СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ"
статья (старшая группа)

Химич Светлана Анатольевна

В статье  описан опыт работы педагога ДОУ  по формированию самооценки  детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vkr_skipidarova.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 378.4

ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Химич Светлана Анатольевна

 воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ Детский сад № 43 «Журавушка»., г. Лесосибирск, Россия

 Скипидарова Татьяна Юрьевна

МКОУ «Межовская СОШ»

 структурное подразделение детский сад., с. Межово, Россия

    В статье  описан опыт работы педагога ДОУ  по формированию самооценки  детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.

          Ключевые слова:  самооценка, дети старшего дошкольного возраста, способы формирования самооценки, адекватная самооценка, сюжетно-ролевая игра.

Необходимость изучения проблемы формирования самооценки ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения, обусловлена тем, что актуальные на сегодня нормативные документы, регламентирующие воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, предъявляют заданные тенденциями современного общества,  требования к ребенку как к будущему гражданину, обладающему высокой степенью ответственности, осознанности и требовательности как к себе, так и к другим людям.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования отмечает такие актуальные направления развития детей дошкольного возраста, как: формирование способности и мотивации к овладению разнообразными способами познавательной деятельности, к осознанию потребности совершать необходимые действия осознанно и целенаправленно [3].

В нашем исследовании нам необходимо было проверить гипотезу о том, что сформировать способность дошкольника адекватно оценивать собственную деятельность и деятельность других, будет наиболее эффективно посредством систематической и целенаправленной организации сюжетно-ролевых игр.

Для того чтобы подтвердить либо опровергнуть наше предположение мы определили цель – теоретически описать и практически проверить результативность сюжетно-ролевой игры в формировании самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Исследователь Б.Г. Ананьев, характеризуя важность самооценки, говорит о ее особом значении в становлении  самосознания формирующейся личности ребенка. По его мнению, в самооценке человек может проявить самого себя, все свои возможности, силы, качества, осознать свое место в коллективе, в обществе. Для личности формирование самооценки имеет колоссально важное и фундаментальное значение, определяющее ее активность и отношение к себе  и другим индивидам [1].

Рассуждая о значимости формировании адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста,  мы считаем необходимым отметить такую тенденцию: это тот возрастной этап, когда человек впервые сталкивается с осознанием того, каков его статус в группе сверстников, с тем, что не все люди относятся к нему одинаково хорошо, он начинает впервые задумываться о своих желаниях и возможностях их осуществления. На этом этапе формирования самооценки у ребенка развиваются осознанные мотивы деятельности, осуществления поступков, за которые он получит высокую оценку со стороны, и это становится поводом ему самому себя высоко оценивать.

При формировании самооценки старшего дошкольника необходимо учитывать, такие особенности как: возрастание качеств личности и действий, которые старший дошкольник способен оценить, переход самооценки от общей к дифференцированной, у старшего дошкольника возникает способность к соподчинению мотивов, которая проявляется в возможности оценивать себя в перспективе.  Большое значение в развитии самооценки на начальных этапах формирования личности (завершение раннего и начало дошкольного периода) имеет контакт ребенка с взрослыми [2].

Учитывая выделенные нами особенности, мы провели диагностику сформированности самооценки у детей старшего дошкольного возраста в количестве 16 человек и получили следующие результаты: адекватную самооценку мы выявили у 5 детей, что составляет 32 % от общего количества испытуемых дошкольников, завышенная самооценка была продемонстрирована 6 детьми – соответственно это 36 % и заниженная выявлена также у 5 детей, что составляет 32%.

Мы предположили, что ситуация может быть скорректирована через использование в работе педагога системы специально подобранных сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации формирующего этапа нашей работы мы подбирали и адаптировали сюжетно-ролевые игры таким образом, чтобы они были направлены на формирование адекватной самооценки ребенка, с этой целью мы выстраивали систему игр, учитывая в том числе, индивидуальные особенности детей нашей группы, их склонности и интересы, их игровые предпочтения.

Сюжетно-ролевые игры были включены нами во все образовательные области, кроме того, их включали в режимные моменты и в свободной деятельности дошкольников.

При участии в сюжетно-ролевых играх, направленных на повышение самооценки дошкольников, при эмоциональной поддержке сверстников и взрослых, детям удавалось нести ответственность за того важного персонажа, роль которого он выполнял, у них проявлялись такие качества как самоконтроль желание нести  ответственность и давать оценку своей деятельности.

Таким образом, мы предполагаем, что включение сюжетно-ролевых игр, направленных на повышение самооценки дошкольников в воспитательно-образовательный процесс и непосредственно образовательную деятельность, позволило нам в системе воздействовать на поддержание самооценки детей старшего дошкольного возраста.

После реализации формирующего этапа опытно-экспериментальной работы мы провели повторную диагностику с использованием тех же диагностических мероприятий.

В итоге  получили следующие показатели: трое дошкольников перешли с низкого уровня самооценки, то есть с заниженной – на адекватный, и хочется отметить, что те дети, которые не перешли на другой уровень по среднему показателю, тоже имеют динамику в баллах.  Один ребенок с завышенной самооценкой стал иметь адекватный показатель сформированности, дети, которые на констатирующем этапе показали адекватную самооценку, все остались на этом уровне,

Таким образом, мы пришли к выводу, что проделанная нами работа на формирующем этапе была эффективной, что подтверждается динамикой сформированности самооценки, и мы убеждены, что если и дальше проводить сюжетно-ролевые игры, направленные на повышение самооценки, то динамика показателей продолжится.

Список литературы:

1. Ананьев, Б. Г. Психология педагогической оценки / Б. Г. Ананьев . – Санкт-Петурбург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. – 146 с.

2. Кузовкова, Ю. С. Профессиональное и личностное самоопределение в старшем дошкольном возрасте / Ю. С. Кузовкова // Казанский педагогический журнал. – 2020. – № 7. – С. 37 – 41.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (с изменениями и дополнениями от 21 января 2019 г.). – Режим доступа:URL:https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 12.05.2022).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры"

В докладе идет речь о роли патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно- ролевой игры....

«Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста посредствам сюжетно – ролевой игры».

Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложн...

«Развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры»

Выступление из опыта работы на тему: «Развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры».Каждая сюжетно-ролевая игра у нас, является и...

Формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно- ролевой игры.

Игра занимает важное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая оч...

Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевой игры.

Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевой  игры необходимо для развития духовных и физических сил ребенка: его внимания, памяти, речи, ...

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

Обобщенный опыт работы по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста.В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности...