готовность к школе
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
«Педагогическая характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения»
Готовность к школьному обучению можно определить как целостное психофизическое и личностное развитие ребенка, которое обеспечивает ему успешность обучения и легкую адаптацию к новым условиям школьной жизни. У Л. Венгера есть прекрасное высказывание: «Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Отечественные и зарубежные ученые в понятие «готовности» включают все жизненно-важные сферы созревания ребенка: физическую, личностно-интеллектуальную, нравственно-волевую, мотивационную, коммуникативную. При учете основных компонентов готовности к школьному обучению в современных образовательных условиях на первый план выходит психологическая готовность ребенка, которая служит комплексным показателем, позволяющим прогнозировать успешность обучения в дальнейшем. Она включает в себя положительное отношение к обучению и учебе (мотивационная готовность, высокий уровень развития произвольности поведения (волевая готовность, наличие определенного запаса знаний, умений и навыков, высокий уровень познавательных процессов (интеллектуальная готовность, формирование коммуникативных и социальных умений и навыков поведения, взаимоотношений, общения со сверстниками и взрослыми.
Каковы же критерии развития ребенка, необходимые для его успешного обучения и адаптации к новым условиям школьной жизни, т. е. готовности к началу школьного обучения?
- Ребенок способен устанавливать причинно-следственные связи;
- умеет выделять общие и отличительные признаки предметов, явлений, классифицировать и систематизировать их;
- имеет элементарный запас знаний об окружающем мире, о себе, своей семье, стране, умеет ими пользоваться;
- активно воспринимает новую информацию, интересуется ей, задает вопросы;
- может продолжить словесное рассуждение, высказать свое суждение, сделать простой логический вывод.
- ребенок может работать, не отвлекаясь, 10-15 минут, даже если деятельность ему не очень интересна;
- переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекаясь на внешние раздражители;
- может запомнить 8-10 картинок или не связанных между собой слов при трехкратном повторении;
- после нескольких повторений запоминает стихотворение из восьми строк.
У детей с неустойчивым вниманием и низким объемом памяти возникают комплексные трудности при усвоении программного материала.
- Ребенок правильно произносит все звуки родного языка;
- четко дифференцирует все звуки;
- может выделять звук в начале, середине, конце слова;
- может производить звукобуквенный анализ и синтез слова;
- использует разные способы словообразования и грамматически правильного построения высказывания;
- умеет связно рассказывать и пересказывать, правильно понимать прочитанное и отвечать на вопросы по его содержанию;
- способен составить рассказ по картинке, передать интонацией различные чувства без нарушений темпа речи.
Отклонения в фонематическом и лексико-грамматическом развитии создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению.
- Ребенок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяя их характерные признаки;
- может классифицировать фигуры по форме, цвету, величине, направлению штрихов и другим признакам;
- копирует буквы, цифры, простые геометрические фигуры и их сочетание, соблюдая направление штрихов и всех элементов;
- дорисовывает элементы согласно схеме (образцу) ;
- находит части целого, складывает разрезную картинку из 7-8 частей на основе зрительного восприятия;
- не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений, при работе с мелким конструктором, мозаикой, хорошо манипулирует их мелкими деталями.
Эти функции считаются «школьно значимыми», т. к., при их недостаточной сформированности невозможно научиться хорошо читать и правильно писать.
- Ребенок осознает, как вести себя со сверстниками и со взрослыми, спокойно идет на контакт с ними;
- может заниматься и учиться, а не только играть;
- может планировать свою деятельность, не действует хаотично;
- доводит начатую работу до конца, умеет объективно оценить ее качество, стремится к успеху в тех видах деятельности, которые выполняет;
- может дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки;
- проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т. п., стремится к личным достижениям, самоутверждению, признанию;
- хорошо адаптируется к новой обстановке, не меняет своего поведения, не возбуждается;
- способен управлять своим поведением.
Этот компонент определяет успешность психологической адаптации в школе.
- Ребенок полностью владеет навыками самообслуживания и уверенно действует в быту;
- освоил основные виды движений: разные виды ходьбы, бега, прыжков, лазаний и пр.
- при сохранении равновесия движения координированы и ловки;
- хорошо ориентируется в пространстве.
Таким образом, готовность к школе – это определенный уровень социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение; развития тех функций, без которых обучение невозможно или затруднено - это развитие речи, памяти, внимания, зрительного восприятия, моторной координации и пр., личностного развития, характеризующего самосознание, самооценку, мотивацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для родителей "Готовность к школе детей", "Готовность к школе родителей"
Готовность к школе детей и родителей....

Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"
Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....

статья (подготовительная группа) на тему:"Готовность к школе детей", "Готовность к школе родителей"
Готовность к школе детей и родителей....
Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...

Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"
Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....

Готовность к школе детей, готовность к школе родителей
Готовность к школе детей, готовность к школе родителей...

Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.
Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе....