Технология продуктивного чтения-слушания в детском саду
презентация к уроку (подготовительная группа)
Проблема, которая охватывает все современное подрастающее поколение— это отсутствие устойчивого интереса к чтению, к книге. Книга не в силах конкурировать с Интернетом, компьютерными играми и потому теряет свои позиции с каждым годом. Но мы прекрасно понимаем, что именно книга формирует и познавательные способности, и эмоциональную сферу, и обогащает все стороны жизни и личности ребенка. Так что задача — воспитать в ребенке духовную потребность в книге, взрастить не ослабевающую со временем любовь к чтению — важнейшая в дошкольном и школьном образовании
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Читать –это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное . К.Д.Ушинский
Проблема, которая охватывает все современное подрастающее поколение— это отсутствие устойчивого интереса к чтению, к книге. Книга не в силах конкурировать с Интернетом, компьютерными играми и потому теряет свои позиции с каждым годом. Но мы прекрасно понимаем, что именно книга формирует и познавательные способности, и эмоциональную сферу, и обогащает все стороны жизни и личности ребенка. Так что задача — воспитать в ребенке духовную потребность в книге, взрастить не ослабевающую со временем любовь к чтению — важнейшая в дошкольном и школьном образовании
Мы, педагоги, обязаны создать максимально благоприятные для этого условия, т. е. речевую развивающую среду. Что это такое? Для углубления понимания художественного текста дошкольниками применяются различные технологии, методы и формы. Сегодня мы познакомимся с образовательной технологией, которая обеспечивает активную читательскую позицию, как к тексту, так и к автору и полноценное восприятие и понимание текста ребёнком.
Это - технология продуктивного чтения. Данную технологию разработала Наталья Николаевна Светловская (кандидат филологических наук, доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ, профессор), а адаптировала Ольга Васильевна Чиндилова (доктор педагогических наук, профессор кафедры НиДО АПКиППРО , заслуженный учитель РФ, автор (в соавторстве) учебников по литературе и русскому языку, а также пособий для дошкольников, методических рекомендаций, тетрадей по литературе и литературному чтению). Что значит продуктивное чтение? (продуктивное – от слова «продукт»). Что может быть продуктом чтения? (результат) А какой результат может быть по окончании чтения текста? (понимание, объяснение, комментирование смысла прочитанного). Понимание – это действительно результат продуктивного чтения. Но не только это. Понимание невозможно без другого результата чтения - восприятия прочитанного текста. Восприятие – это включение человека в чтение. При этом неважно, как мы читаем: вслух, про себя, читаем сами или слушаем чтение другого. То есть настоящий читатель воспринимает текст через эмоции, воображение и содержание.
Данная технология предполагает несколько этапов работы с текстом. I. Работа с текстом до чтения. Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу. Дети могут полистать, рассмотреть книгу, иллюстрации, задать вопросы взрослому; Взрослый может задать детям вопрос в отношении автора книги, по названию произведения или по какому-то понятию, которое будет встречаться в тексте. II. Работа с текстом во время чтения. Читайте текст медленно, используя выразительные средства. диалог - это вопросы, ответы на которые можно узнать в процессе чтения, например, «Чем это можно объяснить?», «Что из этого следует?», «Что сейчас случится?», «Почему именно так?» чтение с остановками – непременное условие для работы – повествовательный текст в котором нужно найти оптимальный момент для остановки. комментированное чтение - это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений. словарная работа - комментирование (объяснение и уточнение значений слов) ведётся в основном по ходу чтения.
III. Работа с текстом после чтения. Обсуждение: педагог ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Вопросы к детям: Назовите главных героев рассказа? Кто из них вам больше понравился? Почему? Как чувствовал себя герой? А какое чувство испытывали вы, когда слушали эту часть? Краткий пересказ текста. Если детям трудно справиться с этим заданием, можно помочь им сформулировать мысль с использованием игры «Правда – неправда», «Дополни предложение», «Вставь нужное слов» и т.д. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Как бы вы сейчас назвали рассказ? Как теперь вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа? Воспроизведение прочитанного с помощью специальных заданий: обсуждение; воспроизведение: разыгрывание произведения с помощью пальцев, инсценировка произведения – дети - герои, воспитатель – автор. нарисуй обложку; викторины; «Меняем сюжет» (время года, страну, волшебный предмет), рассказ по схемам, мнемотаблицам , придумай другой конец произведения.
В заключении хочется сделать вывод: технология продуктивного чтения с учетом ее многоэтапности, не настолько сложна, как кажется, но и не настолько проста, чтобы её не стоило изучать, модернизировать и обмениваться опытом ее применения в педагогическом сообществе. Эффективность данной работы, во многом, зависит от педагога, если он будет заинтересованным и интересным соучастником процесса работы с текстом.
Рассказ Б. Житкова «На льдине» Этапы Деятельность воспитателя и детей 1 этап — работа с текстом до чтения . Введение в тему. Беседа по картинкам, с опорой на личные впечатления детей. Наглядный метод, метод сопоставления, словесный метод. — Послушайте, что за звуки вы слышите. Как поняли, что это море. — Море летом. Какое оно? Что чувствуешь, глядя на него? Что хочется сделать? — Посмотрите на зимнее море. Какое оно? — Я приготовила вам одну историю, которую написал Б. Житков, про людей, оказавшихся в море (о названии рассказа детям не сообщается) 2 этап — чтение текста, работа с текстом во время чтения Эмоциональное «проживание» детьми событий рассказа. Пояснение значения слов-предметов с демонстрацией изображений. Пояснение значения слов-предметов с демонстрацией изображений . Почему рыбаки стали проситься остаться на ночь, ведь рыбы они поймали много? — Тулуп — шуба мехом внутрь. — Что чувствовали рыбаки, когда поняли, что их несет в море? Как это выражалось в их действиях, движениях? — Мачта — толстое бревно, вертикально расположенное на паруснике, на которое крепятся паруса, а также сооружение из палок крест-накрест. — Почему именно красную рубаху прикрепили к мачте? — Что чувствовали рыбаки, когда поняли, что их несет в море? Как это выражалось в их действиях, движениях? — Мачта — толстое бревно, вертикально расположенное на паруснике, на которое крепятся паруса, а также сооружение из палок крест-накрест. — Почему именно красную рубаху прикрепили к мачте?
3 этап — работа с текстом после чтения. Беседа по прочитанному с параллельным выполнением карты случившихся событий. Словесные методы. Приемы работы с названием рассказа. Словесное рисование. Предметные действия. Работа с обложкой книги. Чем интересна эта история? Что случилось с людьми, скажите одним предложением (люди попали в беду) — Ребята, мы с вами сейчас сделаем так, как делают работники МЧС: составим карту событий и выясним, почему так произошло, кто виноват и как надо было поступить, чтобы беды не было (дети усаживаются вокруг стола, на котором разложены ватман, фломастеры, клей, вырезанные льдины) — Где происходили события? С кем? Сколько их было? (выполнение карты событий: наклеить на море льдину, нарисовать 8 рыбаков) — Почему это случилось? — Как рыбаки пытались спастись? Кто придумал сделать мачту? (рисуем мачту, красный флаг) — Как еще можно было дать сигнал бедствия? (рация, телефон, письмо в бутылке, ракетница, почтовый голубь) — Случайно появился самолет? Кто его отправил искать людей? — Как спасли рыбаков? (наклеиваем самолет, пароход) Водный и воздушный транспорт участвовал в поисково-спасательных операциях уже 100 лет назад. — Как надо было поступить рыбакам, чтобы избежать беды? — Чему научились рыбаки? — Кто главный герой рассказа — море или люди? Какое название дадим рассказу? — На самом деле рассказ называется «На льдине». — Рассмотрите обложку. Что изображено на ней? — Что бы вы нарисовали? — Рефлексия. Понравился рассказ? Какой момент был самым волнующим? Подвижная игра «Море волнуется…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности чтение художественной литературы по технологии продуктивного чтения-слушания О.В.Чиндиловой для подготовительной группы
Знакомство детей с художественной литературой по технологии продуктивного чтения-слушания О.В.Чиндиловой ....

Реализация технологии продуктивного чтения-слушания в детском саду
Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценн...

«Технология продуктивного чтения - слушания в детском саду»
Технология продуктивного слушания в ДОУ...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ-СЛУШАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ-СЛУШАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ»...

МАСТЕР - КЛАСС для педагогов «Технология продуктивного чтения-слушания как средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы и формирования ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения »
1 слайдДобрый день.Тема моего мастер – класса «Технология продуктивного чтения-слушания как средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы и формирования ценностно-смы...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности в средней группе детского сада «Мой город» с использованием технологии продуктивного чтения (слушания)
Технологическая карта организованной образовательной деятельности в средней группе детского сада «Мой город» с использованием технологии продуктивного чтения (слушания)...

Мастер-класс для педагогов "Реализация технологии продуктивного чтения-слушания в детском саду"
Чтение дошкольников - восприятие текста на слух и его понимание (извлечение смысла, содержания).«Вид речевой деятельности, когда текст воспринимается на слух, и при этом обеспечивает...
