статья "Технология портфолио как средтво формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая группа)

статья по теме ВКР "Технология портфолио как редтво формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vkr_1.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Технология портфолио как средство формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Дрекунова А.Н.

Руководитель Скударнова О. Ю.

ГАПОУ «Читинский педагогический колледж»

В современном обществе все больше внимания уделяется развитию личности ребенка, его самоопределению и самооценке. Формирование самооценки является одной из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Самооценка – это оценка человеком самого себя, своих качеств, способностей и достижений. Она играет важную роль в развитии личности ребенка, его уверенности в себе и успешности в жизни. В настоящее время все большее внимание уделяется технологии портфолио как средству формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Данная тема является актуальной на сегодняшний день, потому что технология портфолио позволяет детям анализировать и оценивать свою работу, что в будущем поможет ребенку в школе и дальнейшей жизни. На наш взгляд именно технология портфолио позволяет увидеть и оценить эти индивидуальные достижения всем участникам образовательных отношений – родителям, педагогам и в первую очередь самому ребёнку.

Что же такое «Портфолио дошкольника»? Портфолио дошкольника - это копилка личных достижений ребёнка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это показатель творческих успехов ребенка. Технология «Портфолио» поможет раскрыться, заметить свою «изюминку», оценить индивидуальные достижения, покажет, в чем сложности и способы их исправления.

Проблема формирования самооценки является значимой для многих исследователей, в частности, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин.

Проблема: какова роль портфолио в формировании самооценки детей старшего дошкольного возраста?

Объект: процесс развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: портфолио как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Цель: теоретически обосновать и апробировать на практике возможности технологии портфолио в формировании самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст, особенно последний год, играет ключевую роль в формировании личности ребенка, включая самопознание и самооценку. Самооценка дошкольника во многом зависит от оценки взрослого. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. В тоже время существенную роль в развитии самооценки у детей старшего дошкольного возраста играет общение со сверстниками. При обмене оценочными воздействиями возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами.

В старшем дошкольном возрасте дети стремятся к положительной оценке, но их самооценка чаще завышена, поскольку им трудно отделить умения от личности. Выделяют детей с неадекватно завышенной, адекватной и заниженной самооценкой, каждый из которых имеет свои особенности поведения и восприятия оценок. Завышенная самооценка может быть обусловлена некритичным отношением взрослых или защитой от завышенных требований. Заниженная самооценка встречается реже. В сказке Ш. Перро «Золушка», автор показывает, как низкая самооценка и внутренняя неуверенность могут мешать раскрытию истинного потенциала.

Портфолио дошкольника выполняет ряд функций: Диагностическую – фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени; целеполагающую – поддерживает учебные цели (чему мы обучаем ребенка и для чего); мотивационную – поощряет достигнутые ребенком результаты; содержательную – раскрывает весь спектр выполняемых работ; социообразующую – формирует и развивает детско-взрослый коллектив в совместной деятельности; развивающую – обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году; рейтинговую – показывает диапазон навыков и умений ребёнка.

Для успешной работы технологии портфолио нужно соблюдать одно из важных условий – добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер.

Цель технологии детского портфолио – создать условия для формирования личности ребенка, открытия им своего образа «Я», отслеживание индивидуального развития ребенка, его прогресса в образовательном контексте.

Создание портфолио дошкольника включает три этапа. На постановочном этапе определяются цели, структура и обязанности участников. Дети совместно со взрослыми решают, как будет выглядеть портфолио и как часто обновляться. Поисковый этап предполагает сбор информации, индивидуальную и групповую работу с детьми, взаимодействие с родителями. Ребенок активно участвует в выборе формы и содержания портфолио, взрослые – помощники. Важно заинтересовать родителей, научить их наблюдать и фиксировать достижения ребенка. Портфолио позволяет родителям увидеть ребенка со стороны, а также используется для изучения семьи. Работа над портфолио сближает всех участников процесса. На заключительном этапе проводится рефлексия деятельности, дети осознают свои достоинства и проблемы, а родители и педагоги раскрывают творческий потенциал ребенка. Оценка достижений становится более объективной.

Для повышения самооценки рекомендуется самостоятельное ведение портфолио, отражение значимых событий, презентация страниц и участие родителей. Портфолио отслеживает прогресс, признает достижения, ставит цели, развивает саморефлексию и способствует сотрудничеству с родителями. Портфолио - ценный инструмент для формирования позитивной самооценки, помогающий осознать достижения, увидеть сильные и слабые стороны.

В ходе преддипломной практики нами планируется провести диагностические методики для выявления уровня самооценки детей старшего дошкольного возраста, такие как «Лесенка», «Я горжусь тем, что я», «Какой я?» и др., а также упражнения и ряд занятий для повышения уровня самооценки старших дошкольников посредством технологии портфолио. В заключении будет проведен анализ и обобщение достигнутых результатов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одной из самых значительных и актуальных тем в психологии можно считать проблему становления самосознания и самооценки личности. В психологической литературе представлено большое количество работ...

Формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста

Консультация для воспитателей.Формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста под влиянием детско – родительских отношений....

Способы исследования влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной и личностной сферы, традиционно отводится фактору взаимодействия родителей и ребенка, как на ранних, так и на более поздних этапах развития. В процес...

СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ"

В статье  описан опыт работы педагога ДОУ  по формированию самооценки  детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры....

Психолого-педагогические условия формирования адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста

статья посвящена вопросу выявления уровня самооценки и психолого-педагогическим условиям формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Самооценка детей дошкольного возраста в онтогенезе. Воспитаниеадекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Виды и уровни самооценки личности, их особенности. Факторы, влияющие на...

Методическая разработка. Рекомендации педагогам и родителям по формированию самооценки детей старшего дошкольного возраста посредством сказки.

Сказка - как форма организации детского опыта, предполагает интеграцию и обобщение ряда функций, сказка структурирует, упорядочивает, организует приобретаемый и уже приобретенный опыт ребенка, его вос...