, социальные сети, которые несут информационно-просветительную нагрузку. Формой вербального письменного варианта просвещения являются публицистические статьи в печатных и электронных СМИ. К вербальным формам просвещения относятся беседы, как групповые, так и индивидуальные, просветительские лекции, обсуждения, дискуссии, социальные акции, конкурсы, конференции и другие.
Просветительская деятельность может осуществляться в контактном или дистантном виде. Контактная осуществляется при непосредственном взаимодействии педагога и участников деятельности. Дистантная подразумевает контакт в онлайн-формате, печатные тексты, видео- и аудиозаписи.
Всё многообразие форм взаимодействия с родителями в можно свести к следующим основным группам:
– информационно-аналитические формы взаимодействия, которые включают в себя беседы, мониторинг запросов и потребностей родителей в решении тех или иных вопросов, связанных с воспитанием детей дошкольного возраста;
– досуговые формы взаимодействия, которые дают возможность для организации совместной деятельности всех участников образовательного процесса – детей, педагогов и родителей; к досуговым формам относятся различные совместные мероприятия, праздники, досуги, соревнования, конкурсы; данные формы способствуют сплочению коллектива, созданию благоприятного психологического климата, развитию дружеских отношений;
– познавательные формы взаимодействия, направленные на ознакомление родителей с основными направлениями работы педагогов ДОО, различными формами и методами работы с детьми, которые можно применять дома;
– наглядно-информационные формы взаимодействия, которые дают возможность познакомить родителей с работой педагога и ДОО в целом; данные формы включают в себя различные наглядные консультации, буклеты, презентации, памятки, рекомендации.
В работе с родителями можно использовать такие формы взаимодействия, как: сайт детского сада; редакционно-издательская деятельность: электронная газета, журнал; электронная почта; использование личной веб-страницы, телекоммуникационный проект; дистанционные конференции.
Сайт детского сада – это возможность для родителей ознакомиться с дошкольной образовательной организацией, с нормативно-правовыми документами, текущими событиями, отчетами, рекомендациями воспитателей и специалистов. На сайте ДОО родители узнают новости, общаются с педагогами и администрацией посредством чатов, участвуют в опросах и т.д.
Воспитатели и специалисты ДОО могут создать свои личные веб-страницы в Интернете, где разместить подробную информацию о себе, о реализуемых образовательных технологиях, своих достижениях, а также различные консультации по вопросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Это позволяет родителям, которые не имеют возможности ознакомиться с материалами в уголке для родителей, размещенном в группе ДОО, просмотреть все материалы в домашних условиях.
Дистанционные телеконференции могут проводится как в режиме реального времени, так и с помощью электронной переписки. В чат-конференции работа ведущего возможна как со всеми участниками конференции, так и одновременно в отдельной комнате с теми участниками, которые пожелали обсудить возникший вопрос или проблему лично с ведущим.
Другой эффективной формой взаимодействия с семьей является выпуск в дошкольной образовательной организации информационно-методического журнала online для родителей. Каждый номер посвящен определенной проблеме воспитания ребенка в семье и дошкольной образовательной организации. Открытие подписки на электронный вариант журнала позволит родителям знакомиться с новыми материалами издания, получая свежий номер по электронной почте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.
Нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей....

Презентация выпускной квалификационной работы "Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации"
Цель работы:"Выявить наиболее эффективные методы и формы взаимодействия педагогов ДОО с семьей....

Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.
Задача детского сада "повернуться" лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. на учебный год 2015-2016г...
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТЫ ПО ТЕМЕ «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейная и общественная. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими...

Проблема взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации
Актуальность проблемы взаимодействия с родителями в дошкольной образовательной организации обусловлена изменением требований к дошкольному образованию, связанных с принятием закона «Об образован...

Успешные формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в современной педагогической теории и практике.
Современная наука оперирует понятием педагогическое взаимодействие, которое рассматривается как одна из основных категорий педагогики, в том числе и педагогики начальной школы. Способность к педагогич...
